Сделай Сам Свою Работу на 5

Насилие в семье и обществе






Глава 29

Сексуальность: стереотипы и реальность

Е. Г. Луковицкая

Вводные замечания

Понятие «сексуальность» относится к тому, как общество и индиви­ды организуют, понимают, репрезентируют эротические и репродук­тивные действия и что предпринимают, но поводу этих действий.

Исследования показывают, что пол, гендер и сексуальность взаи­мосвязаны во многих культурах. Как очень точно отмечает Г. Рубин, «сексуальность является связующим звеном между гендерами; льви­ная доля подавления женщин коренится именно в ней, передается с помощью нее, конституируется внутри нее» [5, с. 510]. Современная психология в своем анализе гендерных взаимодействий уже не может игнорировать социальную сконструированность сексуальности, ее влияние на формирование гендерной идентичности личности, отно­шений власти и подчинения.

А что мы видим на практике? Мы видим, что тема сексуальности во многом до сих пор закрыта и мало обсуждается. Сексуальное про­свещение детей и подростков в обыденном сознании часто ассоции­руется с сексуальным развращением. Есть родители, которые не раз­решают своим детям-подросткам посещать занятия по сексуально­му просвещению. В то же время сами они не в состоянии грамотно, правдиво, доступно и спокойно объяснить детям, как они появились на свет, что с ними происходит в подростковом возрасте, как пра­вильно предохраняться, какие возможны генитальные инфекции и каковы их последствия для мужского и женского организма, как пра­вильно осуществлять гигиенический уход за своим телом. В резуль­тате у детей может возникать чувство обиды на родителей за обман (про аистов и капусту), что не будет способствовать доверительным отношениям родителей с детьми. Многие девочки оказываются то­тально не подготовленными (или минимально подготовленными) к внезапным менструациям и переживают травматический опыт. Пер­вые сексуальные контакты (рано или поздно они все-таки происхо­дят у всех, независимо от родителей) для девочек часто совершаются под «нажимом» и в рамках иерархических патриархальных отноше­ний и гендерных стереотипов, которые ими часто не осознаются.



Исследования показывают [11], что школьные сексуальные обра­зовательные программы содержат:



• авторитарное подавление дискурса женского сексуального желания;

• продвижение дискурса женской сексуальной виктимизации (жер­твенности);

• явную привилегированность замужней гетеросексуальности над другими практиками сексуальности.

Таким образом, женщина социализируется преимущественно как потенциальная жертва мужской сексуальности. Она не представляет собой субъекта в ее собственном праве.

Этому способствуют определенные дискурсы сексуальности.

1. Сексуальность как насилие (этот дискурс приравнивает юношес­кую гетеросексуальность к насилию).

2. Сексуальность как жертвенность.

Используемый в образовательном процессе язык репрезентирует женщин как реальных или потенциальных жертв мужского жела­ния — женщин учат защищать себя от болезней, нежелательной бере­менности, «использования себя» (being used). Мужчины в данном дис­курсе репрезентируются как хищники.

Какие предположительные объяснения лежат в основе этого?

• Женская субъективность, включая желание вовлечения мужчин в сек­суальную активность, лежит вне пределов доминирующего дискурса.

• Для избежания виктимизации женщинам необходимо как можно дольше избегать добрачных сексуальных отношений. С другой сто­роны, мужской виктимизации можно избежать, если создать по­стоянную брачную пару.

Язык и эмоции данного дискурса уводят внимание от институционализированных структур, отношений, которые подавляют женщин в обществе.

Дискурсы сексуальности по-разному влияют на социализацию мальчиков и девочек, что далеко не в полной мере учитывается в образовании. Гендерная нечувствительность к объяснению ипони­манию сексуальности приобрела две основные формы: игнориро­вание пола как социально значимой переменной и игнорирование соответствующего поло-дифференцированного социального кон­текста.



Практическое занятие «Сексуальность: стереотипы и реальность» было разработано в рамках спецкурса «Введение в гендерные иссле­дования» для студентов-психологов старших курсов очного и заочно­го обучения, уже изучивших дисциплины «Социология», «Антропо­логия», «Общая психология», «Социальная психология».

Задание проводится после заключительной лекции курса «Фор­мирование сексуальной идентичности», в рамках которой рассмат­ривается многообразие проявлений сексуальности в обществе, кон­цепции сексуальности 3. Фрейда, К. Хорни, теории формирования различных сексуальных идентичностей (теория сексуального сцена­рия Д. Ганьон и У. Саймон, социально-психологическая теория мар­кирования и др.), современные теории гендера и сексуальности (М. Фуко, С. де Бовуар, К. Миллет, А. Дворкин).

Цели занятия

1. Осмысление психологических проблем, стереотипов проявления сексуальности, с которыми сталкивается личность в процессе фор­мирования сексуальности.

2. Рефлексия своих собственных страхов и сопротивлений.

Порядок работы

Целевые группы данного занятия — гомогенные по полу, гото­вые с точки зрения преподавателя к обсуждению сензитивных во­просов.

Аудитория может быть не готовой к обсуждению темы сексуаль­ности. Чтобы не возникло проблем, лучше предложить студентам оце­нить по 10-балльной шкале свою готовность работать по данной теме и работать с теми, кто действительно хочет проанализировать свои установки и стереотипы в отношении сексуальности.

Этап 1.Заполнение опросника, знакомство с автобиографией (до­машняя работа).

Этап 2.Групповые дискуссии.

Этап 3.Анализ сексуальной автобиографии в малых группах.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.