Этап 2. Подготовка к дискуссии
и заполнение анкеты о дискриминации[26]
(индивидуальная работа)
Задание
Прочитайте внимательно приведенные ниже высказывания и оцените свою степень согласия — несогласия с ними по приведенной ниже шкале, выставите эту оценку в первом столбце.
Шкала
1 — совершенно согласен;
2 — частично согласен;
3 — и да, и нет;
4 — частично не согласен;
5 — полностью не согласен.
Утверждение
| Личный ответ
| Групповой ответ
| Существование неравенства мужчин и женщин закономерно, так было всегда и так должно продолжаться
|
|
| Не существует дискриминации мужчин по признаку пола, существует только дискриминация женщин
|
|
| Я сам никогда не проявлял сексизм в отношении другого человека
|
|
| При столкновении с дискриминацией по признаку пола человек обычно переживает различные негативные эмоции — беспомощность, обиду, злость и др.
|
|
| Дискриминационные практики подкрепляются политикой государства и законодательством
|
|
| Есть сферы жизни, в которых не реализуются сексистские установки, отсутствует дискриминация
|
|
| Дискриминации по признаку пола нужно противостоять всегда независимо от ситуации
|
|
|
Этап 3. Дискуссия о сексизме (работа в малых группах)
Работа проходит в группах по 4-8 человек.
Инструкция: обсудите в своей группе выставленные вами оценки. Выработайте одну общую оценку по каждому пункту. При обсуждении аргументируйте свой ответ, отстаивайте свою точку зрения.
Этап 4. Дискуссия о сексизме (представление работы групп, общая дискуссия)
Мнение каждой группы по заявленным вопросам представляется перед всей группой. Каждый пункт обсуждается последовательно. Преподаватель обобщает основные мысли, высказанные группами, поощряет обмен мнениями, если у разных групп они вступают в противоречие.
В конце дискуссии преподаватель еще раз подчеркивает скрытость некоторых дискриминационных практик. Группа, которая подавляет другую группу, всегда меньше осознает свою роль. Подавляемая группа, наоборот, больше осознает свой низкий статус.
Этап 5. Подготовка к ролевому проигрыванию ситуаций дискриминации
Внимательно прочитайте представленную ситуацию. Считаете ли вы, что здесь проявляется сексизм? В чем он проявляется? Как бы вы ответили на последнее утверждение, как бы вы могли противостоять дискриминации в подобной ситуации? Представьте возможные пути взаимодействия в подобной ситуации. Инсценируйте ситуацию. (Список ситуаций, для обсуждения и инсценировки представлен в приложении.)
Этап 6. Ролевое проигрывание ситуаций дискриминации
Каждая группа представляет ситуацию и свои варианты ответов на ситуации.
После каждого представления проводится обсуждение:
1. Какой гендерный стереотип представлен в этой ситуации, насколько он распространен?
2. Какие вы можете предложить способы поведения в данной ситуации?
Все способы, предложенные группами, обсуждаются и оцениваются по критерию эффективности: насколько данный способ ответа будет способствовать, с одной стороны, возможности противостоять дискриминации, с другой — эффективному взаимодействию.
Этап 7. Подведение итогов занятия
Преподаватель задает вопросы студентам: что понравилось в занятии, что вам было важно, что нового вы сегодня узнали? Задача преподавателя просто выслушать сказанное, не комментируя, не давая советов. Затем преподаватель сам отвечает на поставленный вопрос. Цель подобной работы состоит в осознании результатов и подведении итогов работы на занятии.
Контрольные вопросы
1. Что такое дискриминация, сексизм?
2. Определите понятия внутреннее и внешнее подавление?
3. Почему человек в определенный момент сам начинает воспроизводить гендерные стереотипы, становится субъектом дискриминации?
Литература
1. Введение в гендерные исследования: Учебное пособие. Ч. I / Под ред. И. А. Жеребкиной. - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.
2. Джейс Ф. Л. Самоисполняющиеся пророчества: гендер с социально-психологической точки зрения // Сексология. — СПб.: Питер, 2001.-С. 144-161.
3. The Human Side of Human Being: The Theory of Re-evoluation Coinseling. Russian edition. — Seatlle: Rational Island Publishers, 1991c.
Приложение
Список ситуаций для обсуждения и
Инсценировки
Ситуация1
Девушка приходит устраиваться на работу менеджером в отдел продаж фирмы, продающей телефонные станции. Работник кадровой службы ей говорит: «Мы не можем вас принять, нам нужны только мужчины, к сожалению, женщина не может продавать телефонные станции».
Ситуация2
Муж приходит домой. Заходит на кухню и видит, что ужин не готов, говорит жене: «Почему ты до сих пор не приготовила мне ужин? Я очень голодный».
Ситуация 3
Инспектор ГИБДД останавливает машину, заметив, что за рулем сидит женщина говорит: «Вы женщина, поэтому гуманно будет предупредить окружающих водителей об этом и повесить знак "ограничение максимальной скорости — 70 км/ч" на заднем стекле вашего автомобиля».
Ситуация 4
Молодая женщина работает в фирме уже несколько лет. Недавно появилась вакансия на вышестоящую должность. Начальник, сообщая ей об этом, намекает, что она может получить эту должность, если окажет ему некоторые услуги, не указывая прямо их характер. Например, он говорит: «Мы могли бы обсудить это подробнее сегодня вечером за ужином».
Ситуация5
Заболел ребенок. Муж просит дать ему отпуск по уходу за ребенком. На работе ему отвечают: «У вас для этого есть жена, пусть она и сидит с ребенком, вы нам нужны здесь».
Глава 32
Репрезентация гендерных стереотипов в анекдотах
О. Л. Кустова
Вводные замечания
Современное общество, несмотря на динамические процессы, достаточно медленно изменяет существующие шаблоны, стереотипы, установки в отношении различных своих структур, в том числе и в отношении таких социальных групп, как женщины и мужчины. Данный феномен объясним потребностью в стабилизации общества в целом и его разнообразных социальных процессов в отдельности. Феномен существования гендерных стереотипов как совокупности упрощенных обобщений о группе мужчин или женщин, позволяющей распределять их по категориям ивоспринимать шаблонно, имеет различные формы проявления. Одной из форм репрезентации трафаретного отношения к человеку в зависимости от его пола являются анекдоты.
Согласно Краткой литературной энциклопедии, под анекдотом понимается небольшой устный шуточный рассказ самого различного содержания с неожиданной и остроумной концовкой [3]. В качестве особенностей данного культурного феномена, на наш взгляд, можно обозначить следующее:
1) анекдот — это маленький рассказ, очень емко отражающий свою суть, в силу чего он не требует большого когнитивного напряжения;
2) анекдот (в частности, по гендерной тематике) представлен разговорным, бытовым языком, что позволяет ему быть понятным различным социальным слоям и группам;
3) благодаря анекдоту высмеиваемый объект упрощается, становится более понятным, доступным, более объяснимым, что, с одной стороны, снимает напряжение в отношении объекта, а с другой — безусловно, закрепляет существующий стереотип;
4) анекдот вызывает приятную эмоциональную реакцию — смех, чем также объясняется его длительное существование;
5) и, наконец, особенность, касающаяся рассматриваемой здесь темы — независимо от возраста, социального статуса, сексуальной ориентации, каждый человек так или иначе включен в отношения со своим и противоположным полом, следовательно анекдоты о различных аспектах жизнедеятельности мужчин иженщин будут для него актуальны.
В подавляющем большинстве анекдоты, касающиеся гендерных аспектов, являются сексистскими, то есть, открыто или завуалировано дискриминируют женщин или мужчин на основании их пола [2], высмеивая несостоятельность в приписываемых обязанностях, правилах и способах обязательного поведения.
По мнению Ш. Берна, остроты в адрес другого пола могут не только укрепить чувства идентичности гендерной группы и солидарности с остальными ее членами, но также привести к преувеличенному восприятию различий между гендерами и породить конфликты между их представителями [1], поэтому попытки изменения существующей системы взглядов на мужчин и женщин в различных репрезентативных конфигурациях, на наш взгляд, необходимы.
Скорее всего, бороться с анекдотами и отражаемыми в них темами бессмысленно, однако знание о сексизме, существующих формах проявления дискриминации и рефлексия в отношении данного феномена уже сами по себе могут стать позитивным процессом.
Цели занятия
1. Анализ анекдотов, содержащих гендерные стереотипы.
2. Рефлексия участников занятия в отношении репрезентируемых в анекдотах объектов.
3. Вывод о существовании данного феномена как одной из форм проявления и закрепления сексизма.
Оснащение
1. В аудитории должны быть доска, мел.
2. Преподавателю рекомендуется иметь заранее подготовленные карточки с анекдотами по данной тематике (см. приложение)[27].
Порядок работы
Этап 1. Поиск анекдотов.
Этап 2. Вводное обсуждение.
Этап 3. Анализ анекдотов.
Этап 1. Поиск анекдотов
Студентам предварительно рекомендуется дать домашнее задание на поиск и сбор анекдотов, так или иначе дискриминирующих мужчин или женщин.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|