Этап 5. Обсуждение фильма
Стопкадры для обсуждения.
• Разговор Эдди в больнице с женщиной, у мужа которой инфаркт («А ваш муж жив?» — «У меня никогда не было мужа» — «Это счастье, вы не испытаете горечь потери»).
• Разговор Эдди с медсестрой в больнице: ей постоянно напоминают, что посещать больных можно только родственникам и забрать умершую — тоже.
• Появление родственников в доме после похорон («Вы давно знакомы с Эбби? Вы были очень хорошими друзьями?»).
• Последний разговор Эдди с родственником умершей подруги (« Если бы вы знали свою тетю, тогда бы вы поняли, чего она хотела...»).
• Разговор по дороге в колледж (назначение образования женщины, с точки зрения матери одной из лесбиянок, — «встретить славного парня»).
• Сцена собрания в колледже — феминистки исключают из своего движения лесбиянок («Вам там нет места»).
• Реакция на появление в баре девушки в мужской одежде («Галстук на женщине смотрится в 10 раз противнее»).
• Реакция подружек на то, что одна из них (Линда) стала встречаться с Эми, которая носит мужскую одежду («Это еще хуже, чем представить себя с мужчиной», «Мы сражаемся с таким упорством, чтобы избавиться от такой роли...»).
• Ужин в доме подруг, на который приглашена Эми. Подруги настаивают, чтобы Эми оделась в женское («Ты можешь одеться иначе, и тебе будет проще!»).
• Утренний разговор Линды с Эми («Значит, я женщина, а ты — мужчина?»).
• Разговор лесбийской пары с мужчинами («Мы вас предупреждали, что мы не должны чувствовать ответственность за вашу реакцию на нашу реакцию...»).
Вопросы для обсуждения
1. Как изменялось отношение общества к лесбиянкам в разные годы?
2. Какие чувства вы испытывали в 1 -м, во 2-м и 3-м эпизодах фильма?
3. Понимают ли родственники, какие отношения связывали их умершую родственницу с Эдди?
4. Какие чувства вызывает у вас девушка в мужской одежде? Почему? Можно ли ее назвать настоящей женщиной?
5. Почему подруги Линды отвергают Эми? Почему они настаивают, чтобы Эми переоделась в женское?
6. Кто самый «исключенный» во 2-й части фильма? Почему?
7. Изменилось ли что-нибудь в вашем восприятии гомосексуальности?
Литература
1. Кон И. С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. — М., 1998.
2. Кон И. С. Введение в сексологию. — М.: Медицина, 1988.
3. Миллет К. Теория сексуальной политики // Вопросы философии. - № 9. - 1998.
4. Митчелл Дж. Женская сексуальность. Жак Лакан и ecolefreudiene. Введение // Введение в гендерные исследования: Хрестоматия. Ч. 2. - СПб.: Алетейя, 2001.
5. Рубин Г. Размышляя о сексе: заметки о радикальной теории сексуальных политик // Введение в гендерные исследования: Хрестоматия. Ч. 2. - СПб.: Алетейя, 2001.
6. Омельченко Е. Тело — друг человека? Провинциальная молодежь после сексуальной и накануне гендерной революций // Рубеж. — 2000.-№15.-С. 141-167.
7. Темкина А. Сценарии сексуальности исексуальное удовольствие в автобиографиях российских женщин // Гендерные исследования. - Харьков: ХЦГИ, 1999. - № 3.
8. Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти исексуальности. - М., 1996.
9. Heiman R.J., Piccolo Lo J. Becoming ograsmic. A Sexual and Personal Growth. Programm for women. — London, 1976.
10. Anderson B. L, Cyranowski J. M. Sexual Self-Schema // J. of Personality and Social Psychology. — Vol. 67. — № 6.
11. Fine M. Sexuality, schooling and adolscent females. The missing Discourse of Desire // Toward a new psychology of gender, 1997.
Приложение 1
Опросник для самостоятельного
Домашнего заполнения
1. Как вы думаете, гомосексуальность — это норма или патология? Оцените по 10-балльной шкале, где — 10 норма, 1 — патология.
Патология 1_____2_____3_____4_____5_____6_____7_____8_____9_____10 Норма
2. Как вы относитесь к гомосексуальной семье? Какие чувства иэмоции она у вас вызывает?
3. Как вы считаете, нужно ли разрешить семьям геев брать на воспитание детей, если они этого хотят (обоснуйте свой ответ)?
4. Представьте, что вы гей или лесбиянка. Каково ваше положение в обществе? Как вы думаете, как бы вы себя ощущали?
5. Как вы думаете, насколько вы толерантны к геям:
Очень толерантен 10___9___8___7___б___5___4___3___2___1 Совершенно не толерантен
к лесбиянкам:
Очень толерантен 10___9___8___7___6___5___4___3___2____1 Совершенно не толерантен
6. Как вы думаете, какими личностными психологическими особенностями отличаются:
геи_____________________________________
лесбиянки_______________________________
Приложение 2
Психологические особенности личности мужчин с нетипичной направленностью полового влечения[25]
Н. М. Романов, И. С. Куприянов
Нами проведено изучение личностных характеристик, присущих мужчинам с гомосексуальной направленностью психосексуального влечения. Для исследования использовалась стандартная методика MMPI, направленная на изучение разноплановых аспектов личности и психических состояний. Полученные данные позволили выявить ряд специфических особенностей данной группы лиц.
В исследовании участвовали 53 мужчины, добровольно обозначивших себя гомосексуалами и демонстрирующих гомосексуальные поведенческие проявления. Возраст испытуемых — в диапазоне от 17 до 43 лет, с преобладанием возрастной категории до 30 лет.
Исследование показало, что грубых изменений психики (в виде психозов, психопатий) при нетипичной психосексуальной направленности не наблюдается. Отмечались преимущественно личностные изменения в форме отдельных психопатических черт. Абсолютное большинство испытуемых за психиатрической помощью в течение жизни не обращалось и в процессе настоящего исследования выраженных признаков акцентуации личности и патологии психики не обнаруживало.
Во время тестирования у всех испытуемых была высокая мотивированность на участие, заинтересованное отношение к заданию, без негативных реакций. Однако анализ оценочных шкал позволил выявить определенные показатели выраженной дезадаптации изучаемой категории, дисгармоничности личностной структуры.
Усредненный профиль изучаемой группы имеет пикообразный характер (ярко выраженные пики по шкалам F. 8,9,5), расположен в промежутке 53 < Т< 86, то есть является смещенным вверх относительно нормативного. Такой характер профиля обычно свидетельствует об относительной однородности психологических особенностей выборки.
Низкие показатели шкалы лжи L демонстрируют отсутствие тенденции испытуемых представить себя в возможно более выгодном свете, приукрасить свой характер. В то же время респонденты достаточно адекватны в понимании своих особенностей, затруднений, откровенны и самокритичны, на что указывают полученные данные шкалы коррекции К. Значительная разность F-K, отражает склонность к акцентированию симптомов, жизненных трудностей. У большей части испытуемых (84 %) данные по шкале F пограничны и выше края нормы. Причина такого повышения окончательно не ясна. На наш взгляд, наиболее адекватным объяснением является обусловленность данного факта напряженностью психической сферы личности, стрессовыми состояниями.
Значительное повышение по шкалам Fn 8 говорит о наличии эмоциональных нарушений, социальной отчужденности и трудностей, связанных с усвоением моральных норм, нетрадиционном подходе к решению проблем.
Анализ выявил у значительной части выборки психологические отклонения по MMPI: нарушения по шкалам теста обнаружены у 48 испытуемых из 53, то есть у 90,6 % выборки наблюдаются отклонения от нормативных показателей. Сравнение усредненных результатов MMPI изучаемой группы с нормативными данными (полученными на выборке гетеросексуалов) показало наличие статистически достоверных различий между ними практически по всем шкалам теста.
Наибольшая степень отличия от нормы наблюдается по 5-й шкале, отражающей полоролевые установки и шкалам индивидуалистичности, гипомании, тревожности, импульсивности. Менее выраженные отклонения имеются и по другим шкалам. Так, результаты по 5-й шкале (мужественность/женственность) только у 5 респондентов из 53 (9,4 %) соответствуют средне нормативным; 86,8 % испытуемых имеют отклонения в сторону увеличения, из них высокие значения у 30,2 %, очень высокие (Г> 69) — у 56,6 %. Такое положение является показателем низкой степени идентификации с традиционной культурной и социальной ролью мужчины, наличия нарушения традиционно понимаемой мужской полоролевой установки. Кроме того, это подтверждается анализом результатов проективной методики «Рисунок мужчины и женщины». Анализ данных названной методики также показывает, что у 84,4% представленной выборки понимание индивидом взаимоотношений полов ограничивается сексуальными функциями, что мы расцениваем как показатель социально-психологической незрелости. Содержание рисунков диагностирует сильную степень фиксации на сексуальной сфере, сексуальную направленность фантазий и мечтаний. Значительно выше нормы (Т > 69) данные по 8-й шкале у 75,5 %, по 9-й шкале у 52,8 % выборки, что позволяет говорить о типичном для гомосексуалов нарциссическом типе личности со склонностью к самолюбованию, эстетическому резонерству, демагогии, манерности, странным фантазиям, свойственным холодным индивидуалистам, питающим слабость к тем, кто перед ними преклоняется.
Лица с одновременным значительным повышением значений 8-й и 9-й шкал (Т > 69), составляющие 52,8 % наших респондентов, характеризуются как нестабильные, эксцентричные, гиперактивные, напряженные, неусидчивые, излишне болтливые, склонные к паническим реакциям. Им свойственны большие претензии к жизни, но довольно скромные достижения. Могут быть нерешительными, отгороженными, амбивалентными, с характерными шизоидными чертами. Сочетание высоких (Т> 69) 5-й и 9-й шкал MMPI, что мы наблюдаем у 27 испытуемых выборки (59,9 %), характерно при недостатке контроля поведения, что ведет к несдержанности и экспансивности.
Такие личности предприимчивы, энергичны, склонны к злоупотреблению алкоголем, порой хвастливы, могут быть раздражительны, нетерпеливы, импульсивны, демонстрируют незрелый подход к решению жизненных проблем.
Сочетание высоких 5-й, 4-й и 9-й шкал, что является одним из признаков гомосексуальных проявлений (по данным Г. Г. Воробьева, 1971), выявлено у 60,4 % респондентов.
Также были обсчитаны 70 дополнительных шкал MMPI; отклонения от средне нормативных данных были обнаружены по 18 из них: Ее — эскапизм (стремление уйти от действительности, бегство от жизни, контактов, болезненное переживание трудностей, конфликтов), Em — эмоциональная незрелость, Ее — женственность (наличие у мужчин качеств противоположного пола), HV— открытая враждебность (агрессивность, неконтролируемая враждебность), #5 — подавление агрессии, Ну-0 — явная истерия, Im — импульсивность, Ма — явная гипомания, Or — оригинальность, Pd1 — неуживчивость, Pd2 -проблемы взаимоотношений, ScB — странные сенсорные переживания, Un — неспособность к достижению цели и др.
Результат фактора b обнаружил состояние преддверия психотии.
Следует отметить, что полученная картина характерна для подростков и юношей в процессе формирования личности, когда личностная структура еще недостаточно устойчива. Высокая интенсивность сексуальной мотивации в сочетании с высокой импульсивностью, непосредственность, доминирующая над интеллектом, сниженный эмоциональный контроль в сочетании с высоким самоконтролем выявляет более или менее выраженную невротизацию личности. В своей деятельности они игнорируют социальные установки и нормы, опираясь на собственные ориентиры, которые, по сути, сформированы недостаточно. Погруженность в собственный мир, в свои проблемы в сочетании с высокой чувствительностью, ранимостью и желанием избегать конфликтов ведут к социальной отчужденности и эскапизму. Поведение данной группы отличается малой степенью социальной приемлемости, пренебрежением нормами, нонконформизмом. Характерны всплески желания познать и понять себя, наладить социальные отношения, но по ряду причин это не приводит к заметным изменениям ситуации.
Сочетание методик MMPI и «Рисунок мужчины и женщины» позволяет сделать вывод о фиксации незрелых, подростковых, почти детских представлений об отношениях мужчины и женщины, наличии стремлений к опекаемое™, защищенности, к уходу от всякой ответственности.
В целом типичный портрет мужчины с гомосексуальной направленностью полового влечения выглядит следующим образом. Характерной является эмоциональная идентификация с матерью, позитивное ценностно-эмоциональное отношение к себе, отсутствие эмоциональных и идентификационных связей с отцом. Характерными чертами данной личности является выраженный субъективизм восприятия окружающего мира, индивидуализм, эмоциональность, впечатлительность, тревожность, импульсивность, стремление быть в центре внимания, удивлять и эпатировать окружающих, интеллект средний, ближе к нижней границе нормы. Нуждается в постоянном внимании, опеке, заботе, поддержке, особенно со стороны близких людей. В социальном плане не хватает уравновешенности и умения легко держаться, часто не понимает, как должен себя вести в сложившейся ситуации и каких действий ожидают от него окружающие. Неумение приспосабливаться к социальным требованиям и нормам вызывает устойчивое состояние дезадаптации, создает постоянно растущее внутреннее психическое напряжение. Свойственны холодность и стремление дистанцироваться, что приводит к эскапизму, обособленности, социальной дезинтеграции. На фоне этого проявляется тревожность по поводу собственной значимости. Отношение к окружающим — негативно окрашенное безразличие. В стрессовых ситуациях поведение малопродуктивно, суетливо, дезорганизовано.
Высока вероятность суицидальных действий. В межличностных контактах свойственны ранимость, уязвимость, высокая чувствительность, обращенные на себя и потому не способствующие, а скорее затрудняющие процесс коммуникации.
Результаты проведенного анализа по сопоставлению ряда аспектов гомосексуальной направленности полового влечения у мужчин показали, что конкретные соотношения характеристик гомосексуальности определяются условиями психосексуального развития индивида, социальной ситуацией, в которой он находится и спецификой приспособительных функций отдельных аспектов гомосексуальности как целостного качества личности. Выявлено, что функциональные связи данных характеристик осуществляют регуляцию направленности полового влечения, обусловливая ее специфические индивидуальные проявления в поведении, деятельности и общении человека.
Обобщение и дальнейший анализ полученного массива данных позволят уточнить уровневые нормативы развития ряда важных психологических свойств личности мужчин с гомосексуальной направленностью полового влечения, не только установить психологические механизмы ее реализации, но и отследить взаимное влияние гомосексуальности и других качеств личности. Практические задачи — профилактика суицидальных действий и асоциального и антисоциального поведения данной группы, психологический аспект которого связан с углубленным изучением личности, с разработкой конкретных рекомендаций и программ, направленных не на изменение психосексуальной ориентации индивида, а на психокоррекционные мероприятия по успешной социальной адаптации, снятию тревожных состояний и гармонизации развития личности.
Глава 31
Дискриминация и сексизм
И. А. Тупицына
Вводные замечания
Гендерные стереотипы определяют дискриминационные практики взаимодействия между людьми. Дискриминация по признаку пола, или сексизм, — это ограничение одного пола по сравнению с другим.
В Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин термин дискриминация определяется как: «... любое разграничение, изоляция или запрет, основанные на половых различиях, которые имеют своим результатом или целью ограничить или аннулировать признание, соблюдение или реализацию человеческих прав и фундаментальных свобод женщин... независимо от семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин» [1]. Данное определение отражает также и основные механизмы дискриминации мужчин, но признаку пола, поскольку не только женщины, но и мужчины подвергаются жесткой регламентации своей жизни в соответствии с гендерными стереотипами.
Дискриминация по признаку пола проявляется на всех уровнях организации гендерных отношений. На макросоциальном уровнесексизм может закрепляться политикой государства, законодательством, регулирующем различные аспекты организации и оплаты труда, вопросы поддержки материнства и др. Дискриминационные идеи продуцируются средствами массовой информации, а также реализуются в сфере образования, где выделяются специфические мужские и женские школьные предметы, создаются отдельные школы со специальной программой для мальчиков и девочек.
На уровне межгрупповых взаимоотношенийсексизм проявляется в механизмах восприятия представителей различного пола, приписывания им определенных черт характера, способностей, интересов, внешности, распределения семейных ролей и др. Несоответствие гендерным стереотипам оценивается негативно, как представителями противоположного пола, так и членами своего.
Межличностные отношениятакже жестко регламентируются гендерными стереотипами, а, следовательно, включают дискриминационные практики. На индивидуально-личностном уровне сексизмпроявляется в негативной самооценке поведения ижизнедеятельности субъекта, когда она не соответствуют гендерным стереотипам. Сексизм может реализоваться в виде самоисполняющихся пророчеств. Все это приводит к снижению самоуважения, возникновению внутриличностных конфликтов.
Синоним понятия дискриминации — «подавление»[3]. Подавление человек начинает переживать с самого раннего детства. Первоначально ребенок сталкивается с внешним подавлением.Его оценивают, критикуют, не разрешает вести себя тем или иным способом. Родители могут также давать ребенку негативные словесные послания. Например: «Перестань плакать, мальчики не плачут». «Ты должна быть очень аккуратной девочкой, иначе ты не выйдешь замуж» и т. п. Со временем ребенок усваивает нормы и ценности, соответствующие полотипичному поведению, и эти представления начинают детерминировать его жизнь, определять его восприятие других людей и самого себя. Таким образом, внешнее подавление переходит во внутреннее подавление.Человек начинает оценивать себя в соответствии с усвоенными гендерными стереотипами, внутренне ограничивать себя, неосознанно критиковать. Например, женщина может отрицательно себя чувствовать, если она еще не вышла замуж или не родила детей, а мужчина, если у него неудачно сложилась карьера и он мало зарабатывает. В обратной ситуации женщина и мужчина также будут чувствовать себя дискомфортно, но в меньшей степени.
Следующий этап воспроизводства подавления возникает тогда, когда человек сам становится субъектом дискриминации. Усвоив нормы и ценности, оценивая себя в соответствии с ними, индивид начинает привносить их в повседневную практику, проявляя сексизм по отношению к другим людям.
Таким образом, механизмы воспроизводства подавления в жизнедеятельности человека включают три этапа: 1) внешнее подавления (проявления сексизма во внешней оценке поведения и деятельности человека), 2) внутреннее подавление (проявление сексизма в самооценке поведения и деятельности), 3) человек, как субъект подавления (проявление сексизма в отношении других людей) [2].
При проведении данного занятия желательной формой расположения участников является круг, — так чтобы каждый участник занятия мог видеть каждого.
Цели занятия
1. Информационная. Познакомить с механизмами возникновения ивоспроизводства дискриминации по признаку пола в обыденном сознании и повседневной практике.
2. Обучающая. Сформировать основы критического анализа ситуаций дискриминации — то есть способности выявлять их в различных сферах жизни.
Оснащение
1. Бланки анкеты о дискриминации для дискуссии.
2. Карточки с напечатанными ситуациями дискриминации.
Порядок работы
Этап 1. Введение.
Этап2. Подготовка и заполнение анкеты о дискриминации (индивидуальная работа).
Этап 3.Дискуссия о сексизме (работа в малых группах).
Этап 4.Дискуссия о сексизме (представление работы групп, общая дискуссия).
Этап 5.Подготовка к ролевому проигрыванию ситуаций дискриминации.
Этап 6.Ролевое проигрывание и обсуждение ситуаций дискриминации.
Этап 7.Подведение итогов.
Этап 1. Введение
Занятие начинается с обмена новостями, обсуждения того, что радует студентов в их жизни, в окружающем мире в данный момент. Например, преподаватель может задать вопрос: что нового, хорошего произошло в вашей жизни с тех пор, как мы с вами не виделись? Преподаватель просит всех желающих ответить на вопрос. При этом он может дополнительно уточнить: что в этом для вас хорошего?; поддержать сказанное словами: «замечательно», «прекрасно». Важно сделать акцент на позитивном в описываемых событиях. Преподаватель вместе со студентами отвечает на поставленный вопрос.
Иногда студенты могут быть погружены в какие-либо проблемы, связанные, например, с учебной деятельностью, сдачей сессии и т. д.
Можно выделить небольшое время ивыслушать их. Задача преподавателя просто послушать сказанное, не комментируя, не давая советов. Подобное обсуждение как позитивного, так и негативного, способствует включению студентов в работу, отвлечению от повседневных событий жизни.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|