|
Общая демографическая статистика
К источникам по общей статистике населения относятся материалы всеобщих переписей населения, текущей демографической статистики и выборочных обследований.
Переписи населения характеризуются рядом специфических черт. В отличие от выборочных обследований они охватывают все население. Переписи преследуют цель не только установить численность населения, но также получить сведения о его составе. Переписи проводятся поименно. Единицей обследования служит каждый человек. Иногда в переписи учитываются семьи или домохозяйство. Собираемые при проведении переписи сведения получают не из документов, а из непосредственного обращения к самому населению. Переписи дают представление о населении на какой-либо точно установленный момент, который называется критическим моментом переписи.
В годы Советской власти было проведено несколько переписей населения — в 1920, 1923 (городская), 1926, 1939, 1959, 1970 и в 1979 гг. Нетрудно заметить, что даты проведения переписей населения совпадают с определенными рубежами в истории Советского государства: окончание гражданской войны и переход к новой экономической политике; завершение восстановительных процессов и переход к социалистической реконструкции народного хозяйства; построение в основном социалистического общества в СССР; полная и окончательная победа социализма в СССР и т. д. Следует заметить, что в отличие от других направлений статистики метод сбора сведений при помощи переписей остается основным в статистике народонаселения.
Каждая из переписей имела свою программу. Первая советская перепись была проведена по состоянию на 28 августа 1920 г. Инструментарий переписи для города и села был различен. В городах заполнялись подворная ведомость, квартирная карта и личный листок. Содержание подворной ведомости было значительно шире переписного бланка. Подворная ведомость была составлена таким образом, чтобы с ее помощью дать предварительный подсчет численности населения, выяснить рекомендации по благоустройству городов.
Личный листок— основной формулярпереписи 1920 г.— содержал 18 вопросов, позволяющих охарактеризовать население по полу, возрасту, национальности, родному языку, месту рождения, продолжительности проживания, семейному состоянию, грамотности, образованию, занятиям, положению в промысле, профессии, по наличию физических недостатков и психических заболеваний. Кроме того, в переписной бланк включались вопросы об участии в войнах 1914 — 1917 и 1918— 1920 гг., о влиянии войны на связь с сельским хозяйством и изменение занятий, о способности к труду по своей профессии. Перепись 1920 г. не могла охватить всех районов Советской России, но материалы ее, разработанные по широкой программе, дают достаточно полное представление о составе населения. Итоги этой переписи публиковались в 1920 — 1925 гг. в «Трудах ЦСУ».
В 1923 г. в связи с проведением новой экономической политики и перераспределением населения по отраслям труда потребовалась новая перепись населения, с тем, чтобы получить характеристику населения СССР по ряду социально-производственных признаков. Перепись охватила только городское население по состоянию на 15 марта 1923 г. Инструментарий переписи состоял из подворной ведомости, семейной карты, квартирной карты и личного листка. Подворная ведомость характеризовала занимаемую земельную площадь, число строений, принадлежность их. Семейная карта содержала список членов семьи с указанием отношения к главе семьи, пола, возраста и характеризовала состав населения по занятиям. В квартирной карте содержались вопросы о числе комнат, о числе жителей, о площади квартиры. Программа личного листка переписи 1923 г. была значительно уже программы личного листка в 1920 г. Она содержала следующие вопросы: пол, возраст, национальность, семейное положение, занятие, социальное положение.
В декабре 1926 г. была проведена первая всесоюзная перепись населения, которая характеризовала численность и состав населения СССР на 17 декабря 1926 г. В ходе этой переписи заполнялись личный листок, семейная карта и владенная ведомость. Личный листок содержал следующие вопросы: пол, возраст, народность, родной язык, место рождения, продолжительность постоянного проживания, семейное состояние, грамотность, физические недостатки, психические заболевания, занятия, положение в занятии и отрасли труда, а для не имеющих занятий — два вопроса об источнике и средствах существования. Ряд вопросов был предназначен для безработных. В городских поселениях на каждую семью составлялась семейная карта, с помощью которой изучались состав семьи и жилищные условия. Владенная ведомость заменяла применявшуюся при прежних переписях подворную ведомость и квартирные карты.
Материалы переписи 1926 г. тщательно разрабатывались. Только в 1933 г. была завершена публикация полных итогов переписи. Всего было опубликовано 56 томов. Издание было разбито на 7 отделов: народность, родной язык, возраст, грамотность; занятие; семейное состояние, место рождения, продолжительность проживания, физическое состояние; безработность; владение, строение, помещения в городах или городских поселениях; жилищные условия городского населения СССР; структура городской семьи. Первый отдел дает детальную характеристику населения, он охватывает 17 томов, 17-й том — итоговый по СССР. Второй отдел также состоит из 17 томов (с 18-го по 34-й). Составители стремились представить классовую структуру населения как по основным отраслям хозяйства, так и по профессионально-демографическому признаку.
Переписной лист всеобщей переписи населения 1939 г. включал 16 вопросов, характеризующих отношение переписываемых лиц к главе семьи, пол, возраст, национальность, родной язык, состояние в браке, гражданство, грамотность, образование, род занятий, место работы, принадлежность к той или иной общественной группе и др.
При проведении переписи 1939 г. в программу был включен вопрос об образовании, более четко фиксировались признаки, определяющие постоянное население, уточнены вопросы, характеризующие принадлежность к общественным группам. Впервые в истории проведения переписей населения был осуществлен сплошной контрольный обход всех жилых помещений для проверки правильности регистрации населения и выявления пропусков и двойных записей. Краткие итоги переписи были опубликованы в 1940 г. Начавшаяся Великая Отечественная война помешала полной разработке материалов переписи.
Перепись населения 1959 г. зарегистрировала состояние населения на 15 января. По организационным и методологическим основам перепись 1959 г. была близка к переписи населения 1939 г., но имела и некоторые отличия. Был установлен единый срок длительности проведения переписи в сельских и городских поселениях— 8 дней. Уточнено распределение населения по общественным группам, значительно подробнее характеризовался уровень образования населения СССР. Переписной лист переписи 1959 г. включал вопросы об отношении к главе семьи, о временном проживании или временном отсутствии в момент переписи, о поле, возрасте, состоянии в браке, национальности, родном языке, гражданстве, образовании, названии учебного заведения (для учащихся), о месте работы, занятии, о другом источнике средств существования (для лиц, не имеющих занятий) и об общественной группе.
Материалы переписи 1959 г. опубликованы в 17 томах. Один том — сводный по СССР, в остальных материал сгруппирован по союзным республикам. В публикации материалов переписи представлены такие вопросы, как численность, национальный состав, соотношение городского и сельского населения, уровень образования, принадлежность к той или иной социальной группе, распределение населения по отраслям народного хозяйства.
Программа переписи населения 1970 г. включала вопросы об отношении к главе семьи, о времени постоянного проживания, о поле, возрасте, пребывании в браке, национальности, родном языке, образовании, типе учебного заведения (для учащихся), источнике средств существования, месте работы, занятиях по месту работы (для пенсионеров прежнее основное занятие), для работавших в 1969 г. неполный год — о продолжительности работы в месяцах, о длительности проживания в данном населенном пункте, для живущих здесь менее 2 лет — место предыдущего постоянного жительства и причины перемены места жительства.
Перепись 1970 г. проводилась по значительно более широкой программе, чем в 1959 г. Подробнее даны группировки и по уровню образования, отдельно был выделен вопрос об источнике средств существования, включены новые вопросы, характеризующие миграцию населения. Ряд вопросов программы выяснялся на основании не сплошной, а выборочной переписи, рассчитанной на каждого четвертого жителя страны. Наряду с всеобщей переписью населения 1970 г. и одновременно с ней выборочным способом было проведено обследование маятниковой миграции населения на основе бланка учета передвижения населения от места жительства до места работы или обучения.
Обработка материалов переписи 1970 г. содержала большое число группировочных признаков и комбинационных таблиц. Данные обработки опубликованы в издании: Всесоюзная перепись населения 1970 года. М., 1971 — 1975, т. I —VII.
В 1979 г. была проведена новая перепись населения СССР. В основном эта перепись повторяла программу переписи 1970 г. Был изменен вопрос о продолжительности проживания в данном населенном пункте. Дополнительно был включен вопрос о рождаемости для женщин.
Перепись населения — достаточно точный источник, характеризующий численность и состав населения на определенную дату. Однако историк не может ограничиться только материалами переписи. Это вызвано как длительностью промежутков между переписями, так и их сравнительно узкой программой. Вот почему неизбежно обращение к материалам текущей демографической статистики и выборочных обследований населения.
Текущая демографическая статистика регулярно регистрирует все данные о рождаемости и смертности. Регистрация родившихся производится по месту рождения ребенка или по месту жительства родителей не позднее месяца со дня рождения. Регистрация умершего производится в бюро загса поселковым или сельским Советом по месту жительства или по месту смерти. Случай смерти должен быть зарегистрирован в течение трех дней. Разработка данных о родившихся и умерших осуществляется ежемесячно и по программе годового отчета. Ежегодно осуществляется выборочная проверка правильности представленных данных о рождаемости и смертности. В сельских местностях отбирается около 10% сельских Советов. В некоторых республиках проверяется 20% сельских Советов. Выборочные проверки данных текущей статистики о рождаемости и смертности показывают сравнительно большую точность этого вида источника.
Большое внимание текущая демографическая статистика уделяет миграции населения. Паспортная система в СССР с обязательной пропиской прибывающих на жительство и выпиской выбывающих является источником статистических сведений о миграция населения. Прибывающий на новое место жительства должен быть зарегистрирован на адресном листке с отрывным талоном, а затем прописан. Отрывной талон предназначен специально для статистической разработки. Регулярно проводятся выборочные обследования правильности осуществления учета вновь прибывающего или выезжающего населения.
Таким образом, историки располагают многочисленными источниками, позволяющими судить о численности и движении населения как на даты проведения переписей, так и в период между ними.
Статистические источники содержат важные сведения о всех сторонах жизни советского общества — развитии производительных сил, социально-классовой динамике, населении и т. д. Количество статистических показателей, в которых они находят отражение, постоянно увеличивается.
Глава 27
МАТЕРИАЛЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР
§ 1. Особенности иэтапы развития плановой документации
Плановое руководство процессами социально-экономического развития — важнейшая функция управления в социалистическом государстве. Плановая система управления основана на социалистической собственности на основные средства производства.
Материалы планирования народного хозяйства СССР — это i синтетический источник, обобщающий разнообразные данные статистики, управленческой документации, результаты многочисленных научных исследований итогов экономического и социального развития страны. В планах находят конкретное выражение программные положения Коммунистической партии о путях строительства коммунизма. Основные плановые документы оформляются в виде соответствующих законодательных актов.
Источниковедческий анализ предполагает определение принадлежности документа к тому или иному типу плановой документации, анализ источников, легших в основу данного плана или отчета о его выполнении, исторических условий появления плана. В 20-х годах планирование являлось полем острой идеологической борьбы. Буржуазные и мелкобуржуазные экономисты, лидеры различных оппозиционных групп внутри партии пытались свои идейные установки выразить в планах развития народного хозяйства. Ни один из составленных ими планов не был принят Советским правительством. Но их исторический анализ может помочь более глубоко раскрыть истинные намерения тех, кто боролся против выработанных партией планов социалистического строительства.
Особенностью советских планов является единство технико-экономического и социального планирования. Все планы развития народного хозяйства включают в себя социальный аспект. Уже первый перспективный план — план ГОЭЛРО предусматривал не только строительство новых электростанций и крупных предприятий ведущих отраслей промышленности, но и важные сдвиги в географии населения, размещении трудовых ресурсов, профессионально-квалификационной структуре рабочего класса.
XVI Всесоюзная конференция ВКП(б), на которой обсуждался первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР, подчеркнула, что план должен обеспечивать: максимальное развитие производства средств производства как основы индустриализации страны; решительное усиление социалистического сектора в городе и деревне за счет капиталистических элементов в народном хозяйстве; вовлечение миллионных масс крестьянства в социалистическое строительство на базе кооперативной собственности и коллективного труда и всемерной помощи бедняцко-середняцким хозяйствам в их борьбе против кулацкой эксплуатации; изживание чрезмерной отсталости сельского хозяйства от промышленности и разрешение в основном зерновой проблемы; значительный подъем материального и культурного уровня рабочего класса и трудящихся масс деревни; укрепление руководящей роли рабочего класса на базе развития новых форм смычки с основными массами крестьянства; укрепление экономических и политических позиций пролетарской диктатуры в ее борьбе с классовыми врагами как внутри страны, так и вне ее; хозяйственный и культурный подъем национальных республик и отсталых районов и областей; значительное укрепление обороноспособности страны; крупный шаг в деле осуществления лозунга партии — догнать и перегнать в технико-экономическом отношении передовые капиталистические страны.
Важной особенностью советских 'планов является то, что они выражают коллективный опыт партии и народа. Все перспективные и текущие планы развития народного хозяйства СССР широко обсуждаются на фабриках и заводах, в колхозах и совхозах, на различных конференциях, на съездах партии, сессиях Верховного Совета.
Так, проект десятого пятилетнего плана широко обсуждался в партийных организациях, на собраниях трудящихся, в печати. Это было подлинно всенародное обсуждение, в ходе которого трудящиеся высказывали свое мнение по широкому кругу сложных и жизненно важных вопросов коммунистического строительства. Обсуждение проекта плана повсюду проходило в живой связи с делами предприятий, строек, колхозов и совхозов. В докладе на XXV съезде КПСС А. Н. Косыгин, подводя итоги всенародного обсуждения «Основных направлений развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы», говорил: «Это яркий и убедительный пример действенности социалистического демократизма, одно из его коренных преимуществ перед буржуазной демократией».
Планы развития народного хозяйства отличает глубокая научность и реалистичность. Одним из важнейших показателей научности социалистического планирования является тот факт, что все без исключения планы успешно претворены в жизнь.
История планирования отражает изменения в социально-экономической структуре общества. Можно выделить три основных этапа в развитии плановой документации. Первый из них приходится на переходный период от капитализма к социализму. В это время вырабатывалась методика долгосрочного и текущего планирования. В условиях существования многоукладной экономики планы охватывали главным образом социалистический сектор развития народного хозяйства. Что касается других секторов, то здесь планы давали лишь общую перспективу развития.
Второй период планирования приходится на этап завершения строительства социализма. Этот этап характеризуется серьезным развитием методологии планирования, усилением внимания к социальным сторонам планового развития народного хозяйства. В этом периоде особо выделяется время Великой Отечественной войны, когда составлялись краткосрочные планы и планирование строилось на строгой регламентации всей хозяйственной жизни.
Третий период в развитии планирования приходится на время зрелого социализма и характеризуется усилением внимания к экономической стороне составления плана. В планах развития народного хозяйства особое развитие получили вопросы социальной динамики общества. Начали составляться специальные планы социального развития отдельных предприятий, колхозов и совхозов, городов и районов страны.
Наряду с текущими и перспективными планами развития народного хозяйства СССР в 60—70-е годы получили распространение программы, определяющие комплексное социально-экономическое развитие отдельных регионов. К числу таких программ следует отнести план преобразования сельского хозяйства нечерноземной зоны России, развитие Курской магнитной аномалии, строительство Байкало-Амурской магистрали, освоение богатств Западной и Восточной Сибири, создание промышленных и лесопромышленных комплексов на Дальнем Востоке, крупнейших территориально-производственных комплексов типа Усть-Илимского, Саянского. При этом важно отметить, что комплексные программы ориентированы не только на решение текущих задач, но и на более отдаленные перспективы.
Широкая программа мер по дальнейшему совершенствованию планового руководства экономикой была определена постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества продукции» (июль 1979 г.). В планах усиливается внимание к таким важным показателям, как эффективность и качество, конечные результаты производства, удовлетворение потребностей трудящихся.
Одной из особенностей современного этапа планирования народного хозяйства является то, что перспективные планы разрабатываются с учетом международного социалистического разделения труда. Социально-экономическая и политическая общность социалистических стран создала объективные предпосылки для установления новых, невиданных в истории экономических отношений между странами. Еще на VI сессии СЭВ в мае 1956 г. были обсуждены вопросы, связанные с координацией развития основных отраслей народного хозяйства стран — участниц Совета Экономической Взаимопомощи на 1956— 1960 гг. Тогда же была достигнута договоренность о необходимости специализации производства основных групп машин и оборудования. Координация планов развития народного хозяйства социалистических стран стала главным средством обеспечения планомерного углубления международного социалистического разделения труда, важным фактором повышения эффективности общественного производства и ускорения темпов экономического строительства стран.
На современном этапе коммунистического строительства вопросы управления социальными процессами решаются на качественно новой основе с использованием комплексного, системного подхода к выработке ответственных решений при самом активном и демократическом участии трудящихся масс в планировании. Уже в годы девятой пятилетки планирование социальных процессов, направленное на гармоничное развитие личности советского человека, охватило подавляющее большинство трудовых коллективов в промышленности, в строительстве, на транспорте, распространилось на колхозы, совхозы, научные учреждения, учебные заведения, целые отрасли народного хозяйства. В Татарии, на Урале, в Донбассе, Белоруссии, Башкирии была внедрена практика составления планов комплексного, социально-экономического развития городов и рабочих поселков. В Молдавии, на Украине и Северном Кавказе получили развитие планы социального развития сел и сельских районов. Особый план социально-экономического развития был составлен для Москвы. Этот план рассчитан на перспективу социального и экономического развития столицы до 1990 г. В комплексном плане развития Ленинграда и Ленинградской области намечены не только основные направления развития отраслей народного хозяйства, но также социально-культурное, бытовое строительство.
Наряду с планами социального развития составляются социальные прогнозы, базирующиеся на познании объективных законов развития общества. Прогнозы призваны заблаговременно определять характер и масштабы стоящих перед обществом задач, яснее видеть возможные проблемы и трудности, облегчать разработку и выполнение программ и проектов, выходящих за рамки пятилетия. Плановая документация — необычайно емкий исторический источник, который содержит сведения по ряду вопросов. В плановой документации раскрываются методы руководства экономикой и социальными процессами, содержатся данные о социально-экономическом развитии страны за определенный период. Вся плановая документация может быть разбита на несколько типов: директивные документы планирования; текущие и перспективные планы и материалы, складывающиеся в процессе их разработки; итоговые документы о выполнении планов за квартал, за год, за ряд лет.
§ 2. Директивные документы планирования
В комплексе материалов планирования большая роль принадлежит инициативным, директивным документам по составлению народнохозяйственных планов, Подобные директивные документы, как правило, первоначально принимались и принимаются партийными органами (съездами, конференциями, пленумами ЦК). На их основе вырабатываются соответствующие директивные указания советскими органами (постановления и резолюции ВЦИК, СНК СССР, совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР). Так, первичным директивным документом по разработке (первого пятилетнего плана на 1928/29— 1932/33 гг. явилась резолюция XV съезда ВКП(б) «О директивах по составлению пятилетнего плана развития народного хозяйства» (декабрь 1927 г.). В (развитие этого решения в январе 1928 г. Совнарком СССР принял постановление о порядках и сроках составления плана с соответствующими поручениями к Госплану. Начало разработки плана девятой пятилетки связано с постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 29 декабря 1967 г. Следует заметить, что для первого этапа планирования была характерна длительная разработка директивных документов. Например, кроме упомянутых директивных документов по первому пятилетнему плану следует назвать резолюцию XVI партконференции «О пятилетнем плане развития на-родного хозяйства» (апрель 1929 г.).
Директивные документы содержат анализ итогов социально- экономического развития страны за предшествующий период. В них приводятся обобщенные сведения об экономике страны, о динамике социально-классовой структуры общества. Так, XV съезд ВКП(б), принимая директивы по составлению первого пятилетнего плана, подвел итоги развития страны со времени победы Великой Октябрьской социалистической революции. Съезд отметил, что диктатура пролетариата, национализация средств производства, транспорта, кредита, внешней торговли, земли — все это создало предпосылки, обусловившие развитие экономики СССР на социалистических началах. Иным стало соотношение между городом и (деревней. Промышленность превратилась в могучий фактор социалистического преобразования сельского хозяйства и стала играть (решающую, ведущую роль во всем народном хозяйстве. XXV съезд КПСС, обсуждая директивы десятой пятилетки, такие е подробно проанализировал итоги выполнения заданий девятого пятилетнего плана. В решении XXV съезда КПСС отмечалось, что в результате выполнения девятого пятилетнего плана «значительно возросла экономическая мощь страны, повысилась эффективность общественного производства. Развивались социалистические производственные отношения. Совершенствовалась социальная структура советского общества. Продолжался процесс постепенного преодоления существенных различий между умственным и физическим трудом, между городом и деревней». Затем приводится многообразный цифровой материал, иллюстрирующий эти основные выводы.
Важные сведения, характеризующие итоги социально-экономического развития страны за небольшие периоды времени, содержатся и в директивах к составлению годовых текущих планов. Особенно часто подобные директивы принимались в конце 20-х — начале 30-х годов, когда опыта перспективного планирования было еще мало. Так, например, ноябрьский (1928 г.) Пленум ЦК ВКП(б) утвердил контрольные цифры развития народного хозяйства СССР на 1928/29 г. Резолюция Пленума содержала важные сведения об итогах развития экономики страны за предшествующий 1927/28 хозяйственный год.
Директивные материалы по планированию являются важным источником для характеристики экономической и социальной политики КПСС и Советского государства. Они содержат определение самых главных, коренных задач общества на определенный период. Например, XVIIIсъезд ВКП(б), отмечая построение в нашей стране основ социалистического общества, определял новые перспективы развития советского общества и выдвигал в качестве важнейшей экономической задачи — догнать и перегнать в экономическом отношении наиболее развитые капиталистические страны. Важным этапом в создании материально-технической базы коммунизма, в совершенствовании общественных отношений и формировании нового человека является десятая пятилетка. Главную задачу одиннадцатой пятилетки XXVI съезд КПСС определил следующим образом: обеспечение дальнейшего роста благосостояния советских людей на основе устойчивого, поступательного развития народного хозяйства, ускорение научно-технического прогресса и перевод экономики на интенсивный путь развития, более рациональное использование производственного потенциала страны, всемерной экономии всех видов ресурсов и улучшения качества работы.
Значение директивных документов планирования состоит также в том, что они содержат важные сведения о планах социально-экономического развития страны в территориальном (республиканском и районном) и отраслевом разрезах.
§ 3. Текущие и перспективные планы
После утверждения директив составляются текущие и перспективные планы развития народного хозяйства. Свое окончательное оформление они имеют в виде специальных законодательных актов — постановлений съездов Советов и ЦИК СССР, законов Верховного Совета СССР. Их отличие от директив заключается в большей детализации и четкой регламентации плановых заданий. Если в директивах возможно примерное определение темпов развития экономики с некоторыми допусками в большую или меньшую сторону, то план содержит строго определенные задания. Планы составляются общесоюзные, республиканские, областные, а также по отдельным отраслям, предприятиям и учреждениям. Подобная структура планов определяет характер документооборота в процессе их разработки.
Опираясь на директивы высших партийных и государственных органов, Госплан СССР разрабатывает планы в отраслевом и районном разрезах. Отдельные министерства и ведомства, а также правительства союзных республик представляют в Госплан свои проекты перспективных планов развития народного хозяйства, которые уточняются и сводятся воедино Государственной плановой комиссией. Госплан анализирует представленные документы, вносит в них иногда существенные изменения. В результате всей этой работы создаются документы, отражающие три этапа и вместе с тем три подхода к составлению планов: планы развития отраслей; планы по отдельным районам и республикам страны; сводный, общегосударственный план.
Текущие (годовые) планы строятся на основе перспективных и призваны обеспечить последовательное осуществление задач перспективных планов. Вместе с тем годовые планы могут предусматривать решение проблем, возникающих в ходе выполнения пятилетнего плана и не получивших отражения в нем. Так, годовой план развития народного хозяйства на 1931 г. включал в себя форсированное строительство ряда предприятий черной металлургии. По годовому плану на 1950 г. началось строительство ряда крупнейших строек, которое не было запланировано в четвертом пятилетнем плане. Возможность осуществления этих строек возникла в связи с досрочным перевыполнением заданий по производству металла, оборудования, ряда строительных материалов.
Основной разновидностью перспективного плана является пятилетний план развития народного хозяйства. Из этой практики имеется одно исключение — составление семилетнего плана развития народного хозяйства на 1959—1965 гг. В последнее время усложнение проблем социально-экономического развития общества в условиях научно-технической революции, потребность в прогнозировании основных процессов развития обусловили появление перспективных планов, составленных на более значительные отрезки времени (10, 15, 20 лет). В отличие от пятилетних планов они менее регламентированы.
Перспективные планы развития народного хозяйства включают в себя целую систему показателей. Как правило, планы открываются сводными таблицами основных показателей, которые характеризуют масштабы и темпы предполагаемого роста материального производства: национальный доход страны, валовая продукция промышленности, производство наиболее важных видов промышленной продукции и продукции сельского хозяйства, объем перевозок, размер капитального строительства. Здесь содержатся важнейшие обобщенные показатели, отражающие рост материального благосостояния, культурного уровня советского народа, развитие здравоохранения.
К отраслевым разделам плана, прежде всего, относятся задания по промышленному производству, которые в конечном итоге определяют размеры капитального строительства и объем перевозок. Исключительно важное место в государственных планах развития СССР занимает производственная программа сельского хозяйства. Сюда включаются разделы о развитии земледелия, животноводства, механизации и электрификации сельскохозяйственного производства. Специальные разделы перспективных планов посвящены работе транспорта и связи; При этом планируется работа железнодорожного, водного, автомобильного, воздушного, трубопроводного транспорта, развитие дорожного хозяйства. Одно из центральных мест в перспективных планах занимает раздел капитального строительства. При помощи плана капитальных работ осуществляется планирование развития материально-технической базы социалистического народного хозяйства, обеспечивается решение важнейших задач роста и развития народного хозяйства СССР.
Наконец, в планы включаются разделы: труд и кадры; культурное строительство, здравоохранение и коммунальное хозяйство. Заключительные разделы планов, как правило, посвящены внешней торговле СССР, экономическому и социальному сотрудничеству СССР с социалистическими странами. Перспективные планы социально-экономического развития включают в себя также специальные разделы, характеризующие основные направления научных поисков на предстоящий период. Наряду с заданиями по стране в целом и отдельным отраслям экономики пятилетние планы включают также основные контрольные цифры развития отдельных районов и республик страны, что позволяет осуществлять совершенствование в размещении производительных сил.
На некоторых этапах экономического развития в систему планирования вносились существенные изменения, что находило отражение в документах плановых органов. Так, в 1957—1964 гг. v действовала территориальная система управления промышленностью и планированием. В этих условиях ведущим документом в период подготовки к составлению перспективных планов развития народного хозяйства стали планы развития экономики отдельных областей, районов и республик страны. На Госплан СССР возлагалась обязанность стыковки планов сою1шьТх республик а также ряда высших экономических органов — Госстроя СССР, Совета народного хозяйства СССР и др. Однако подобный подход к перспективному планированию скоро выявил свои недостатки. Ослабление планирования в отраслевом разрезе наносило ущерб техническому прогрессу. Административные организационные новшества усложнили процесс разработки планов, ухудшили их качество. Планы утверждались и доводились до исполнителей с большим опозданием.
Решения октябрьского (1964 г.) и сентябрьского (1965 г.) Пленумов ЦК КПСС явились важным этапом в совершенствовании методов планирования. Наряду с усилением отраслевого принципа планирования была поставлена задача создания стабильных пятилетних планов на предприятиях в условиях предоставленной им большой хозяйственной самостоятельности. Эти изменения нашли отражение и в системе плановой документации. Наряду с перспективными пятилетними планами развития страны в целом, отдельных отраслей, районов и республик страны создаются перспективные и текущие годовые планы на предприятиях, в колхозах и совхозах. Углубилось технико-экономическое обоснование плановых заданий.
Использованию планов в исторических исследованиях должно предшествовать сопоставление различных их типов — перспективных и годовых. Только в этом случае можно определить, как шло выполнение планов, как уточнялись, конкретизировались, а иногда и изменялись плановые задания. Анализ документов, послуживших основой для составления планов, в совокупности с самими планами позволяет конкретно раскрыть механизм выработки экономической и социальной политики Советского государства.
§ 4. Итоги выполнения народнохозяйственных планов
Важное значение имеют документы, характеризующие итоги выполнения планов развития народного хозяйства СССР. Общие итоги выполнения первой и второй пятилеток были подведены в специальных изданиях: Итоги выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства Союза ССР. М. 1933; Итоги выполнения второго пятилетнего плана развития народного хозяйства Союза ССР. М., 1938. Начиная с четвертой пятилетки характер публикаций итогов выполнения планов меняется. ЦСУ систематически публикует квартальные, полугодовые и годовые отчеты о выполнении планов. После завершения пятилетки издаются сообщения Госплана СССР и ЦСУ СССР об итогах выполнения пятилетнего плана. Итоги выполнения годовых планов систематически подводятся на пленумах ЦК КПСС и сессиях Верховного Совета.
Материалы о выполнении планов развития народного хозяйства представляют собой важный источник, который позволяет охарактеризовать основные итоги и направления борьбы советского народа з
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|