Публикации актов законодательных и исполнительных органов
Советской власти
Опубликование является завершающим этапом формирования законодательного акта. Действующим считается текст закона, опубликованный в официальном издании.
В первые дни после Великой Октябрьской социалистической революции был принят декрет «О порядке утверждения и опубликования законов». Подлинным текстом считались утвержденный правительством оригинал декрета и его печатные воспроизведения в «Газете Временного рабочего и крестьянского правительства» и в «Собрании узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства СCCP». С марта 1918 г. официальным изданием наряду с «Собранием узаконений» стала газета «Известия» (орган ВЦИК). Публикация в любом из этих изданий была идентична подлиннику. Закон считался вступившим в силу с момента его публикации, а на местах — с момента получения официального издания текста закона. Предусматривались и другие случаи введения в действие декретов и постановлений (по телеграфу и т. п.).
Издание «Собрания узаконений» было начато Наркомюстом с декабря 1917 г. В нем дается систематизированное в хронологическом порядке собрание законов и постановлений Советской власти; акты имеют порядковую нумерацию по каждому году. Это издание выходило по мере накопления материала. Из повременных изданий «Собрание узаконений» — наиболее полная публикация законодательного материала. Аналогичными по характеру и типу издания были публикации «Собраний узаконений» в Украинской ССР, Азербайджанской ССР и других республиках. Все декреты и постановления ЦИК, его Президиума, СНК и СТО СССР публиковались с 1924 г. в «Собрании законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского правительства СССР», которое состояло из двух отделов. В первом помещались акты законодательного характера, а остальные ( о назначениях и награждениях, об утверждении уставов акционерных обществ и др.) — во втором отделе. Первый отдел «Собрания законов» печатался на шести языках народов СССР (русском, украинском, белорусском, грузинском, армянском, тюрко-татарском).
С 7 апреля 1938 г. вместо «Собрания законов» начали публиковаться «Ведомости Верховного Совета СССР». Первые годы «Ведомости» выпускались в виде газеты, а с 1944 г. — в форме бюллетеней. Данное издание законодательных актов существует и в настоящее время.
Новые задачи упорядочения дела опубликования законов и постановлений получили разрешение в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 19 июня 1958 г. «О порядке опубликования и вступления в силу законов СССР, постановлений Верховного Совета СССР, указов и постановлений Президиума Верховного Совета СССР». По этому Указу законы СССР и другие акты Верховного Совета СССР и его Президиума публикуются в «Ведомостях» на языках союзных республик не позднее семидневного срока после их принятия. Важнейшие из актов, подлежащие «широкому и немедленному обнародованию», публикуются также в газете «Известия». В необходимых случаях эти акты могут быть переданы по радио и телеграфу. Акты общенормативного характера вступают в силу одновременно на всей территории СССР «по истечении десяти дней после их опубликования» в «Ведомостях» или «Известиях», если в самом акте не указан другой срок введения его в действие.
С 1938 по 1949 г. включительно выпускалось специальное издание постановлений и распоряжений высшего органа исполнительной власти — «Собрание постановлений и распоряжений Правительства СССР». С 1951 г. это издание было возобновлено только для учреждений и ведомств, а с 1957 г. и по настоящее время оно издается под заглавием «Собрание постановлений Правительства СССР» для всеобщего ознакомления.
Международные договоры издаются в периодической печати, в правительственных и специальных изданиях МИД СССР. Большое значение имеет «Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных РСФСР с иностранными государствами» (вып. 1—5), а затем «Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами» (вып. 1 — 9) за период с 1924 по 1938 г. С 1955 г. это издание возобновлено с выпуска 10 (1937г. — 21 июня 1941 г.).Выпуск 11 включал документы периода Великой Отечественной войны. В последующие выпуски включены действовавшие международные акты, заключенные в послевоенный период. Издание это продолжается и в настоящее время.
Следует указать ряд фундаментальных научных публикаций законодательных и иных актов Советского государства. Среди них большое значение имеет публикация «Декреты Советской власти», в которую вошли и не публиковавшиеся ранее документы, варианты и разночтения. Материалы, связанные с разработкой конституций, широко представлены в изданиях: «История Советской Конституции (в документах)» (М., 1957), «Образование и развитие СССР как союзного государства» (М., 1972), «Конституция общенародного государства» (М., 1977). С 1957 г. осуществляется многотомное издание «Документы внешней политики СССР». Актовые материалы выборных органов Советской власти широко представлены в издании «Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных советских социалистических республик» (т. I—VII. М., 1959 — 1965). В него вошло большое количество ранее не публиковавшихся документов (например, по республикам Кавказа и Средней Азии). Значительная часть материалов впервые издается на русском языке.
§ 4. Некоторые вопросы источниковедческого анализа актовых материалов
Законодательные и правительственные акты, как и всякий исторический источник, являются продуктом соответствующей исторической обстановки. Изучение происхождения документов Советской власти должно способствовать пониманию содержания источников, объяснить закономерность появления новых актовых материалов, раскрывать роль отдельных лиц в их создании и т. д. Исследование происхождения законодательных актов складывается из четырех основных этапов: законодательная инициатива — почин; процесс разработки и обсуждения законопроекта; обсуждение законопроекта законодательными органами и его утверждение; опубликование закона.
Возникновение законодательной инициативы свидетельствует о появлении новых задач, которые не могут быть решены в рамках существующих законодательных актов. В середине 30-х годов стало ясно, что Конституции 1918 и 1924 гг. не отражают тех изменений, которые произошли в обществе. Постановление VII Всесоюзного съезда Советов о разработке проекта новой Конституции СССР (в 1936 г.) можно рассматривать как стадию законодательной инициативы при изучении Конституции СССР.
В определенных исторических условиях этап законодательной инициативы может отсутствовать. Например, первые советские декреты («О земле», «О мире») такой стадии не проходили.
По Конституции РСФСР 1918 г. право законодательной инициативы предоставлялось Всероссийскому съезду Советов, ВЦИК, Совнаркому и наркоматам РСФСР. В Конституции СССР 1924 г. этот порядок был сохранен и даже расширен с учетом прав союзных республик. По Конституции 1936 г. право законодательной инициативы в равной мере принадлежало палатам Верховного Совета СССР — Совету Союза и Совету Национальностей. В последующей законодательной практике это право реализовывалось Советом Министров СССР, Верховным Судом, общественными организациями и т. д. По Конституции 1977 г. (ст. 113) таким правом пользуются палаты Верховного Совета СССР, его Президиум и постоянные комиссии, Совет Министров СССР, союзные республики в лице их высших органов государственной власти, центральные органы общесоюзных общественных организаций и др.
Стадия законодательной инициативы завершается принятием полномочным органом решения о необходимости разработки соответствующего законопроекта, составление которого часто поручается специальной комиссии.
Так, в соответствии с резолюцией III Всероссийского съезда Советов «О федеральных учреждениях Российской Республики» (январь 1918 г.) ВЦИК образовал Комиссию по разработке Конституции в составе 15 человек из представителей политических партий и наркоматов (Я. М. Свердлов — председатель, М. Н. Покровский— товарищ председателя и В. А. Аванесов — секретарь). В основу деятельности Комиссии легли решения VII съезда РКП (б), ленинские работы и законодательная практика первых месяцев Советской власти. На первых заседаниях была принята схема построения Конституции и выделены три подкомиссии.
В апреле — июне 1918 г. Комиссия ВЦИК и подкомиссии разрабатывали и обсуждали проекты. Основные проекты, принятые Комиссией ВЦИК, были опубликованы 22 июня 1918 г. в «Известиях ВЦИК» под заглавием «Проект Конституции Советской Республики». 26 и 28 июня 1918 г. ЦК РКП (б) обсуждал проект Конституции. Комиссия ВЦИК учла замечания и дополнения Комиссии ЦК РКП (б) и опубликовала новый вариант «Проекта Конституции».
Таким образом, второй этап происхождения законопроекта включает в себя образование комиссии для разработки проекта закона, составление проекта с его вариантами, публикацию проекта. По публикации проекта законодательного акта происходит широкое гласное его обсуждение.
В последние десятилетия сложилась практика всенародного обсуждения важнейших законодательных актов. Впервые она была осуществлена при разработке Конституции 1936 г. В настоящее время эта традиция получила законодательное закрепление в Конституции 1977 г.
Следующий этап прохождения закона связан с обсуждением его проекта высшим органом власти. На первом заседании 4 июля 1918г. V Всероссийский съезд Советов избрал по предложению Я- М. Свердлова Конституционную комиссию, которая внесла в проект Конституции ряд изменений и дополнений. В частности, «Декларация прав и обязанностей трудящихся» была заменена «Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Комиссия пополнила проект Конституции новыми разделами: была составлена вводная резолюция и дополнительно разработаны два раздела. На основе опубликованного 22 июня 1918 г. проекта был составлен раздел «Бюджетное право», заново разработан раздел «О гербе и флаге РСФСР». Была упорядочена структура подраздела «Организация Советской власти на местах».
С этими изменениями и дополнениями проект Конституции был представлен 10 июля 1918 г. на заседание V Всероссийского съезда Советов, который единогласно принял предложенный проект и поручил новому составу ВЦИК окончательно отредактировать текст Конституции. 18 июля 1918 г. Президиум ВЦИК утвердил текст Конституции РСФСР, и на следующий день она была опубликована в «Известиях ВЦИК».
Изучение происхождения законодательного акта может дать весьма важные сведения для источниковедческого анализа (например, о роли конкретных лиц в составлении определенного акта). Так, из воспоминаний М. А. Андреева известно, что Надеждинский Совет уполномочил его и председателя Центрального Совета ФЗК Богословского горного округа А. Курлынина поставить в Петрограде вопрос о деятельности заводов округа и об их финансировании. Попытки договориться с правлением Акционерного общества остались безуспешными. Тогда они обратились в СНК и были приняты 5 декабря 1917 г. В. И. Лениным, которому и изложили требования рабочих округа. 6 декабря 1917 г. СНК принял декрет о конфискации имущества Акционерного общества Богословского горного округа. Архивные материалы позволяют установить роль В. И. Ленина, П. И. Стучки и А. Г. Шляпникова в подготовке текста декрета. Изучение вариантов проекта декрета, в том числе и по почерку, позволяет подробнее осветить происхождение и содержание этого документа.
Советский законодательный процесс на всех исторических этапах его развития характеризуется подлинным демократизмом, что находит отражение и требует всестороннего учета в исследовании происхождения законодательных актов.
Важное значение при изучении коллективного творчества масс в разработке законодательных актов имеют письма трудящихся, материалы совещаний, созываемых в связи с разработкой и принятием законов. В. И. Ленин придавал большое значение письмам крестьян в газету «Беднота» Он предлагал В. А. Карпинскому составлять раз в два месяца сводки этих писем и указывать при этом помимо количества писем также и выраженные в них «настроения» и «важнейшие злобы дня» i.
В современных условиях изучение социальной потребности в правовом регулировании отдельных областей общественной и экономической жизни или изменений этого регулирования приобретает особое распространение. Это явление отражает возросшую политическую активность населения, глубокую заинтересованность советских людей в успешном решении задач коммунистического строительства. В этой связи нельзя не отметить проявление инициативы советских граждан, учреждений, в том числе научных, в выдвижении задачи разработки законодательства об охране памятников истории и культуры, животного мира нашей страны и т. д., что требует выявления и исследования источников, отражающих эти факты.
Демократизм советского строя в целом и законодательной практики в частности получает реальное воплощение и на стадии разработки и обсуждения законопроектов. Для обеспечения заинтересованного и компетентного обсуждения проектов законодательные органы привлекают множество учреждений, ведомств, организаций и отдельных лиц. Так, в разработке Основ законодательства о здравоохранении участвовали различные министерства, медицинские учреждения, в том числе научно-исследовательские, ВЦСПС, отдельные эксперты. При разработке Основ законодательства о труде осуществлялись специальные экономические эксперименты и проводились социологические обследования. Такая практика законодательной деятельности приводит к формированию в процессе создания законодательного акта громадных массивов документов, что усложняет источниковедческий анализ происхождения актового материала, выдвигает новые задачи в обработке источников.
Особенно значительные комплексы массовых источников складываются в ходе всенародного обсуждения законодательных актов. Их роль в разработке современных законов чрезвычайно велика. Десятки поправок были внесены в Закон о пенсиях, в Основы гражданского судопроизводства, в Основы законодательства о народном образовании, в Основы законодательства о браке и семье. В результате закон выступает как итог коллективной работы, выражение воли всего советского народа.
Эти явления современной законодательной практики с особой силой проявились в процессе разработки Конституции СССР 1977 г. В ходе всенародного обсуждения проекта Конституции, в котором участвовало свыше 140 млн. человек, было внесено свыше 400 тыс. предложений. Целый ряд из них был реализован как в виде редакционных поправок, так и в дополнениях по существу. Так, в главу «Политическая система» была включена специальная статья о роли трудовых коллективов, их задачах и функциях в обществе развитого социализма. Значительным изменениям была подвергнута статья 9, определяющая формы собственности в СССР. Статья 19 была дополнена положением о том, что «социальную основу СССР составляет нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции».
В процессе источниковедческого анализа законодательных актов следует сопоставить публикации законодательного акта и его архивный подлинник. Последнее необходимо, когда обнаруживаются какие-либо разночтения. Так, при подготовке к научной публикации декретов первых месяцев Советской власти С. Н. Валком было установлено, что многие декреты первоначально публиковались в сокращенном виде. К примеру, в декрете СНК от 15 (28) января 1918 г. «Об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии» при публикации в «Собрании узаконений» была опущена вступительная часть. В данном случае дело объяснялось характером издания. С точки зрения составителей «Собрания узаконений» основное значение имела вторая, резолютивная часть декрета. С характером издания связано было и редактирование, которое не ограничивалось только стилистической правкой текста декретов. Подобная правка стирала ряд важных черт актов, дающих возможность почувствовать особенности обстановки их создания.
Источниковедческий анализ первых декретов выдвигает целый ряд других вопросов, что вызывается отсутствием иногда точной датировки, подлинника документа и т. д. Например, ведется большая работа по текстологическому анализу Декрета о земле, поскольку этот документ дошел до нас в газетных публикациях, имеющих ряд разночтений.
При анализе законодательных актов исследователь устанавливает название и разновидность акта, оценивает так называемый заключительный протокол (наличие необходимых подписей, дата утверждения), сверяет в случае необходимости по протоколу заседания, когда было принято данное постановление.
Сведения, полученные при изучении происхождения законодательного акта, дают обширный материал для анализа содержания источника. В результате такого анализа могут быть получены данные, обосновывающие общеисторические выводы. Для этой стадии изучения можно наметить несколько основных вопросов: историческое место закона и его значение; что нового дает он в сравнении с предыдущими актами; какова роль изучаемого закона в социалистическом строительстве. Определение исторического места законодательного акта тесно связано с изучением его происхождения. Это изучение показывает процесс формирования новых норм, а также формы их выражения. Так, закон «Об изменении системы органов управления промышленностью и преобразовании некоторых других органов государственного управления» (2 октября 1965 г.) может быть правильно истолкован лишь в соотношении с той исторической обстановкой, в которой он возник. Это сопоставление должно учитывать сравнение со всей политикой партии в определенной области, с законодательными актами по аналогичному вопросу. Существовавшая до этого система руководства и управления промышленностью не создавала должных возможностей для эффективного использования достижений научно-технической революции, экономических методов руководства. Сентябрьский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС, отметив некоторые положительные моменты системы управления промышленностью, вместе с тем подчеркнул, что «существующая организационная структура управления, методы планирования и экономического стимулирования в промышленности не отвечают условиям и уровню развития производительных сил». В связи с этим было решено организовать управление по отраслевому принципу, образовать союзно-республиканские и общесоюзные министерства по отраслям промышленности, устранить излишнюю регламентацию деятельности предприятий, сократить число плановых показателей, спускаемых сверху, улучшить использование экономических рычагов (прибыль, цена, премия, кредит), повысить заинтересованность работников промышленности в повышении рентабельности производства и улучшении качества промышленной продукции и т. д. Верховный Совет СССР, рассмотрев вопрос «Об улучшении управления промышленностью» и проект закона по данному вопросу, внесенный Советом Министров СССР 2 октября 1965 г., принял соответствующий закон.
Анализ законодательного акта должен включать в себя изучение его соответствия объективным закономерностям общественного развития. Подобное изучение необходимо вести в тесной связи с исторической обстановкой действия этого законодательного акта и с общим ходом развития советского общества. Важнейшие методологические и конкретные указания по этим вопросам содержатся в решениях высших органов Коммунистической партии.
Законодательные акты создаются в ходе самого исторического действия, они являются «остатками» изучаемого события. Таковы, например, резолюции съездов Советов, законы Верховного Совета СССР и т. д. Эти решения и законы сами являются историческим фактом в той части, которая дает представление о политике Советского государства. С другой стороны, они содержат конкретные сведения о состоянии Советов, о развитии промышленности, сельского хозяйства, культуры. В этом случае мы имеем дело с отражением исторических процессов и фактов в соответствующих решениях.
Законодательный акт должен рассматриваться и как памятник, отражающий состояние и развитие общественно-политической мысли. Новые нормы и установления являются источником двоякого рода. Во-первых, они характеризуют общественные отношения, политику Советского государства, во-вторых, свидетельствуют о развитии общественно-политической мысли.
В работе В. И. Ленина «Государство и революция» была дана характеристика социализма как первой стадии в развитии коммунистического общества. Жизнь полностью подтвердила правоту ленинской мысли. Однако, анализируя общественно-политические воззрения первых лет Советской власти, мы не вправе игнорировать наличие и других взглядов по данному вопросу, получивших отражение в Конституции 1918 г.
В общих положениях Конституции 1918 г. сформулировано распространенное в то время представление об этапах развития нового общества. «Основная задача, рассчитанной на настоящий переходный момент Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, — гласила статья 9 Конституции,— заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти».
В ходе социалистического строительства в 20-х — начале 30-х годов происходило постепенное уточнение второй точки зрения о социалистическом обществе. Во втором пятилетнем плане была отмечена необходимость сохранения государства и при социализме. В то же время авторы плана говорили об «окончательной ликвидации не только капиталистических элементов, но и классов вообще». Социалистическое общество представлялось авторам второй пятилетки бесклассовым. В этой части имелись тесная связь и совпадение со взглядами, изложенными в Конституции РСФСР 1918 г. Следующий этап в изменении и уточнении этих представлений наступил при разработке Конституции СССР 1936 г. Здесь уже имеется термин «трудящиеся», перерастающий по Конституции 1977 г. в категорию «народ».
Анализ законодательных актов можно подразделить на две взаимосвязанные части: историческая интерпретация и грамматическое толкование терминологии. Историческое истолкование предполагает выяснение соответствия закона объективным закономерностям развития общества, установление классовой направленности закона, причин его появления, результатов применения и т. п.
К интерпретации законов следует отнести и право их толкования органами власти. По Конституции СССР 1977 г. право толкования законов принадлежит Президиуму Верховного Совета СССР. В практике работы толкование носит характер «разъяснений». В них указывается причина издания постановления и обязательно подчеркивается право Президиума Верховного Совета СССР толковать законы.
Историческое толкование выявляет и соответствие Конституций союзных республик, законов и других актов Конституции СССР. Президиум Верховного Совета СССР имеет право отменять постановления и распоряжения Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик в случае их несоответствия закону.
Грамматическое истолкование, изучение терминологии законов должно происходить в тесной связи с историческим толкованием законов. Применение закона может порождать и различные толкования. При изучении терминологии закона нужно принимать за основу то значение слова, которое оно имело в момент принятия закона. Различные термины по мере общественного развития наполняются новым содержанием.
Глава 25
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|