Сделай Сам Свою Работу на 5

КАК ПСВ СПРАВЛЯЕТСЯ С ПРОБЛЕМАМИ ИСЦЕЛЕНИЯ?





Депрограммирование заканчивается, как только человек выходит из группы. Экс-культисты часто оказываются без помощи обученных людей на последующих стадиях. В результате семья и друзья, как правило, не готовы и не знают, как действовать в качестве системы поддержки. После консультирования о выходе могут попробовать обеспечить некоторую поддержку бывшие члены культов. Можно выбрать одно- или двухнедельное пребывание в Веллспринге, реабилитационном центре в штате Огайо, или пребывание в течение нескольких месяцев в Мидоу-Хэйвен в штате Массачусетс. Это зависит от финансовых ресурсов и готовности экс-культиста пребывать там добровольно.

Культы используют вину и страх, чтобы запрограммировать веру своих членов в то, что вне группы их жизнь ничего не стоит. Трудно вообразить ту боль, которую причиняют эти захороненные в психической почве пласты, когда человек все-таки ухитряется уйти. Необходимо проработать культовый опыт и индоктринацию в течение весьма длительного периода исцеления и переоценки ценностей, на что обычно уходят месяцы, а иногда и годы.

Если человек участвовал в отвратительных действиях — вербовал людей, был изнасилован, стал проституткой или украл деньги, — полезно, чтобы он получил длительное консультирование. В противном случае он проведет остаток жизни, травмированный случившимся с ним или чувствуя себя виновным во вредной деятельности группы.



Во время периода исцеления ваш близкий должен научиться пользоваться техниками реабилитации, чтобы уметь визуализировать и работать с культовой личностью с целью восстановления личностной истории, силы и целостности. Он должен признать, что делал в то время все что мог при той информации, которая была ему доступна.

ПСВ обеспечивает долгосрочный процесс реабилитации как для участника культа, так и для членов его семьи. Участие в культе травмирует каждого, даже тех, кто непосредственно не был затронут. Оскорблены чувства. Системы верований подвергаются нападкам или рушатся. Люди теряют сон. Они впадают в депрессию. Гнев, разочарование и негодование подавляются. Каждый человек, переживший травмирующий опыт участия близкого человека в деструктивном культе, нуждается в поддержке на психологическом и эмоциональном уровнях.



Повышенное чувство крайней необходимости, возникающее, когда близкий человек оказывается в деструктивном культе, обеспечивает катализатор по-настоящему замечательного роста, изменения и развития.

Члены семьи, родственники, родные братья и сестры, друзья готовы упорно работать с собственными проблемами ради близкого человека. Они готовы брать на себя обязательства, которые могли бы показаться невозможными при менее тяжелых обстоятельствах. Их наградой является множество положительных перемен, имеющих место в результате совместной работы над тем, чтобы возвратить члена семьи или друга, потерянного в культе.

Даже в тех обстоятельствах, когда человек не принимает немедленно решение покинуть культ, существует основание для надежды. До его сведения будут доведены многие ключевые вопросы, особенно о фобиях, информационном контроле и более широких проблемах культового контроля сознания. Мягкость повторных мини-взаимодействий поможет отношениям стать более честными, заботливыми и сострадательными — создавая основу для будущих взаимодействий.

НАСКОЛЬКО ЭФФЕКТИВЕН ПОДХОД СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ?

Подход стратегического взаимодействия имеет превосходные результаты помощи людям в уходе из деструктивных групп. Все случаи разные и преподносят новые сложные задачи. Каждый комплекс семейных ресурсов уникален. Подход стратегического взаимодействия черпает силу в любви, преданности и гибкости. Он обеспечивает поощрение, наступательный порыв и практическое знание.



Даже когда ваш близкий участвует в процессе только три дня и решает вернуться в группу (что случается редко), семена уже посеяны. В таких случаях культист обычно уходит позднее. Когда адепт культа хочет оставить группу, ему нужно знать, Что семья и друзья протянут руки с любовью и поддержкой.

КАКОВА РОЛЬ ТЕРАПИСТА?

Терапист стратегического взаимодействия по определению является экспертом по культам и психотерапевтом или психологом. В течение ряда лет я делился своим подходом с несколькими людьми, брал их с собой для участия в конкретных случаях и обучал ПСВ. Я надеюсь вдохновить большее количество людей изучать мой подход и планирую предложить большее количество учебных семинаров и супервизию. Бывшие адепты культов с подготовкой по консультированию являются идеальными кандидатами на обучение ПСВ. В ходе ПСВ роль тераписта заключается в том, чтобы способствовать общению между культистом и командой, поощряя внутренний рост каждого человека. Хотя возможно вдохновить адепта выйти из культа без помощи формально обученного консультанта, я рекомендую связаться с профессиональным консультантом, обсудить вашу ситуацию и спланировать подход. Если нет под рукой тераписта с опытом консультирования участников культов, вам следует удостовериться, что ваш консультант читал эту книгу, прежде чем вы начнете готовиться к взаимодействию со своим близким человеком.

В последующих главах мы будем готовить, репетировать и затем проводить мини-взаимодействия с участником культа. Члены команды, оттачивая знания и навыки, формируют творческие и гибкие стратегии. План А, план Б, план В — наши варианты выбора открыты!

Когда наступит нужный момент, мы научимся, как попросить культиста провести некоторое время вдали от группы — время для исследований и вопросов, время восстановления связей с семьей и друзьями. Уровень взаимопонимания и доверия будет настолько высоким, что ваш близкий согласится участвовать в стратегическом взаимодействии.

 

Глава 4

Оценка ситуации

 

Близкий вам человек сообщил о намерении изменить поведение и посвятить жизнь новой системе верований. Вы волнуетесь, полагая, что он, быть может, уже не в состоянии думать самостоятельно. Пытались ли вы сесть и действительно поговорить с вашим близким, обменяться опытом? Пробовали ли вы улучшить свои отношения с ним? Посещали ли вы группу, читали литературу, говорили с лидерами? Не выяснилось ли, что ваш близкий не расположен сесть и обсудить эти заботы? Даже когда возникает ощущение, что варианты выбора исчерпаны, остаются альтернативы, ведущие к более совершенному общению и к более счастливому исходу.

Подход стратегического взаимодействия поможет выработать новый план действий, основанный на конкретных обстоятельствах. Поскольку культовая группа, адепт культа и команда ПСВ всякий раз уникальны, мы построим нашу работу в соответствии с ситуацией. Прежде чем приступать к делу, необходимо потратить некоторое время на рассмотрение следующих фундаментальных вопросов.

1) Как обстоят дела с адептом культа? Прежде всего, как он там оказался и насколько глубоко вовлечен?

2) Каков деструктивный потенциал культа?

3) Каковы конкретно ваши тревоги и возражения против причастности близкого вам человека к культу?

Конечно, ваши тревоги связаны с тем, до какой степени деструктивным является данный культ и как он воздействует на близкого вам человека. Поэтапный подход, то есть последовательные ответы на все актуальные вопросы, поможет четко продумать свою позицию, которая, в свою очередь, позволит успешно выразить свои заботы вашему близкому.

 

ПОНЯТЬ КУЛЬТИСТА

 

Большинству людей хотелось бы верить, что они всегда контролируют свое сознание в полном объеме. Убежденность в том, что рациональное мышление делает нас неуязвимыми, более приятна, нежели мысль о нашей восприимчивости к контролю сознания. Именно наивная уверенность людей в собственной неуязвимости позволяет культам заманивать их в ловушку.

Существуют три важных причины, почему умные, образованные люди со стабильным положением могут быть вовлечены в культ. Во-первых, сказывается большой дефицит информации о контроле сознания и культах. Даже когда проблемы, связанные с культовыми группами, освещаются в средствах массовой информации, проблема контроля сознания часто игнорируется или в лучшем случае неправильно истолковывается. Не счесть, сколько раз я бывал на ток-шоу, где ведущий спрашивает члена культа: "Вас подвергли промывке мозгов?", на что тот отвечает: "Нет, конечно нет". Как будто можно хот бы с малой вероятностью допустить, что адепт скажет: "Да!". Ведущий не в состоянии понять, что член культа, сознание которого находится под контролем, не будет знать, что с ним происходит, до тех пор, пока не отойдет от группы и не усвоит знаний о культовой вербовке и индоктринации.

Во-вторых, некоторые ситуации делают людей более уязвимыми для вербовки. Например, человек, родители которого недавно развелись, с большей вероятностью будет прислушиваться к вербовщику, описывающему свою группу как "одну большую счастливую семью". Так же и человек, чей роман или брак только что закончился, будет весьма заинтересованно реагировать на стремление произвести впечатление, исходящее от привлекательного существа противоположного пола. Утрата близкого человека, болезнь, потеря работы, окончание учебного заведения и переезд на новое место — эти и другие сложные ситуации делают нас особенно чувствительными и уязвимыми. Ситуационная уязвимость имеет место в жизни каждого человека. Легко заметить, что люди наиболее уязвимы перед привлекательным вербовщиком, который к тому же обещает любовь и смысл на фоне выбивающих из колеи событий.

Наконец, структура некоторых психологических типов личности благоприятствует вербовке. Как правило, легкими мишенями оказываются люди, испытывающие недостаток критического мышления. Например, людей, мыслящих в терминах магических или предопределенных событий, будет легче склонить на свою сторону пророчеством лидера культа или событиями, если они кажутся синхронными. Далее, люди типа "что вам угодно", ищущие одобрения своей группы из-за неуверенности в себе и низкого чувства собственного достоинства, более подвержены групповому давлению, осуществляемому вербовщиками культа. Те, кто отличается хорошей концентрацией и ярким воображением, более восприимчивы к гипнотическому внушению. То же самое можно сказать о людях, чрезмерно увлекающихся гипнозом, медитацией и другими практиками, стимулирующими "измененные состояния сознания" (вплоть до телевизора и компьютерных игр). Легкую мишень представляют собой люди, которым трудно учиться, которым трудно побороть наркотическую или алкогольную зависимость, у которых есть проблемы с сексуальной ориентацией или которые пережили травму изнасилования или хулиганского нападения, которые охвачены фобиями (боязнь высоты, воды, СПИДа, инопланетян, террористов, преступников). Культы ищут в человеке слабое место и эксплуатируют его, часто выступая с претенциозными заявлениями о том, что их группа способна решить все проблемы. Люди, не обретшие гармоничного, уверенного чувства собственного «я», легко втягиваются в практику культов. С другой стороны, культы склонны избегать серьезно больных, а также физически или умственно неполноценных людей. Им нужны те, кто будет капиталом, а не обузой.

Рассмотрев наиболее вероятные факторы уязвимости близкого человека, можно приступать к оценке текущей ситуации в культе. Решающее значение имеют в данном случае два вопроса:

— где живет близкий вам человек?

— насколько глубоко он вовлечен?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.