Сделай Сам Свою Работу на 5

Мыслительная активность редактора и навыки





Как согласуется читаемый текст с предшествующим?

О чем пойдет речь дальше? К чему ведет автор? Какой вы­вод напрашивается?

Как выглядит объект, описываемый автором?

Что извлечет читатель из текста, взявшись читать его с определенной целью? Как повлияет на него? Что в нем изме­нит ? Приведет лик желательным результатам ?

Итак, без мыслительной активности редактору никогда не добиться успеха. Это второе условие успеха и эффективности редактирования (первое раскрыто в подразделе 8.1).

В основе третьего условия лежит психологическая зако­номерность, суть которой сводится к тому, что предметом наиболее острого, или, как называют психологи, актуально­го, сознания может стать только тот материал, который выс­тупает объектом, целью действия. Применительно к редак­тированию это тот материал, на который направлено действие редактора.

Из этого следует, что если редактор хочет, чтобы какой-либо предмет (материал) стал объектом сознания, подконт­рольным сознанию, он должен сделать этот предмет объек­том своей деятельности, целью своих действий.

П. И. Зинченко, проводя эксперименты, пришел к вы­воду, что наиболее хорошо запоминается, а значит, отчет­ливо осознается, отпечатывается в мозгу, тот воспринима­емый человеком материал, который входит в содержание основной цели действия, а не в условия (способ) ее дости­жения.



Например, ученик решает цифровую задачу. Он действу­ет с цифрами, они объект его воздействия. Но действия с Цифрами — лишь способ решения задачи, а не цель, и циф-Ры запоминаются плохо.

Ученик составляет цифровую задачу. Он действует с Цифрами, они объект его воздействия. Но операции с циф­рами — здесь не способ решения задачи, а цель действия: ПоДобрать цифры под условие задачи и означает составить задачу. Цифры входят в содержание цели действия и запо­минаются гораздо лучше.

Когда редактор читает текст рукописи, он тоже решает акую-либо задачу, Например, он хочет удостовериться в точ-°сти указанных автором дат. Цель его действия — проверка


Глава 8. Условия качества и эффективности редактирования

точности дат. Даты становятся объектом действий редакто­ра, входят в содержание цели действия и хорошо осознают­ся. Ошибка в дате при этом вряд ли будет допущена. Или например, редактор читает текст, стремясь удостовериться в правильности логических связей и взаимоотношений в нем. Логические связи — это как раз и есть в данном случае тот материал, который входит в содержание цели действия. Они и будут осознаваться лучше всего.



Между тем текст, т.е. материал, с которым имеет дело ре­дактор, очень сложен по структуре. В нем десятки, если не сотни объектов, которые редактор обязан осознать, чтобы выполнить свое предназначение.

Как же редактору все эти многочисленные объекты сде­лать непременным предметом своего сознания? Как добить­ся того, чтобы каждый из них был глубоко осмыслен?

Если исходить из основной психологической закономер­ности, согласно которой по-настоящему актуально может осознаваться только тот материал, который выступает объек­том, целью действия, материал, на который направлено дей­ствие редактора, то получается, что надо последовательно делать объектом редакторского аналитического действия все компоненты текста, один за другим и, значит, читать произ­ведение столько раз, сколько в нем объектов анализа. Одно­временно направить действие на все объекты как на основ­ную цель невозможно. Если же при чтении объектом дей­ствия станет лишь одна сторона (скажем, только языковая форма или только логическая структура текста), то другие окажутся не осознанными и, естественно, критически не ос­мысленными. Многократное же чтение недопустимо затяну­ло бы редакционный процесс.

Как же быть? Как за одно или несколько чтений пропус­тить через контроль сознания, сделать объектом анализа все компоненты произведения? Возможно ли это?



Психология мышления, к счастью, отвечает на этот во­прос положительно.

Оказывается, попадать в сферу сознания и контролй' роваться им может не только тот объект, то содержаний которое выступает для редактора в качестве непосреД' ственной цели действия, но и одновременно с ним У гие объекты.


8.2. Мыслительная активность редактора и навыки

В уже упоминавшейся статье «Психологические вопросы сознательности учения» А. Н. Леонтьев пишет:

...чтобы то или иное содержание могло быть сознательно контролируемым в условиях, когда актуально сознаваемым является другое содержание, нуж-н0) чтобы оно раньше занимало структурное место непосредственной цели действия (с. 23).

Допустим, что таким содержанием (не актуально сознава­емым) будет для редактора одна из многообразных синтак­сических связей в предложении (правильность этих связей должна контролироваться редактором непременно). Напри­мер, согласование причастного оборота со словом, от кото­рого он зависит, или подлежащего со сказуемым.

Проконтролировать правильность этих связей в то время, как мозг редактора занят, предположим, проверкой соответ­ствия фактов методологическим требованиям к ним, очень трудно. Тем не менее опытный редактор делает это непроиз­вольно.

Почему?

Потому что эта операция — контроль за правильностью согласования членов предложения — ранее неоднократно выполнялась опытным редактором специально, была его це­ленаправленным действием. Эта связь уже была объектом, целью его действия. Теперь же эта операция выполняется подсознательно, так как стала навыком, автоматизированным действием. Для ее выполнения редактору уже не нужно, что­бы данный объект был актуально сознаваемым.

Когда какое-либо действие, как свидетельствует П. И. Зинченко, достигает уровня не только умения, но и навыка, то оно начинает терять характер специально целе­направленного и, что очень важно, не требует для выполне­ния особой умственной активности. Это позволяет напра­вить умственную активность на другие объекты, а все дей­ствия-навыки выполнять, пользуясь пассивными умствен­ными усилиями.

О том же писал Иван Петрович Павлов:

Разве это не обычная вещь, что мы, занятые главным образом одним

Лом> одной мыслью, можем одновременно исполнять другое дело, очень

Ривычное для нас, т.е. работать теми частями полушарий, которые нахо-

ЯТся в известной степени торможения... так как пункт полушария, связан-

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.