Мыслительная активность редактора и навыки
Как согласуется читаемый текст с предшествующим?
О чем пойдет речь дальше? К чему ведет автор? Какой вывод напрашивается?
Как выглядит объект, описываемый автором?
Что извлечет читатель из текста, взявшись читать его с определенной целью? Как повлияет на него? Что в нем изменит ? Приведет лик желательным результатам ?
Итак, без мыслительной активности редактору никогда не добиться успеха. Это второе условие успеха и эффективности редактирования (первое раскрыто в подразделе 8.1).
В основе третьего условия лежит психологическая закономерность, суть которой сводится к тому, что предметом наиболее острого, или, как называют психологи, актуального, сознания может стать только тот материал, который выступает объектом, целью действия. Применительно к редактированию это тот материал, на который направлено действие редактора.
Из этого следует, что если редактор хочет, чтобы какой-либо предмет (материал) стал объектом сознания, подконтрольным сознанию, он должен сделать этот предмет объектом своей деятельности, целью своих действий.
П. И. Зинченко, проводя эксперименты, пришел к выводу, что наиболее хорошо запоминается, а значит, отчетливо осознается, отпечатывается в мозгу, тот воспринимаемый человеком материал, который входит в содержание основной цели действия, а не в условия (способ) ее достижения.
Например, ученик решает цифровую задачу. Он действует с цифрами, они объект его воздействия. Но действия с Цифрами — лишь способ решения задачи, а не цель, и циф-Ры запоминаются плохо.
Ученик составляет цифровую задачу. Он действует с Цифрами, они объект его воздействия. Но операции с цифрами — здесь не способ решения задачи, а цель действия: ПоДобрать цифры под условие задачи и означает составить задачу. Цифры входят в содержание цели действия и запоминаются гораздо лучше.
Когда редактор читает текст рукописи, он тоже решает акую-либо задачу, Например, он хочет удостовериться в точ-°сти указанных автором дат. Цель его действия — проверка
Глава 8. Условия качества и эффективности редактирования
точности дат. Даты становятся объектом действий редактора, входят в содержание цели действия и хорошо осознаются. Ошибка в дате при этом вряд ли будет допущена. Или например, редактор читает текст, стремясь удостовериться в правильности логических связей и взаимоотношений в нем. Логические связи — это как раз и есть в данном случае тот материал, который входит в содержание цели действия. Они и будут осознаваться лучше всего.
Между тем текст, т.е. материал, с которым имеет дело редактор, очень сложен по структуре. В нем десятки, если не сотни объектов, которые редактор обязан осознать, чтобы выполнить свое предназначение.
Как же редактору все эти многочисленные объекты сделать непременным предметом своего сознания? Как добиться того, чтобы каждый из них был глубоко осмыслен?
Если исходить из основной психологической закономерности, согласно которой по-настоящему актуально может осознаваться только тот материал, который выступает объектом, целью действия, материал, на который направлено действие редактора, то получается, что надо последовательно делать объектом редакторского аналитического действия все компоненты текста, один за другим и, значит, читать произведение столько раз, сколько в нем объектов анализа. Одновременно направить действие на все объекты как на основную цель невозможно. Если же при чтении объектом действия станет лишь одна сторона (скажем, только языковая форма или только логическая структура текста), то другие окажутся не осознанными и, естественно, критически не осмысленными. Многократное же чтение недопустимо затянуло бы редакционный процесс.
Как же быть? Как за одно или несколько чтений пропустить через контроль сознания, сделать объектом анализа все компоненты произведения? Возможно ли это?
Психология мышления, к счастью, отвечает на этот вопрос положительно.
Оказывается, попадать в сферу сознания и контролй' роваться им может не только тот объект, то содержаний которое выступает для редактора в качестве непосреД' ственной цели действия, но и одновременно с ним У гие объекты.
8.2. Мыслительная активность редактора и навыки
В уже упоминавшейся статье «Психологические вопросы сознательности учения» А. Н. Леонтьев пишет:
...чтобы то или иное содержание могло быть сознательно контролируемым в условиях, когда актуально сознаваемым является другое содержание, нуж-н0) чтобы оно раньше занимало структурное место непосредственной цели действия (с. 23).
Допустим, что таким содержанием (не актуально сознаваемым) будет для редактора одна из многообразных синтаксических связей в предложении (правильность этих связей должна контролироваться редактором непременно). Например, согласование причастного оборота со словом, от которого он зависит, или подлежащего со сказуемым.
Проконтролировать правильность этих связей в то время, как мозг редактора занят, предположим, проверкой соответствия фактов методологическим требованиям к ним, очень трудно. Тем не менее опытный редактор делает это непроизвольно.
Почему?
Потому что эта операция — контроль за правильностью согласования членов предложения — ранее неоднократно выполнялась опытным редактором специально, была его целенаправленным действием. Эта связь уже была объектом, целью его действия. Теперь же эта операция выполняется подсознательно, так как стала навыком, автоматизированным действием. Для ее выполнения редактору уже не нужно, чтобы данный объект был актуально сознаваемым.
Когда какое-либо действие, как свидетельствует П. И. Зинченко, достигает уровня не только умения, но и навыка, то оно начинает терять характер специально целенаправленного и, что очень важно, не требует для выполнения особой умственной активности. Это позволяет направить умственную активность на другие объекты, а все действия-навыки выполнять, пользуясь пассивными умственными усилиями.
О том же писал Иван Петрович Павлов:
Разве это не обычная вещь, что мы, занятые главным образом одним
Лом> одной мыслью, можем одновременно исполнять другое дело, очень
Ривычное для нас, т.е. работать теми частями полушарий, которые нахо-
ЯТся в известной степени торможения... так как пункт полушария, связан-
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|