|
Основные принципы работы с партийными документами
Источниковедческий анализ документа определенной эпоха предполагает во всех без исключения случаях метод познания подчиняющийся законам материалистической диалектики. Плодотворность, научная результативность этого анализа может быть достигнута только тогда, когда источник изучается не изолированно, а как составная часть всей совокупности источников, отражающих данный период исторического развития общества во всех его проявлениях; когда источник рассматривается как отражение динамики развития определенного конкретно-исторического процесса или явления, так как он несет в себе частицу отраженного исторического динамизма; когда источник анализируется с позиций закона единства и борьбы противоположных тенденций исторического прогресса, как несущий в себе отражение объективно существующих противоречий развития общества.
Этот общий подход к познанию исторического источника порождает ряд конкретных методик работы с тем или иным типом документов. Однако все эти методики в той или иной степени направлены к наиболее полному раскрытию происхождения данного источника, классовой, партийной позиции его создателя, к определению его достоверности, фактической и научной ценности.
В работе с партийными документами, как и при изучении других источников, следует исходить прежде всего из принципа историзма. Необходимо не только знать, в каких исторических условиях создавался документ, но и выяснить, каковы были на данном этапе стратегия и тактика, экономическая, социальная и культурная политика Коммунистической партии. Недооценка такого подхода может привести к серьезным ошибкам в толковании смысла и значения определенных документов. Чрезвычайно осторожно следует проводить исторические аналогии на основе документов, сходных по внешней стороне содержания. Так, например, решение октябрьского Пленума ЦК РКП (б) 1925 г. об организации бедноты или постановление 1929 г. по этому же вопросу можно сравнивать путем выявления особенностей постановки этих задач в условиях, когда еще оставались непреодоленными некоторые пережитки «военного коммунизма» в отношении среднего крестьянства, и в условиях, когда готовилось решительное наступление на кулачество. Однако и в том, и в другом случае эти документы отражали третий стратегический лозунг партии по крестьянскому вопросу. Не отождествление в подходе к изучению этих документов по содержанию с известным декретом об организации комитетов бедноты от 11 июня 1918 г. явилось бы неверным, ибо в декрете задача организации бедноты трактуется в своеобразных условиях развертывания социалистической революции в деревне, когда середняк фактически еще не являлся союзником рабочего класса и беднейшего крестьянства, переживая период колебания в сторону деревенской буржуазии, а партия проводила политику нейтрализации среднего крестьянства, т. е руководствовалась вторым стратегическим лозунгом.
Текстологический анализ проекта декрета «Об организации; бедноты», над которым работал В. И. Ленин, и окончательного' текста этого документа, отредактированного В. И. Лениным, убеждает, что ленинская редакция была направлена на проведение четкой грани между кулаками, ведущими эксплуататорское хозяйство, и середняками, прибегающими к наемному труду в хозяйствах, не превышающих потребительской нормы. На этой основе был отредактирован пункт декрета о тех, кто имел право избирать и быть избранным в комитет бедноты. Середняки, как трудящиеся крестьяне, это право получали, кулаки его лишались.
Таким образом, то, что в документах с 1925 по 1929 г. само собой разумелось (союз с середняком), в документах первой половины 1918 г. вводилось как принципиальная позиция, вопреки распространенной практике, отстраняющей середняка от комбедов в силу его политических колебаний. Однако Коммунистическая партия, исходя из анализа коренных интересов трудового крестьянства видела временный характер этих колебаний и ориентировала массы бедноты по отношению к среднему крестьянству как к потенциальному союзнику. Научная обоснованность и правота этой позиции, как известно, подтвердились уже осенью 1918 г.
Принцип историзма требует брать партийные документы не только во взаимосвязи с той обстановкой, потребностями которой они порождены, не только в зависимости от той принципиальной позиции, которую занимает партия на этом этапе в политике, но к в рассмотрении каждого анализируемого источника как одного из звеньев в едином процессе развития взглядов Коммунистической партии, ее теории, идеологии и политики на основе обобщения новой общественной практики, нового исторического опыта.
В этой связи можно рассмотреть серию партийных документов, трактующих вопрос об отношении пролетарского государства к крестьянской торговой кооперации, которая существовала как до Октябрьской революции, так и на всем протяжении переходного периода. Исходную методологическую позицию для изучения истории крестьянской кооперации в условиях Советской власти дает Программа партии, принятая VIII съездом РКП (б), в которой говорится о поддержке сельскохозяйственной кооперации Советским государством, о сохранении и дальнейшем развитии кооперативного аппарата. Однако практика развития крестьянской кооперации в условиях гражданской войны нередко приводила к национализации кооперативов, была связана со свертыванием ее снабженческо-сбытовых функций и товарно-денежных отношений. В марте 1921 г. В. И. Ленин отмечал, что в отношении к кооперации программные требования исполнялись недостаточно, «частью по ошибке, частью по военной нужде»1.
Эту историческую связь необходимо учитывать при анализе документов ряда местных партийных организаций, которые в практике своей работы имели тенденцию к «огосударствлению» кооперации. Эта тенденция получила отражение в материалах кооперативной комиссии IX съезда РКП (б), в частности в тезисах заведующего кооперативным отделом ВСНХ В. П. Милютина, в которых предлагалось «кооперацию включить в состав волислолкомов», а центральные органы ее подчинить ВСНХ и Наркомзему. ,
Партийный съезд признал эту точку зрения противоречащей Программе РКП (б). На пленарном заседании съезда В. И. Ленин дал развернутую критику подобных позиций2. Однако в условиях «военного коммунизма» партийная тактика проведения в жизнь программных требований в отношении кооперации должна была учитывать особенность исторической обстановки. Отстаивая в принципе право кооперации на самостоятельное существование, разоблачая попытки ее ликвидации, партия признавала неизбежность в условиях продразверстки временное организационное подчинение аппарата кооперации государственным распределительным органам Наркомпрода. В связи с этим резолюция IX съезда РКП (б) о кооперации была построена целиком на признании принципа разверстки. Абстрагирование и абсолютизация этого партийного документа при изучении истории кооперативного строительства в условиях Советской власти могут привести к ошибочным выводам и обобщениям, тем более что X съезд партии, по предложению В. И. Ленина, в связи с переходом от продразверстки к продналогу счел необходимым отменить резолюцию IX съезда о кооперации.
В приведенном примере налицо логическая критика источника: партийное решение (резолюция IX съезда партии о кооперации), принятое весной 1920 г., не может характеризовать партийное руководство кооперативным строительством в 1921 г. Только рассмотрение резолюции IX съезда в комплексе с другими партийными решениями по кооперативному вопросу, сопоставление содержания данного источника с логикой развития исторических событий могут предотвратить ошибку, возможную в практической работе с этим документом.
Важнейшим требованием методологии познания общественных явлений и процессов, а также изучения источников, их отражающих, является позиция классового подхода, принцип коммунистической партийности. «...Ни один живой человек, — писал В. И. Ленин, — не может не становиться на сторону того или другого класса (раз он понял их взаимоотношения), не может не радоваться успеху данного класса, не может не огорчиться его неудачами, не может не негодовать на тех, кто враждебен этому классу...» Понятно, что даже стихийная классовая интуиция находит отражение в письменных исторических источниках, что необходимо учитывать при их изучении. В документах Коммунистической партии классовая позиция находит свое концентрированное выражение. При работе с ними необходимо выявлять конкретные формы проявления этой партийности. Конечно, практическое осуществление научно-классового подхода в анализе партийных документов как исторических источников — дело сложное. Так, для установления соответствия классовых, партийных позиций авторов отдельных проектов тех или иных резолюций и постановлений генеральной линии партии необходимо изучить те дополнения и поправки, которые вносились в партийные решения. Особенно важен тщательный классовый анализ материалов тех съездов и конференций нашей партии, на которых шла острая внутрипартийная борьба, тех официальных отчетов и докладов, которые делались представителями оппозиции. Работая с этими материалами, следует четко отграничивать правильные классовые партийные позиции от оппортунистических.
Критический анализ содержания документов, вошедших в официальные партийные издания, особенно важен и вместе с тем труден, когда исследователь имеет дело не с открытой оппортунистической правой оппозицией, а с демагогическим прикрытием непролетарских, мелкобуржуазных взглядов. Таковы выступления лидеров троцкистов, «левых коммунистов», «рабочей оппозиции», «децистов», проекты резолюций, которые они выдвигали, поправки, вносимые ими к текстам партийных решений. Нередко оппортунизм рядится в тогу партийности, подчеркивает в своих платформах, рассчитанных на завоевание поддержки масс, свою классовую правоверность. Такие документы надо брать в сопоставлении с более откровенными отражениями ИСТИННЫХ классовых позиций; как говорил В. И. Ленин, надо доискиваться их классовой реальности, показывать, что классовая борьба признается ревизионистами «только губами, не проходя действительно ни в голову, ни в сердце...».
В интерпретации содержания источника рельефнее всего выявляется подход, партийная позиция историка. Эта та область источниковедения, которая непосредственно примыкает к историографии. Здесь речь идет еще не о концепции, а об определении главного содержательного смысла данного анализируемого источника. Именно в этой сфере, в этой форме, в конечном итоге проявляется классовая, партийная позиция исследователя-источниковеда. Известно немало фактов различного смыслового толкования одних и тех же источников, причем изучение причин этих явлений в конечном счете приводит к выводу о нарушении позиции классового подхода к их анализу. Гносеологические ошибки в таких случаях носят, как правило, подчиненный характер. Умолчание какой-то части документа, интерпретирование одной из его сторон, абстрагирование документа из исторической связи, в которой он только и может быть правильно понят, — эти и другие приемы широко используются для преднамеренной фальсификации документов Коммунистической партии нашими идейными противниками.
Из сказанного следует, что историк не может познать сложные процессы экономического, социального, политического и духовного развития советского народа без серьезного изучения документов Коммунистической партии. Эти источники имеют методологический характер, четко и научно обоснованно определяя теоретические, классовые позиции исследователя. В то же время они несут в себе большую фактическую информацию, давая в руки исследователя конкретно-исторический материал, отобранный самой жизнью, коллективным опытом, обобщенный коллективной мудростью авангарда советского народа — Коммунистической партией.
Г л а в а 24
АКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА
§ 1. Значение и особенности законодательных материалов
Материалы законодательства показывают основные этапы в развитии Советского государства, раскрывают его подлинно демократические принципы. Законы являются главным источником для изучения многогранной деятельности государственных органов. Законодательные акты составляют правовую основу советского общества и государства. В законах выражается воля господствующих классов, получает реальное воплощение их политический курс. Законы устанавливают те правила («нормы»), которым должны следовать органы и учреждения государства, общественные организации, а также отдельные лица.
Документы исполнительных органов Советской власти показывают, какими методами и средствами претворяется в жизнь политическая линия, сформулированная в законодательных актах. Значение и роль закона не могут быть поняты в отрыве от постановлений по его применению.
Эффективное использование законодательных актов в историческом исследовании возможно при учете специфики и особенностей отдельных их разновидностей.
Развитие демократии социалистического общества определяет изменения в характере, направленности, в содержании и форме законодательных актов. В переходный период при наличии остатков эксплуататорских классов Советская власть ставила своей задачей ограничение роста капиталистических элементов, а затем и их решительное вытеснение и ликвидацию. В период завершения строительства социализма и особенно при переходе к коммунистическому строительству отсутствуют эксплуататорские классы, но сохраняются классовые различия внутри страны. Классовая направленность законодательства видоизменяется. Отпадает необходимость в ряде ограничений социалистической демократии, характерных для переходного периода. Государственное принуждение направлено уже не против классов или прослоек в обществе, а против отдельных лиц. Сферой законодательства становятся преимущественно хозяйственные и культурно-воспитательные проблемы, дальнейшее развитие социалистической демократии.
Демократический характер актов Советской власти проявляется и в форме изложения. Капиталистические государства стараются завуалировать классовую сущность законов и постановлений, направленных на укрепление господства эксплуататорских классов. Советское государство не скрывает классовой сущности своей деятельности, реализуемой соответствующими актами и решениями. Открыто заявленной классовой направленности соответствуют ясность изложения и стиль советских законов. Благодаря этому законодательные акты успешно выполняют свои воспитательные функции.
Важнейшие задачи общественного развития в нашей стране ставятся по инициативе Коммунистической партии и формулируются в решениях ее высших органов. Акты органов Советской власти воплощают в себе основные вопросы программы социалистического и коммунистического строительства, выработанные Коммунистической партией. Законодательство является, таким образом, средством претворения в жизнь решений КПСС. Разумеется, мероприятия Коммунистической партии не всегда нуждаются в законодательном оформлении. Директивы высших органов КПСС могут реализовываться исполнительными органами власти как в виде собственных постановлений, так и в совместных постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|