Методика анализа портфеля по общей портфельной матрице.
1. Выбор критерия структурирования бизнес-портфеля компании.
2. Структурирование существующего портфеля и определение объемов продаж отдельных элементов портфеля в динамике за 3-5 лет.
3. Расчет пропорциональных долей продаж отдельных элементов портфеля в общем портфеле путем пересчета фактических объемов продаж в относительные. Чаще всего используются диаметр или площадь круга, соответствующие каждой единице портфеля. Результаты оформляются в виде следующей таблицы, аналогичной для рассматриваемого примера (расчетная табл. 1).
Расчетная таблица 1
Элементы портфеля
| Объем продаж
| Диаметр круга
| А
|
|
| В
|
|
| С
|
|
| | | | | 4. Отбор факторов по методике оценки привлекательности рынков (см. выше) и проверка, подходят ли выбранные факторы для всех рынков, относящихся к единицам портфеля, включаемым в анализ. Если есть несоответствие, необходимо провести несколько отдельных процедур. Совместный анализ всех единиц портфеля в этом случае будет затруднен.
5. Согласно выбранному перечню факторов привлекательности провести необходимые исследования исследование и определить показатели для каждой единицы портфеля (пример — расчетная табл. 2).
Оценка факторов проводится методом экспертных оценок и расчетов с привлечением вторичных данных.
Расчетная таблица 2
| Факторы привлекательности рынка
| Единицы портфеля
| размер рынка, млн руб.
| темпы роста, %
|
Интенсивность конкуренции
| Прибыльность, %
| Уязвимость рынка внешней средой
| А
|
|
| Низкая
|
| Низкая
| В
|
|
| Высокая
| Менее 10
| Высокая
| С
|
|
| Высокая
| Менее 10
| Высокая
| 6. Эксперты должны проставить значения весов отдельных показателей в общей интегральной оценке и разработать согласованную систему пересчета показателей (пример — расчетная табл. 3).
№
п/п
| Фактор привлекательности рынка
| Масштаб бальной оценки
| Весомая значимость, %
| 10-7
| 6-3
| 2-1
|
| Размер рынка, млн. руб.
| Более 100
| 33-100
| Менее 33
|
|
| Темп роста, %
| Более 10
| 5-9
| Менее 5
|
|
| Интенсивность конкуренции
| Низкая
| Средняя
| Высокая
|
|
| Прибыльность, %
| Более 15
| 10-15
| Менее 10
|
|
| Уязвимость рынка внешней средой
| Низкая
| Средняя
| Высокая
|
|
| Итого
| -
| -
| -
|
|
7. Далее для каждой единицы портфеля рассчитывается интегральный показатель привлекательности рынка (пример — расчетная табл. 4 для единицы А портфеля).
Расчетная таблица 4
Факторы
| Балльная оценка
| Весовая значимость, %
| Общая оценка фактора
| Размер рынка
| 1-2
|
| 0,15-0,3
| Темп роста
| 7-10
|
| 1,75-2,5
| Интенсивность конкуренции
| 7-10
|
| 1,05-1,5
| Прибыльность
| 7-10
|
| 2,1-3,0
| Уязвимость рынка внешней средой
| 7-10
|
| 1,05-1,5
| Итого
| —
|
| 6,1-8,8
| Среднее значение (интегральный показатель силы
бизнеса компании)
| —
| —
| 7,45
| 8. Провести отбор факторов по методике оценки силы позиции бизнеса компании по отраслевым КФУ и проверить, подходят ли выбранные факторы для всех рынков, относящихся к единицам портфеля, включаемым в анализ. Если есть несоответствие, необходимо провести несколько отдельных процедур. Совместный анализ всех единиц портфеля в этом случае будет затруднен.
9.Согласно выбранному перечню факторов провести необходимые исследования и проставить оценку для каждой единицы портфеля (пример – расчетная табл. 5). Оценка факторов проводится методом экспертных оценок и расчетов с привлечением вторичных данных.
Расчетная таблица 5
Единицы портфеля
А
|
| Факторы оценки силы бизнеса
|
Преимущество по товару
Высокое
| Имидж на рынке
Хороший
| Возможность предложить
инженерную поддержку
вместе с товаром
|
Высокая
| В
| Низкое
| Хороший
| Высокая
| С
| Низкое
| Плохой
| Средняя
|
10. Эксперты должны проставить вес каждого фактора в общей интегральной оценке и разработать согласованную систему пересчета показателей (пример – расчетная табл. 6).
Расчетная таблица 6
Фактор
| Масштаб балльной оценки
| весомая
значимость, %
| 10-7
| 6-3
| 2-1
| Преимущество
по товару
| Высокое
| Среднее
| Низкое
|
|
|
| Имидж
на рынке
| Хороший
| Средний
| Плохой
|
|
|
| Возможность предложить
инженерную
поддержку
вместе с товаром
| Высокая
| Средняя
| Низкая
|
| | | | | | |
11.Далее для каждой единицы портфеля рассчитывается интегральный показатель силы бизнеса компании (пример — расчетная табл. 7 для единицы А портфеля).
Расчетная таблица 7
Факторы
| Бальная оценка
| Весомая значимость, %
| Общая оценка фактора
| Преимущество по товару
| 7-10
|
| 1,75-2,5
| Имидж на рынке
| 7-10
|
| 3,5-5,0
| Возможность предложить инженерную поддержку вместе с товаром
| 7-10
|
| 1,75-2,5
| Итого
| -
|
| 7,0-10,0
| Среднее значение (интегральный показатель силы бизнеса компании)
| -
| -
| 8,5
|
12. Подготовка итоговой формы таблицы интегрированных показателей по всем единицам портфеля (пример — расчетная табл. 8).
Расчетная таблица 8
Единицы портфеля
| Оценка
привлекательности
рынка
| Оценка силы на рынке
| Значение единицы
в портфеле
(объем продаж)
| А
| 7,45
| 8,5
|
| В
| 2,55
| 6,75
|
| С
| 1,5
| 2,25
|
| 13. Нанесение на шаблон общей портфельной матрицы позиции каждой единицы. По каждой единице: по вертикальной оси откладывается оценка привлекательности рынка; по горизонтальной оси – оценка силы ее позиции на рынке; величина единицы в портфеле учитывается при расчете диаметра круга. Пример заполненного шаблона общей портфельной матрицы представлен на рис. 2.

Рис. 2 Пример общей портфельной матрицы
14. Анализ полученных результатов совместно с другими портфельными моделями, например БКГ, и использование результатов для стратегического анализа и планирования в рамках КМСП.
Методика И. Ансоффа определения и выбора вариантов развития продукт/рынок с помощью модели gap-анализа
1. Создание системы координат модели gap: выбор ключевого показателя, по которому будет разработана система целей. Это может быть один из показателей — прибыль, валовой доход, иногда объем продаж (в денежном или натуральном выражении). Последний показатель не является результирующим, так как возможна более сложная связь между ним и получением прибыли в бизнесе.
2. Выбор временного промежутка разработки системы целей. Он обычно совпадает с горизонтом стратегического планирования.
3. Построение модели (рис. 3).
Точка X— это фиксирование текущего значения ключевого показателя компании. Если компания уже работает на рынке, значение X будет отлично от нуля. Может быть отрицательное значение, если компания фиксирует убытки. Точка А — прогнозное значение ключевого показателя на конец горизонта планирования. Обычно это экстраполяция тренда, рассчитанного в динамике за последние 3—5 лет. Точка А будет достигнута через заданное время, если в деятельности компании и внешней среде бизнеса не произойдут существенные изменения. Точка Е — это желаемое значение ключевого показателя компании через заданное время. Расхождение значений А и. Е — это разрыв, который должен быть преодолен.

Рис. 3 Использование модели gap-анализа для матрицы И. Ансоффа
4. Определение внутренних факторов повышения производительности бизнеса и увеличения ключевого показателя. Пример факторов представлен в расчетной табл. 1.
Расчетная таблица 1
Факторы повышения производительности
| Прирост продаж, руб.
| Рост/снижение затрат, руб.
| Прирост прибыли, руб.
| Улучшение качества обслуживания клиентов
|
|
|
| Увеличение нормы обслуживания торгового персонала
|
|
|
| Увеличение цены
|
|
|
| Снижение уровня товарных запасов
|
|
|
| Снижение уровня скидок
|
|
|
| Установление нормы продажи для дистрибьюторов
|
|
|
| Снижение дебиторской задолженности
|
|
|
| Итого
|
|
|
| 5. Нанесение на график точки В значения ключевого показателя, полученного как сумма значения точки А и итога расчетной табл. 1 — прирост за счет повышения производительности бизнеса.
6. Расчет возможного сокращения разрыва за счет более глубокого проникновения на рынок (расчетная табл. 2). На основании данных статистики продаж в разрезе товарных групп и регионов/рынков, а также прогнозов отделов продажи/или филиалов рассчитываются предполагаемые объемы продаж существующих товаров на существующих рынках. Полученные данные должны быть скорректированы с учетом проведенных анализов бизнес-портфеля и маркетинговых целей компании. Пересчет приростов продаж по каждой паре происходит по достигнутому уровню рентабельности.
Расчетная таблица 2
| Товар 1
| Товар 2
| Товар 3
| Итого
| текущие продажи
| прогноз
| текущие продажи
| прогноз
| текущие продажи
| прогноз
| прогноз
| Рынок 1
|
|
|
|
|
|
|
| Рынок 2
|
|
|
|
|
|
|
| Рынок 3
|
|
|
|
|
|
|
| Прирост продаж
| -
|
| -
|
| -
|
|
| Итого – прирост прибыли
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
7. Нанесение на график значения ключевого показателя точки С, полученной как сумма значения точки В и итога расчетной табл. 2 — прироста ключевого показателя за счет проникновения с существующими товарами на существующие рынки.
8. Расчет возможного сокращения разрыва за счет продажи новых товаров на существующих рынках и существующих товаров на новых рынках. Здесь произойдет заполнение уже части стратегического разрыва. Расчет основывается на ранее проведенных разными методами анализе и оценке среды бизнеса и потенциала бизнес-портфеля компании. Расчет оформляется в виде расчетной табл. 3.
Расчетная таблица 3
| Товар 1
| Товар 2
| Товар 3
| И т.д.
| Товар 10
| Товар 11
| Товар 12
| И т.д.
| Итого
| Рынок 1
|
|
|
|
|
|
| Рынок 2
|
|
|
|
|
| Рынок 3
|
|
|
|
|
| И т.д.
|
|
|
|
|
| Рынок 10
|
|
|
|
|
| Рынок 11
|
|
|
|
| Рынок 12
|
|
|
|
| И т.д.
|
|
|
|
| Всего прирост
Продаж
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого прирост прибыли
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9. Нанесение точки D ключевого показателя, полученной как сумма точки С и итога прироста ключевого показателя из расчетной табл. 3.
10. Оставшийся разрыв может быть заполнен путем разработки программ диверсификации и прогнозирования прибыльности проекта.
Это полный набор вариантов развития, однако может быть ситуация, когда достаточно меньшего числа вариантов для преодоления разрыва.
Задание к практическому занятию № 2.
1.Прокомментируйте полученные результаты в рассмотренном примере по шаблону анализа бизнес-портфеля с использованием модели БКГ на рис. 1.
2. Проведите анализ бизнес-портфеля вашей компании с использованием модели БКГ. Используйте данные пункта 1.
3. Прокомментируйте полученные результаты в рассмотренном примере по шаблону анализа портфеля по общей портфельной матрице на рис. 2
4. Постройте модель gap для вашей компании. Используйте модель И. Ансоффа для выбора стратегии развития единиц портфеля вашей компании.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|