Сделай Сам Свою Работу на 5

Разновидности и жанры мемуарных и эпистолярных источников





В мемуарных произведениях можно выделить дневники и собственно воспоминания.

Дневники — повседневные записи мыслей и наблюдений авто­ра в ходе событий. Круг впечатлений обычно ограничен тем, что автор видел, пережил. Дневники пишутся для личного употребле­ния, но, разумеется, эти записи не бесцельны. В. Вишневский следующим образом охарактеризовал назначение своих дневни­ков: «Наша задача: сохранить для истории наши наблюдения, нашу сегодняшнюю точку зрения — участников. Ведь через год, через десять лет с дистанции времени все будет виднее. Возможно, будет иная точка зрения, оценка. Оставим же внукам и правнукам свой рассказ. Наши ошибки и победы будут уроками для завтраш­него дня» '.

В дневниковых записях чаще можно встретить живые и яркие характеристики современников, в них менее вероятны ошибки и провалы памяти, личный взгляд выражен без последующих наслоений.

Автор, повествуя о событиях, не может еще знать, чем они за­кончатся. Если же ему удалось наблюдать завершение определен­ного процесса, то можно сравнить его первоначальную точку зрения с теми взглядами, которые у него сложились в результате завершения определенных событий. Читатель и историк благодаря этому могут проникнуть в лабораторию человеческой мысли составить представление об общественных настроениях и их осо­бенностях у того или иного автора.



Дневник военного корреспондента А. Полякова освещал собы­тия первого месяца войны и был опубликован в конце 1941 г. Автор ни минуты не сомневался в конечной победе над фашист­ской Германией. В боях, пробиваясь с частями Красной Армии на восток из окружения, он не успевал глубоко осмыслить собы­тия тех дней. Мы не встретим в его записях обстоятельного анали­за и раздумий о ходе войны.

Любопытно сравнить записи А. Полякова с дневником того же времени комсомолки-студентки Н. Костериной. Не находясь на фронте, она выступает как современник-наблюдатель. В ее дне­внике мы не найдем описания военных действий, наоборот, ос­новной сюжет ее записок — рассуждения о характере и общем хо­де войны, как он представлялся думающему современнику.

Специфика переживаемых событий накладывает серьезный от­печаток на содержание дневника. «В записях, которые я вел с первых дней Великой Отечественной войны, — отмечал адмирал А. Т. Головко, — нет многого, с чем связано распространенное представление о дневнике. Нет потому, что я считал ненужным углубляться в область личного, интимного, в душевные пережива­ния. Да и не хватало времени для таких записей» К



В дневниковых записях автор воспроизводит те события, кото­рые с его точки зрения целесообразно запечатлеть. Определенный отбор фактов имеет место и в данном случае. Перегруженный текущей работой мемуарист не всегда может выбрать время для изложения своих впечатлений. Зачастую записи отрывочны, ве­дутся не каждый день.

Подневные записи могут называться по-разному: дневник, записки, записные книжки. В некоторых случаях автор записыва­ет только наблюдения и мысли, касающиеся своей профессии, творчества. Это уже не дневник в полном смысле слова, но и по­добные записи помогают составить известное представление об их авторе.

Дневники редко охватывают весь жизненный путь автора, чаще они посвящены отдельным периодам. Но и в таком виде этот источник позволяет приоткрыть внутренний мир человека, сделать изучение событий прошлого живым, эмоциональным.

Дневники известны в большей части по их публикации. При этом неизбежны всякого рода изменения, сокращения текста. Примечания об этом встречаются почти во всех публикациях дневниковой литературы.

В процессе подготовки дневника к печати могут быть произве­дены изменения и дополнения в первоначальном тексте. Появ­ляются название, разбивка на главы и разделы, которая обычно отсутствует в рукописном варианте. Основное внимание уделяется главному замыслу дневника, опускаются некоторые детали, по­бочные эпизоды, могут использоваться и сведения из других источников, дополняющих и развивающих мысли автора дне­вника.



Содержание дневниковых записей при публикации может испы­тывать влияние целого комплекса обстоятельств (личность авто­ра, историческая обстановка, цель публикации и т. п.). При подго­товке к публикации дневники в той или иной степени начинают превращаться, по существу, в воспоминания. Важным отличием остается форма подневной записи.

Переписка.Много общего с дневниками у эпистолярной лите­ратуры. В большей части письма пишутся в ходе самих событий. Вместе с тем, являясь средством общения людей, переписка вы­полняет более широкие функции. Адресатом может быть как от­дельное лицо, так и более широкий круг лиц.

Личная переписка заменяет устное общение. Сюжет писем определяется интересами корреспондентов, степенью их близости, целью переписки. По содержанию письма могут касаться многих вопросов общественной, государственной, научной и других видов деятельности авторов. Большой интерес представляют письма, содержащие обмен мнениями по определенным вопросам. В этой разновидности переписки вырисовываются облик автора, его мировоззрение в целом и мнения по частным вопросам, отражают­ся его мысли о текущих событиях. Например, письма А. А. Фаде­ева дают представление о человеке, беспредельно преданном идее коммунизма. Они вскрывают также сложности и конфликты в жизни и деятельности этого известного советского писателя и общественного деятеля. В одном из писем к старейшей комму­нистке Р. С. Землячке (декабрь 1929 г.) Фадеев, объясняя свое напряженное, болезненное состояние, писал: «Все возраставшим и все более мучившим меня противоречием между желанием, органической потребностью писать, сознанием, что в этом состоит мой долг, и той литературно-общественной нагрузкой, которая не дает возможности писать и от которой никак нельзя избавиться».

Переписка свидетельствует об общественных интересах и взгля­дах ее автора. Так, А. А. Фадеев обращался к своему другу кино­режиссеру Э. PL Шуб с настойчивым пожеланием как можно ско­рее закончить написание ею воспоминаний. В одном из писем к ней он писал: «Много раз мысленно возвращался к работе твоей, думая, как она сейчас нужна, нужна новым поколениям в искус­стве, которые всего этого не знают...» Фадеев отмечал далее, что эта книга будет важна в борьбе с догматизмом и другими извращениями в искусстве, а также в воспитании новых поколе­ний, которые «душу имеют добрую, тоже ищут, и надо им расска­зать о людях, для которых искусство было и есть любовь и подвижничество».

Многие письма обычно связаны с профессиональным занятием их автора. Переписка А. А. Фадеева с родителями молодогвардей­цев и читателями его замечательного романа посвящена объясне­нию ряда обстоятельств написания, а затем и переработки «Молодой гвардии». В частности, А. А. Фадеев настойчиво отвер­гал попытки приравнять его роман к историческому исследованию, где не может быть места художественному обобщению.

Переписка может служить источником и для выяснения биографии их автора. Касаясь прошлого, письма могут приобре­тать характер воспоминаний. Большое число писем А. А. Фадеева к товарищам по партизанской борьбе на Дальнем Востоке в 1918— 1920 гг., к другу юности А. Ф. Колесниковой имеет характер автобиографических воспоминаний. Появляется жанр писем-воспоминаний.

Иногда письма становятся своеобразными завещаниями. Тако­во по форме большинство писем подпольщиков, замученных в гитлеровских застенках. Некоторые такие письма дошли до нас в виде надписей, нацарапанных на стенах тюремных камер.

Личная переписка исполняет в ряде случаев информативные функции. Значимость этой информации зависит от сюжета и уме­ния автора описать определенное событие. Например, письмо делегата II Всероссийского съезда Советов М. Жакова к одному из руководителей ростовских большевиков С. Васильченко (25 октября 1917 г.) повествует о событиях в Петрограде 24— 25 октября. Автор приводит запись некоторых важных заседаний, и в частности большевистской фракции II съезда Советов, ха­рактеризует позицию ряда руководителей большевиков того вре­мени. Ценность подобного письма-информации возрастает в связи с тем, что сохранилось весьма мало материалов тех дней, а прото­колы большевистской фракции II съезда Советов вообще не най­дены.

Переписка по своим разновидностям и жанрам, по различным напластованиям — источник более сложный и разнообразный, нежели дневники. Эпистолярная литература соприкасается и гра­ничит со многими видами источников, заимствуя целый ряд особенностей в связи с многообразием выполняемых ею функций.

Воспоминания— воспроизведение событий прошлого в том виде, как они запомнились их участнику, современнику. Они пишутся по истечении определенного срока. Автор имеет возможность оценивать прошлое, зная уже, чем завершились события. С течением времени взгляды участника-современника могут изме­няться. Благодаря этому в воспоминаниях совмещаются подчас как первоначальные впечатления, так и последующие взгляды.

Важное значение для понимания специфики воспоминаний имеет определение их цели, назначения. Они рассчитаны на широ­кую читательскую аудиторию. Поэтому воспоминания выполняют общественно-воспитательную функцию. В воспоминаниях эта специфика выражается в отборе фактов, в интерпретации прошло­го, в стремлении осмыслить прошлое со своей личной точки зрения.

В советскую эпоху возникли новые возможности для написания и публикации воспоминаний, значительно расширился круг мемуа­ристов, в который вошло огромное количество рядовых работни­ков, воинов и тружеников. Громадный рост мемуарной литературы в советскую эпоху, превращение мемуаров в массовый историче­ский источник является отражением той закономерности, о кото­рой писал В. И. Ленин: «По мере расширения и углубления исторического творчества людей должен возрастать и размер той массы населения, которая является сознательным историческим деятелем» '.

В зависимости от сюжета воспоминаний могут возникать раз­личные жанры. Наиболее распространены воспоминания, посвя­щенные отдельным конкретным событиям. Эти воспоминания появляются преимущественно в связи с памятными датами (например, годовщины Октябрьской революции, разгрома гитле­ровской Германии, рождения В. И. Ленина). При создании таких воспоминаний автор пользуется главным образом своими личными наблюдениями. Подобные мемуары выступают иногда в виде воспоминания-очерка, написанного участником или современником событий прошлого.

Особую разновидность в этом жанре событийных воспомина­ний составляют коллективные воспоминания. В качестве примеров можно назвать сборник «Были горы Высокой», составленный при непосредственном участии А. М. Горького из воспоминаний рабо­чих и инженеров Высокогорского рудника (Нижний Тагил); книгу «Рассказы строителей метро», посвященную истории созда­ния первой очереди Московского метрополитена.

Когда человек пишет о своей жизни, о своих товарищах, появ­ляется автобиографический жанр. В этом жанре в большей степе­ни преобладают личные наблюдения участника — очевидца собы­тий. В жанре автобиографических записок создано большинство мемуаров, отражающих основные этапы социалистического и ком­мунистического строительства. Круг авторов этих воспоминаний необычайно широк. Среди них деятели партии и Советского го­сударства (Е. Д. Стасова — «Страницы жизни и борьбы», К. Е. Во­рошилов — «Рассказы о жизни», А. Г. Зверев — «Записки министpa», H. С. Патоличев — «Испытание на зрелость»), рабочие (И. Гудов — «Судьба рабочего», В. В. Ермилов — «Счастье трудных дорог»), ученые (В. С. Емельянов — «О времени, о товарищах, о себе», Н. М. Дружинин — «Размышления о труде и опыте истори­ка»).

Автор автобиографических воспоминаний может расширить ис­торический фон своих мемуаров. Сюжет заставляет мемуариста об­ращаться к некоторым историческим источникам, чтобы воссоз­дать общую характеристику времени, изложить некоторые общие вопросы. Крупный советский ученый, академик А. М. Терпигорев (1873— 1959) в заключении к своим мемуарам отмечал: «Прочи­тав эти записки, я призадумался. Что это такое — воспоминания или основанный на личных впечатлениях очерк развития русского советского горного дела, преимущественно Донбасса? Думаю, что это нечто среднее, сочетание того и другого» :. Как видно, когда ав­тор старается расширить рамки повествования, появляется более или менее значительный исторический фон. Автобиографическое повествование дополняется элементами очерка, в котором мемуа­рист не претендует на всестороннее исследование событий.

Биографические жизнеописания характеризуются, наоборот, широким историческим фоном. Пишут их родные, близкие или со­ратники. Не имея возможности видеть все непосредственно, они наряду с личными наблюдениями используют разнообразные источ­ники и даже литературу, чтобы воссоздать более или менее полную картину жизни и деятельности человека, о котором они повеству­ют. Таковы воспоминания Н. К. Крупской о В. И. Ленине, К. Т. Свердловой (Новгородцевой) о Я. М. Свердлове и многие другие.

Одним из важных приемов в воссоздании личных впечатлений является отбор фактов, в которых как бы фокусируются основные жизненные процессы. Концентрируя внимание на важных проб­лемах, мемуарист отбирает свои личные наблюдения. Например, Н. К. Крупская приводит разговор с Я. М. Свердловым после ее возвращения в Кремль в день покушения на В. И. Ленина 30 ав­густа 1918 г. «Около вешалки, — сообщала Надежда Константи­новна, — стоял Яков Михайлович Свердлов, и вид у него был ка­кой-то серьезный и решительный. Взглянув на него, я решила, что все кончено. «Как же теперь будет?», — обронила я. «У нас с Ильичей все сговорено», — ответил он» 2. Этот факт свидетельст­вует о тесном деловом содружестве, о подлинных взаимоотноше­ниях между руководителями Коммунистической партии и Совет­ского государства.

Очень часто Н. К. Крупская излагает мысли В. И. Ленина пу­тем цитирования и комментирования его работ. Подобное доку­ментирование служит в большинстве случаев способом изложения их разговоров. «Иногда теперь, много лет спустя,— писала Н. К. Крупская, — перечитывая статьи Владимира Ильича, слышишь интонацию, с которой он сказал в разговоре ту или иную фразу, которая потом вошла в его статью, но об этом как напишешь — не выйдет».

Способ цитирования и комментирования давал в определенной мере возможность показать «интонацию», особенность мыслей В. И. Ленина. Документированная часть воспоминаний является лишь формой, способом изложения впечатлений Н. К. Крупской как очевидца событий. В этой части наблюдения очевидца тесно смыкаются с историческим фоном ее мемуаров.

В историческом фоне мемуаров Н. К. Крупской использованы различные источники, биографические исследования и т. п. Она не ставила задачу исследования всех этих материалов. Благодаря этому в воспоминаниях Н. К. Крупской в отдельных случаях встречаются известные неточности и ошибки. В этих вопросах сле­дует учитывать также и влияние времени написания и публикации ее воспоминаний.

К биографическому жанру можно отнести такую своеобразную форму мемуаров, как воспоминания в форме некролога. В этом жанре воспоминаний читатель познакомится с характеристикой скончавшегося деятеля, с отдельными фактами его биографии.

Перечисленные жанры воспоминаний создаются в большинстве случаев самим мемуаристом. Но иногда автор привлекает к запи­си своих воспоминаний или к их обработке литературного помощни­ка. Так появляются мемуары в форме литературной записи. Учас­тие постороннего человека может в ряде случаев влиять не только на стиль, но и на содержание воспоминаний. Помощник-литератор, естественно, стремится создать широкое, законченное произведе­ние. А личных впечатлений участника событий бывает подчас не­достаточно для реализации подобного замысла. Поэтому литера­тор-помощник расширяет исторический фон воспоминаний и в отдельных случаях может опускать или модернизировать воспоми­нания участника событий, противоречащие его собственным пред­ставлениям. Эти обстоятельства следует учитывать при источнико­ведческом анализе мемуаров.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.