|
Этап 2. Просмотр видеозаписи и заполнение экспертных карт
Просмотр производится без комментариев, но в присутствии преподавателя. Важно, чтобы студенты сами попробовали «надеть гендерные очки» и увидеть сквозь них обычный урок. По ходу просмотра производится заполнение разработанных экспертных карт. «Шапка» таблицы заполняется со слов преподавателя: предмет, класс, количество учеников в классе (мальчиков/девочек), стаж работы учителя, тема урока. Инструкция студентам для заполнения экспертной карты: «Перед вами экспертная карта. Она представлена в виде таблицы и нескольких строчек текста под таблицей. Когда вы видите, что учитель проявляет какое-то из упомянутых в таблице действий, вы ставите галочку, точку или иной значок в соответствующей графе в колонке мальчиков или девочек (в зависимости от пола ученика, на которого направлено действие). Внизу таблицы есть графа "Выставленные оценки". В нее заносятся оценки, которые учитель выставил детям (мальчикам и девочкам) в процессе урока. Также внизу таблицы есть три пустые графы. В них вы можете в ходе просмотра вписать те категории, которые возникнут у вас в процессе наблюдения, и занести по ним соответствующие пометки. Под таблицей вы видите еще два пункта, которые необходимо заполнить, подчеркнув нужный вариант. Эти пункты заполняются в конце, по результатам просмотра всего урока в целом».
Этап 3. Обсуждение и выводы
Для придания большей живости обсуждению можно предложить студентам сесть в круг. Студентам предлагается по очереди поделиться результатами своих наблюдений. Преподаватель отмечает в собственной экспертной карте результаты наблюдений студентов (за исключением повторяющихся) с целью составления итоговой групповой экспертной карты. При необходимости преподаватель воспроизводит на видеомагнитофоне отдельные фрагменты в качестве иллюстраций (наиболее яркие моменты).
При подсчете отметок по категориям должно учитываться процентное соотношение мальчиков и девочек в классе. (Так, например, если мальчиков в классе 12, а девочек 18 и учитель 6 раз обратился к мальчикам и 9 раз к девочкам, то в процентном соотношении наличествует одинаковое количество обращений к мальчикам и девочкам.) Для этого удобно использовать коэффициент, выражающий количество отметок по каждой категории на одного мальчика и одну девочку: количество отметок по каждой категории для мальчиков должно делиться на общее количество мальчиков, для девочек — на общее количество девочек. При примерно одинаковом соотношении мальчиков и девочек можно обойтись примерным подсчетом, то есть без вычисления данного коэффициента — просто подсчитывается общее количество отметок по каждой категории для мальчиков и девочек и проводится качественный анализ.
Дается общая оценка урока с гендерной точки зрения: оцениваются сексистские и несексистские проявления в поведении учителя и содержании урока, их соотношение для мальчиков и девочек; степень выраженности гендерных стереотипов в поведении учителя; делается прогноз.
Очень важно сделать акцент на личностно-эмоциональной оценке, сопровождающей анализ. Для этого можно в ходе обсуждения наблюдений задавать студентам вопросы: «Как вам это?..», «Что вы чувствуете в связи с этим?» и поощрять их к высказыванию своих чувств, так как это способствует более глубкому укоренению гендерной ориентации личности. Последним высказывается преподаватель и знакомит студентов с результатами коллективной гендерной экспертизы по итоговой экспертной карте.
Этап 4. Выработка рекомендаций
Этот этап представляется нам очень важным, так как здесь происходит переход от констатирующего к конструктивному, практико-ори-ентированному мышлению.
Преподаватель предлагает студентам выработать рекомендации по внесению изменений в данный урок с привнесением в него гендерного подхода. Выработанные рекомендации фиксируют все студенты. Если студенты затрудняются, можно задать им следующие вопросы: «Что может изменить учитель в своем поведении? Что можно изменить в содержании урока? Как по-другому можно преподнести этот материал? Нужны ли изменения в использованных учебных материалах?» и др.
Этап 5. Домашнее задание
В качестве домашнего задания или отчетной работы по пройденной теме можно предложить написание студентами «мемуаров» или «эссе» на тему «Гендер в моей школе». Содержание этого эссе посвящено тому, какие гендерные стереотипы и установки значимо влияли (или не влияли) на студента в процессе его обучения в школе. Это может быть описание как одного, особенно запомнившегося случая, так и системы установок, присутствующих в школе, классе или у отдельного учителя.
Контрольные вопросы
1. В чем состоит содержание скрытого учебного плана?
2. С какой целью проводится гендерная экспертиза урока?
Литература
1. Штылева Л. В. Методические аспекты гендерной экспертизы образовательных программ и пособий // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Ч. 2. — Мурманск, 2001. — С. 70-73, 77-87.
2. Ярская-Смирнова Е. Р. Неравенство или мультикультурализм // Высшее образование в России. — 2001. — № 4. — С. 102-110.
Приложение
Экспертная карта для проведения
Гендерной экспертизы урока
Предмет:_______________________________
Класс:_________________________________
Количество учеников в классе (м/д):_______
Стаж работы учителя:____________________
Тема урока:____________________________
Действия учителя
| Мальчики
| Девочки
| Обращается к ребенку
|
|
| Вызывает к доске
|
|
| Вызывает отвечать с места
|
|
| Хвалит словом
|
|
| Ругает (не одобряет) словом
|
|
| Делает замечания
|
|
| Выражает положительные эмоции и поддерживает (улыбается, кивает)
|
|
| Выражает отрицательные эмоции (хмурится, качает головой)
|
|
| Привлекает к демонстрации материала
|
|
| Привлекает к оформлению урока
|
|
| Реагирует на поднятую руку ребенка
|
|
| Не реагирует на поднятую руку ребенка
|
|
| Дотрагивается до ребенка с целью поощрения
|
|
| Дотрагивается до ребенка с целью замечания
|
|
| Реагирует на выкрики с места положительно
|
|
| Реагирует на выкрики с места отрицательно
|
|
| Выставленные оценки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Содержание урока (подчеркнуть нужное): маскулинно, фемининно, гендерно-нейтрально.
Материалы урока (подчеркнуть нужное): сексистские, несексистские.
Глава 28
Психология восприятия насилия: культурный и гендерный аспекты
О. Л. Данилова
Вводные замечания
За последнее десятилетие в мире почти четвертая часть населения стала жертвами насилия, что вызывает глубокие опасения мировой общественности. В российском обществе феномен насилия также подвергается глубокому осмыслению. Совершенно очевиден тот факт, что векторная направленность насилия не является гендерно-нейтральной, а, следовательно, ее нельзя рассматривать без учета гендерного аспекта и применения гендерного анализа. Гендерные отношения пронизывают все сферы жизни человека и являются зоной особой напряженности.
В исторической ретроспективе проблемы насилия и агрессии были объектом многочисленных теоретических направлений, которые, по большому счету, можно свести к двум научным парадигмам: социобиологической и социокультурной. Эти подходы, по словам Р. Конелла, являются двумя противоположными научными концептами, вокруг которых до сих пор не умолкают дискуссии.
В рамках социобиологической научной парадигмы, которая была особенно популярна в 1970-е годы, дифференциация полов рассматривается как универсальный биологический процесс. Тело выступает в роли естественной природной машины, которая продуцирует психологические различия [15]. В рамках этой парадигмы тело описывается с помощью «метафоры машины», биологического механизма, который содержит в себе определенную генетическую биопрограмму. Тело «функционирует» и «работает» [15, с. 68]. Гендерный аспект психологических различий проявляется в социальном поведении. Например, с точки зрения данного подхода более высокий уровень агрессии у мужчин, их стремление к независимости, доминированию и контролю, особое напористое, самоуверенное отношение к окружающему миру обусловлены биологическими факторами.
В рамках социокультурной парадигмы половые различия рассматриваются как дифференциация, детерминированная социокультурными факторами, в частности дискурсивным контекстом и процессом социализации. В этом смысле гендерный аспект насилия обусловлен социокультурным контекстом, а различия в психологических характеристиках мужчин и женщин, причины их возникновения могут быть объяснены только при условии учета социальных обстоятельств, опосредующих их возникновение и проявление. Как пишет М. Кауфманн, каждый индивидуальный акт насилия имеет определенный социальный контекст. «Сам "язык" насильственного действия, вид и способ, посредством которых манифестируется насилие, может быть понят лишь внутри определенного социального опыта» [14, с. 142].
В последние годы проблема насилия подвергается глубокому междисциплинарному анализу и связывается с исследованием патриархатного типа культуры как культуры насилия вообще. Насилие мужчины в отношении женщины рассматривается лишь как один из столпов «триады мужского насилия». Два других столпа: насилие в отношении мужчин и насилие в отношении самого себя [14]. Общественный контекст этой «триады насилия» составляет его институционализация, функционирующая почти во всех сферах социальной, экономической и политической жизни. Следовательно, более глубокому анализу должны подвергаться скрытые формы насилия, менее видимые и менее осознанные, закрепленные в образе жизни, культуре и традициях общества, признанные и легитимированные.
Патриархат как способ организации общества с доминированием мужского пола, а также проблемы, связанные с насилием и дискриминацией женщины, подвергались анализу уже давно. Однако стратегии насилия и дискриминации ограничивались лишь сферой психологии или экономики, в результате чего мы видели лишь верхушку айсберга, подводная часть которого до сих пор остается плохо заметной. Корни насилия лежат гораздо глубже: не столько в социальных условиях бытия, сколько в предшествующих культурных условиях.
Понятие патриархата во второй половине XX века приобретает статус ключевого понятия анализа культуры во многом благодаря работе К. Миллет «Сексуальная политика». Главные утверждения автора основываются на постулате, что во всех известных обществах отношения между полами были основаны на власти и поэтому они являются политическими. Эта власть принимает вид мужского доминирования во всех сферах жизни. «Сексуальное господство, — пишет К. Миллет, — остается, пожалуй, наиболее всепроникающей идеологией нашей культуры и воплощает ее наиболее глубинное и фундаментальное представление о власти» [9, с. 149].
Патриархальная власть мужчин над женщинами, следовательно, есть основа для функционирования всех обществ, и она выходит далеко за пределы социальных институтов власти. Патриархат поддерживается, главным образом, с помощью процесса социализации, который начинается с воспитания в семье, воспроизводится системой образования, литературой, религией до такой степени, что его ценности усваиваются как мужчинами, так и женщинами. Эта своего рода «внутренняя колонизация» имеет далеко идущие последствия. С одной стороны, она заставляет женщину принять отведенную ей мужчиной низшую ступень иерархической лестницы, признать его право властелина и те правила, по которым приходится играть, а с другой стороны — порождает глубокую неудовлетворенность, самоотрицание, признание собственной вины и неполноценности или, по словам Т. Равенской, внутреннюю отчужденность из-за «незнамо кем запущенных в ... духовное существо норм» и глубокое ощущение «болезненной пустоты» [11, с. 214]. Сам механизм возникновения чувства вины гендерно дифференцирован и находится в прямой зависимости от исполняемых социополовых ролей.
Особую глубину анализ патриархата приобретает в самом конце XX века. Исследуя данный феномен, Т. Клименкова утверждает, что в основе культуры данного типа лежат насилие и наказание [6]. Подобный режим становится пагубным не только для женщин, но и для мужчин. Патриархатный тип культуры стоит на глубоко безнравственной посылке, в соответствии, с которой сначала идет наказание, в контексте которого протекает процесс социализации, а вместе с ним и «преступление» как несоблюдение каких-то норм. Таким образом, в патриархатном типе культуры «обнаруживается возможность некоей первичной "записи" через боль, то есть обеспечение через насилие воспроизводства социальной памяти и своего тела как тела социализированного» [6]. Таким образом, система патриархата пронизывает все сферы жизнедеятельности субъектов, поскольку наказание «вписано» на уровень сознания и тела, ежедневных практик.
Если в целом определить насилие как применение различных форм давления и принуждения в целях сохранения власти и контроля, то процессы социального нормирования, «нормативного и информационного давления» [1, с. 32] следует рассматривать как акты насилия. В основе нормативного насилия лежат процессы кодирования и регуляции социального порядка, которые не столько отражают реальные различия между людьми, сколько создают их.
Сама идея различия в терминах иерархии и исключения связана с возникновением определенного типа мышления, которое порождает категорию «Иного», «отличного от», всегда предполагающего наименьшую значимость. Таким образом, возникает определенный дискурсивный контекст, внутри которого социальные классификации, оперирующие, главным образом, бинарными оппозициями («наш/не наш», «мужской/женский» и т. д.), организуют восприятие социального мира и в конечном итоге организуют сам этот мир. Наша культура традиционно делила людей на мужчин и женщин, молодых и старых, физически здоровых и нездоровых (инвалидов) и т. д. Попытка судить о людях на основании этого деления порождает эффект насильственного мышления и деятельности по отношению к ним.
Как толковать различие, монопольно определяла власть. Отнесение властью определенных групп людей к маргинальным категориям предполагало право власти на распоряжение их судьбами, а порой и жизнями. Дискурсивно конструируя людей в терминах неполноценности или «Иного», власть тем самым определяет для себя право на это «Иное», право избавиться от него, ликвидировать его, пытаясь загнать всех субъектов в прокрустово ложе определяемых ею же норм.
Мы привыкли воспринимать поведение людей в рамках установленных норм. В процессе классификации мы атрибутивно определяем их эмоциональные, психологические, поведенческие характеристики, а также их права и возможности. Процесс ежедневного общения подчеркивает эти различия. Намерение приписывать другому-женщине «дефектность» коренится в том, что именно маскулинизированное «мужское» центрирует наш мир как нормативное [6]. В основе большинства форм применения насильственных действий лежат исторически сложившиеся и обусловленные социокультурной средой мировоззрение и система ценностей, которые закрепляют подчиненное положение женщины, а также нормы твердости, успешности и статуса мужчины, внедренные в человеческое сознание. На примере сексуального насилия можно четко проследить установки преступников и жертв, в основе которых лежат определенные гендерные стереотипы. Болезненное стремление соответствовать искусственному эталону мужественности порождает в наше время совершенно новые формы «рыночной маскулинности» [6],в основе которых опять же лежит феномен насилия. Такие формы насилия, как траффик (торговля женщинами с целью сексуального порабощения), наркомания, проституция и др., лишь результат общего культурного насилия.
Говоря об информационном насилии, следует подчеркнуть, что человек видит и воспринимает только те аспекты реальности, которые представлены в языке и в объеме получаемой информации. В этом отношении язык определяет границы видения мира, диктует систему ценностно-смыслового отношения к жизни итем самым ограничивает способность индивидуального осознания жизненного опыта. Человек изначально начинает формироваться в языковой среде. Он может увидеть пространство реальности только таким образом, каким оно представлено в дискурсе. Говоря словами Э. Сепира, «люди живут не только в объективном мире вещей и общественной деятельности; они в значительной степени находятся под влиянием того конкретного языка, который является средством общения для данного общества» [12, с. 37]. Реальный мир в значительной степени строится на основе языковых норм данной группы, субъекты которой воспринимают явления действительности главным образом благодаря тому, что языковые нормы предполагают данную форму выражения. В этом смысле язык служит руководством к восприятию социальной действительности. Навязывая человеку определенное мировоззрение, он обусловливает нормы мышления, а, следовательно, и поведения, руководит становлением логических категорий и концепций, проникает во все стороны общественной и индивидуальной жизни человека, определяет формы его культуры. Таким образом, язык оказывается наделенным абсолютной и всеобъемлющей властью и его роль становится определяющей в конструировании субъективности, принятии определенного места и исполнения определенной роли в социуме.
В патриархатном дискурсе создаются определенные правила пола, характерные для данного типа культуры. Традиционные дискурсивные практики с древности до наших дней представляют женщину как малозначимое начало, как категорию «Иного» относительно абсолютного. Вплоть до сегодняшнего дня женщина несет функцию восполнения. Во всех жизненных областях она определяется через мужчину. Весь предшествующий дискурсивный конгломерат характеризуется властным мотивом по отношению к женщине, формируя в ней чувство вины, стыда инеполноценности. Таким образом, патриархатный дискурс всегда выстраивается в отношениях иерархии и исключения иформирует сознание субъектов таким образом, что оно фиксирует существование двух категорий, наделенных символическими функциями: категорию «мужского» как абсолютного, идеального, и категорию «женского» как иного, маргинального, то есть категории универсальности и вторичности.Универсальность мужчины служит базовым основанием в культуре и проецируется на жизненные ситуации и повседневный опыт. Такая репрезентация реальности воспроизводится веками иизначально дает мужчине право власти и контроля над женщиной, право, в котором уже заложен феномен насилия.
Таким образом, насильственное мышление и насильственная деятельность закрепляются на нескольких уровнях и составляют хорошо отлаженный комплексный механизм формирования и воспроизводства насилия, дискриминации, подчинения, манипуляции и контроля.
Первый уровень касается непосредственно самой лингвистической структуры языка. Наиболее глубокое исследование этого аспекта было проведено в рамках феминистской лингвистической критики, констатирующей факты языкового сексизма. В результате анализа языковых структур выяснилось, что посредством языка игнорируется опыт определенных групп людей, в частности — женщин. Такое исключение приводит к тому, что опыт ипрактики большого количества «Иных» субъектов вообще выпадают из поля зрения иникак не представлены в социальной мысли. Женщина как маргинальный субъект культуры при таком подходе либо определяется через фаллические значения культуры, либо вовсе не находит в ней выражения. Самым характерным примером, отражающим дискурсивное измерение социальной действительности, являются такие лексические единицы, как «насилие в семье», «сексуальные домогательства» и др. О них заговорили сравнительно недавно, но это не означает отсутствия подобных аспектов насилия до сих пор. Это свидетельствует лишь о том, что совсем недавно произошло именно осмысление, обозначение этих феноменов и выведение их в дискурс. Только через репрезентацию насилие обрело статус онтологического феномена. До языка и вне языка его словно не существовало. То есть мы видим и воспринимаем реальность так, как она представлена или не представлена в дискурсе.
Следующий уровень формирования и закрепления насилия — идеологический. На этом уровне за женщиной закрепляется статус онтологической вторичности. Один из наиболее ярких примеров — христианский религиозный дискурс, длительное время поддерживающий иерархию полов, выросшую на почве античной аристотелевской культуры, рассматривающий женское тело как источник греха и вменяющий женщине глубокое чувство вины. Со времен античности сатирики и моралисты находили удовольствие в изображении женских слабостей, обвиняя женщину во всех грехах. Будучи доминирующей идеологией, патриархатный дискурс пронизывает любую сферу жизни социума.
Третий уровень — институциональный, поддерживающий идеологию посредством социальных институтов и включающий сферу образования, науки, права, средств массовой информации и т. д.
И последний уровень, где, как правило, происходит прямая репрезентация насилия — это уровень социальных практик, то есть повседневной жизни общества, которая поддерживает существующую идеологию путем социализации обоих полов в соответствии с основными патриархатными образцами ролей и статусов. Именно здесь происходят акты манифестного насилия, имеющие разные виды и проявляющиеся в разных формах. При этом по утверждению Кейт Миллет, основным институтом патриархата является семья, поскольку с одной стороны она связывает человека с обществом, а с другой — служит зеркалом общества. Выступая посредником между индивидом и социальной структурой, семья осуществляет контроль и подчинение там, где политические и другие власти оказываются недостаточными. Будучи орудием общества, семья не только побуждает своих членов к приспособлению и подчинению, но и управляет своими гражданами через глав семей. Именно в семье осуществляется контроль над женским телом, поведением и исполнением предписанных ролей.
Таким образом, общество насквозь пронизано определенными социальными парадигмами мышления. Сложность искоренения такого феномена, как насилие, заключается в том, что в обществе оно зачастую воспринимается как норма и не осознается как проблема. Самая сильная форма власти — та, которая не осознается и воспринимается как нечто естественное, изначально данное. Молчаливое соглашение достигается путем социализации, так что оба пола включаются в систему подавления. Как женщинами, так и мужчинами глубоко осознано «чувство своего места» в социуме или, говоря словами П. Бурдье, «социальные дистанции "вписаны" в тело, точнее — в отношение к телу, к языку или ко времени» [2, с. 89].
Практика работы с женщинами, подвергавшимися насилию, и исследовательский анализ их дискурсов, проведенный, например, в Норвегии и Германии, ясно показывают осознание ими своей собственной онтологической вторичности. Наибольшее внимание акцентировалось на двух моментах. Во-первых, на том, как женщина говорит о ситуации насилия. Зачастую под насилием понимаются лишь крайние формы его проявления. Например, после длительных рассказов о постоянном психологическом прессинге женщина говорит, что «настоящее насилие» возникает позднее, подразумевая при этом уже телесные повреждения. Второй момент касается ощущения собственной вины и попытки искать причины совершившегося насилия в себе самой. Многие женщины формируют в себе тем самым глубокие комплексы и сильно от этого страдают.
Эти две тенденции, касающиеся позиции самих женщин, подвергшихся насилию, в большинстве случаев сохраняются. Таким образом, бинарная оппозиция «мужского» и «женского», представленная в дискурсе, формирует особый тип общественного сознания, в котором зафиксировано право мужчины как властелина и место женщины как жертвы. Эта фиксация присутствует не только в сознании субъектов, участвующих в акте насилия, но и всего общества в целом, например, в институтах церкви, полиции, суда и т. д.
Таким образом, становится очевидным, что уровень анализа насилия должен предполагать не только социальные причины и условия, но и культурные предусловия, а, следовательно, должен показать взаимосвязь манифестного (открытой формы применения насильственных действий) и структурного (закрепленного в нормах, образе жизни, культуре и традициях общества) насилия. Исходя из того, что человек зачастую не задумывается о механизмах конструирования его мышления, о процессах гендерной социализации, необходимость раскрытия и анализа этих технологий, а тем самым повышение уровня социального образования приобретает особую значимость.
Цель занятия— научить студентов распознавать манифестное и структурное насилие, понимать их взаимосвязь, видеть культурный и гендерный аспект проблемы.
Оснащение
1. Текст для анализа (см. приложение 1).
2. Текст опросника (см. приложение 1).
3. Схемы (см. приложение 2).
Порядок работы
Этап 1.Работа над вопросами в мини-группах.
Этап2. Выстраивание схемы.
Этап 3.Анализ текста.
Этап 4. Проведение опроса и анализ результатов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|