|
Типология и классификация делопроизводственной документации
Типология и классификация документов является фундаментом документации, основой ее организации, хранения и поиска. Иначе документы просто теряются в массе других. Типология — установление существенных общих черт в развитии документации. Классификация — отнесение документов к определенному типу. В задачи классификации входит раскрытие внутренней, необходимой связи между типами документов. К числу наиболее распространенных относится классификация по содержанию документов, раскрывающая внутреннюю логику развития систем документации в связи с изменениями в жизни общества. Раскрыть содержание делопроизводственной документации — это значит установить, по каким отраслям деятельности и знаний, темам, проблемам, вопросам имеются документы. Классификация по содержанию является основой создания поисковых классификаций документов. Для облегчения поиска документов составляются и широко публикуются классификаторы-перечни типовых документальных материалов, образующихся в деятельности предприятий, учреждений, организаций с указанием сроков хранения материалов. Перечни дают классификационные схемы по вопросам (рубрикам) деятельности, начиная с наиболее крупных вопросов и кончая мелкими. Во многих учреждениях составляются номенклатуры дел, регистрационные карточки документов и описи. Для той же цели служат описи, каталоги, путеводители, составляемые в архивах. С 1959 г. в советских архивах разрабатывается и внедряется схема единой классификации документов. Разработка и анализ поисковых классификаций не является задачей собственно источниковедения. Но историк должен учитывать особенности классификации документов, принятой в том или ином архиве или учреждении, с материалами которых ему, возможно, придется иметь дело. Описание классификационных схем делопроизводственной документации, принятых в советских учреждениях и архивах, можно найти в работе К И. Рудельсон «Современные документные классификации» (М., 1973).
В настоящее время система хранения и поиска документов в учреждениях и архивах в связи с распространением ЭВМ и расширением возможностей их применения стоит на пороге внедрения автоматизированных информационно-поисковых систем (ИПС), основанных на стандартизации и разработке единых принципов классификации делопроизводственных документов. Внедрение ИПС базируется на воспроизведении классификационных связей с помощью кодирования, т. е. представления различных элементов содержания документов в виде кодов-индексов, указывающих автора, действующее лицо или событие, тему, время и место создания документа. Учитывается максимальное количество, признаков и характерных черт документов, по которым они могут быть найдены в обширных комплексах документации.
Для изучения документов большое значение имеют классификаций в зависимости от тех функций, какие выполняют документы в управлении. По этому критерию можно выделить организационную (нормативную), распорядительную, плановую, учетную, контрольную и отчетную документацию.
Организационная документация определяет порядок какой-либо деятельности, в том числе порядок самого делопроизводства, структуру, компетенцию, задачи, формы и методы исполнения, взаимоотношения предприятий, учреждений, организаций. В организационных документах определены права и обязанности отдельных работников, должностных лиц, членов общественных организаций. К организационной документации относится множество разновидностей документов, включая положения, уставы, правила, статуты, нормативы, обязательства, договоры, контракты, трудовые соглашения. Организационные документы создаются на всех уровнях, начиная от высших органов государственной власти и кончая местными учреждениями. В зависимости от этого находятся сфера действия документа, его полномочия и сроки исполнения. Изучение организационной документации позволяет определить характер деятельности предприятий, учреждений, организаций, особенности их делопроизводства.
Распорядительная документация служит для реализации управленческой деятельности, основы которой заложены в документах организационного характера. Распорядительная документация представляет продолжение организационной. Различия между ними условны и относительны, поэтому чаще говорят о едином комплексе организационно-распорядительной документации (ОРД). К ней относятся решения, резолюции, приказы, инструкции, циркуляры, распоряжения, поручения, предписания, наказы. В распорядительной документации находят отражение не только исходные моменты в деятельности предприятий, учреждений, организаций, но и конкретные мероприятия по их реализации. Большую группу документации организационно-распорядительного характера образуют афиши, объявления, плакаты, бюллетени, имеющие информационно-справочное значение.
Особые разновидности организационно-распорядительной документации составляют протоколы и стенограммы заседаний коллегиальных и коллективных органов, представительных собраний трудящихся, конференций, съездов. Протоколы и стенограммы— это последовательная запись хода обсуждения вопросов и процесса выработки решений, которые обычно заносятся в протокол или имеются в приложении. Протоколы содержат также краткий конспект докладов и выступлений. Количество протокольной документации в советский период резко возрастает в связи с расширением функций коллективного руководства.
При работе с протокольной документацией следует учитывать, что требования к ее ведению заметно различаются в зависимости от характера учреждений и организаций, от времени и места составления протокола. Работая с протоколами первых лет Советской власти, исследователь нередко может столкнуться с так называемыми «глухими» протоколами, содержащими только указание о повестке дня и перечисление выступавших. И в дальнейшем в протоколах могут встречаться пропуски, непонятные места, искажения, особенно если протоколы не подвергались правке. Постепенно, однако, складывается довольно разработанная практика ведения протоколов в различных учреждениях и организациях. Растет число компетентных лиц, отвечающих за ведение документации. Прежде всего это распространяется на высшие и центральные органы, а затем и на местные учреждения и первичные организации. Большое значение имеет появление инструкций и правил ведения документации, накопление положительных образцов. При изучении протокольной документации важно учитывать те моменты, которые связаны с различными мнениями, поправками в обсуждении вопросов. Они позволяют войти в живую ткань событий. Вместе с тем отсутствие сведений по обсуждаемым вопросам заставляет привлекать другие источники для раскрытия содержания протоколов.
Как форма ведения протокольной документации в советское время более распространенным становится стенографирование. Стенограммы представляют полное и подробное изложение хода заседаний, собраний. Все чаще практикуется такая форма ведения протоколов, как магнитофонные записи. Работа органов власти и общественных организаций находит отражение в газетных отчетах об их заседаниях. Материалы периодики могут помочь ликвидировать пробелы в протокольной документации, выявить главное в содержании выступлений. Протокольная документация высших органов власти и общественных организаций широко публикуется в виде специальных изданий. Регулярно издаются стенографические отчеты съездов Советов, сессий ЦИК и Верховного Совета СССР, стенограммы съездов профсоюзов и ВЛКСМ.
К организационно-распорядительной документации относится обширная группа документов, которые передаются в форме текущей, переписки предприятий, учреждений, организаций и их представителей. После революции в характере переписки произошли значительные изменения, связанные с ликвидацией целого ряда бюрократических процедур, с демократизацией общественных отношений. Данный комплекс документации остается пока весьма значительным и, по-видимому, будет играть свою роль в обозримом будущем. Среди материалов переписки большой удельный вес составляют телеграммы, телеграфные и телетайпные сообщения, радиограммы, телефонограммы. Они свидетельствуют о возрастании оперативности переписки. Совершенствуются и ее традиционные формы. Они стали более простыми. Как правило, отдельный документ посвящен какому-либо одному вопросу. Обычными становятся машинописный текст, штамп и печать предприятия, учреждения, организации, сохранение копий исходящих документов. На входящих документах довольно часто имеются отметки о дальнейшем их прохождении. Все это значительно облегчает источниковедческий анализ служебной переписки. Необходимо иметь в виду, что материалы переписки могут быть представлены в делах как отдельными документами, так и целыми их комплексами, в которых могут найти свое отражение различные стороны деятельности государственных и общественных органов за длительный период времени.
К данной группе документации принадлежит также переписка, характеризующая взаимоотношения предприятий, учреждений, организаций и отдельных граждан. В фондах учреждений ежегодно откладываются десятки тысяч писем. Следует различать внутреннюю и внешнюю переписку, которая тесно связана с характером деятельности учреждения и с его полномочиями. В данной категории документов в советский период также произошли существенные изменения. Были отменены формы обращения и изложения содержания документов, унижающие человеческое достоинство, а также связанные с этим некоторые разновидности документов, например прошения.
Письма трудящихся в государственные и общественные органы содержат предложения, заявления, рапорты, сообщения, запросы. Изменилось отношение к письмам трудящихся. Они внимательно изучаются и обсуждаются. Факты, свидетельствующие о недостатках в работе учреждений и отдельных лиц, тщательно проверяются. Особой формой контроля за деятельностью государственных органов являются депутатские запросы. Для изучения писем трудящихся в органах государственного управления создаются специальные комиссии. Материалы проверки и обсуждения писем часто фиксируются в протокольной документации, особенно когда решение вопроса и принятие мер зависит от коллегиальных органов.
Значение материалов переписки трудящихся и органов управления как исторических источников трудно переоценить. В них находит отражение обширный круг проблем, интересов, запросов, мнений, настроений людей, их реакция на различные народнохозяйственные и общественно-политические мероприятия и другие стороны жизни советского общества.
Специфические особенности имеет дипломатическая переписка. Во взаимоотношениях Советского государства с другими странами по вопросам внешней политики, экономическому, торговому и культурному сотрудничеству сохраняются сложившиеся формы этой переписки: личные и вербальные ноты, меморандумы, памятные записки. Они содержат наибольшее число общепринятых условностей в соответствии с нормами международного протокола. Однако коренное изменение принципов и методов дипломатии, обусловленное отменой «тайной дипломатии», установлением новых форм международного общения, основанных на уважении суверенитета других народов и служащих интересам всех народов, повлекло существенное изменение как в разновидностях, так и в содержании, направленности дипломатической переписки. Следует подчеркнуть, что эти новые формы стали присущи в целом международной практике ведения дипломатической документации. Дипломатическая деятельность СССР вызвала к жизни такие разновидности переписки, как личные послания глав правительств, правительственные ноты, которые далеко переросли рамки и значение личных нот. Расширение авторства сказалось в появлении особых внешнеполитических заявлений, посланий, деклараций высших законодательных органов Советской власти (съездов Советов, Верховного Совета СССР) и Советского правительства. Изменились адресаты этих документов. Многие из них обращены к парламентам, народам других стран. Это обстоятельство существенно влияет на стиль дипломатических документов.
Новые принципы советской дипломатии повлекли регулярную и широкую публикацию материалов дипломатической переписки на страницах периодической печати, в специальных сборниках документов внешней политики. Как дипломатическая переписка, так и внутриведомственная документация широко представлены в издаваемой серии «Документы внешней политики СССР». Для истории Великой Отечественной войны неоценимое значение имеют вышедшая в 1957 г. «Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны» и издания протоколов союзнических конференций в Тегеране, Ялте и Потсдаме.
Плановая документацияфактически возникает только в условиях социализма, отражая особый тип организационно-распорядительной деятельности. Материалам планирования народного хозяйства СССР посвящена специальная глава учебника. Но нужно помнить, что в деятельности государственных органов, предприятий и общественных организаций возникает множество делопроизводственных плановых документов в виде планов работы, проектов и проектных заданий, программ, смет, графиков и сетевых графиков.
Обширную группу делопроизводственной документации составляют учетные документы.На всех предприятиях ведется учет рабочей силы, оборудования, выпускаемой продукции, израсходованных" сумм, сырья, материалов. Многие учреждения оценивают имеющиеся в их распоряжении кадры, средства, возможности. Общественные организации ведут непрерывный учет своих членов, их перемещений, уплаты членских взносов. В задачи учета входит регистрация мероприятий в процессе управленческой и общественной деятельности. К учетной документации относятся анкеты, листки, журналы 'и книги учета, реестры, кадастры, перечни, табели, тарифы, счета, балансы. Особенности учетных документов складываются в зависимости от характера учета: личного, производственного, технического, финансового, бухгалтерского.
С учетной документацией тесно связана контрольная.Нередко их не разделяют и определяют как учетно-контрольную документацию, поскольку вышестоящие органы свои контрольные функции осуществляют в форме учетных операций. Сюда входят материалы ревизий, проверок, заключений о работе, справок о деятельности, регистрации, единовременных обследований.
И, наконец, документацией, которая обобщает наиболее важные сведения других документов, является отчетная.Отчетная документация представляет собой не только обзор, но и анализ деятельности предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений за определенный период времени. В советском обществе отчетность ведется не только перед вышестоящими органами, но и перед производственными коллективами, общественными организациями, представительными собраниями трудящихся. В число подобных документов входят отчеты о работе, обзоры, трудовые рапорты, сводки, донесения, доклады.
Делопроизводственная документация можетиметь разработанные (типовые,составленные по образцам) и неразработанные (индивидуальные)формы. Преимущество неразработанных форм состоит в том, что они могут содержать большее количество сведений и добавочных указаний, способствующих источниковедческой оценке и классификации фактов. В типовых формах документов несущественные с точки зрения управления подробности и детали, как правило, опускаются. Документы, не имеющие разработанных форм, могут не содержать самых необходимых для анализа сведений. Типовые, составленные по образцам, предусматривающие минимальный необходимый объем сведений, документы получают все большее распространение. Индивидуальные формы документов в делопроизводстве пока еще преобладают, но, несмотря на разнообразие их форм, диапазон ситуаций, которые они отражают в сфере управления, ограничен. Процесс управления как бы запрограммирован и повторяется в определенной последовательности и по правилам, которые нередко задаются в организационно-распорядительной документации. Сходство формальных признаков управленческой деятельности и различие индивидуального содержания этих признаков является одной из предпосылок дальнейшей унификации и стандартизации документов. Как писал В. И. Ленин, «в ведении дела разными и разнородными предприятиями, учреждениями, ведомствами и пр. есть много сходного и сходного в основном».
Разработанные формы документов существуют в виде типовых бланков, образцов, трафаретов, формуляров, ведомостей, анкет, листков. Процесс перехода от неразработанных к разработанным формам осуществляется путем выделения и формализации признаков и показателей в документах, которые называются реквизитами. Реквизит — логически неделимый элемент в рамках явлений, отражаемых документом, например название учреждения, которое фигурирует в документе. Признаками документа .обозначаются его качественные особенности, последовательность событий, свойств, кпримеру мероприятия руководства завода по повышению уровня квалификации рабочих. Показатели — это, как правило, количественные оценки признаков или совокупностей взаимосвязанных признаков (рост рядов профсоюзной или комсомольской организации за отчетный период). Показатель может быть минимальным элементом документа, имеющим самостоятельное значение. Отдельный показатель может лечь в основу образования документа. Показатель может существовать изолированно от документа, являться объектом анализа, вывода, расчета. Таковы широко используемые в исторических исследованиях уровень национального дохода к его изменение, динамика выпуска продукции, развитие производительности труда и многие другие. Показатели, почти, непременный атрибут плановой, учетной и отчетной документации. Но играя большую роль в практике управления, показатели нередко фигурируют и в организационно-распорядительной документации. Стандартизация и унификация документов, выделение признаков и показателей ведет к появлению и все большему распространению статистических форм документов.
Статистические документыслужат для концентрированного и обобщенного описания свойств и признаков общественных явлений с помощью количественных значений и являются обязательным условием управления и планирования в области экономики, политики и культуры. С начала 30-х годов, когда в основу получения статистических сведений был положен текущий учет, наблюдается взаимное проникновение делопроизводства и статистики. Необходимо учитывать, что в настоящее время статистические документы составляют не менее четверти всей делопроизводственной документации. Их удельный вес в отдельных группах документации неодинаков. Наибольшее значение они имеют в учетно-контрольной документации, где многие формы подготовлены для статистической обработки. Статистические формы занимают в отчетной документации значительное место. Так, отчетность предприятий об их производственной деятельности ведется по установленным типовым статистическим формам. Они вводятся ЦСУ по согласованию с соответствующим ведомством. Издаются специальные альбомы форм с краткими указаниями по их заполнению, предназначенные для правильной организации делопроизводства. Историк, ознакомившись с этими формами, может получить представление об имеющихся сведениях, вести их целенаправленный поиск и отбор. С середины 50-х годов статистические формы делопроизводственных документов более или менее стабильны.
Разделение документов на первичныеи производныесвязано с различным уровнем обобщения информации, в них заключенной. Первичные документы возникают на основе определенного числа исходных признаков и показателей, производные представляют собой результат обобщения первичных документов. Несколько больше половины общего объема делопроизводственной документации составляют производные, или вторичные, документы. Было бы неправильно считать, что нет необходимости обращаться к первичным или производным документам промежуточного уровня на том основании, что документация вышележащего уровня все равно обобщает наиболее важные показатели и факты общественного развития. Практика управления действительно накопила большой опыт такого обобщения, и обобщенные показатели находят широкое применение в научных исследованиях. Но все же чаще всего задачи научного исследования отличаются от управленческих и требуют обращения к первичным документам и несколько иным принципам их анализа.
В делопроизводственной документации можно выделить комплексы служебных официальныхи неофициальныхдокументов. Официальные документы имеют служебное подтверждение их правильности со стороны государственных и общественных органов. Неофициальные документы такого подтверждения не имеют. Так, в личном деле работника могут находиться автобиография, имеющая только личную подпись, и характеристика, удостоверенная представителями администрации и общественных организаций. В делопроизводстве большая часть документов имеет официальный характер, но значительно число и неофициальных документов: писем, деловых записей, проектов решений, индивидуальных обязательств.
В делопроизводстве существует множество разновидностей документов по личному составу,отражающих прием, перемещения и увольнения работников, получение ими образования, материалы аттестаций и присвоения званий, по защите диссертаций и присуждению ученых степеней, по награждениям и назначениям на пенсии. Эти документы формируют личные дела. Среди обширных комплексов личных дел отбор на длительное хранение ведется «сходя из характера заслуг и служебного положения человека. Большое значение придается наградным делам, личным делам персональных пенсионеров. Но на длительное хранение поступают не только дела лиц, имеющих какие-либо заслуги перед обществом. На основе представительной выборки идет передача на хранение личных дел работников управленческого аппарата и некоторых массовых профессий. Материалы личных дел важны как исторический источник. Они содержат обширный круг сведений историко-биографического характера и дают возможность проследить судьбы конкретных людей в связи с историческими изменениями.
Соотношение отдельных разновидностей документации зависит от уровня управления (высшего, центрального или местного). Так, на уровне вышестоящих органов (Совета Министров, министерств, ведомств и др.) чаще возникают документы организационно-распорядительного характера, обязательные для приема и исполнения в нижестоящих подразделениях. Учетно-контрольная, отчетная документация начинает создаваться на низших уровнях управления и сужается по пути наверх. Организационно-распорядительная, наоборот, разрабатывается, расширяется, порождает другие, более детальные и конкретные документы при движении вниз.
Удельный вес различных групп документации зависит также от времени возникновения документов. В первые годы Советской власти, когда происходило становление нового государственного аппарата, разрабатывались основы нового производственного и общественного управления, объемы организационно-распорядительных документов были весьма велики. Активизацию организационно-распорядительной деятельности, находящую отражение в документации, можно было наблюдать и в дальнейшем, в периоды организационных перестроек и нововведений в управлении. Порядок представления отчетной документации становится более или менее постоянным по мере налаживания управления.
Типология и классификация делопроизводственной документации имеет большое значение для поиска и отбора информации, которая лучше всего отвечает задачам исследования. Обнаруживается, что одна классификационная схема документации множеством нитей связана с другой. Между ними образуется генетическая и структурная связь. Это наглядно можно видеть на примере взаимодействия разновидностей документов на одном промышленном предприятии в условиях современного производства.
На предприятии в течение года может обращаться более миллиона управленческих документов. Почти половину из них—-46% составляет учетная документация, 28% —плановая, 15% — отчетная, 6%—организационно-распорядительная, прочие разновидности документов — 5%. Очевидно, что в сфере деятельности предприятия можно найти только те документы, которые определяются задачами, порядком деятельности, компетенцией данного предприятия, закрепленных в «Положении о социалистическом производственном предприятии». Функции производственной деятельности находят свое отражение в распорядительной, плановой, учетной документации. Основную массу учетных документов составляют бухгалтерские документы, сведения которых так или иначе находят отражение в других формах учета. Вследствие этого бухгалтерские документы не поступают даже на длительное хранение. Учетные и отчетные документы увязаны с плановыми, но значительно шире плановых, так как включают различную деятельность, не предусмотренную планом. Отчетные документы обобщают важные данные учета. Наибольший уровень обобщения имеют годовая статистическая отчетность предприятия и прилагаемая к ней объяснительная записка, содержащая анализ работы предприятия за год. Становится очевидным, что для изучения производства особое значение имеют годовые отчеты предприятий. Именно они поступают на длительное хранение и хранятся в фондах областных статистических управлений, а отчеты наиболее крупных предприятий имеются и в центральных архивах в фондах соответствующих министерств и ведомств. Но помимо производства историка интересует множество социальных и политических аспектов в развитии трудовых коллективов. В этой связи отчетность дает мало сведений, хотя в последние годы число социальных показателей в документации постоянно увеличивается. Исследователь может привлечь для изучения этих сторон материалы личного учета отделов кадров, отделов труда и заработной платы, социологических лабораторий, документацию общественных организаций на производстве.
§ 3. Некоторые вопросы источниковедческой обработки делопроизводственной документации
Для изучения делопроизводственной документации как источника по истории советского общества применимо большинство приемов и методов, выработанных по отношению к комплексам делопроизводственной документации предшествующих периодов. Но при этом необходимо учитывать и ряд особенностей, которые вытекают из общих закономерностей развития систем делопроизводственной документации и ее отдельных разновидностей в советский период.
Проблемы истории советского общества широки и многоплановы. Решение многих из них требует обобщения большого конкретно-исторического материала, использования комплексов делопроизводственной документации, сосредоточивающих огромную массу сведений по различным аспектам социально-экономического, политического и культурного развития страны. Источниковедческое изучение делопроизводственной документации предусматривает поиск и выявление круга необходимых документов, критический анализ содержащихся в них сведений, разработку обобщенных методов их использования, оценку, сопоставление, обработку, интерпретацию и формулирование выводов исследования.
В источниковедческом анализе важно учитывать обстоятельства возникновения документов, цели, для которых они составлялись. Это решающим образом влияет на определение степени их пригодности для исследования. В процессе анализа содержания нужен исторический подход. Необходимо составить общее представление, насколько документы полны, надежны, доступны, какова степень их сохранности, насколько они репрезентативны для целей исследования. В комплексах делопроизводственной документации могут быть существенные пробелы, обусловленные как объективными, так и субъективными причинами. Так, значительные объемы документов были утрачены в годы гражданской и Великой Отечественной войн, несмотря на меры, которые предпринимались для их спасения. В самом делопроизводстве документы могут поступать на хранение с перерывами, быть неполными, непредставительными. В процессе своей работы над документами историк должен предусматривать возможности дальнейшего поиска и обнаружения новых документов. Нужно также учитывать доступность документов. Наибольшие трудности связаны с получением личных документов, так как это может затрагивать интересы живущих ныне людей. К тому же личные документы хуже сохраняются. Официальные документы, получившие общественное признание, более доступны. Многие из них публикуются в периодической печати, в специальных сборниках.
Делопроизводственная документация как исторический источник не исчерпывает всего многообразия явлений действительности. Документы обычно меньше рассказывают о самом процессе деятельности. Они чаще указывают на ее необходимость или результаты, но меньше говорят о мотивах деятельности, о различных перипетиях, нюансах и других субъективных моментах. Поэтому изучение сведений документов нужно дополнять данными, извлеченными из других видов источников.
Спецификой делопроизводственной документации как вида источников является ее объективно-функциональный характер. Ее материалы нередко обеспечивают более высокую степень надежности и обоснованности исторических знаний, чем другие виды источников. Однако это еще не значит, что объективная истинность сама по себе вытекает исходя из официального служебного характера документов. Направленность, замысел и задача документа, отображенная в нем временная и пространственная ситуация, автор, заказчик, характер представления исходных данных как в смысле теоретических позиций, так и в смысле метода, стиля, объема, формы и точности изложения являются важными признаками в определении достоверности и пригодности всех, в том числе и официальных служебных документов.
Попавшие в поле зрения историка документы могут иметь лишь частичное значение для решения поставленной задачи. В процессе исследования необходимо стремиться к выявлению таких комплексов документов, которые доказательно отображали или предположительно могли бы отобразить соответствующие задачам исследования исторические обстоятельства. Но в силу закономерностей отложения и закрепления документации, в силу возможных пробелов в ней в исторической науке правомерно существование так называемого неполного знания. Анализ отдельных документов в ряду утраченных может представлять значительный интерес. При этом следует отчетливо представлять ограниченную роль данного документа в более широком историческом контексте. Отталкиваясь от сведений документов, историк прибегает к догадке, интуиции, опираясь на свой предшествующий опыт и знания.
При работе с документами по истории советского общества приходится сталкиваться с проблемой иного рода: документов, которые можно привлечь для работы, слишком много, а их содержание по формальным критериям одинаково. Необходимо решить, каким должен быть минимальный объем привлекаемых к исследованию документов. Разработка методики исследования обширных комплексов документации является весьма актуальной для источниковедения истории советского общества.
Важность и значимость документов при их отборе определяется в зависимости от целей и задач исследования. Если взять конкретный документ и попытаться проанализировать, сколько в нем содержится информации, важной для историка, то из этого ничего не получится. Так, простое перечисление вопросов, обсуждавшихся в протокольной документации того или иного органа, едва ли продвинет исследователя к решению поставленных задач. Историк должен попытаться сгруппировать материал вокруг определенной проблемы. Выделение исследовательских целей позволяет определить научную ценность сведений, их отбор, приемы анализа и обработки. В этом одна из важнейших задач работы с комплексами делопроизводственной документации.
Нужно принимать во внимание, что в документах содержатся сведения, предназначенные первоначально не для исследовательских целей, а для требований руководства и управления. Появившись на свет независимо от исследователя по другому поводу, документы анализируются историками в соответствии с задачами конкретных исследований. В зависимости от этого выделяются различные структуры сведений, разрабатываются оценочные критерии, приемы использования. Хорошо, если цели исследования и назначение документа совпадают, но чаще использование документов в исторических исследованиях обладает свойством вторичного -сбора фактов. Для того чтобы обнаружить исторически значимые факты, объяснить причины исторических событий, историк как бы заново, с определенных теоретических позиций систематизирует данные документов, получает сведения, носящие более обобщенный характер. Предпосылкой строго научного решения этой задачи является знание особенностей отражения действительности в отдельных разновидностях документов.
В советском источниковедении, в практике исторических исследований разрабатываются и все более совершенствуются способы изучения документов. Имеется много работ, посвященных источниковедческому анализу комплексов документов или даже единичным документам. Иногда может создаться впечатление, что документы исследуются как бы сами по себе. Однако это далеко не так. Проблемы источниковедческого анализа даже единичных документов связаны с той ролью, которую сыграл тот или иной документ в истории советского общества. Чаще всего изучение таких документов находится в русле исследования поворотных моментов в истории нашего государства, начиная с изучения условий победы Великой Октябрьской социалистической революции. Привлечение каждого нового документа, дающего более полную картину этого события всемирно-исторического значения, представляет большую ценность. Поэтому в источниковедческих сборниках много внимания уделяется анализу документации этого периода: протоколам различных органов, решениям собраний рабочих и крестьян, анкетам делегатов съездов Советов, переписке центральных и местных учреждений.
Хотя в источниковедческом плане может представлять интерес отдельный документ, в большинстве случаев он не дает полной картины событий. Необходимо изучать комплексы документов,, связанных одной темой и взаимно дополняющих друг друга, поэтому документальные материалы исследуются обычно большими группами так, как они откладываются в процессе управления и хранятся в архиве. С помощью последовательной цепи умозаключений и выводов обобщается материал, воспроизводится ход событий, подчас уникальных !и неповторимых в своем историческом своеобразии. Например, изучая директивы Главного командования в годы гражданской войны и командования армий и фронтов, приказы, доклады, боевые донесения и сводки, телеграммы, можно последовательно воспроизвести боевые операции Красной Армии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|