Очная (на базе общего образования)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»
Кафедра «Экономика и менеджмент»»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Стратегический маркетинг
для магистерских программ
2014 г.
Составитель: Н.У.Ибрагимова
УДК
ББК
Учебно-методический комплекс составлен на основе Государственного образовательного стандарта второго поколения по направлению подготовки 080200.68 Менеджмент с учетом дополнительных требований регионального (вузовского) компонента.
Учебно-методический комплекс составил канд. экон. наук, доц.
Н.У. Ибрагимова
Учебно-методический комплекс рассмотрен и утвержден на заседании кафедры «Управление и экономика предпринимательства»
от "___"_________2014 г. Протокол №____
Зав. кафедрой
д-р экон. наук, проф. _________________________ Р. И. Маликов
Учебно-методический комплекс рассмотрен и утвержден на заседании учебно-методического совета по направлению подготовки 080200 Менеджмент
от "___"_________2014 г. Протокол №____
Председатель УМС
д-р экон. наук, проф. ___________________ Р. И. Маликов
Начальник методического отдела ______________ С. Галиуллина
СОДЕРЖАНИЕ.
1.Рабочая программа курса «Стратегический маркетинг»………………….
2. Учебно-методические материалы
лекционного курса и практических занятий…………………………………..
3.Методические рекомендации по написанию курсовой работы……………
4.Задание для самостоятельной работы ……………………………………….
5.Контрольные вопросы для подготовки к экзамену…………………………
6.Методические рекомендации (материалы) для преподавателя…………….
7. Методические указания для студентов…………………………………….
8. основная и дополнительная литература,
другие информационные источники………………………………………….
9. Учебно-методические и техническое оснащение дисциплины……………
10. Тестовые материалы для итоговой проверки знаний……………………..
11.Глоссарий…………………………………………………………………..
1.1 Цели освоения дисциплины.
Программа курса « Стратегический маркетинг» представляет собой специально организованный образовательный инструментарий для активизации самостоятельной, групповой, интеллектуальной и творческой работы с целью помочь студентам выстроить собственные представления и понимание развития маркетинговых процессов и технологий.
Данная программа курса «Стратегический маркетинг» составлена для студентов, обучающихся по направлению подготовки: 080200.68 «Менеджмент», дневной формы обучения.
Предметом курса «Стратегический маркетинг» являются теоретические и методологические основы стратегической маркетинговой деятельности. Программа дает целостное представление о характере и специфике маркетинговой работы организации и собственно деятельности маркетолога на стратегическом уровне.
Цель курса–дать студентам глубокие фундаментальные теоретические и практические знания, умения и навыки по использованию маркетинга в управлении рыночной деятельностью предприятия.
Основными образовательными задачами курса являются:
· раскрыть понятие и содержание маркетинга с точки зрения корпоративных целей бизнеса с учетом интересов потребителей, товаров и услуг компании;
· показать студентам методы оценки возможностей предприятия и алгоритм построения корпоративной модели стратегического планирования;
· научить студентов определять целевые рынки, производить сегментацию, моделирование потребительского поведения, выделять конкурентные преимущества;
· изучить инструментарий маркетинга – товарную, ценовую политики, политики распределений и коммуникаций;
· сформировать представление о маркетинге как об управленческой системе предприятия.
1.2.Требования к уровню усвоения содержания дисциплины.
В результате изучения дисциплины «Стратегический маркетинг» студенты должны знать:
§ базовые понятия корпоративных и маркетинговых стратегий;
§ процесс разработки стратегий предприятия;
§ возможности и ограничения использования стратегических маркетинговых моделей;
§ алгоритмы принятия стратегических решений для отдельных позиций портфеля предприятия;
§ приемы и методы стратегического маркетингового планирования;
§ особенности маркетинговой деятельности на международных рынках.
должны уметь:
§ организовывать и проводить маркетинговые исследования рынка, осуществлять маркетинговый анализ действий конкурентов;
§ проводить анализ среды при помощи ряда методик;
§ определять товарную, ценовую и сбытовую политику организации, анализировать факторы, влияющие на их формирование;
§ разрабатывать стратегии маркетинговых коммуникаций по товарным линиям и отдельным продуктам и оценивать их эффективность;
§ проектировать организационные структуры управления маркетингом, позволяющие добиться коммерческого успеха на выбранном рынке.
К профессиональным качествам специалиста в области стратегического маркетинга относится свободное владение современными технологиями в области управления рыночной деятельностью компании и реализации маркетинговых программ на основе современных технологий создания долговременной лояльности клиентов и повышения рыночной капитализации компании.
Место курса в системе освоения профессиональной образовательной программы
Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл основной профессиональной образовательной программы.
1.4.Требования к результатам освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины магистрант должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:
- способностью развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования (ОК-1);
- способностью приобретать и использовать новые знания и умения (ОК-3);
- способностью принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия (ОК-4);
- обладать навыками публичных деловых и научных коммуникаций (ОК-6);
- способностью управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями (ОК-1);
- способностью разрабатывать корпоративную стратегию (ПК-2);
- способностью использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами;
- способностью готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности (ПК-8);
- способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными зарубежными исследователями, выявлять и формулировать актуальные научные проблемы (ПК-9);
- способностью проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-11).
1.5. Объем часов дисциплины по видам учебной работы и
Формам обучения.
По направлению подготовки 080200.68 Менеджмент
очная (на базе общего образования)
Виды учебной работы
| Всего часов (семестр)
| 5 семестр
| 6 семестр
| Общая трудоемкость курса, час.
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего ) час
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
| Лекции ЛК), час
|
|
|
| Семинарские и практические занятия (СПЗ),час
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР), час.
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС), час.
|
|
|
| Курсовой проект (работа), ед.
|
|
| +
| Расчетно-графическая работа, ед.
|
|
|
| Контрольная работа, ед.
|
|
|
| Реферат, ед.
|
|
|
| Другие виды СРС, ед.
|
|
|
| Вид итогового контроля: зачет/экзамен:
| Экзамен- 6 семестр
|
| экзамен
| 1.6. Методические рекомендации к освоению содержания курса
Курс ориентирован на традиционные формы обучения – лекции, семинарские занятия, и активные формы обучения – дискуссии, деловые игры. Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов дисциплины, которые освещаются, в основном, на проблемном уровне. Практические занятия являются аудиторными, проводятся в виде семинаров, практических занятий, дискуссий, деловых игр по заранее известным темам. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике. Самостоятельная работа предполагает работу каждого студента по индивидуальному (групповому) заданию и личный устный или письменный отчет по нему преподавателю.
Изучение курса «Стратегический маркетинг» студентами специальности «Организация предпринимательской деятельности» очного отделения включает в себя самостоятельную работу с литературой по усвоению теоретического материала (изложенного как в данном пособии, так и в рекомендованной литературе), а также выполнение практических работ и контрольных заданий по данной дисциплине.
При работе с настоящим учебно-методическим комплексом особое внимание следует обратить на изложение теоретического материала курса «Стратегический маркетинг». Курс «Стратегический маркетинг» изложен в виде лекционного и практического материала, дополненных пояснениями. Более полное изложение теоретического материала представлено в рекомендованной в учебном пособии литературе. На занятиях возможно использование технических средств обучения, новых информационных технологий.
Курс «Стратегический маркетинг» целесообразно изучать последовательно по разделам (темам), руководствуясь учебной программой и методическими рекомендациями.
Программа изучаемой дисциплины включает материалы не только декларативного, но и процедурного характера, т.е. модели, методы (способы, приемы, правила) и технологии осуществления антикризисного маркетинга. При подготовке к практическим занятиям особое внимание обучаемым следует обратить на структуру работы. Каждое практическое занятие содержит конкретное задание.
При изучении курса «Стратегический маркетинг» особое внимание следует обратить на литературные источники, относящиеся к основным (базовым) источникам учебной дисциплины, которые рекомендуются в учебно-методическом комплексе.
Настоящим учебно-методическим комплексом следует пользоваться не только при изучении изложенного в литературе теоретического и практического материала, но и при выполнении индивидуальной самостоятельной работы.
Для проверки эффективности преподавания дисциплины проводится контроль знаний студентов. При этом используются формы: текущий и итоговый контроль. Текущий рейтинг-контроль проводится преподавателем в процессе проведения всех видов занятий. Промежуточный рейтинг-контроль предназначен для практической оценки освоения разделов курса, и осуществляется путем подготовки студентами ответов на заданные преподавателем вопросы (тесты). Он проводится один раз на специальной рейтинг неделе в виде контрольных работ. Итоговый контроль проводится в форме зачета.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов экономических, управленческих специальностей, преподавателей, всех тех, кто интересуется вопросами и проблемами современного управления.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дисциплины «Стратегический маркетинг»
№
| Тема
| лек.
| прак.
| сам.
|
| Анализ маркетинговой среды предприятия
|
|
|
|
| Корпоративные стратегии организации
|
|
|
|
| Управление конкурентоспособностью предприятия
|
|
|
|
| Стратегии сегментирования и позиционирования
|
|
|
|
| Инструментальные маркетинговые стратегии
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
| Форма итогового контроля
| экзамен
| 1.8. Темы и краткое содержание курса
Тема 1. Анализ маркетинговой среды предприятия.
Понятие и сущность маркетинговой среды предприятия. Макро- и микро-среда. Анализ макросреды предприятия (STEP-анализ). Анализ сильных и слабых сторон предприятия (SWOT-анализ).
Тема 2. Корпоративные стратегии организации.
Виды корпоративных стратегий. Портфельные стратегии предприятия: матрица БКГ, матрица General Electric, модель жизненного цикла товара. Стратегии роста: модель развития товара/рынка И. Ансоффа, матрица внешних приобретений, gap-анализ. Конкурентные стратегии: конкурентные силы М. Портера, общая конкурентная матрица.
Тема 3. Управление конкурентоспособностью предприятия.
Понятие, виды и методы конкуренции. Управление конкурентоспособностью товара. Управление конкурентоспособностью фирмы. Стратегии конкурентного поведения предприятия
Тема 4. Стратегии сегментирования и позиционирования.
Направления сегментации рынков. Основные принципы сегментации рынков. Методы сегментации. Критерии сегментации потребительских рынков. Выбор целевых сегментов и стратегии охвата рынка. Стратегия недифференцированного и дифференцированного маркетинга. Концентрированный маркетинг. Позиционирование товара на рынке.
Тема 5. Инструментальные маркетинговые стратегии.
Товарные стратегии: стратегии развития товарного ассортимента, стратегия жизненного цикла товара, марочные стратегии. Ценовые стратегии предприятия. Сбытовые стратегии: охват рынка каналами распределения, стратегии продвижения в каналах сбыта. Коммуникационные стратегии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|