Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности психологических кризисов у трудных подростков.

Яковлева Ю.А., ЯрГУ

Кризисы возрастные – особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резким психологическими изменениями. (Психология: словарь, под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Издательство политической литератур, 1990, с.180). Принципиально важным моментом считают понимание значения подросткового кризиса в общем процессе возрастного развития. Противопоставление себя взрослым, активное завоевание новой позиции является продуктивным для формирования личности. Позитивный смысл подросткового кризиса заключается в том, что через него, через борьбу за собственную независимость, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у него формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями. Для понимания кризиса у трудных подростков необходимо рассмотреть предпосылки трудновоспитуемости:

Ускоренное и неравномерное развитие организма подростка в период полового созревания.

Изменения в характере взаимоотношений со взрослыми, со сверстниками.

Эмоциональное и личностное развитие.

Трудновоспитуемость, предполагающая сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми различными причинами (педагогические просчеты воспитателей, родителей, особенности характера, темперамента ребенка и др.), затрудняет социальную адаптацию детей и находит свое выражение в различных формах дезадаптации:

патогенная дезадаптация вызвана отклонениями психологического развития;

психосоциальная дезадаптация связана с индивидуально-психологическими особенностями ребенка;

социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции.

Термин «кризис периода взросления» обозначает большое число различных субъектов на переживаемых трудностей и разных видов отклоняющегося поведения. Можно выделить наиболее характерные кризисы:



Делинквентность, асоциальность.

Кризис идентичности и авторитетов.

Переживание отчуждения.

Нарцистические кризисы.

Нарушение оценки своего физического облика.

Нарушение полового развития.

Суициодальные попытки.

Для воспитательно-профилактической работы по предупреждению асоциального поведения несовершеннолетних необходимо выявить и обратить внимание на то, по каким признакам может быть замечен трудный подросток в обществе, в группе сверстников.

Для приближения к решению этой задачи было проведено исследование эмоционально-волевой сферы подростков. В ходе исследования были изучены две группы подростков 14-15 лет по 17 человек каждая. Первая группа включала подростков, состоящих на учете в Центре медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям, которых можно обозначить педагогически и социально запущенными подростками. Вторую группу (контрольную) составили подростки из числа хорошо успевающих, благополучных учащихся.

Для построения личностного профиля подростков использовался личностный опросник Р.Б. Кеттэла. Цель опросника, содержащего перечень биполярных показателей, оценить развитость личностных качеств, составляющих 6 факторов (оценка степени выраженности данных качеств производилась по двенадцатибальной системе).

Показатели:

C - эмоциональная неустойчивость - устойчивость

F - подверженность чувствам – высокая нормативность поведения

H - жестокость - чувствительность

L - уверенность в себе - тревожность

O - низкий самоконтроль – высокий самоконтроль

H - расслабленность - напряженность

Ранжирование различий по группе благополучных и запущенных подростков показывает:

I место – занимает признак L (уверенность в себе - тревожность). И хотя показатель в той и другой группе находится в пределах нормы, тем не менее у трудных подростков он выше, т.е. им более свойственна тревожность, депрессивность, впечатлительность.

II место – занимает группа С(эмоциональная устойчивость – неустойчивость). Более эмоционально устойчива вторая группа, более реалистически настроенная. Такие дети следуют требованиям группы, характеризуются постоянством интересов. У первой группы выражена подверженность к чувствам, переменчивость интересов, раздражительность, утомляемость.

III место – занимает фактор O(низкий самоконтроль – высокий самоконтроль). Высокие показатели у благополучных учащихся свидетельствуют о развитом самоконтроле, точности выполнения социальных требований. И, напротив, при заниженных оценках наблюдается недисциплинированность, высокая конфликтность представлений о себе, подростки не обеспокоены выполнением социальных требований.

IV место – занимают признаки H и P (жестокость- чувствительность и расслабленность – напряженность соответственно). По признаку H более высокий показатель у трудных подростков (т.е. они более чувствительны). Благополучным детям свойственна некоторая самоуверенность, рассудочность. По признаку P выше показатели у первой группы. Более высокая оценка свидетельствует о напряженности, взвинченности, наличии возбуждения и беспокойства.

V место - занимает фактор (подверженность чувствам – высокая нервозность поведения), - наименьшие различия. Этот фактор определяет, в какой мере различные нормы и запреты регулируют поведение и отношения человека. Первая группа более склонна к непостоянству, подвержена влиянию случая и обстоятельств, чем вторая группа, она соблюдает нормы и правила поведения, в отличие от первой группы, которая несклонна к выполнению групповых норм и требований. Свобода от влияния норм приводит к антисоциальному поведению.

Приведенный анализ позволяет сделать вывод, что по всем показателям выявляются различия, которые определенным образом ранжируются. Наиболее заметные различия у благополучных и социально запущенных учащихся наблюдается на уровне проявления эмоционально-волевой сферы: тревожность, эмоциональная неустойчивость, низкий самоконтроль, характерны для последних, т.е. эта стадия десоциализации характеризуется дезадаптацией поведенческого характера. Различие в эмоционально-волевой сфере свидетельствует также о том, что затруднения в саморегуляции своего поведения запущенные подростки испытывают на волевом уровне. Различные мелкие проступки и асоциальные проявления у них связаны не столько с незнанием, непониманием или неприятием общепринятых моральных норм, сколько с неспособностью тормозить себя, свои аффективные вспышки или противостоять влиянию окружающих.

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

приглашает Вас в

ВЫСШУЮ ШКОЛУ

ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

И МЕНЕДЖЕМЕНТА.

Специализации:

1 — ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (диагностика, психокоррекция, консультирование, активные методы обучения, интенсивные психотехнологии).

2 — ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖЕМЕНТА (сфера мелкого и среднего бизнеса, психология управления).

 

Срок обучения 2 года.

Форма обучения очно–заочная.

После окончания Высшей Школы и успешной защиты выпускной работы студентам, имеющим среднее образование, присваивается ученая степень бакалавра; имеющим высшее образование — ученая степень магистра и вручается "Сертификат" практического психолога или менеджера (в зависимости от избранного отделения).

 

Наши координаты:

150057, г. Ярославль, проезд Матросова, д.9 оф.206 проф. Новикову В.В.

тел. (0852) 218914, 441771, 728394

E-Mail: novikov @ univ. uniyar. ac. ru

kvv @ univ. uniyar. ac. ru

 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ

По интенсивным интегративным психотехнологиям

"И Н С А Й Т"

Автор и ведущий тренинга

Владимир Козлов

Предварительные условия

1. Количество участников тренинга зависит от количества тренеров, которые ведут работу в группе. На каждого тренера — 6—8 участников, но не более восьми. Общее количество участников тренинга — не более 24 человек (при тренерском составе 3 чел.).

2. Место проведения тренинга: пансионат среднего или высшего класса с залом для занятий в г.Ярославле.

3. Тренинг имеет следующие цели:

— усвоение базовых знаний по трансперсональной психологии и теоретических моделей юнгианской, адлерианской, райхианской, фрейдовской психологии и терапии;

— овладение техниками ребефинга, вайвейшн, ТЛВ, холотропа, энергодыхания, Свободного Дыхания;

— ознакомление различными медитативными, телесно–ориентированными и другими психотехниками, связанными с измененными состояниями сознания.

4. Изучение процессов связного дыхания и расширенных состояний сознания на уровнях физиологии, психофизииологии, психологии.

А также ознакомление с:

— различными дыхательными техниками;

— социально-психологическими закономерностями групповой динамики;

— вопросами организации профессиональной работы, рекламы, финансов.

5. Формы оплаты за тренинг — любые. В стоимость входят организационные расходы, оплата работы тренеров, а также расходы на питание и проживание.

Для студентов дневных отделений предусмотрена постоянная скидка 50%, для студентов вечерних отделений, аспирантов и клинических ординаторов постоянная скидка 30%.

 

Тренинг проводится 1 раз в год:

1999 г. — с 23 по 30 октября,

2000 г. — с 21 по 28 октября.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.