МЕТОДИКА И ТЕХНИКА РЕДАКТИРОВАНИЯ И ПРАВКИ ТЕКСТА
• Основные условия высокого качества
и эффективности редактирования.......................... 131
• Анализ и оценка композиции произведения........ 146
• Анализ и оценка рубрикации................................. 179
• Анализ и оценка фактического материала............ 225
• Анализ и оценка текста с логической стороны.... 312
• Анализ и оценка языка и стиля.............................. 352
• Методика правки текста........................................... 471
Глава 8
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ
ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА
И ЭФФЕКТИВНОСТИ
РЕДАКТИРОВАНИЯ
Сопоставьте работу двух редакторов: хорошего и средней руки.
В первом случае поражает точность и тонкость замечаний и исправлений (казалось бы, все в тексте правильно, а редактор видит скрытый изъян, и вы уже удивляетесь тому, как не заметили его сами).
Во втором случае то и дело огорчает правка необязательная, субъективная, не вызванная необходимостью, продиктованная чисто внешними, поверхностными соображениями, или правка преимущественно нормативно-стилистическая.
Один сумел вникнуть в содержание глубоко, другой держится на поверхности. Один если и упускает что-либо, то упущения эти третьестепенной важности, другой если и добивается успеха, то главным образом в устранении распространенных недостатков стиля.
Чем же вызвана большая глубина редакторского анализа в первом случае? Что делает работу первого редактора лучше?
Проще всего сказать: он умнее, у него больше знаний, выще способности. Бесспорно, и ум, и знания, и способности не могут не сказываться на результатах работы, однако в них ли только дело?
Ведь бывает так, что редактор со скромными способностями работает глубже, плодотворнее, чем редактор одаренный. Да и редакторы равных интеллектуальных возможности, с равным багажом знаний показывают нередко далеко е одинаковые результаты.
Глава 8. Условия качества и эффективности редактирования
Почему? В чем причина успешности редакторского анализа произведения? Что нужно делать редактору, чтобы дос. тигнуть наибольшей глубины в своей работе? Как научиться не скользить по поверхности текста, а вникать в самое суще. ство редактируемого произведения?
Если исходить из психологических закономерностей, связанных с умственной деятельностью, из сущности, природы редактирования, то глубина редакторского критического анализа произведения определяется:
1. Тем, чем является для редактора критикуемое произве дение, какой смысл имеет для него содержание этого произ ведения. Чем этот смысл для редактора жизненно важнее, чем более содержательны мотивы критики, тем она глубже и дей ственнее.
2. Активностью умственных действий редактора с тек стом, тем, насколько овладел он рациональными приема ми, ведущими к глубокому осознанию содержания произ ведения. Чем активнее умственные действия редактора с текстом, чем более умело пользуется он указанными при емами, тем шире возможности для критики глубокой и пло дотворной.
3. Широтой круга специфических навыков критического анализа, которыми овладел редактор. Чем большим числом навыков владеет редактор, тем благоприятнее условия для плодотворной критики.
4. Тем, насколько тщательно изучен и познан редактором будущий читатель произведения. Чем глубже и точнее это знание, тем точнее редакторский анализ — предвидение вза имодействия читателя и текста — и оценка текста.
5. Тем, насколько хорошо знает редактор индивидуальные особенности духовного мира автора. Чем полнее это знание, тем лучше он ориентируется в нюансах общего и частных за мыслов автора и видит за строками текста авторский замы сел и мотив.
6. Тем, насколько хорошо редактор знает собственный психический склад, свои интеллектуально-эмоциональные особенности. Без этого невозможно отделить субъективно- пристрастное в критике от объективно необходимого.
7. Тем, насколько хорошо знает редактор проблемы и пр0' блемные ситуации в той области знаний, к которой произвв"
8.1. Мотивы редакторской деятельности
дение относится, и в том виде литературы, к которой произведение принадлежит.
8. Тем, насколько изучена редактором литература, тематически, содержательно предшествующая редактируемому произведению. Чем полнее и глубже эти знания, тем легче редактору определить, что' новое вносит анализируемое произведение в литературу. Тем вернее он сможет установить, насколько оно отвечает насущным задачам области знания или отрасли деятельности и развития литературы, насколько отвечает оно интересам и ожиданиям читателя. Тем вернее его представление о предполагаемом воздействии текста на читателя (или их взаимодействии), а значит, и оценка произведения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|