Этап 1. Актуализация теоретического материала
Преподаватель задает студентам следующие вопросы по пройденному теоретическому материалу.
1. Дайте определение понятиям «гендерная педагогика» и «гендерный подход в образовании».
2. Сравните гендерный иполоролевой подходы в образовании.
На этом этапе важно убедиться, что студенты дифференцируют гендерный и полоролевой подходы в образовании ипонимают их суть.
Этап 2. Практическое задание
Описание задания
Участники разбиваются на пары. Им предлагается выступить в роли школьного психолога и ученика, пришедшего за консультацией. Каждой паре задается ситуация, причем каждая ситуация дается двум парам одновременно и должна быть разыграна одной парой — с позиций гендерного, другой — с позиций полоролевого подхода.
Пары обсуждают и планируют процесс консультирования с позиций указанного подхода. Затем обсужденные ситуации по очереди проигрываются парами на группу. В процессе проигрывания ситуаций остальные студенты фиксируют проявления того или иного подхода: какие фразы были употреблены, как строился разговор, интонации консультанта, реакции консультируемого и результат консультации.
Вариантыситуаций:
1) девочка (мальчик) пришла (пришел) проконсультироваться, кем лучше стать, какую выбрать профессию;
2) мальчик переживает из-за того, что он физически слаб и не может дать отпор более сильным сверстникам;
3) девочка начала заниматься восточными единоборствами, одноклассники над ней смеются.
Этап 3. Сравнение особенностей и эффективности подходов
После проигрывания каждой ситуации студенты сравнивают психологические подходы в консультировании с позиций гендерного и полоролевого направлений.
В заключение семинара каждому студенту выдается набор карточек с характеристиками гендерного и полоролевого подхода в образовании (см. приложение). Студент должен разделить характеристики на 2 группы в соответствии с сущностью подходов. В итоге у студента должна получиться сборная таблица признаков полоролевого и гендерного подходов.
Проблемный вопрос; какой из подходов более гуманистичен и дает большую свободу выбора? Поясните вашу точку зрения. Обсуждение.
Контрольные вопросы
1. Дайте характеристику гендерного и полоролевого подходов в образовании.
2. Что входит в понятие «гендерное равенство»?
3. Что такое гендерное измерение в образовании?
Литература
1. Арутюнян М. Ю. Гендерные отношения в семье // Материалы Первой Российской школы по женским игендерным исследованиям «Валдай-96». — М., 1997.
2. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки: два разных мира. - СПб., 2000.
3. Захаров А. И, Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям). — СПб., 1995.
4. Каган В. Е. Половое воспитание детей: медико-психологические аспекты. - Л., 1988.
5. Клецина И. С. Гендерная социализация. — СПб., 1998.
6. Кон И. С. Вкус запретного плода: сексология для всех. — М., 1997.
7. Кон И. С. Меняющийся мужчина в меняющемся мире // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Ч. 1. — Мурманск, 2001. - С. 73-93.
8. Наследова Г. А., Тихомирова Е. М. К вопросу о психологическом обосновании целесообразности раздельного обучения // Женский вопрос в контексте национальной культуры: психологический подход. - СПб., 2000.
9. Основы гендерной педагогики: Программа спецкурса. — М., 2001.
10. Попова Л. В. Гендерные аспекты самореализации личности. — М., 1996.
11. Попова Л. В. Что нужно знать воспитателям о том, как мальчики и девочки научаются быть мужчинами и женщинами // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Ч. 1. — Мурманск, 2001. - С. 40-48.
12. Пушкарева Н.Л. Гендерная асимметрия современной социализации и перспективы гендерной педагогики // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Ч. 1. — Мурманск, 2001. -С. 25-32.
13. Рабжаева М. Круглый стол: «Раздельное обучение: за и против» / / Посиделки: Информационный листок. — 2002. — № 3.
14. Штылева Л. В. Основные понятия и важнейшие термины // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Ч. 2. - Мурманск, 2001. - С. 77-87.
15. Штылева Л. В. Оценка эффективности гендерного просвещения педагогов как социальной технологии изменения профессионального сознания // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Ч. 1. — Мурманск, 2001. — С. 58-67.
16. Штылева Л. В. Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании, http://www.ivanovo.ac.ru/winl251/jornal/ jornal3/shtil.htm. Информация получена 17. 06. 2002.
17. Штылева Л. В., Пушкарева Н. Л. От теории к практике. Как мы можем это изменить? // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Ч. 1. — Мурманск, 2001. — С. 94-104.
18. Ярская-Смирнова Е. Р. Неравенство или мультикультурализм // Высшее образование в России. - 2001. — № 4. - С. 102-110.
Приложение
Характеристики гендерного и полоролевого подходов в образовании
Гендерный подход
| Полоролевой подход
| Ориентация на нейтрализацию и смягчение различий между полами
| Ориентация на подчеркивание различий между полами
| Воспитание в духе свободного выбора гендерной идентичности
| Воспитание в духе жесткого (предопределенного) выбора половой идентичности
| Отсутствие ориентации на «особое предназначение» мужчины и женщины
| Ориентация на «особое предназначение» мужчины и женщины
| Поощрение видов деятельности, соответствующих интересам личности
| Поощрение видов деятельности, соответствующих полу
| Выбор видов поведения исходя из конкретной ситуации
| Выбор видов поведения исходя из половой принадлежности
| Обоснование нецелесообразности раздельного по полу обучения
| Обоснование целесообразности раздельного по полу обучения
| Тенденция к размыванию культурно сформированных гендерных схем
| Наличие жестких, культурально сформированных гендерных схем
| Возможность отступлений от традиционных патриархатных моделей устройства общества
| Осуждение отступлений от традиционных патриархатных моделей устройства общества
|
Глава 27
Гендерная экспертиза урока
М. Л. Сабунаева
Вводные замечания
Образование — это один из важнейших социальных институтов, способствующих не только передаче знаний, умений, навыков от поколения к поколению, а также сохранению и передаче социального опыта, но и развитию личности, ее становлению и самоактуализации. Школа, таким образом, выступает как один из основных институтов социализации. Как и другие социальные институты, школа активно воспроизводит существующие в обществе представления, в том числе представления о мужчине и женщине.
Основная форма обучения в современной школе — это урок, в процессе которого на ребенка влияет множество различных факторов: цели урока, формы и методы обучения, содержание урока, учебные материалы, поведение учителя идр. Все эти факторы могут иметь гендерную окраску; именно их анализ составляет основное содержание гендерной экспертизы.
Е. Р. Ярская-Смирнова [2] предлагает понятие «скрытый учебный план»: «это, во-первых, организация самого учреждения, включая гендерные отношения на работе, гендерную стратификацию учительской профессии. Во-вторых, сюда относится содержание предметов, а в-третьих, стиль преподавания. Эти три измерения скрытого учебного плана не просто отражают гендерные стереотипы, но и поддерживают гендерное неравенство, отдавая преимущество мужскому и доминантному, недооценивая женское и нетипичное». Скрытый учебный план, таким образом, — это то содержание обучения, те отношения, складывающиеся вокруг обучения, которые неосознанно передаются ребенку системой образования, и имеет свой результат — чаще всего в виде неосознанных представлений и установок. Выявление «скрытого учебного плана» также может составлять содержание гендерной экспертизы.
«Гендерная экспертиза образовательных программ и учебных пособий — это их препарирование (деконструкция) с целью выяснения, каким образом они влияют на гендерную социализацию детей, какие гендерно-насыщенные понятия иобразы для этого используют, как при этом изменяются потенциальные возможности самореализации детей обоего пола» [1, с. 77-87]. Таким же образом может быть выведено определение гендерной экспертизы отдельно взятого урока — это выявление влияния урока как основной единицы обучения на гендерную социализацию детей, выявление гендерных стереотипов и сексистских установок в содержании урока и поведении учителя.
Л. В. Штылева выделяет правовую основу гендерной экспертизы [1, с. 70-73]:
1) документы ООН о Правах человека, Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (1979), Конвенция МОТ №156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями»;
2) ст. 19 (п. 3) Конституции РФ, формулирующая принцип равноправия людей независимым от пола;
3) «Закон об образовании» РФ, в котором высшей целью образования и воспитания признается всестороннее и гармоничное развитие личности.
Также см. Вводные замечания к семинару «Гендерный подход в практике школьного психолога» (М. Л. Сабунаева, Ю. Е. Гусева).
Цель занятия— формирование гендерной ориентации личности через практическую работу по осуществлению гендерной экспертизы.
Оснащение
1. Видеомагнитофон.
2. Видеокассета с записью школьного урока (профессиональная или любительская съемка).
Порядок работы
Занятие проводится в групповой форме, после прочтения студентам лекции о гендерном подходе в педагогике. Для проведения занятия используется видеозапись любого урока, заготовленная заранее. Желательно записать на видеопленку такой урок, где содержится максимум форм взаимодействия учителя с учениками (например, это может быть открытый урок или урок устного опроса). При записи урока нельзя предупреждать учителя о ее реальной цели.
Экспертиза может производиться и прямо на уроке, однако, здесь возникают дополнительные трудности, связанные с присутствием в классе большого количества студентов.
Этап 1.Вводная часть.
Этап 2.Просмотр видеозаписи и заполнение экспертных карт.
Этап 3.Обсуждение и выводы.
Этап 4.Выработка рекомендаций.
Этап 5.Домашнее задание.
Этап 1. Вводная часть
Студентам предлагается вспомнить и дать определение, что такое «Гендерная экспертиза» и «скрытый учебный план». Далее студентам раздаются бланки экспертной карты (вариант карты см. в приложении; эта карта направлена в основном на анализ поведения учителя на уроке). Карта может быть дополнена или изменена преподавателем. Также возможно составление подобной карты вместе со студентами: студенты на основе собственного опыта и собственных представлений выделяют категории, по которым будет проводиться экспертиза. При выделении категорий можно опираться на теоретический материал лекции.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|