СМЕРТЬ И ВОЗРОЖДЕНИЕ ПСИХОТЕХНИКИ.
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК
Отделение практической психологии
ПСИХОТЕХНОЛОГИИ
В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
y
Ярославль, 1999
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
НАУК
Отделение практической психологии
ПСИХОТЕХНОЛОГИИ
В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Под редакцией Владимира Козлова
Ярославль, 1999
ББК 88.4 + 53.57
УДК 159.99
Психотехнологии в социальной работе./Сб. под ред.
Козлова В.В. – Ярославль: МАПН, 1999 – 186 с.
Сборник статей представляет обзор теоретических и экспериментальных работ по социальной работе и психологии.
Книга адресована социальным работникам, социальным педагогам, практическим психологам и специалистам в области социальной работы.
Ó Козлов В.В., 1999
Содержание
Козлов В.В .Введение………….…………………………………………6
Албегова И.Ф. Технологизация современной социальной работы в
России: миф или реальность?.………………….……………………….8
Козлов В.В. Смерть и возрождение психотехники……………………14
Ковшиков М.Ф.Принцип целостности в исследовании человека и
Общества…………………………………………………………………23
Ковшиков И.М., Ковшиков М.Ф. Философская методология и
глобальные проблемы социальной безопасности……………………..33
Васильева Е.В. Мотивы противоправных действий
Несовершеннолетних…………………………………………………….38
Воронина Е.Н. Некоторые особенности суицидального кризиса………..41
Дроздова Т.В. Психотехнология развития творческого мышления в
компьютерной деятельности……………………………………..……….44
Зингерман И.С. Трансперсональная терапия - теория и практика….….46
Ермолин И.Е. Теория и практика тренинга, ориентированного на
релаксацию (ТОР)………………………………………………………….49
Капустин А. Деньги – попытка расширенного понимания феномена….56
Кашапов М.М. Видеотренинг как способ формирования педагогического
мышления……………………………………………………………………62
Киселева Т.Г. Взаимосвязь уровневых характеристик педагогического
мышления и особенностей мотивации педагогов…………………………66
Коваленко М.Ю. Арттехнология как один из способов формирования
творческих способностей школьников……....……………………………72
Коврова М.В. Современные психотехнологии в тренинге личностного
Роста………………………………………………………………………….74
Ланк И.Н. Социально-психологические факторы алкогольной
Зависимости…………………………………………………………………..76
Львова М.В. Групповые формы работы с подростками с целью
профилактики девиантного поведения……………………..……………..79
Лукин-Григорьев В.В., Козлов В.В.
Духовные кризисы и пограничная психопатология………………………83
Мазилов В.А. Психология: на пороге XXI века…………………………..91
Мазилов В.А., PSYCHOLOGIA QUINTA (О пятой психологии)………..94
Майкова К. Принципы холотропного дыхания..………………………..116
Маренков А.В.Некоторые аспекты организации работы и рекламной
кампании оптовых фирм……………...……………………………………121
Мелешенкова И. Здоровье общества - в твоих руках!………………...…123
Метелкина Н.Е. Технология преодоления стрессовых состояний у
больных сахарным диабетом…………………………………………….127
Миронова Т.И. Технология эффективного взаимодействия в детских
лечебно- образовательных коллективах…………..……………………..128
Мулина Е.А. Подростковый суицид как аспект деятельности
социального работника…………………………………………………….130
Неродинская О.С. Характеристика репродуктивной функции
современной российской семьи…………………………………………...133
Рехвиашвили Н.М. Исследование представлений современной
молодежи о способах достижения материального успеха……………..136
Пискарев Д.П. Правовые проблемы стереотипности противоправного
поведения молодежи…………………..………………………………….140
Поваренков Ю.П. Общая характеристика кризисов
профессионального пути личности………………………………………145
Саункин В.А. Роль самосознания в самопознании личности…………...154
Ступикова Н.Ю. Интегративные психотехнологии как метод работы
с кризисной личностью…………………………………………………..156
Козлов В.В. Внутреннее путешествие……………………………………158
Урываев В.А. «Иные» в социальном контексте…………………………162
Фетискин Н.П. Изменение мнемических процессов в монотонии….…165
Н.П. Фетискин, Т.В. Дроздова, Л.И. Селиванова, М.Ю. Коваленко,
Ж.А. Малова, Н.Б. Тарасова, А.Ф. Ушанов, Т.И. Миронова,
Славская В.М. Психокоррекционные технологии учебной деятельности.
Черничкина В .Социальная диагностика и экспертиза в работе с
инвалидами……………………………………………………………….169
Щербаков А.Б. Стереотипизация и персонификация как факторы
формирования политической установки в СМК………………………..176
Яковлева Ю.А. Особенностипсихологических кризисов у трудных
подростков…………………………………………………………………180
Введение.
"Верую, Господи, тому, что говорит твой великий пророк.
Но если можешь, сделай так, чтобы я знал".
Бернар Клервосский
Подходит к концу 20-ое столетие. Понятно, что история не кончается. Но уже можно делать некоторые итоги. Итоги, как известно, всегда являются обобщением нашего опыта. Если быть точнее - человек во многих смыслах является неким обобщением эволюционного, социального, мыслительного опыта. Наверно поэтому человек, не помнящий прошлого, не является носителем сознания и личности.
Этот сборник уже четвертый по счету с названием “Психотехнологии в социальной работе”.
Четыре года назад нам хотелось довести до сознания читателя, что существует возможность технологизировать благополучие других людей и изложить эти технологии.
Это была красивая идея. Редактор этих сборников уже лет тридцать мечтает о том, чтобы все люди стали счастливыми, в крайнем случае - довольными своей жизнью.
Сегодня 31 декабря 1998 года. Через два часа наступит Новый Год. Многие празднуют. Самые маленькие - в ожидании чуда. Кто повзрослее – в ожидании перспективы, реализации планов, мечтаний, грез. Многие ждут что-то от этого Нового года - 1999.
Значит они молодые.
Человек молод до тех пор, пока верит в будущее.
Часто мне кажется, что само человечество еще очень молодое.
Оно все еще верит в будущее.
Смысл социальной работы заключается, на мой взгляд, поддержании надежды и веры в будущее.
Сегодня, может быть, тяжело.
Но завтра – будет лучше.
По прогнозам некоторых культурологов грядущий XXI век будет не столько веком компьютеров, информатики и биотехнологии, сколько веком психотехники. И в это можно поверить, видя громадный интерес человечества к методам самосовершенствования, осознавая значимость психотехнического насыщения социальной работы для эффективного взаимодействия с клиентами. В ходе поисков адекватной рефлексии психотехнической культуры, значения психотехнологий в социальной работе мы начинаем понимать, что мало писать о психотехнологиях, мало даже активного формирования теоретических и научных знаний.
Важно – ежедневное делание.
Насколько я понимаю сейчас – социальная работа – это не столько система знаний, а сколько практика и система человеческих установок милосердного отношения к другим людям.
Нами абсолютно искренне постулируется принцип единства теории и практики. Именно практике социальной работы и должен быть посвящен этот сборник. Мы честно должны признать, что приоритет теории, ментальных пространств, сохраняется в нашей образовательной системе тотально. Это грустно, но факт.
Одновременно я предельно хорошо понимаю после пяти лет преподавания на специальности «социальная работа», что социальный работник – это уникальный тип личности. Именно формированию этой уникальной личности, готовой на жертву и милосердие, должна быть посвящена образовательная система в вузе.
Подобную личность невозможно сформировать тем педагогическим инструментарием, которым мы пользуемся сегодня. Поэтому основная задача не достигается.
Поэтому социальные работники – выпускники, занимаются чем угодно, но не своими прямыми обязанностями. В конце концов – сами обязанности, их выполнение, не сформированы на мотивационно-потребностном уровне. Что еще грустнее – само выполнение обязанностей часто ни торетически, ни психотехнически не обеспечено.
Этот сборник является еще одной попыткой сделать шаг к реализации социальной работы как профессии.
Владимир Козлов
Технологизация современной социальной работы в
России: миф или реальность ?
Албегова И.Ф., ЯрГУ
Распространение социальной работы в России потребовало изучения всех аспектов ее существования и дальнейшего развития.
Одним из условий эффективного функционирования и развития социальной работы является теоретико-практическое решение проблемы ее технологизации. В частности необходимо ответить на следующие вопросы: возможно ли вообще технологизировать социальную работу ? Если да, то в какой мере, на каком уровне и в какие временные сроки ?
Полиморфизм современной интерпретации термина “социальная работа” усложняет решение поставленной проблемы и требует своего уточнения.
Сегодня под социальной работой понимается и общественное явление, и вид деятельности (как профессиональной, так и непрофессиональной), и специальность, и учебная дисциплина, и наука[1]. Более того, в современном обществе социальная работа является одной из его подсистем или сфер, функционирующей на основе саморегуляции и саморазвития[2].
Предложенные интерпретации термина “социальная работа” без раскрытия их содержания уже дают положительный ответ на вопрос о возможностях технологизации современной социальной работы.
Несомненное признание социальной работы в России как одного из видов профессиональной деятельности априори задает направления и уровни ее технологизации.
Любая деятельность ( и социальная работа в том числе) имеет свои субъекты и объекты, связана с целью (к чему стремится субъект), с мотивами (почему он это делает), со способами (как он это делает), с формой и способом организации ( при помощи какого принципа действий и набора каких техник, приемов он обеспечивает достижение цели). Исходя из этого, можно предположить, что технологизировать можно и нужно любой вид деятельности. Тем не менее, степень технологизации в данном случае будет зависеть от многих факторов: характера, условий и содержания деятельности; особенностей ее субъектов и объектов; степени инновационности и распространения.
По сути, технологизация есть показатель степени развитости конкретного вида деятельности в конкретном обществе. Так, в развитых странах высокий уровень технологизации характерен, как правило, для традиционно “старых”, достаточно распространенных видов деятельности.
При этом разные виды деятельности требуют разных видов и уровней технологизаций. Не могут быть одинаково технологизированы умственный и физический труд. Однако, и тот и другой могут использовать одни и те же технологии, например, компьютерные.
Когда речь идет о деятельности в социальной сфере или сфере социальных отношений ( а социальная работа как раз и является одной из таких деятельностей), то предполагают, что для своей технологизации она использует социальные технологии.
“Социальная технология” - термин достаточно объемный и обозначает, во-первых, специально организованную область знаний о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов.
Во-вторых, это способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения.
В-третьих, это метод управления социальными процессами, обеспечивающий систему их воспроизводства в определенных параметрах - качества, свойства, объемы, целостности деятельности и т.п.[3]
На наш взгляд, одним из условий существования и развития любого общества является высокая субъектность его членов и их достаточная адаптивная способность. Именно социальная адаптация обеспечивает готовность к активной жизнедеятельности, служит профилактикой разного рода заболеваний и девиантного поведения. В условиях современного общества большинство людей, независимо от своего социального положения, из потока информации выбирают конкретные советы, практические рекомендации относительно того, как выжить, и более: как добиться успеха в жизни. По сути они пытаются овладеть социальными технологиями, которые позволяют изменить их психо-эмоциональное и физическое состояние, улучшить отношения с окружающими, получить новый статус в обществе и, как следствие, повысить свой уровень социальной адаптации.
В связи с этим мы считаем, что социальные технологии - это определенные методы воздействия на социальные объекты и субъекты, их деятельность и взаимодействие с целью оптимизации процессов адаптации к условиям современного общества[4].
В настоящее время существует достаточно большое количество социальных технологий, что объективно требует их типологии и классификации. Среди наиболее известных типологии К.Поппера (“частичные” и “холистские”, или “утопические”)[5] и А.И.Пригожина (“кабинетные”, “лабораторные”, “полевые”)[6].
Мы предлагаем в основу классификации социальных технологий положить определенные критерии, в соответствии с которыми и обозначить их типы и виды. Прежде всего в основу выделения можно положить объект их воздействия и соответственно определить три типа социальных технологий: субъектные, деятельностные, средовые [7].
В свою очередь субъектные технологии дифференцируются на индивидуальные ( саморазвития, самозащиты, самосохранения и т.п.), групповые (технологии трудоустройства, реадаптации, трудотерапии и т.п.) и технологии на уровне всего общества (реформы, революции и т.д.).
Деятельностные технологии соответствуют существующим видам деятельности и отражают их многообразие.
Средовые технологии включают методы оздоровления окружающей Среды обитания человека ( как природной, так и социальной).
Представленная, далеко не полная , классификация типов и видов социальных технологий позволяет выявить их соотношение с социальной работой и возможности ее типологизации.
Прежде всего необходимо отметить тот факт, что социальные технологии по своему понятию и содержанию шире явления и категории “социальная работа”. В данном случае социальная работа как общественное явление, как вид деятельности, как учебная дисциплина и, в конце концов, как одна из подсистем общества выступает в качестве объекта социальных технологий. Менеджмент социальной работы, в том числе кадровый, технологии организации управления, планирования и моделирования на разных уровнях - вот основные направления технологизации современной социальной работы как объекта социальных технологий.
Другой уровень соотношения предполагает признание социальной работы в качестве одного из вида социальных технологий, что вытекает из смысла данного вида профессиональной социальной деятельности, заключающегося в оказании помощи людям, находящимся в сложных жизненных ситуациях, в регуляции социальных отношений, в приведении их в соответствие с требованиями современного цивилизованного общества, в повышении их разумности, гуманности, субъектности, а также в укреплении связей отдельных личностей, групп, этносов, семьи с государством.
Третьим уровнем соотношения социальных технологий и социальной работы является факт несомненного применения в последней прикладных технологий: субъектных, деятельностных, средовых. Например, психотехнологий, техник реадаптации и реабилитации, техник трудоустройства и поведения в экстремальных ситуациях. При этом они касаются как субъекта социальной работы - специалиста, профессионала, так и ее объектов - конкретных людей и групп населения, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях.
Таким образом, особенности и новизна социальной работы как вида деятельности, разнообразие ее субъектов (от государства до конкретного профессионала) и объектов ( от человека, группы до всего общества), разные уровни ее осуществления (микро-, мезо-, макропрактика) заставляют нас подойти к проблеме ее технологизации достаточно дифференцированно.
Инновационность социальной работы для России как вида профессиональной деятельности не позволяет сегодня говорить о ее высоком уровне технологизации в целом.
Тем не менее, этот процесс достаточно активно проявляется на уровне микропрактики, где применяются самые разнообразные прикладные социальные технологии.
Характерным является процесс развития и распространения в социальной работе субъектных социальных технологий.
Более того, технологии социальной работы как технологии решения конкретных социальных проблем всегда проходят три основных этапа: теоретический, методический и процедурный [8].
На теоретическом этапе определяются целевая установка, предмет технологизации*, выявляются связи и отношения, в которые включен объект социальной работы.
На методическом этапе выбирается источник, путь и способ получения информации о состоянии объекта, определяются приемы и средства ее обработки.
Процедурный этап предполагает решение задач, связанных с организацией практической деятельности по апробации рекомендаций и установление алгоритма действий в виде конкретной технологии.
Любую технологию социальной работы на уровне микропрактики отличает динамичность, т.е. постоянная смена содержания и форм работы специалиста с клиентом, эвристический характер этой деятельности; непрерывность, которая связана с необходимостью постоянно поддерживать связь с клиентом и оказывать на него влияние; цикличность, проявляющаяся в стереотипном, устойчивом повторении этапов, стадий и процедур при работе с клиентом и дискретность, которая проявляется в неравномерности степени воздействия на клиентов с момента целеполагания до исполнения принятого решения. Исходя из этого, можно сказать, что технология социальной работы на данном уровне носит глубоко прикладной, практический характер.
Технологизация - это всегда процесс, предполагающий изменение состояния предмета под воздействием внешних или внутренних факторов.
В социальной работе в качестве внешних факторов рассматриваются социальные условия и обстоятельства жизнедеятельности клиентов, а внутренними являются нравственно-психологические, физиологические и физические ресурсы человека. Основу технологизации на уровне микропрактики социальной работы составляют, во-первых, алгоритм действий (операций). “Алгоритм - это точное предписание относительно последовательности операций, которые осуществляют преобразования объекта социальной работы и перевод его в искомое состояние”9.
Во-вторых, существенным компонентом технологизации являются операции.
“Операция - это простейшее действие, направленное на достижение конкретной, не разлагаемой на более простые, осознанной цели (подцели). Совокупность операций, объединенных общей целью (подцелью), составляет процедуру технологического процесса”10 .
В-третьих, это инструментарий, под которым понимается “арсенал средств, обеспечивающих достижения цели воздействия на личность или социальную общьность”11 .
Последовательность процедур и операций, предписываемая алгоритмом, отражает структуру и содержание процесса технологизации, который предполагает формирование цели воздействия, выработку и выбор способов этого воздействия, а также оценку и анализ результатов воздействия.
Таким образом, технологизация современной социальной работы в России как вида профессиональной деятельности осуществляется в основном на уровне микропрактики. Этот процесс происходит в соответствии с общими закономерностями технического процесса. Особенностью технологизации социальной работы является использование инновационных прикладных социальных технологий. В связи с этим априори задаются три задачи:
- создание новых прикладных социальных и технологий;
- овладение данными технологиями социальными работниками и
- обучение данным технологиям клиентов социальной работы.
Можно утверждать, что этот процесс носит непрерывный и длительный характер, что связано с постоянным ростом клиентов социальной работы, возникновением принципиально новых проблем и способов их разрешения. Следовательно, технологизация современной социальной работы в России - это процесс, находящийся в стадии становления и достаточно распространенный лишь на уровне микропрактики.
Список использованной литературы.
Албегова И.Ф. Введение в специальность “социальная работа”. Уч. метод. Пособие. Ярославль, 1997, 37 с.
Албегова И.Ф. Теория самоорганизации как методологическая основа изучения современной социальной работы в России. В сб. “Методологические и технологические основы современной социальной работы в России”. Ярославль, 1997. - 81 с. С.3-8.
Албегова И.Ф. Социальные технологии: теория и практика. В сб. “Социальная работа: история, теория и технологии”. Под ред. И.Ф. Албеговой, В.В. Козлова. - Ярославль, 1997. 125 с. С.93-104.
Социальные технологии: Толковый словарь / Отв. ред. В.Н. Иванов. Москва-Белгород, 1995.
Пригожин А.И. Современная социология организации. М., 1995, 293 с.
Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х томах. М., 1992.
Социальная работа. Российский энциклопедический словарь. Под общей редакцией В.И. Жукова. - М.: Союз, 1997, 359 с.
Технология социальной работы. / Под ред. И.Г. Зайнишева. - М.: Издательство МГСУ “Союз”, 1998. 273 с.
СМЕРТЬ И ВОЗРОЖДЕНИЕ ПСИХОТЕХНИКИ.
Владимир Козлов, ЯрГУ
Вне сомнения, рождение психотехнического мира произошло внутри голономного миропонимания.
В философии вечного наиболее точной и метафоричной характеристикой этого подхода является описание образа ожерелья ведического бога Индры: "В небесах Индры, есть, говорят, нить жемчуга, подобранная так, что если глянешь на одну жемчужину, то увидишь все остальные отраженными в ней. И точно так же каждая вещь в мире не есть просто она сама, а заключает в себе все другие вещи и на самом деле есть все остальное" /"Аватамсака-сутра", Ригведы/. У современного холономного подхода к Вселенной и человеческому сознанию есть исторические предшественники в древней индийской, китайской, греческой духовной философии.
В джайнской традиции холономный подход к миру представлен наиболее изощренным и проработанным образом. Согласно этой космологии, феноменальный мир представляет собой сложную систему заблудших частиц сознания (джив), захваченных материей на различных стадиях космического цикла. Эти системы наделяют сознанием и дживами не только человеческую и животную формы, но также растения, неорганические объекты и процессы.
В европейской традиции холономная (или холистическая) парадигма представлена монадологией Готфрида Вильгельма Лейбница, который считал, что каждая монада обладает возможностью представить всю Вселенную внутри себя, и является миром в миниатюре, микрокосмосом, «живым зеркалом Вселенной»: «Каждое тело чувствует все, что происходит во Вселенной, так что тот, кто видит все, может прочитать по частице то, что происходит где-то еще и, более того, что происходит и будет происходить, воспринимая в настоящем то, что удалено во времени и пространстве».
За последние три десятилетия значительные наработки в области математики, лазерной технологии, голографии, квантово-релятивистской физики и в исследованиях мозга привели к открытию новых принципов, открывающих далеко идущие перспективы для современных исследований сознания и для науки в целом. Эти принципы были названы холономными, холографическими или холистическими, потому что они являют собой захватывающую альтернативу конвенциальному пониманию отношений целого и его частей. Их уникальную природу лучше всего можно продемонстрировать на процессе записи, воспроизведения и комбинирования информации техническими средствами оптической голографии.
В настоящее время мы имеем дело с мозаикой удивительных и важных данных и теорий из различных областей, еще не интегрированных в исчерпывающую концептуальную систему. И, тем не менее, «холономный подход – выделяющий интерференцию волновых паттернов, а не механические взаимодействия, и информацию, а не субстанцию – представляет собой многообещающий инструмент для нужд современного научного понимания волновой природы вселенной» (С.Гроф, 1993). Новые открытия и интуитивные прозрения затрагивают также фундаментальные проблемы, как упорядочивающие и организующие принципы реальности и центральной нервной системы, распределение информации в космосе и в мозге, природа памяти, механизмы восприятия, взаимоотношение частей и целого.
Выдающийся физик-теоретик Дэвид Бом, автор фундаментальных текстов по теории относительности и квантовой механике, описывает природу реальности вообще и сознания в частности как неразрывное целое, вовлеченное в бесконечный процесс изменения – холодвижения (holomovement). Мир – это постоянный поток, и стабильные структуры любого рода – не более чем абстракция; любой доступный описанию объект, любая сущность или событие считаются производными от неопределимой и неизвестной всеобщности (С.Гроф, 1993).
В этих вариациях можно увидеть тот факт, что каждый индивидуальный психологический гештальт – будь то видение, фантазия, психосоматический симптом или мыслеформа – содержит огромный объем информации о личности. Так, например, свободные ассоциации и аналитическая работа по каждой, с виду незначительной детали переживания может дать удивительное количество данных об индивиде.
Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что явления, которые мы воспринимаем непосредственно нашими чувствами и при помощи научных инструментов, - то есть весь мир, изучаемый механистической наукой, - представляет лишь фрагменты реальности, развернутый или эксплицитный (явный) порядок. Это особая форма, источником и генерирующей матрицей которой является более фундаментальная всеобщность существования – свернутый или имплицитный (неявный) порядок, в нем эта форма содержится и из него возникает.
Холономный подход – это более широкий, целостный и многогранный взгляд на понимание сущности человеческой природы и всей Вселенной, в основе которой лежит голографическая модель Вселенной и человеческого сознания.
Основатель психоанализа, австрийский психиатр Зигмунд Фрейд первым представил доказательства того, что наша психика не ограничена теми процессами, что мы осознаем, но включает в себя обширные области, большую часть времени остающиеся за порогом осознания. Фрейд назвал это измерение психики «бессознательным».
Вклад Фрейда в психологию и психотерапию был революционным и потряс сами основы. Конечно, его теоретическая модель была ограниченной и относилась только лишь к постнатальной биографии: он пытался обосновать объяснение всех психологических процессов, обращаясь к истории жизни индивида после рождения. Подобно этому, и его терапевтические техники были относительно слабым инструментом для проникновения в бессознательное, медленным и отнимающим очень много времени методом трансформации.
Один из учеников Фрейда, Отто Ранк, значительно расширил модель Фрейда за счет привлечения внимания профессиональных кругов к психологической важности травмы рождения. Наблюдения Ранка, которые оставались незамеченными много лет, в последние три десятилетия получили серьезное подтверждение со стороны различных эмпирических методов в психотерапии, то есть основанные на собственном опыте пациента. В последние пять лет проблемам пренатальной и перинатальной психологии – дисциплинам, которые изучают влияние на человеческую психику переживаний до и во время родов, - были посвящены специальные конференции.
Первым крупным европейским психологом, который смог продвинуться в своем изучении до более глубоких трансперсональных областей сознания, был ученик Фрейда - Карл Густав Юнг. Он пришел к выводу о том, что человеческое бессознательное не ограничивается тем содержанием, которое возникает в процессе индивидуальной истории. В дополнение к понятию Фрейда «индивидуальное бессознательное» Юнг предложил идею «коллективного бессознательного», содержащее в себе воспоминания и культурное наследие всего человечества. Согласно Юнгу, универсальные и изначальные структуры в коллективном бессознательном, или «архетипы», мифологичны по самой своей природе. Переживания, включающие в себя архетипическое изменение психики, содержат чувство сакрального, священного. Иными словами, это не индивидуальный или личный, а сверхиндивидуальный, надличный, и в этом смысле трансцендентный уровень психики человека.
В рамках современной науки мы хотим предложить новую, легкую для понимания карту человеческого сознания, разработанную одним из приверженцев холономного подхода Ст.Грофом, на фоне которой мы представим и объясним различные формы терапии. В рамках этой концептуальной схемы представляется возможность объединения различных методов психотерапии, избавления от страдания и личностного роста. Такой подход позволяет нам принять и свести воедино основные положения трех ведущих направлений психотерапии: ортодоксального, ориентированного на уровень «эго» (включающего когнитивный бихевиоризм и фрейдистскую «эго» – психологию), гуманистического (биоэнергетика и гештальт-терапия и др.) и трансперсонального (психосинтез, юнгианская психология и мистические традиции в целом).
Разберем эти направления подробнее и соотнесем их с определенными слоями психической реальности.
Биографический слой включает в себя повторное переживание травматических событий в жизни индивида и катарсис, излечение от их стрессового влияния с помощью переосымсления и принятие. Восстановление важных воспоминаний детства, таких как сексуальные или физические обиды, потеря родителя или любимого человека, близкое соприкосновение со смертью, болезнью или хирургической операцией и другие тяжелые впечатления иногда могут сыграть значительную роль в трансформации личности.
Перинатальный уровень концентрируется вокруг тем умирания и вторичного рождения, при этом открывается такая тесная связь с периодами биологического рождения, что кажется, у клиента всплыли воспоминания собственного появления на свет.
Оживление воспоминаний о рождении часто происходит в результате того, что индивид чрезмерно поглощен темой смерти и связанными с ней образами. Он размышляет о том, что рождение было тяжелым и угрожающим жизни событием и само стало "смертью" перинатального периода существования, единственного способа жизни, уже известного зародышу. Люди, у которых пробудилась память о травме рождения, чувствуют биологическую угрозу своей жизни. И в то же время это чувство чередуется или совпадает с переживанием борьбы за рождение, то есть за высвобождение из чего-то очень неудобного и похожего на гроб. Страх наступающего безумия, потери контроля и даже внезапной смерти может проявиться в формах, напоминающих психозы.
Трансперсональный слой относится к трансцендентности обычных границ личности и включает многие переживания, которые называют духовными, мистическими, религиозными, оккультными, магическими и паранормальными. Войдя в трансперсональную зону, человек может переживать события исторически и географически удаленные, участвовать в эпизодах, в которых действовали наши предки, предшественники-животные, а также люди других столетий и культур. В этой зоне исчезают личностные границы, индивид получает возможность идентифицировать себя с другими людьми, с группами или даже со всем человечеством, ощутить себя предметами, которые находятся внутри нас, идентифицировать себя с различными формами жизни, и даже с неорганическими явлениями. Он может встретиться с богами, демонами, духовными пророками, обитателями других вселенных и мифологическими персонажами. Таким образом, в трансперсональном состоянии нет различия между повседневной жизнью и мифологическими архетипами.
Информация, получаемая в трансперсональном состоянии несет в себе замечательный терапевтический и трансформирующий потенциал, равно как и позитивные и освобождающие переживания перинатального и биографического происхождения.
Высшие трансперcональные переживания происходят с выходом на уровень сознания единства. В сознании единства индивидуальное «я» отождествляется со всем существующим.
Слои различаются в зависимости от того, в каком «месте» проведена граница. По мере приближения к трансперсональному слою пограничная линия становится прерывистой и полностью исчезает на уровне сознания единства, где «я» и «не-я» становятся «одним гармоничным целым».
Каждый последний уровень психической реальности представляет собой определенный тип сужения или ограничения того, что воспринимается индивидом как его «собственное Я». У основания он чувствует, что един с Вселенной, что его действительное «Я» – не только его организм, но и все мироздание. На психодинамическом уровне индивид чувствует, что он един уже не со Всем, а только со всем свои организмом. Его чувство самотождественности сместилось и сузилось от всей Вселенной до ее отдельного аспекта, а именно его собственного организма. Затем, на новом уровне, его самотождественность становится еще уже, так как он отождествляет себя преимущественно со своим разумом, или «эго», то есть с одной из частей своего целостного организма. И на завершающем уровне спектра он может сузить свою самотождественность до одной из частей своего разума, вытесняя теневые или нежелательные аспекты своей психики.
Итак, от Вселенной до ее части, называемой «организмом»; от организма к его части, называемой «эго»; от эго к его части – такова динамика сужения сознания человека.
То, что различные слои психического обладают различными характеристиками, симптомами и потенциалами, подводит нас к интересному моменту.
В настоящее время существует широкий интерес ко всякого рода школам и методикам, нацеленных на работу с психикой. Многие люди обращаются к психотерапии, юнгианскому анализу, мистицизму, психосинтезу, дзен-буддизму, транзактному анализу, индуизму, биоэнергетике, психоанализу, йоге и гештальт-терапии. Общим для всех этих школ является то, что они пытаются тем или иным путем вызвать изменения в человеческом сознании, личности. На этом, однако, их сходство заканчивается.
Cоциальный работник, искренне стремящийся помочь себе и другим людям, сталкивается с огромным разнообразием психологических систем, крайне затрудняющих проблему выбора, так как эти школы, взятые в целом, явно противоречат друг другу. Например, дзэн-буддизм предлагает забыть или превзойти «эго», а психоанализ – усилить и укрепить «эго». Кто прав? Эта проблема стоит одинаково остро как перед непрофессионалами, так перед социальными работниками, психотерапевтами и практическими психологами.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|