Насилие в семье и обществе
Глава 29
Сексуальность: стереотипы и реальность
Е. Г. Луковицкая
Вводные замечания
Понятие «сексуальность» относится к тому, как общество и индивиды организуют, понимают, репрезентируют эротические и репродуктивные действия и что предпринимают, но поводу этих действий.
Исследования показывают, что пол, гендер и сексуальность взаимосвязаны во многих культурах. Как очень точно отмечает Г. Рубин, «сексуальность является связующим звеном между гендерами; львиная доля подавления женщин коренится именно в ней, передается с помощью нее, конституируется внутри нее» [5, с. 510]. Современная психология в своем анализе гендерных взаимодействий уже не может игнорировать социальную сконструированность сексуальности, ее влияние на формирование гендерной идентичности личности, отношений власти и подчинения.
А что мы видим на практике? Мы видим, что тема сексуальности во многом до сих пор закрыта и мало обсуждается. Сексуальное просвещение детей и подростков в обыденном сознании часто ассоциируется с сексуальным развращением. Есть родители, которые не разрешают своим детям-подросткам посещать занятия по сексуальному просвещению. В то же время сами они не в состоянии грамотно, правдиво, доступно и спокойно объяснить детям, как они появились на свет, что с ними происходит в подростковом возрасте, как правильно предохраняться, какие возможны генитальные инфекции и каковы их последствия для мужского и женского организма, как правильно осуществлять гигиенический уход за своим телом. В результате у детей может возникать чувство обиды на родителей за обман (про аистов и капусту), что не будет способствовать доверительным отношениям родителей с детьми. Многие девочки оказываются тотально не подготовленными (или минимально подготовленными) к внезапным менструациям и переживают травматический опыт. Первые сексуальные контакты (рано или поздно они все-таки происходят у всех, независимо от родителей) для девочек часто совершаются под «нажимом» и в рамках иерархических патриархальных отношений и гендерных стереотипов, которые ими часто не осознаются.
Исследования показывают [11], что школьные сексуальные образовательные программы содержат:
• авторитарное подавление дискурса женского сексуального желания;
• продвижение дискурса женской сексуальной виктимизации (жертвенности);
• явную привилегированность замужней гетеросексуальности над другими практиками сексуальности.
Таким образом, женщина социализируется преимущественно как потенциальная жертва мужской сексуальности. Она не представляет собой субъекта в ее собственном праве.
Этому способствуют определенные дискурсы сексуальности.
1. Сексуальность как насилие (этот дискурс приравнивает юношескую гетеросексуальность к насилию).
2. Сексуальность как жертвенность.
Используемый в образовательном процессе язык репрезентирует женщин как реальных или потенциальных жертв мужского желания — женщин учат защищать себя от болезней, нежелательной беременности, «использования себя» (being used). Мужчины в данном дискурсе репрезентируются как хищники.
Какие предположительные объяснения лежат в основе этого?
• Женская субъективность, включая желание вовлечения мужчин в сексуальную активность, лежит вне пределов доминирующего дискурса.
• Для избежания виктимизации женщинам необходимо как можно дольше избегать добрачных сексуальных отношений. С другой стороны, мужской виктимизации можно избежать, если создать постоянную брачную пару.
Язык и эмоции данного дискурса уводят внимание от институционализированных структур, отношений, которые подавляют женщин в обществе.
Дискурсы сексуальности по-разному влияют на социализацию мальчиков и девочек, что далеко не в полной мере учитывается в образовании. Гендерная нечувствительность к объяснению ипониманию сексуальности приобрела две основные формы: игнорирование пола как социально значимой переменной и игнорирование соответствующего поло-дифференцированного социального контекста.
Практическое занятие «Сексуальность: стереотипы и реальность» было разработано в рамках спецкурса «Введение в гендерные исследования» для студентов-психологов старших курсов очного и заочного обучения, уже изучивших дисциплины «Социология», «Антропология», «Общая психология», «Социальная психология».
Задание проводится после заключительной лекции курса «Формирование сексуальной идентичности», в рамках которой рассматривается многообразие проявлений сексуальности в обществе, концепции сексуальности 3. Фрейда, К. Хорни, теории формирования различных сексуальных идентичностей (теория сексуального сценария Д. Ганьон и У. Саймон, социально-психологическая теория маркирования и др.), современные теории гендера и сексуальности (М. Фуко, С. де Бовуар, К. Миллет, А. Дворкин).
Цели занятия
1. Осмысление психологических проблем, стереотипов проявления сексуальности, с которыми сталкивается личность в процессе формирования сексуальности.
2. Рефлексия своих собственных страхов и сопротивлений.
Порядок работы
Целевые группы данного занятия — гомогенные по полу, готовые с точки зрения преподавателя к обсуждению сензитивных вопросов.
Аудитория может быть не готовой к обсуждению темы сексуальности. Чтобы не возникло проблем, лучше предложить студентам оценить по 10-балльной шкале свою готовность работать по данной теме и работать с теми, кто действительно хочет проанализировать свои установки и стереотипы в отношении сексуальности.
Этап 1.Заполнение опросника, знакомство с автобиографией (домашняя работа).
Этап 2.Групповые дискуссии.
Этап 3.Анализ сексуальной автобиографии в малых группах.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|