Этап 1. Наблюдаемое обсуждение
Участники обсуждения (8-12 человек) усаживаются так, чтобы каждый мог видеть остальных. В роли ведущего (модератора) выступает преподаватель, который руководит проведением опроса. Двое наблюдателей (желательно разного пола) протоколируют ход дискуссии, отмечая невербальные реакции участников. Время работы — примерно 1,5 часа.
Обсуждение начинается с установления благожелательной атмосферы; следует также договориться о регламенте выступлений. В начале интервью задаются более общие вопросы, по ходу дискуссии они конкретизируются и уточняются.
Примерные темы для обсуждения
1. Существуют ли различия в восприятии руководителей-женщин и руководителей-мужчин?
2. Что нравится в руководителях-женщинах и руководителях-мужчинах? Что представляется недопустимым для руководителя-мужчины и руководителя-женщины?
3. Есть ли различия в поведении, которое должны демонстрировать руководители-мужчины и руководители-женщины (например, различия в жесткости, агрессивности, эмоциональности, доминантности)?
4. Как необходимо взаимодействовать с подчиненными руководителям-мужчинам и руководителям-женщинам (принуждать, поощрять, угрожать, просить, сотрудничать, конкурировать, советоваться, помогать, сочувствовать, защищать и т. п.)?
5. Какая информация о личности руководителя-мужчины и руководителя-женщины особенно важна для формирования их привлекательного образа (образование, опыт, возраст, ценностные ориентации, мотивация, способности, дети, семья, привычки и т. д.)?
6. Каким должен быть внешний облик руководителя-женщины и руководителя-мужчины (стиль и цвет в одежде, украшения, связь их с возрастом и т. д.)?
7. Каково значение формальных и неформальных коммуникаций в формировании имиджа руководителя? Как влияют слухи на имидж руководителя-мужчины и руководителя-женщины?
Содержание вопросов может изменяться в зависимости от хода дискуссии.
Участники могут не отвечать на вопросы, если у них отсутствует мнение по данному поводу.
Этап 2. Обобщение результатов дискуссии
Итоги дискуссии оформляются в виде отчета, в котором рассматриваются высказывания участников. Анализируются содержание и частота различных высказываний, их эмоциональная окрашенность, привязанность к гендерным стереотипам, указываются наиболее спорные, проблемные аспекты изучаемого вопроса.
Наличие аудиозаписи и протоколов наблюдения облегчают изучение полученных данных.
Анализ результатов следует осуществлять в соотнесении с полом участников.
Контрольные вопросы
1. Чем определяется содержание имиджа руководителя?
2. В чем заключаются трудности формирования имиджа руководителя-женщины?
3. Какие возможности предоставляет использование фокус-групп в процессе создания имиджа руководителя-женщины?
Литература
1. Бендас Т. В. Гендерная психология лидерства. — Оренбург, 2000.
2. Богомолова Н. Н., Фоломеева Т. В. Фокус-группы как метод социально-психологических исследования. — М.: Изд-во МГУ, 1998.
3. Малышева М. М. Анализ качественных данных в гендерных исследованиях // Гендерный калейдоскоп. — М.: Изд-во МГУ, 2001. — С. 146-169.
4. Политическое консультирование. — М., 1999.
5. Почепцов Г. Коммуникативные технологии XX века. — М., 1996.
6. Чирикова А. Е. Женщина-менеджер в современном обществе // Гендерный калейдоскоп. — М.: Академия, 2001. — С. 378-404.
7. Шепель В. М. Имиджелогия. — М., 1994.
Глава 23
Гендерная психология как психология больших групп
Н. Г. Малышева
Вводные замечания
Развитие современной социальной психологии происходит по пути ее большей «социологизации», поэтому неудивителен столь стремительно возросший исследовательский интерес к проблемам гендерного устройства общества. Нельзя сказать, что мужчины и женщины когда-либо выпадали из фокуса внимания ученых. Более того, трудно придумать более популярную тему для научных и житейских дискуссий. Безусловно, собранный огромный массив данных и размышлений нуждается в определенной систематизации. Очевидно, что гендерный подход в психологии может быть подан студентам/ студенткам под разными «соусами». Один из вариантов рассмотрения проблем гендерной психологии — это анализ гендерной проблематики в контексте психологии больших групп.
Первый вопрос, на котором останавливаются при обсуждении групп — определение.
Что же такое гендерная группа? Можно начать с определения категории «гендер». Сегодня большинство авторов признают за ней социальную природу (иногда «гендер» переводят и определяют как социальный пол) и характеризует его как некоторую модель социальных отношений между мужчинами и женщинами [8]. Эта модель обусловливает, через определенную систему воспитания и культурные нормы, психологические качества, способности [26], а также определяет индивидуальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, доступе к власти, сексуальности, семейной роли и репродуктивном поведении [17].
Тогда гендерная группа — общность людей, которая разделяет предъявляемые ей нормы, проявляет (репрезентирует) себя заданным в обществе образом. Подчеркнем особо, что это не просто группа мужчин/женщин, то есть людей, обладающих определенными биологическими признаками, сходными внутри одной группы, а скорее общность, осознающая себя <<мужчинами»/«женщинами>>.
Активисты феминистского движения видят причины многих затруднений в разобщенности и отсутствии развитого самосознания — как женского, так и мужского. Тем не менее, нельзя отказать мужчинам иженщинам в ярко выраженном чувстве «мы». А его наличие, по сути, является одним из основных признаков существования группы в психологическом смысле [2].
Далее, изучение больших групп предполагает анализ сходных условий их существования,поскольку они оказывают существенное воздействие на сознание представителей группы.
Исследователи выделяют два возможных пути этого влияния:
1. через личный жизненный опыт каждого члена группы, определяемый социально-экономическими условиями жизни всей группы;
2. через общение, большая часть которого происходит в определенной социальной среде с четко выраженными чертами данной группы [2].
Именно в данном русле уместно познакомить слушателей/слушательниц с работами, посвященными рассмотрению уникального жизненного опыта женщин имужчин. Безусловно, наибольшее внимание, на данный момент, вызывает именно женский опыт — менструация, рождение и вскармливание ребенка, особенности женской сексуальности [18; 24; 30; 31]. Мужской опыт анализируется, например, через рассмотрение процесса разрыва базовой связи с матерью и«страх кастрации» в психоаналитически ориентированных концепциях [23; 28]. Также анализируется кризис маскулинности, который выражается в том, что так называемые традиционные нормы мужского поведения, формирующие стереотип мужественности, усваиваемый мальчиками и юношами в ходе социализации, все в меньшей степени обеспечивают успешность или даже простую адаптацию взрослого мужчины в обществе [11; 12].
При знакомстве с другим способом влияния на сознание представителей гендерных групп уместно будет остановиться на исследованиях внутри- имежгендерных особенностей общения. Важно помнить, что общение в отечественной психологии тесно связано с понятием деятельности, поэтому в данный раздел может быть включен достаточно широкий круг работ — исследование гендерных особенностей коммуникации, конфликтного поведения, помогающего и альтруистического поведения; изучение межличностного восприятия, атрибутивных процессов, феномена самореализующихся пророчеств, явлений стереотипизации, аффилиации, аттракции и т. п. [3; 5; 20].
Кроме того, само психологическое существование больших групп нередко связывают с наличием специфического языка. Это еще одно из существующих направлений исследований. Работы этого направления связанны с анализом мужского и женского языка, с транслируемыми через язык и дискурс гендерными стереотипами [10; 29].
Таким образом, можно сказать, что многие исследователи анализируют условия психологического становления гендерных общностей.
Далее имеет смысл обратить внимание на следующий постулат психологии больших групп: «общие черты в психологии представителей определенной социальной группы существуют объективно, поскольку они проявляются в реальной деятельности группы»[2, с. 155]. Не секрет, что сферы жизнедеятельности мужчин иженщин до сих пор существенным образом различаются. Исследования показывают, что фактически существующее разделение труда приводит к тому, что различные черты личности становятся более предпочитаемыми для представителей того или иного пола. Так, проведенный анализ домашней работы позволяет сделать вывод о том, что она не может приносить удовлетворение. Основными ее характеристиками являются быстрота (поэтому требуется постоянное напряжение для переключения с одного вида деятельности на другой); неструктурированность, абсолютное отсутствие «вызова», отсутствие видимого результата. Ее можно считать классическим примером «сизифова труда», так как, по данным К. Бершид, около 65 % работы нужно делать снова на другой день [26; 32]. Определенно это позволяет по-новому взглянуть на те морально-психологические качества, которые приписываются женщине, например терпение, аккуратность, отсутствие честолюбия, мягкость и т. п.
Особо подчеркнем, что при обосновании разделения труда традиционно используют биологические закономерности, а также гендерное предназначение, то есть предположения о том, что представители различных гендеров «созданы» для разной деятельности.
Далее уместно обратиться к описанию структуры психологии большой социальной группы. Как известно, она может включать в себя целый ряд элементов: различные психические свойства, психические процессы и психические состояния (подобно психике отдельного человека). Это отдельная область исследований, которая первоначально была широко представлена работами по дифференциальной психологии, анализировавшими различия протекания психических процессов у мужчин и женщин [5]. На данный момент сходная тематика, но в совершенно ином контексте, приобретает популярность в западных феминистских работах, посвященных так называемому «равенству в различии» [9].
С другой стороны, можно выделить две составные части в содержании психологии больших групп:
1) психический склад как более устойчивое образование, к которому могут быть отнесены социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т. п.;
2) эмоциональная сфера как более подвижное динамическое образование, в которую входят потребности, интересы, настроения [2].
На основании изучения первой составляющей можно реконструировать те нормы, которыми руководствуется данная социальная группа. Это направление широко представлено в современных исследованиях гендерного подхода. Выделяются, например, «нормы мужественности»: стремление избежать любого намека на женственность; постоянное стремление к достижению, социальному статусу; агрессивность; нетерпимость к гомосексуалистам; высокая и «безрассудная» сексуальность [12; 16].
Исследований, затрагивающих вторую составляющую психологии больших групп, нам встречалось значительно меньше. Можно лишь отметить исследования, посвященные отражению потребностей, интересов мужчин и женщин в средствах массовой информации, особенно в печати и рекламе [1; 13; 23]. Причем отметим, что исследователи указывают на не только информирующую, но и конструирующую, транслирующую роль СМИ. Таким образом, здесь не только фиксируются, но и создаются интересы мужчин и женщин. В целом, обращение именно к такой нестабильной составляющей гендерной психологии представляется нам чрезвычайно перспективным, поскольку при таком подходе новыми красками играет идея «множественности форм гендера». Здесь выделение подгрупп со своими интересами и настроениями в рамках большой группы получает дополнительное обоснование.
Следующим моментом, на котором останавливаются исследователи психологии больших групп, является вопрос о регуляторах социального поведения. Можно выделить следующие регуляторы: нравы, обычаи, традиции [2]. К анализу патриархатных традиций обращаются достаточно часто [7; 11; 14; 21; 22 и т. п.]. Для исследований привлекают методы этнографии, такие как анализ продуктов культуры, сравнительные (межкультурные) исследования.
Привычки и обычаи складываются под влиянием определенных жизненных условий, а затем закрепляются и выступают именно как регуляторы поведения. Поэтому усилия ряда исследователей обращены на развенчание «вечных» традиций, на доказательство их альтернативных трактовок, на раскрытие их случайного появления, на динамику жизненных условий, позволяющие изменить имеющиеся обычаи [6; 15; 26].
Еще одним возможным направлением исследовательской работы можно считать изучение образа социального мира, его институтов, власти, законов, норм больших групп (в нашем случае — гендерных) через анализ социальных представлений (обыденных представлений какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, то есть ее способа интерпретации и осмысления повседневной реальности). Механизм связи группы и выработанного ею социального представления выступает в таком виде: группа фиксирует некоторые аспекты социальной действительности, влияет на их оценку, использует далее свое представление о социальном явлении в выработке отношения к нему. С другой стороны, уже созданное группой социальное представление способствует интеграции группы, как бы «воспитывая» сознание ее членов, доводя до них типичные, привычные интерпретации событий, то есть, способствуя формированию групповой идентичности [2]. Именно поэтому социальные представления играют значительную роль в становлении психологических общностей, и их изучение позволит глубже понять гендерную психологию. Таким образом, особый интерес вызывают сами представления о мужественности и женственности, как значимые социальные представления нашего общества в целом [4; 11; 14; 19].
Социальные представления достаточно долговременны, хотя при определенных обстоятельствах могут и меняться со временем. В настоящий момент, собственно, и происходит смена представлений о мужественности и женственности, что не может не привлекать внимания множества исследователей (большинство авторов, указанных в списке литературы, тем или иным образом касались этой проблемы).
Наконец, последним вопросом, на котором мы планируем остановиться, можно считать вопрос о соотношении психологии личности и психологии группы.
Важно помнить, что психология группы есть общее, присущее в той или иной мере всем представителям данной группы, то есть типичное для них, порожденное общими условиями существования [2]. Поэтому конкретный представитель группы может вообще в минимальной степени обладать этими общими характеристиками. Это объясняется тем, что члены группы различаются между собой по своим индивидуальным психологическим характеристикам, по степени вовлеченности в наиболее существенные для группы сферы ее жизнедеятельности и т. д. Безусловно, этот постулат психологии больших групп позволяет по-новому взглянуть на проблему мужественности и женственности, предоставляя возможность для обоснования наличия внутригрупповых различий, обнаруженных в метаанализе Холла [5]. Кроме того, здесь уместно указать на различие понятий «гендерные особенности» и «гендерный стереотип».
Мы уже упоминали о том, что современные исследования направлены на выявление специфических черт, присущих мужчинам или женщинам. Причем эти черты должны быть общими для всех представителей данной общности; только тогда их можно считать «гендерными особенностями».
В каждой культуре представления о маскулинности и фемининности обладают согласованностью, определенной степенью благоприятности-неблагоприятности. Кроме того, они общепризнанны. Эти характеристики относительно определенного пола составляют содержание гендерных стереотипов (они могут и не соответствовать реальным различиям; различия могут в них искажаться, не замечаться или придумываться).
Обобщая все вышесказанное, остановимся еще раз на тех направлениях, которые могут помочь создать контекст рассмотрения гендерной психологии как психологии больших групп.
• Понимание гендерных групп как психологического образования.
• Необходимость анализа индивидуального опыта членов гендерной группы.
• Изучение особенностей внутригруппового имежгруппового общения.
• Рассмотрение реальной деятельности мужчин и женщин и ее связи с обнаруживаемыми психологическими особенностями.
• Анализ норм, обычаев, традиций каждой гендерной группы иоказываемого ими влияния на психический склад данной общности.
• Изучение интересов, потребностей, настроений различных сообществ внутри гендерной группы.
• Исследование социальных представлений о гендере.
• Выявление соотношения между гендерными особенностями и гендерными стереотипами.
Цели занятия
1. Применение элементов социально-психологического анализа больших групп к изучению гендера.
2. Диагностика представлений студентов о маскулинности и фемининности, выявление распространенных гендерных стереотипов.
3. Демонстрация того, насколько широко трактуются в нашей культуре понятия мужественности и женственности.
4. Диагностика отношения студентов к категории «гендер» и к изменениям существующей гендерной системы.
Оснащение
1. Листы ватмана и А4.
2. Маркеры разных цветов.
3. Карандаши или фломастеры.
4. Возможно, пластилин и другие материалы для творческой работы.
Порядок работы
Этап 1.Подготовка группы к докладу.
Этап 2.Доклады групп.
Этап 3.Заключение.
Мы предлагаем провести занятие с применением проективной техники «Планета», которая в модифицированном виде представляет собой следующее: группу просят представить себе некоторый мир — в нашем случае, населенный людьми с мужскими характеристиками. Затем — еще один, в котором жили бы люди только с женскими характеристиками. И, наконец, третий, обитатели которого сочетали бы в себе и те, и другие качества. Подобное конструирование основывается на проекции собственного переживания маскулинности и фемининности. Эта техника позволяет выделить более глубокое содержательное и эмоциональное наполнение гендерных стереотипов [25; 27].
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|