|
Основные разновидности законодательных актов и нормативных постановлений Советской власти
Развитие Советского государства тесно связано с общим ходом социалистического строительства. Выделяются три основных периода: первый — переходный от капитализма к социализму (до середины 30-х годов), второй — до полной и окончательной победы социализма и третий — период развитого социализма. Внутри этих периодов имеются этапы, отличающиеся качественными преобразованиями в государственном строе (например, образование СССР) или изменениями в методах государственной деятельности (например, в период гражданской и Великой Отечественной войн).
При исследовании законодательства различных периоде истории советского общества особое внимание следует обратить на изменения в структуре высших органов государственной власти, которые осуществляли законодательную деятельность. На помним, что законодательные акты первых лет Советской власти принимались Всероссийскими съездами Советов, ВЦИК. и CHК РСФСР. С победой Советской власти на территории бывших окраин Российской империи складывалось собственное законодательство в виде актов съездов Советов, ЦИК республик и их правительств. По Конституции 1924 г. законодательную деятельность осуществляли съезды Советов СССР, ЦИК и Президиум ЦИК СССР, СНК СССР и соответствующие высшие органы союзных и автономных республик. На основе Конституции 1936 г. законы принимались Верховным Советом СССР (соответственно— Верховными Советами союзных и автономных республик) или в результате референдума. Нормативные акты всех других органов власти носят так называемый подзаконный характер, т.е. они издаются на основе и во исполнение законов. Этот порядок законодательной деятельности сохраняется и по Конституции 1977 г.
Отмеченные периоды и особенно более узкие этапы истории развития советского законодательства характеризуются своеобразием в осуществлении законодательной инициативы, в порядке обсуждения и, разработки законодательных актов, их опубликования. Так, в первые месяцы существования Советской власти законодательные акты принимались военно-революционными комитетами, Высшим Советом Народного Хозяйства и даже его отделами.
Основные разновидности законодательных актов (конституции, законы, кодексы) присущи каждому из периодов развития советского общества. Их назначение и форма остаются в основном прежними, а содержание подвергается значительным изменениям. Каждый из периодов в развитии советского законодательства имеет и известные отличия в составе актов. Декреты характерны главным образом для первых лет Советской власти. Постановления, резолюции и решения всесоюзных, всероссийских и других съездов Советов обусловлены существованием названных органов, государственной власти.
До середины 30-х годов имела место множественность в наименовании законодательных актов — декрет, постановление, резолюция. С принятием Конституции СССР 1936 г. было введено единое наименование — «закон». Для документов исполнительной власти сохранены названия «постановление» и «распоряжение». Тем самым с момента построения социализма в СССР и его законодательного оформления происходит известная унификация в области законодательных актов и их терминологии.
Разновидности актов имеют свои отличительные признаки в структуре и форме, обусловленные во многом их назначением. Основные группы, разновидности актовых материалов характерны для законодательства всех союзных и автономных республик.
Декреты (от латин. decretum — постановление, решение) 15ЫЛИ первыми законодательными актами Советской власти. Строительство правовой надстройки опиралось на использование опыта народных масс в создании нового общества. Задача Советской власти заключалась в провозглашении принципов своей деятельности и в объединении усилий трудящихся на осуществление этих принципов.
Первые декреты — конкретная реализация, правовое воплощение программных требований большевистской партии, ряда партийных решений 1917 г., требований трудящихся масс, сформулированных в виде многочисленных наказов, резолюций, постановлений, заявлений съездов и собраний рабочих, крестьян и солдат. Ярким примером является Декрет о земле, в текст которого вошел «Примерный наказ», составленный на основе 242 крестьянских наказов, привезенных на I Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов в мае 1917 г.
В. И. Ленин подчеркивал агитационное и организующее значение декретов Советской власти. Он называл декреты инструкциями, зовущими «к массовому практическому делу».
Проведение декретов в жизнь возлагалось на народные массы, поэтому содержание их должно было быть изложено популярно. В. И. Ленин указывал на необходимость иметь в декрете «популярнейшее введение»3. Такая преамбула, обстоятельно объясняющая причину и характер мер в отношении контрреволюционной печати разных оттенков, содержалась, например, в декрете Совнаркома «О печати» (27 октября 1917 г.). В тех случаях, когда причины издания декрета были достаточно ясны трудящимся, вводная часть сокращалась до минимума.
Агитационно-пропагандистские функции . первых декретов обусловили своеобразие практики их опубликования. Они нередко издавались в виде листовок, прокламаций, специальных брошюр.
В первые месяцы Советской власти не было выработано четкой терминологии. Законодательные акты, являющиеся по их значению декретами, именовались постановлением. Например, декрет Совнаркома о национализации фабрики товарищества Ликинской мануфактуры от 17 ноября 1917 г. был назван постановлением. В то же время в некоторых случаях акты о назначении на должность именовались декретами. Декреты первых лет Советской власти можно рассматривать как собирательное наименование всех важнейших законодательных актов высших органов Советского государства: резолюций, воззваний, постановлений, Деклараций ВРК, съездов Советов, ВЦИК, СНК, Совета Труда и Обороны.
Конституция (от латинского conctitutio — устройство) формулирует основные принципы общественного и государственного устройства, характеризует социально-экономическую и политическую основу общества и государства.
Конституции дают наиболее обобщенную, концентрированную информацию об отдельных исторических этапах развития советского общества. При этом Конституции, с одной стороны подводят итог предшествующего развития, в определенных правовых нормах формулируют достижения трудящихся, а с другой — выступают как орудие дальнейшего социального прогресса, как определенная программа действий. Эти черты конституций следует учитывать при использовании их как исторических источников
Исторические условия разработки, цели принятия отдельных конституций обусловливают особенности содержания, структуры каждой конституции.
Первая советская конституция — Конституция РСФСР, принятая 10 июля 1918 г. V Всероссийским съездом Советов, законодательно закрепила завоевания Великой Октябрьской социалистической революции. Конституция 1918 г. обобщила опыт предшествующей законодательной деятельности Советского государства; в ее текст был включен важнейший законодательный акт «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Конституция подводила итоги борьбы трудящихся масс за революционное переустройство общества. Подчеркивая эти особенности, В. И. Ленин говорил: «Мы знаем, что эта Советская конституция, которая в июле утверждена, что она не выдумана какой-нибудь комиссией, не сочинена юристами, не списана с других конституций. В мире не бывало таких конституций, как наша. В ней записан опыт борьбы и организации пролетарских масс против эксплуататоров и внутри страны, и во всем мире».
Конституция 1918 г. соответствовала особенностям переходного периода от капитализма к социализму и отразила эти особенности во многих своих статьях и положениях. Так, Конституция закрепила диктатуру пролетариата как полновластие трудящихся во главе с рабочим классом. Эксплуататоры были отстранены от участия в органах государственной власти и управления. Избирательное право предоставлялось только лицам, занятым производительным, общественно полезным трудом, не использующим наемный труд, и солдатам армии и флота. Конституция обеспечивала преимущественные права рабочих в ходе выборов в Советы путем неравных норм представительства от городского и сельского населения. Особенности эпохи нашли отражение в провозглашении таких принципов, как всеобщая трудовая повинность, признание труда обязанностью всех граждан, предоставление почетного права защищать революцию с оружием в руках только трудящимся и т. д.
Конституция РСФСР послужила основой разработки Конституций Украинской ССР, Белорусской ССР и ЗСФСР.
После окончания гражданской войны и завершения первых шагов государственного строительства в пределах национальных республик встал вопрос о принципах взаимоотношений и объединения советских республик. Первоначально создание союза предполагалось на основе «автономизации», т. е. включения советских республик в РСФСР на началах автономии. В. И. Ленин показал опасность претворения в жизнь принципов «автономизации» и выдвинул идею объединения всех советских республик на началах полного равноправия в новое государство — Союз Советских Социалистических Республик'. В. И. Ленин выдвинул и другие важные предложения по гарантиям равноправия союзных республик: о праве выхода союзной .республики, о создании двухпалатного ЦИК с несколькими председателями.
Ленинские идеи получили отражение в «Декларации об образовании СССР» и в «Договоре об образовании СССР», принятых на I съезде Советов СССР 30 декабря 1922 г. Оба эти документа с изменениями и дополнениями легли в основу и составляют два основных раздела Конституции СССР 1924 г.
Конституция СССР 1924 г. законодательно закрепила принципы добровольности и равноправия объединения республик в новое союзное государство, гарантии суверенных прав союзных республик. Конституция определяла структуру высших органов общесоюзной власти и управления, их компетенцию. Конституция 1924 г. рассматривала только вопросы национально-государственного устройства нового союзного государства и не касалась вопросов определения основ политического и экономического строя, прав и обязанностей граждан. В этом ее основная особенность.
Успешное проведение индустриализации и коллективизации, ликвидация эксплуататорских классов потребовали принятия новой Конституции. В соответствии с решением февральского (1935 г.) Пленума ЦК ВКП(б) VII Всесоюзный съезд Советов принял постановление о подготовке проекта новой Конституции. Предлагалось уточнить определение социально-экономической основы общества «в смысле приведения Конституции в соответствие с нынешним соотношением классовых сил в СССР». 5 декабря 1936 г. VIII Всесоюзный съезд Советов утвердил новую Конституцию СССР, состоявшую из 146 статей, разделенных на 13 глаз. Конституция 1936 г. законодательно закрепила построение основ социализма в СССР. Это нашло отражение в соответствующих характеристиках политической и экономической основы Советского государства, социальной структуры общества. Победа социализма обусловила дальнейшую демократизацию общественно-политической жизни страны. Были внесены существенные изменения в избирательную систему: провозглашалось и гарантировалось всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Впервые в Конституции была выделена глава «Основные права и обязанности граждан». Значительно расширив основные права, прежде всего право на труд, отдых, образование, Конституция устранила ограничения в правах и сформулировала материальные их гарантии.
Закрепленные в Конституции 1936 г. устои социализма законодательно обеспечивали последующую созидательную деятельность советских людей по построению развитого социалистического общества.
На основе Конституции 1936 г. были утверждены новые конституции союзных и автономных республик.
Конституция СССР 1936 г. подвергалась многим изменениям и дополнениям, особенно в главах, касающихся государственного! устройства, высших органов государственной власти и управления. Все это требовало разработки, как указывалось в решениях XXIV и XXV съездов КПСС, новой Конституции.
7 октября 1977 г. внеочередная седьмая сессия Верховного Совета СССР девятого созыва утвердила новую Конституцию СССР, которая состоит из преамбулы, 9 разделов, 21 главы и 174 статей.
Новая Конституция закрепила построение развитого социалистического общества. Многообразные изменения, происшедшие в нашей стране за последние 40 лет: создание высокоразвитых производительных сил, безраздельное господство социалистической собственности, увеличение социальной однородности советского общества, образование новой исторической общности — советского народа и т. д. — обусловили существенное изменение многих основных положений Конституции, появление новых разделов, глав и статей.
Важнейшей особенностью новой Конституции является законодательное оформление на уровне Основного Закона положений и принципов, которые до этого были предметом отдельных законодательных актов или осуществлялись в силу традиции. Это привело к значительному расширению текста Конституции и к изменению структуры. Во-первых, текст Конституции был разбит на разделы, что позволяет систематизировать конституционные положения. В заглавия разделов были введены новые понятия» до этого не рассматривавшиеся в Конституции: арбитраж, гимн. Во-вторых, появились новые главы. Включение в Конституции? таких глав, как «Внешняя политика», «Народный депутат», позволило не только в конституционном порядке обобщить важнейшие принципы советского законодательства, сформулированные в ранее принятых актах («Декрет о мире», «Закон о защите мира», «Закон о статусе депутатов»), но и развить их с учетом директивных документов КПСС и современного исторического этапа. Наконец, в Конституцию вошло множество новых статей, законодательно фиксирующих те существенные социально-экономические и социально-политические сдвиги, которые произошли в нашем обществе. К их числу относятся статьи 6 КПСС как руководящей и направляющей силе советского общества, ядре его политической системы; о роли трудовых коллективов в обсуждении и решении государственных и общественных дел; об охране окружающей среды и т. д. Существенно расширены статьи, раскрывающие права советских граждан. В настоящей Конституции они составляют раздел «Государство и личность», включающий главы «Гражданство СССР. Равноправие граждан» и «Основные права, свободы и обязанности граждан». В Конституции 1977 г. расширены права советских граждан и усилены их материальные гарантии.
Конституции как разновидность советских законодательных актов являются формой не только союзного, но и республиканского законодательства. Каждая союзная и автономная республика имеет свою Конституцию. Единство принципов общественного и государственного строя всех советских республик обусловливает большое сходство и даже текстуальное совпадение их основных законов. Вместе с тем конституции союзных и автономных республик имеют немало различий по сравнению с Конституцией СССР и друг с другом. Так, в конституциях ряда союзных и автономных республик, разработанных в 1937 г., подчеркивалось, что Советы, депутатов трудящихся выросли и окрепли в результате свержения власти помещиков и капиталистов, завоевания диктатуры пролетариата, а также освобождения народов республики «от национального гнета царизма и русской империалистической буржуазии и разгрома националистической контрреволюции» (Конституции Азербайджанской, Армянской союзных республик; Башкирской, Татарской автономных республик). В ряде конституций отмечалось, что социалистическая система хозяйства утвердилась в процессе ликвидации капиталистической и феодальной систем (Конституции Таджикской, Казахской, Киргизской, Узбекской и Туркменской союзных республик).
Сохраняют известные особенности в содержании и структуре конституции союзных и автономных республик, принятые в 1978 г. В отличие от Конституции СССР основные Законы республик имеют специальные главы о бюджете. В этих конституциях они вместе с новой главой «Государственный план экономического и социального развития» выделены в самостоятельный раздел. В то же время вопросы внешней политики и защиты Отечества в конституциях союзных республик объединены в одну главу «Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества». В конституциях ряда республик устанавливаются дополнительные гарантии равноправия женщин с мужчинами (Конституция Казахской ССР); имеются особые статьи о государственном языке (Конституции Азербайджанской ССР, Грузинской ССР). Конституции республик подробно раскрывают те вопросы, которые подлежат их ведению.
Основной и наиболее распространенной разновидностью законодательных актов в системе советского законодательства после принятия-Конституции 1936 г. стали законы. В форме закона рассматриваются прежде всего вопросы, правовое регулирование которых Верховный Совет СССР принимает полностью к своей компетенции и решает их с исчерпывающей полнотой. В качеств примеров можно назвать Закон СССР о всеобщей воинской обязанности (1967), Закон СССР о народном контроле в СССР (1979), Закон СССР об охране и использовании животного мира (1980).
Законы могут развивать отдельные положения соответствующих «Основ законодательства» и в силу этого сохраняются как самостоятельные акты. Например, кроме Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, принятых в 1970 г., действует Закон СССР 1956 г. «О государственных пенсиях» Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик дополняют и развивают Закон об уголовной ответственности за государственные преступления и Закон об' уголовной ответственности за воинские преступления.
Наконец, закон является такой формой законодательного акта, которая вводит в действие другие нормативы. Так, Основы законодательства о здравоохранении были утверждены законом СССР от 19 декабря 1969 г. Был принят специальный закон «О порядке введения в действие Конституции (Основного Закона) СССР» 1977 г. Соответствующими законами Верховного Совета СССР" и Верховных Советов республик утверждаются пятилетние и годовые планы развития народного хозяйства и бюджеты.
Законы, касающиеся вопросов развития и изменения Конституции, принято именовать конституционными. В отличие от обыкновенного конституционный закон требует для своего принятия квалифицированного большинства, т. е. не менее 2/3 голосов палат Верховного Совета СССР.
По мере развития правовой надстройки и накопления действующего законодательства появляется необходимость в систематизации законов в определенных сферах жизни общества. Систематизация законодательства может производиться в форме инкорпорации, т. е. объединения законодательных актов без их изменения по хронологическому, алфавитному, тематическому или другому признаку. В случае кодификации законодательные акты объединяются в единое, внутренне согласованное целое, охватывающее определенную область общественно-правовых отношений. При этом ликвидируются пробелы в законодательстве, устраняются противоречия, заменяются устаревшие положения. Появляется новый по существу и форме законодательный акт — кодекс (от латинского codex — книга). Как источник кодексы дают представление о действующем законодательстве. По мере развития общества состав кодексов изменялся, из них могли исключаться отдельные статьи, а последующее законодательство включалось в качестве приложений.
Первые советские кодексы были разработаны осенью 1918 г. ВЦИК принял Кодекс законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Затем был создан Кодекс законов о труде — КЗоТ. В первые годы нэпа были пересмотрены существовавшие и приняты новые кодексы: уголовный, земельный, гражданский. Эти кодексы послужили основой; для разработки кодексов в союзных республиках.
С образованием СССР кодификация стала проводиться в общесоюзном масштабе. В 1926 г. было издано пять книг систематического Собрания действующих законов СССР, а в 1927 г.— еще одна дополнительная книга к этому Собранию. Систематизация законодательства проводилась и в союзных республиках. В СССР было подготовлено восьмитомное систематическое Собрание законов. Во многих республиках были приняты свои кодексы или же переизданы кодексы РСФСР.
Качественно новый этап в области систематизации и кодификации законодательства развернулся с конца 50-х годов. Кодификационные работы конца 50—70-х годов касались, прежде всего, устоявшихся отраслей права: гражданского, уголовного, процессуального, о браке и семье.
Вместе с тем были подготовлены законоположения о таких, областях жизни, которые раньше оставались вне сферы правового» регулирования (охрана окружающей среды) или не имели систематизированного правового регулирования (здравоохранение, народное образование). В связи с расширением прав союзных, республик общесоюзное законодательство стало кодифицироваться преимущественно в форме «Основ» или «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик». В качестве примеров, подобных актов можно назвать «Основы земельного законодательства» (1968), «Основы законодательства о здравоохранении (1969), «Основы водного законодательства» (1970), «Основы: гражданского судопроизводства» (1961), «Основы законодательства о недрах» (1958). Законодательные акты типа «Основ законодательства» содержат наиболее общие принципы и основные институты соответствующих отраслей законодательства, единые и обязательные для всех союзных республик. Эта форма законодательства позволяет всесторонне учитывать национальные особенности и отражать их в соответствующих правовых нормах. На базе «Основ законодательства» в союзных республиках были приняты кодексы и иные законы.
В системе современных законодательных актов кодексы являются преимущественно разновидностью актов республиканского законодательства. Однако и ряд общесоюзных актов, дающих исчерпывающее рассмотрение отдельных правовых вопросов, принят в форме кодексов. К ним относится «Воздушный кодекс СССР», «Кодекс торгового мореплавания Союза ССР».
Среди актовых документов высших органов государственной, власти можно назвать ряд наименований: резолюции, постановления, положения, декларации, обращения, заявления. Они принимаются как союзными, так и республиканскими органами. Подобные акты, утверждавшиеся съездами Советов, имели силу закона. По конституциям 1936 и 1977 гг. они носят подзаконный характер.
В системе нормативных актов органов Советской власти большую роль играют указы Президиума Верховного Совета СССР, а также Президиумов Верховных Советов союзных и автономных республик. Их тематика и содержание ограничены компетенцией соответствующего Президиума. Указы могут касаться вопросов действующего законодательства, вносить в него некоторые изменения и дополнения. Указ не отменяет закона, а лишь приостанавливает его действие. Например, указы Президиума Верховного Совета СССР становятся законом при утверждении их сессией Верховного Совета СССР. Утверждению подлежат те указы, в которых затрагивается сфера деятельности Верховного Совета СССР. В особых случаях Президиум Верховного Совета СССР может издавать указы, имеющие законодательный характер. Так, 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР утвердил Указ «О военном положении».
Указы касаются значительного круга вопросов: о назначении и освобождении министров, высшего командования Вооруженных Сил СССР, о ратификации международных договоров и т. д.
Важной функцией Президиума Верховного Совета СССР является толкование законов. С этой целью Президиум Верховного Совета СССР издает постановления. Толкование действующего законодательства является важным источником для понимания характера, сферы и методов применения законов СССР. Официальное толкование обладает той же силой, что и решение (закон, указ) высших органов власти, подвергающееся толкованию.
Актовые документы, исходящие от местных органов власти и исполнительных и распорядительных органов Советского государства, обеспечивают реализацию и соблюдение советских законов. В пределах своей компетенции эти органы организуют хозяйственное, культурное и другое строительство. Отметим наиболее важные из них.
Совет Министров СССР, а также союзных и автономных республик издают постанов лени я и распоряжения на основе и во исполнение законов. Под постановлениями подразумеваются предписания общего характера, которыми регулируются существенные вопросы государственного управления СССР, союзных и автономных республик. В отдельных случаях (например, о назначении или освобождении от должности) постановления касаются конкретных указаний определенным лицам. Постановления имеют силу до их отмены. Распоряжениями на практике называют менее важные акты как исполнительного, так и распорядительного характера. Распоряжения действуют до их исполнения. Постановления публикуются за подписью Председателя (или его заместителя) и управляющего делами Совета Министров СССР. Распоряжения печатаются только за одной первой подписью.
Особенности постановлений определяются в целом их назначением. В постановлениях имеется обширная констатирующая часть и указание на законы, во исполнение которых принимается данный акт. В ряде случаев констатирующая часть может излагать задачи, решаемые данным постановлением. Резолютивная (постановляющая) часть детализирует порядок исполнения, ставит конкретные задания министерствам и ведомствам, устанавливает сроки выполнения заданий и порядок проверки исполнения. В распоряжениях констатирующая часть может отсутствовать.
Особое значение имеют совместные постановления высших: органов законодательной власти и общественных организаций' (например, постановление ЦИК СССР, СНК СССР и ВЦСПС от 23 июня 1933 г. «Об объединении Народного комиссариата-труда СССР с Всесоюзным Центральным Советом Профессиональных Союзов»). В этом случае в одном постановлении сочетаются черты законодательного акта и документа общественной' организации. Новые особенности актов, характеризующиеся объединением усилий всех заинтересованных сторон, проявляются в совместных постановлениях высших органов Советской власти и Коммунистической партии (например, постановление Президиума Верховного Совета СССР, СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 30 июня 1941 г. «Об образовании Государственного, Комитета; Обороны»).
Совместные постановления принимаются по тем вопросам государственного и народнохозяйственного строительства, где необходимо координировать все усилия для дальнейшего развития советского общества. Эти постановления отражают возрастающее влияние Коммунистической партии в социалистическом и коммунистическом строительстве. Совместные постановления не являются законом. В тех случаях, когда в них затрагиваются вопросы законодательного характера, они должны получить утверждение верховного органа власти. Совместные постановления появились в середине 20-х годов и вначале имели форму обращений. Таково, в частности, обращение СНК СССР, ЦК и ЦКК ВКП(б) от 16» августа 1926 г, «Об успехах и недостатках кампании за режим экономии», адресованное «Ко всем партийным и советским организациям».
Наиболее частыми с середины 30-х годов стали совместные постановления высших органов партии и исполнительных органов государства. Ввиду роли Коммунистической партии в советском обществе эти постановления соединяют в себе силу партийной директивы, нуждающейся в немедленном претворении в жизнь и выраженной в конкретных пунктах постановления исполнительной власти.
Обращения 20-х годов и совместные постановления 30-х годов имели директивный характер. Но между ними есть и определенные различия. Так, обращение 16 августа 1926 г. являлось, по существу, общей программой деятельности, намечало направление работы и не содержало конкретных заданий организациям и ведомствам. В совместных постановлениях со временем все большее место занимает постановляющая часть. Поэтому в начале 30-х годов эти документы, сохраняя еще форму обращений, именовались совместными постановлениями. Это название более точно отражало их сущность.
Как правило, совместное постановление имеет значительную вводную констатирующую часть, разъясняющую необходимость принимаемых мер и содержащую указание на соответствующие решения высшего органа партии и существующее законодательство, во исполнение которого принимается совместное постановление. Констатирующая часть излагает общую характеристику обстановки, в силу которой стало необходимым данное постановление. Вводная часть может отсутствовать. Особенностью совместных постановлений является наличие соответствующих пунктов постановляющей части, в которых определяются задачи партийных органов и организаций по реализации намеченных мероприятий.
Особую группу нормативных актов Советского государства составляют международные договоры. Значение и особенности этих документов намечены основными принципами внешней политики Советского государства, начиная со II съезда Советов, принявшего Декрет о мире. На современном этапе они получили отражение в Программе партии, в решениях XXIV, XXV и XXVI съездов КПСС, в Конституции СССР 1977 г.
Международный договор — акт, в котором определены права и обязанности сторон в области политических, экономических и других отношений. Установлены правила составления, структуры и подписания этого документа.
Система международных договоров служит основой взаимоотношений между государствами. С социалистическими странами СССР заключает договоры о союзе, дружбе и взаимопомощи. С развивающимися государствами, как правило, подписываются договоры о дружбе и сотрудничестве. Имеются договоры и пакты, целью которых является обеспечение мира, договоры о нейтралитете и ненападении, о торговле, о мореплавании, о гарантиях и др.
В мирных договорах обязательным является пункт о прекращении состояния войны, о признании суверенности побежденной страны, намечаются новые границы по договору, рассматриваются вопросы политического и экономического положения (о репарациях, о реституциях, о военных преступниках). К мирным договорам разрабатывается целая система приложений.
Конвенции, являющиеся одной из разновидностей международного договора, регулируют основу взаимоотношений по отдельным вопросам права, экономики и администрирования. В специальных протоколах и соглашениях могут фиксироваться отдельные вопросы, поставленные в общей форме в договоре.
В международной практике, как правило, сложились три основные части международных договоров: преамбула, статьи-постановления и заключительные статьи. Преамбула, вступительная часть, содержит указание сторон, задач, целей и лиц, намеченных для подписания договора. Статьи-постановления содержат обязательства сторон или определенные формы взаимоотношений государств. Заключительные статьи посвящены вопросам о сроке действия договора со дня обмена ратификационными грамотами.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|