Этап 1. Подготовка группы к докладу
Для проведения занятия необходимо разделить студентов на три подгруппы. Каждая из них получит свою инструкцию (см. приложение).
Раздача инструкций и материалов, выполнение задания.
Время работы 20-30 минут.
Этап 2. Доклады групп
Каждая группа представляет свой доклад на общей «конференции» (пример см. в приложении). На доклад отводится 5-7 минут, затем другие группы могут задать 2-3 вопроса выступавшим. Таким образом, «конференция» длится около 45 минут.
Этап 3. Заключение
В заключение можно обсудить возможности взаимодействия планет между собой и сделать особый акцент на диалоге третьей планеты со всеми остальными.
Предлагаемое занятие может быть частью специального курса по гендерной психологии, но его можно включать и в другие курсы. Так, мы проводили его в рамках курса «Социальная психология».
Проведенные занятия выявили, что наибольшее затруднение у неподготовленной аудитории вызывает описание третьей «гендерно-нейтральной» планеты. Поэтому нам представляется возможным следующая модификация этого занятия: разделить во времени путешествия по планетам. На этапе вводных лекций нам представляется разумным поговорить о гендерных стереотипах и, соответственно, проанализировать их вместе со студентами. Поэтому на занятии можно сначала совершить путешествие только по маскулинной и фемининной планетам. Позже, когда понятие «гендер» будет достаточно хорошо знакомо студентам, можно попутешествовать по гендерно-нейтральной планете. Здесь также нам представляется разумным разделить аудиторию на группы исследователей для лучшего взаимодействия студентов друг с другом. Кроме того, это даст возможность увидеть различные модели «безгендерного» общества. Такое занятие может проходить в самом конце курса и быть зачетным, поскольку для описания третьей планеты студенты должны будут обратиться к полученным знаниям по гендерной психологии, и, соответственно, использование этих знаний может демонстрировать успешность усвоения материала.
Контрольные вопросы
Хотя само занятие носит творческий, поисковый характер, нам представляется уместной последующая его рефлексия. Для анализа полученных результатов можно предложить студентам ответить на следующие вопросы.
1. На какие стереотипы вы опирались для описания той или иной планеты? Насколько они распространенны в нашем обществе?
2. Как и когда вы сталкивались с этими стереотипами?
3. Насколько они истинны?
4. Почему и как могли появиться в обществе те или иные стереотипы? Это задание может выполняться в форме групповой дискуссии или
индивидуальной домашней работы.
Литература
1. Ажгихииа Н. И. «Железная леди» или Баба Яга? «Женская тема» в современной российской прессе // Материалы Первой Российской летней школы по гендерным исследованиям «Валдай-95». — 1996.-№ 1.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2000.
3. Аронсон Э. Общественное животное. — М., 1999.
4. Бадентэр Э. Мужская сущность. — М., 1995.
5. Берн Ш. Гендерная психология. — М., 2001.
6. Бовуар С. Второй пол. — СПб., 1997.
7. Вовченко О. М. Общественное равенство женщин. — М., 1995.
8. Воронина О. А. Введение в гендерные исследования // Материалы Первой Российской летней школы по гендерным исследованиям «Валдай-95». - 1996. - № 1.
9. Гиллиган К. Иным голосом: Психологическая теория и развитие женщин. Электронная версия опубликована на сайте «Психологическая сеть российского Интернета / PSyberLink, http:// www.nsu.ru/psych/internet
10. Гречушникова Т. В. «Женский язык» — бесперспективная утопия или путь к гармонии? // Женщины. История. Общество. — Тверь, 1999.
11. Здравомыслова Е., Темкжа А. Кризис маскулинности в позднесоветском дискурсе.
12. Здравомыслова О. А. Современный мужчина//Женщина плюс... — 1996. -№3.
13. Караванова Е. Е., Матвеева Л. В. Особенности образов партнеров по общению в телевизионной коммуникации // Вопросы психологии. - 2001. - №4.
14. Клименкова Т. А. Женщина как феномен культуры: Взгляд из России. - М., 1996.
15. Коллинз Р. Введение в неочевидную социологию // Антология гендерной теории. — Минск, 2000.
16. Кон И. С. Вкус запретного плода. — М., 1998.
17. Корелова Г. Н. Женщины обновляющейся России. — М., 1997.
18. Либоракина М. Первая менструация, или Как женщины приучаются быть женщинами // Преображение. — 1994. — № 2.
19. Нечаева Н. А. Патриархатная и феминистская картины мира: анализ структуры массового сознания // Гендерные тетради. — СПб., 1997.
20. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. — СПб.: Питер, 2000.
21. Рубин Г. Обмен женщинами: Заметки по политэкономии пола // Антология гендерной теории. — Минск, 2000.
22. Синельников А. Поощрение и наказание: Мужчина и патриархатная власть // Преображение. — 1997. — № 5.
23. Ушакин С. Пол как идеологический продукт: О некоторых направлениях в российском феминизме // Преображение. — 1998. — № 6.
24. Филиппова Г. Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопросы психологии. — 2001. — № 3.
25. Фоломеева Т. В., Цехоня О. С. Проективные тесты в исследовании потребительского поведения // Вестник МГУ. Сер. 14 Психология. - 1997. - № 4.
26. Фридан Б. Загадка женственности. — М., 1994.
27. Хасан Б. И., Тюменева Ю. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии. — 1997. — № 3.
28. Чодороу Н. Воспроизводство материнства: психоанализ и социология пола // Антология гендерной теории. — Минск, 2000.
29. Шапинская Е. Н. Дискурс любви. — М., 1997.
30. Щепаньская Т. Телесные табу и культурная изоляция // Феминистская теория ипрактика: Восток-Запад. — СПб., 1996.
31. Andersen B.L., Cyranowski J. M. Woman's sexual self-schema //Journal of Personality and Social Psychology. — 1994. — Vol. 67. — № 6.
32. Larson R., Richards M., Perry-Jenkins M. Divergent worlds: the daily emotional experience of mothers and fathers in the domestic and public spheres //Journal of Personality and Social Psychology. — 1994. — Vol. 67 - № 6.
Приложение
Игра «Путешествие по Планете»
Инструкция 1
Представьте себе некоторую солнечную систему, которая состоит из 3 планет. Ваш корабль попал в эту систему. Ее необходимо исследовать. Вашей научно-исследовательской группе предстоит высадиться на одной из планет, изучить ее и предоставить социально-психологический отчет о проделанной работе (5-минутный доклад на общей конференции). Попав на планету, вы поняли, что все ее жители обладают только мужскими качествами. Вы посетили Маскулинную Планету. Опишите ее, пожалуйста, опираясь на предлагаемые ниже пункты.
• Природные условия и явления(атмосфера; климат; количество материков; места, пригодные для жизни; комфорт и т. п.).
• Социальные отношения(уровень развития цивилизации; общество, его структура и законы; основные занятия; вхождение в различные группы; статус, отношение к жителям других планет; отношение к ним других обитателей системы и т. п.).
• Материальные характеристики жителей(статус; уровень жизни; обустроенность быта; обеспеченность).
• Межличностные отношения(наличие близких, интимных отношений; общепринятые формы взаимодействия между близкими людьми; воспитание детей, методы воспитания; жизненный путь ребенка, как ребенок становится полноправным членом данного общества).
• Психологические характеристики жителей(потребности, интересы, преобладающие эмоции; ожидания; отношение и представление о будущем; страхи; что, по их мнению, о них думают, — то есть социальные представления об их обществе и т. п.).
Кроме того, вашей группе необходимо предоставить на суд коллег некоторый «продукт маскулинной культуры». Можно, например, пересказать содержание популярной на планете книги или перечень глав какого-нибудь учебника, переписать рубрики из распространенного журнала/газеты или что-нибудь еще.
Инструкция 2
Представьте себе некоторую солнечную систему, которая состоит из 3 планет. Ваш корабль попал в эту систему. Ее необходимо исследовать. Вашей научно-исследовательской группе предстоит высадиться на одной из планет, изучить ее и предоставить социально-психологический отчет о проделанной работе (5-минутный доклад на общей конференции). Попав на планету, вы поняли, что все ее жители обладают только женскими качествами. Вы посетили Фемининную Планету. Опишите ее, пожалуйста, опираясь на предлагаемые ниже пункты.
• Природные условия и явления(атмосфера; климат; количество материков; места, пригодные для жизни; комфорт и т. п.).
• Социальные отношения(уровень развития цивилизации; общество, его структура и законы; основные занятия; вхождение в различные группы; статус, отношение к жителям других планет; отношение к ним других обитателей системы и т. п.).
• Материальные характеристики жителей(статус; уровень жизни; обустроенность быта; обеспеченность).
• Межличностные отношения(наличие близких, интимных отношений; общепринятые формы взаимодействия между близкими людьми; воспитание детей, методы воспитания; жизненный путь ребенка, как ребенок становится полноправным членом данного общества).
• Психологические характеристики жителей(потребности, интересы, преобладающие эмоции; ожидания; отношение и представление о будущем; страхи; что, по их мнению, о них думают, — то есть социальные представления об их обществе и т. п.).
Кроме того, вашей группе необходимо предоставить на суд коллег некоторый «продукт фемининной культуры». Можно, например, пересказать содержание популярной на планете книги или перечень глав какого-нибудь учебника, переписать рубрики из распространенного журнала/газеты или что-нибудь еще.
Инструкция 3
Представьте себе некоторую солнечную систему, которая состоит из 3 планет. Ваш корабль попал в эту систему. Ее необходимо исследовать. Вашей научно-исследовательской группе предстоит высадиться на одной из планет, изучить ее и предоставить социально-психологический отчет о проделанной работе (5-минутный доклад на общей конференции). Попав на планету, вы поняли, что здесь не существует разделения на «мужское» и «женское», ее жители не понимают подобного разделения. Вы посетили Гендерно-Нейтральную Планету (возможен вариант — Безгендерную Планету). Опишите ее, пожалуйста, опираясь на предлагаемые ниже пункты.
• Природные условия и явления(атмосфера; климат; количество материков; места, пригодные для жизни; комфорт и т. п.).
• Социальные отношения(уровень развития цивилизации; общество, его структура и законы; основные занятия; вхождение в различные группы; статус, отношение к жителям других планет; отношение к ним других обитателей системы и т. п.).
• Материальные характеристики жителей(статус; уровень жизни; обустроенность быта; обеспеченность).
• Межличностные отношения(наличие близких, интимных отношений; общепринятые формы взаимодействия между близкими людьми; воспитание детей, методы воспитания; жизненный путь ребенка, как ребенок становится полноправным членом данного общества).
• Психологические характеристики жителей(потребности, интересы, преобладающие эмоции; ожидания; отношение и представление о будущем; страхи; что, по их мнению, о них думают, — то есть социальные представления об их обществе и т. п.).
Кроме того, вашей группе необходимо предоставить на суд коллег некоторый «продукт гендерно-нейтральной культуры». Можно, например, пересказать содержание популярной на планете книги или перечень глав какого-нибудь учебника, переписать рубрики из распространенного журнала/газеты или что-нибудь еще.
Описание студентами Маскулинной Планеты[20].
Атмосфера на планете затуманена, «поэтому мужики не видят баб, им не важна женская привлекательность»[21]. Климат здесь жесткий, тяжелый, следовательно, усилия направлены на выживание. Климат не пригоден для сельского хозяйства, поэтому жители занимаются охотой.
На планете один материк и одна культура. Люди живут в городах, фортах и кочевых племенах. О комфорте говорить не приходится — условия жизни барачные.
В целом об устройстве общества можно сказать, что здесь реализована утопия Платона «Государство». Основная характеристика государства — тоталитаризм.
Жители планеты занимаются войной (проработкой тактики и стратегии), военными искусствами, изготовлением оружия и работорговлей. Общество имеет военную иерархию. Здесь не учитывается пол людей, а лишь их боевые характеристики и заслуги. Мужчины и женщины здесь равны. Институт брака отсутствует, а «интимные отношения общие». Рождающихся детей сначала воспитывают ветераны, а после «жестокого процесса инициации» ребенок становится полноправным членом общества.
Главным интересом для жителей планеты является война. Основной потребностью — «вымещение агрессии во власти, в силе, в господстве». Важно отметить, что при этом все они сами подчиняются силе. Эти люди, на первый взгляд, ничего не боятся, но если покопаться, то можно обнаружить сильный страх перемен и потери боеспособности.
По отношению к возможным соседям с других планет жители Маскулинной Планеты настроены агрессивно и воинственно. Отношение соседей никого не интересует.
Глава 24
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|