Определить читательское назначение произведения и важнейшие признаки читателя.
3. Сформулировать главный результат чтения (общее функциональное назначение из дания).
4. Определить самые важные особенности произведения и автора (возможно, и путем зна комства с прежним его творчеством).
2) Схема рецензентского, оценочного чтения
(основная цель — оценка рукописи преимущественно
с главных, принципиальных сторон; поэтому упор делается
на анализ и оценку крупных структурных единиц текста)
I Ориентировочное чтение 1-й рубрикационной единицы низшего ранга (например, параграфа), состоящее из действий, цель которых:
I
1 Восстановить в памяти содержание или ознакомиться с ним в общих чертах
2 Выделить основные структурно-логические единицы (сверхфразовые единства), их место и роль в параграфе
I
3 Установить мысленно (возможно с помощью рабочего оглавления) связи параграфа с другими параграфами главы, с главой в целом, а через нее с произведением в целом для уяснения места и роли параграфа в содержании главы и произведения
I
" Углубленное чтение с анализом и оценкой 1 -го в параграфе элементарного сверхфразового единства (единства низшего ранга)
А Углубленное чтение с анализом и оценкой сверхфразового единства (свертывание до основной мысли - о чем и что говорится)
Б Анализ и оценка каждой составной части сверхфразового единства
Глава 7. Общая схема ред. анализа и редактирования
(предложения, фразы) по схеме:
I
Углубленное освоение содержания и формы фразы (о чем, что и как именно говорится)
Конкретизация функционального назначения фразы (какой желателен результат чтения)
4-
3 Конкретизация требований к сторонам (качествам) фразы:
А) идеологическим; б) политическим; в) специально-предметным; г) фактическим; д) функциональным; е) логическим; ж) языково-стилистическим; з) графическим
I
4 Сопоставление качеств фразы с требованиями к ним и вывод о соответствии или расхождении их
I
Прогноз понимания предложения читателем и результата его чтения
4-
6 Оценка фразы - сопоставление прогнозируемого результата чтения потенциальным читателем с желательным и вывод о мере соответствия между ними
Ф
7 Поиски дополнительных аргументов для опровержения возможных, предполагаемых возражений автора против редакторской оценки
■+•
Окончательная оценка фразы
4-
Установление причины возможного расхождения между качествами фразы
И требованиями к ним, между прогнозируемым результатом чтения потенциальным читателем и результатом желательным
В Анализ и оценка всего 1-го сверхфразового единства параграфа по той же схеме, что и для анализа каждой фразы (см. Б1-Б9) с дополнением, конкретизацией требований к композиционным качествам сверхфразового единства и сопоставлением этих качеств с требованиями к ним для оценки
I
III Углубленное чтение с анализом и оценкой каждого из последующих сверхфра зовых единств низшего ранга, составляющих 1 -е сверхфразовое единство 2-го ранга, по вышеприведенной схеме (см. Б1-Б9), с дополнением, конкретиза цией требований к композиционным качествам каждого единства и сопостав лением этих качеств с требованиями к ним для оценки
■*■
IV Анализ и оценка всего 1 -го сверхфразового единства 2-го ранга в целом по вышеприведенной схеме
I
V Анализ и оценка последующих сверхфразовых единств 2-го ранга, составляю' щих сверхфразовое единство 3-го ранга, -1-й параграф
4-
Глава 7. Общая схема ред. анализа и редактирования
у\ Анализ и оценка всего 1 -го параграфа в целом по вышеприведенной схеме (см. Б1- Б9), с дополнением, конкретизацией требований к композиционным и рубрикационным качествам в сопоставлении этих качеств с требованиями к ним для оценки
4.
VII Анализ и оценка последующих параграфов 1 -й главы по той же схеме, что и 1 -го
I
VIII Анализ и оценка всей 1-й главы
IX Анализ и оценка последующих глав, составляющих произведение, так же, как и 1-й главы
I
X Анализ и оценка всего произведения в целом по той же схеме, что и других крупных единиц текста
3) Схема шлифовочного чтения
при непосредственной подготовке рукописи к изданию
(протекает по схеме рецензентского, оценочного
редакторского чтения, но с добавлением действий,
цель которых — помочь автору в совершенствовании текста
в деталях; упор делается на анализ и оценку низших
структурных единиц текста)
1 Поиск наиболее рациональных средств устранения причин расхождения между качествами каждой единицы текста и требованиями к ней, между прогнозируемым результатом чтения потенциальным читателем и результатом желательным
2 Проверка точности и правильности редакционных предложений и изменений, прогнозируемого результата чтения измененного текста и результата желательного и в случае необходимости дальнейшие поиски средств улучшения текста
3 Согласование с автором всех изменений в тексте и в случае необходимости совместный или отдельный (автора и редактора) поиск иных средств улучшения текста
Конечно, руководствоваться приведенной схемой надо
гибко, с учетом того, что редакторский анализ проводится
Избирательно, а не путем перебора всех аналитико-оценоч-
Ь1Х Действий, включенных в состав того или иного редак-
°Рского чтения. Пользуясь схемой, опираясь на нее, редак-
Глава 7. Общая схема ред. анализа и редактирования
тор может дисциплинировать и упорядочить свою работу, це упустить решения важных задач, целенаправленно выполнять свои аналитико-оценочные действия. В этом ее смысл. Схема помогает также увидеть процесс редактирования в целом.
Здесь уместно упомянуть об опубликованной в сборнике «Книга. Исследования и материалы» (М., 1994. Сб. 67) значительно позже выхода 2-го издания «Методики редактирования текста», где впервые была напечатана приводимая выще схема процесса редактирования и редакторского анализа, о содержательной статье Е. В. Шлюпер «Редакторский анализ как система : (к постановке вопроса)».
Е. В. Шлюпер, справедливо считая, что редакторский анализ должен быть системным, выдвигает в связи с этим два основных требования, при соблюдении которых системность исследования рукописи будет соблюдена:
«1) система (а не схема!) построения анализа, 2) система (а не набор!) оценочных критериев» (с. 73).
Почему же Е. В. Шлюпер так ополчилась против схемы редакторского анализа?
Причину неудовлетворенности схемой она объяснила так: «...сам термин „схема" предполагает нечто жесткое, застывшее, статичное» (с. 74). Подводя же итоги в конце статьи, она добавила к этому еще и такой коренной недостаток схемы, как то, что она раз и навсегда унифицирует структуру живой сложной системы редакторского анализа, подчиняет исследование любого текста однажды заданному алгоритму.
Критика схемы как средства в статье Е. В. Шлюпер представляется недостаточно обоснованной. Схема должна точно и верно представлять ход процесса, но применять ее нужно гибко. Противопоставлять схему системе некорректно. Ведь когда Е. В. Шлюпер пишет об оценочных критериях разных уровней (общего, частного и единичного), она тоже представляет их в виде схемы, только схемы словесной, предупреждая затем о необходимости гибкого взаимосвязанного применения критериев разных уровней.
Хорошая схема тоже есть выражение системности. Ведь система, как считают авторы книги «Системы и модели» Ю. А. Шрейдер и А. А.Шаров (М., 1982),— это «упорядоченное образование, закономерная совокупность, связанное в Дс" лое множество элементов». Признаки системности, по
Глава 7. Общая схема ред. анализа и редактирования
авторов этой книги, — не аморфность, а организованность, не случайность, а закономерность, целостность, тотальность.
Е. В. Шлюпер рассматривает в статье не приведенную выше схему, а «общепризнанную схему редакторского анализа». Состав и содержание этой общепринятой схемы Е. В. Шлюпер излагает так:
«Она [схема] определяет, на какие основные элементы расчленяется текст и в какой последовательности они рассматриваются. Так, в первую очередь разделяются "характеристика содержания" и "характеристика формы произведения"; затем внутри первой части характеризуются "тематика и проблематика", "фактический материал" и т.п., а во второй — "композиция", "приемы изложения", "язык и стиль". Каждый такой компонент дробится на более мелкие — например, в составе "языка и стиля" могут быть выделены "терминология" или "образные средства".
Заметим, что схема эта отнюдь не противоречит системным принципам. Ведь она сконструирована не произвольно, а отражает и закономерную последовательность этапов авторского творчества, и методологию оценки его результатов, и требования формальной логики» (с. 73—74).
Ниже (с. 74) Е. В. Шлюпер называет эту схему и бытующей в повседневной издательской практике, хотя, строго говоря, схема эта принята тоже не всеми, а лишь в традиционных учебных курсах редактирования. Да и признать ее характеристику в статье точной трудно. Каким образом, например, она отражает последовательность этапов авторского творчества? Автор ведь не делит свою работу на работу над содержанием и на работу над формой: у него это не расчлененный, а единый целостный процесс, в котором форма служит для выражения содержания, а содержание выливается в форму.
А вот в чем Е. В. Шлюпер права, так это в том, что применение любой схемы редакторского изучения рукописи должно быть системным. В этом пафос ее статьи, и его можно только приветствовать.
Под системностью анализа Е. В. Шлюпер понимает, во-ПеРвых, необходимость синтеза после анализа отдельных частей, поскольку литературное произведение — целостный °бъект, система, и все его части взаимосвязаны и взаимоза-
Глава 7. Общая схема ред. анализа и редактирования
висимы; во-вторых, необходимость рассматривать сами этц связи и зависимости; в-третьих, необходимость применять для оценки систему взаимосвязанных критериев трех основных уровней (общего, частного, единичного). Все разъяснения автора на этот счет разумны и убедительны. Непонятно только, почему она не нашла нужным рассмотреть и приведенную выше схему, которая несколько по-иному, чем «общепринятая» схема, представляет процесс редакторского анализа, но никак не противостоит системности ее применения.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|