НАРКОМАНИЯ - ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК
Ярославский государственный университет
ПСИХОТЕХНОЛОГИИ
В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Выпуск 10.
Под редакцией
Владимира Козлова
Ярославль, 2005
ББК 88.4 + 53.57
УДК 159.99
Сборник издается по решению кафедры социальных технологий Ярославского государственного университета им. П.И.Демидова и РИО МАПН.
Психотехнологии в социальной работе. Вып.10./Сб. под ред. Козлова В.В.– Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2005 – с.
Сборник статей представляет обзор теоретических и экспериментальных работ по социальной работе и психологии.
Книга адресована социальным работникам, социальным педагогам, практическим психологам и специалистам в области социальной работы.
Статьи опубликованы в авторской редакции.
Ó Козлов В.В., 2005
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Глава 1. Теория И МЕТОДОЛОГИЯ
Социальная работа как профессия с интегративными функциями
В.В. Козлов (Ярославль)
НАРКОМАНИЯ - ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В.В.Козлов (Ярославль)
ИНТЕГРАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И КОММУНИКАТИВНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
В.А.Мазилов (Ярославль)
Роль ИСС в творческой реализации личности
Д.И.Абрамов (Ярославль)
Гармоничная личность
И.В. Алхимина (Ярославль)
ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОВЕРИЯ
В ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ
И.В.Антоненко (Москва)
Определение социально-психологического смысла корпоративной культуры организации
Г.А. Бортко (Иркутск)
Технологии социальной работы с пожилыми людьми
Е.Б.Воробьев (Ярославль)
Дельфинотерапия, как одно из направлений трансперсональной психологии и психотерапии
С.Д. Дороганич (Москва)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ: ЭМПИРИЯ И ТЕОРИЯ
И.Н.Карицкий (Москва)
Проблема саморегуляции личности – психологическое измерение
В.В.Козлов (Ярославль), Ракчеев С.А. (Н.Новгород)
АРХЕТИПЫ И СИМВОЛЫ В РОМАНЕ М.А.БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
С.Л.Копылов
Виды кризисов и психологических практик реабилитации кризисной личности
О.В. Кузнецова (Ярославль)
Социально-психологические формы одиночества в историческом аспекте
О.В. Лазарянц (Ярославль)
Внутренний и внешний мир ребенка
О.А. Мошенская (Пенза)
Картографический подход к состояниям сознания.
А.М.Проворов (Ярославль)
ПРОБЛЕМА СТРЕССА РАССТАВАНИЯ У ПРИЗЫВНИКОВ СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ
С.В. Радионова, О.П. Фролова (Иркутск)
Осознанная саморегуляция и успешность тренировочной деятельности
С.А.Ракчеев (Н.Новгород)
ОСОБЕННОСТИ КОГНЕТИВНЫХ СТИЛЕЙ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ С АГРЕССИВНЫМ И АУТОАГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Л.В.Сенкевич (Москва)
Индивидуально-психологические особенности лиц, обращающихся к нетрадиционным методам психологической поддержки
Л.Ф. Сенкевич (Москва)
Обман, как социальное и психологическое явление
И. Точилкина (Москва)
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФЕНОМЕНОЛОГИИ НЕОБЫЧНЫХ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ
М.И. Фаерман (Ярославль)
Технологии социальной работы с инвалидами
в современной России
В.И. Юркина (Ярославль)
Глава 2. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ
Технологии фандрайзинга в деятельности общественных организаций
И.Ф. Албегова (Ярославль)............................................................................ 104
Технологии деятельности общественных организаций в разработке и реализации социальной политики в отношении пожилых людей
И.Ф. Албегова, Е.Б. Воробьев (Ярославль)................................................. 109
Славянский обряд как интегративная психотехнология
Н.В. Ананьичева (Ярославль)........................................................................ 113
Гендерные проблемы в женской психотерапевтической группе
Л.В. Бызова (Иркутск).................................................................................... 116
Роль дельфинотерапии в преодолении последствий травмы рождения
С.Д. Дороганич (Москва)............................................................................... 120
Технологии социальной работы с людьми суицидального поведения
Т.В. Дробинина (Ярославль).......................................................................... 122
Реабилитация людей с психическими проблемами в центрах совместного проживания
А.Л.Зусман, С.В.Радионова (Иркутск)......................................................... 124
Проблемы трудоустройства молодых специалистов
Д.В.Козин (Ярославль)................................................................................... 126
Проблема психологического сопровождения ригидной личности
В.В.Козлов (Ярославль), В.Н.Выходцева (Москва).................................... 129
Актуальные проблемы психологии современного менеджемента
Г.М. (Мануйлов С.Петербург)……………………………………………….
Психологические аспекты коллектива в условиях рынка
Г.М. Мануйлов (С.Петербург), В.В. Новиков (Ярославль)………………..
Психодрама как психосоциальный метод
М.В.Манышкина (Ярославль)........................................................................ 131
Комплексная профилактика страхов старших дошкольников
О.В. Масляная.................................................................................................. 134
Новый подход к лечению психосоматических заболеваний, преимущественно манифестирующих психическим радикалом
И.Г. Никифоров, А.А. Даниленко (Иркутск)............................................... 136
Технологии деятельности Норского геронтопсихиатрического центра Ярославской области по реабилитации лиц старшей возрастной группы
А.В. Попова (Ярославль)................................................................................ 139
Психологические проблемы образования взрослых
Д.А.Прохорова (Казань)................................................................................. 141
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАФОР В ДИАГНОСТИКЕ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
С.В. Радионова, О.П. Фролова (Иркутск).................................................... 144
Влияние темпо-ритмической структуры музыки на психофизиологическое состояние человека
Ю. Рыжов (Москва)......................................................................................... 146
Оценка персонала организации с использованием компетенций
Ю. Сергеев (Москва)....................................................................................... 149
Психотерапевтические условия женской самоидентификации
О.П. Фролова, С.В. Радионова (Иркутск).................................................... 154
Экстралингвистические предпосылки возникновения ресурсного состояния при переводе художественного текста
Н.В. Шилова (Челябинск).............................................................................. 157
Глава 3. экспериментАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Мотивация образования как фактор подготовки специалистов по социальной работе
Ю.В.Бабак (Ярославль).............................................................................. 162
Влияние вида реабилитации на изменение степени самооценки инвалидов
Т.В. Бирюкова (Киров)................................................................................... 163
Трансформация поведения ригидной личности в процессе групповой работы
В.Н.Выходцева (Москва)............................................................................... 167
Изучение особенностей осознания индивидами статусной структуры группы и влияния групповой структуры на характер межличностных отношений
И.В. Демчук (Ярославль)................................................................................ 169
Нарушение произвольного внимания у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в младшем школьном возрасте
М.С.Дьячкова (Ярославль)............................................................................. 177
Нарушение способности к распознаванию психических состояний других людей у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в старшем дошкольном возрасте
М.С.Дьячкова (Ярославль)............................................................................. 181
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДОМИНИРУЮЩИХ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И ТИПОВ ТЕЛЕСНОГО ОБРАЗА
Н. А. Зеленская, Н.Г. Богданович (Иркутск)............................................... 184
К вопросу о роли ситтера в холотропном процессе
Т.Клименко (Ярославль)................................................................................. 186
Интенсивные тренинги – проблема психологической эффективности
В.В. Козлов (Ярославль), Г. Шибаева (Москва).......................................... 187
Полеты жизни и смерти. – Эрос и Танатос в инфантильных фантазиях о левитации
С.Л. Копылов (Иркутск)................................................................................. 191
Особенности развития личности дошкольника в сюжетно-ролевой игре
А. А. Максутова (Иркутск)............................................................................ 204
Влияние интенсивных интегративных психотехнологий на самоактуализауцию личности
Л.В. Мялкина (Ярославль)....................................................................... 208
Телесно оринтерованные техники в практике социальной работы
Л.В. Мялкина (Ярославль)............................................................................. 211
ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВЕННЫХ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ
В.В. Подшивалов (Ярославль)....................................................................... 215
Проблема мотивации профессиональной деятельности социальных работников
А.С.Тростин (Ярославль).......................................................................... 225
Проблема влияния РСС на функциональное состояние клиента
Г. Шибаева (Москва)....................................................................................... 228
Смысловое содержание гендерной идентичности студентов-мужчин
Н.А.Шухова (Новосибирск)........................................................................... 231
Исследование типов гендерной идентичности мужчин методом факторного анализа ее содержания
Н.А.Шухова, А.М.Голубев (Новосибирск)......................................... 239
Отношение к свободному времени в современной молодёжной среде
М.Г. Юркова, М.Н. Мазуренко (Иркутск)........................................... 246
Аспекты трансформации ценностно-смысловой сферы наркозависимых под влиянием духовно-ориентированной программы реабилитации
М.Г.Юркова, Н.В.Крохта, И.Г.Ванкон (Иркутск)....................................... 254
Глава 1. Теория И МЕТОДОЛОГИЯ
Социальная работа как профессия с интегративными функциями
В.В. Козлов (Ярославль)
Уже прошло 15 лет с тех пор, когда изменения в экономической, политической и социальной жизни нашей страны способствовали становлению принципиально новой профессии, назначение которой - оказание компетентной социальной помощи населению, гуманизация социокультурной среды в нашей жизни, содействие в социальном формировании личности – социальной работы.
С тех пор не изменилось назначение социальной работы - помогать восстанавливать взаимовыгодное взаимодействие между личностью и обществом для улучшения качества жизни каждого. Вне сомнения, опыт показал, что социальная анимация, то есть оживление социальных отношений и связей в обществе, не реализовалась социальной работой.
На современном этапе социальный работник выполняет функции, которые раньше делили между собой различные государственные структуры (в органах образования, здравоохранения, социального обеспечения и пр.) и общественные организации. Он призван осуществлять социальную защиту каждого человека, его прав и интересов; содействовать в решении конкретных проблем, помогатьв нужде и одиночестве. Можно сказать, что с процессом формирования профессии «социальная работа» растет и его уровень интегрированности со своими специфическими задачами, целями, функциями.
Социальная работа – единая и интегрированная профессия. Одновременно она может быть представлена целым веером разновидностей, специализаций: социальный педагог-психолог семейного (широкого) профиля, этнолог, социальный юрист, эколог,валеолог,социальный аниматор, геронтолог; социальные работники более конкретной, узкой специализации (по работе с беженцами, инвалидами, с группами социального риска, медицинский социальный работник и др.) или работающие с определенной возрастной группой (социальная работа с детьми, социальная работа с престарелыми и др.) либо в определенных общеобразовательных учреждениях (школьный социальный работник, социальный работник на производстве), в специфических сферах микросреды (социальный работник в общине, на селе, социальный работник в воинской среде).
Интегративность профессии социального работника проявляется и в многомерности функций:
- диагностическая;
- организаторская;
- прогностическая;
- предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая;
- организационно-коммуникативная;
- охранно-защитная.
Вне сомнения, специфичность проявления, специализация, профиль социальной работы определяется регионально-этническими особенностями, потребностями конкретного социума, а также личностными и профессиональными возможностями специалистов, но при этом всегда имеет интегрированный и полифункциональный характер.
Социальные нише, которые занимает социальный работник, могут быть разными:
- социально-педагогические и социально-психологические службы учреждений образования (дошкольных, внешкольных, общеобразовательных учреждений, колледжей, лицеев, школ-интернатов, детских домов, ПТУ, средних учебных заведений, вузов и пр.);
- социальные службы специализированных учреждений (домов престарелых, семейных детских домов, центров реабилитации, социальных приютов, спецшкол для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии, бирж труда и др.);
- социальные службы предприятий, организаций и учреждений, общежитий, коммерческих структур, творческих, общественных организаций, различных фондов, банков, благотворительных организаций;
- социальные службы муниципальных органов и их учреждений (социально-педагогические, культурно-спортивные комплексы, центры социальной педагогики и социальной работы; отделы по социальной защите населения, отделения социальной помощи на дому и другие органы опеки);
- службы культурного досуга (подростковые клубы, дома культуры, сельские клубы, школы народных ремесел, семейные клубы, парки и др.);
- валеологические и физкультурно-оздоровительные службы (профилактории, реабилитационные комплексы, центры народных средств оздоровления и лечения при больницах, медпунктах, на дому);
- частная практика.
Как показывает десятилетний опыт реального распределения выпускников специалистов по социальной работе после Ярославского университета, перечень этих социальных ниш еще больше.
Независимо от места работы существует определенная этапность, стадийность деятельности социального работника:
1. Подготовительный (ориентировочный, диагностический, ознакомительный).
2. Организационный - создание системы социальной работы в данном социуме в соответствии с выделенными проблемами и нуждами, организация непосредственной деятельности среди населения, формирование актива волонтеров, координация функций и пр.
3. Углубляющий, уточняющий, совершенствующий конкретные формы и методы социальной работы.
Специфика функций социального работника предполагает органическое сочетание личностных и профессиональных качеств, их интегративное единство, что отражено в этическом и профессиональном кодексе.
Так, к числу обязательных качеств и умений социального работника отнесены:
- эмпатийность;
- психологическая компетентность;
- человечность и гуманность, милосердие;
- деликатность и тактичность;
- организаторские и коммуникативные способности, экстравертированность;
- высокая духовная культура и нравственность;
- социальный интеллект (т.е. умение адекватно воспринимать и анализировать социальные ситуации и других людей);
- умение быть интересным для окружающих и неформальным в работе с клиентом;
- направленность на интересы, потребности и защиту человеческого достоинства клиента;
- умение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн клиента;
- стремление к постоянному повышению профессиональных знаний;
- честность, моральная чистота в профессиональных делах; соблюдение этики взаимоотношений с людьми и т.п.
К большому сожалению, та образовательная система, которая сложилась при подготовке социальных работников в вузах, не может, не в состоянии (это нужно признать честно) готовить специалистов с вышеуказанными качествами и умениями. Наверно, основная проблема образования – не ориентированность на формирование личности с заданными качествами.
Прошло 15 лет с той поры, как социальная работа оформилась организационно: определены условия оплаты труда социальных работников, разработаны должностные инструкции, определены права и обязанности социальных работников. В течение этого времени десятки вузов России осуществляют подготовку специалистов по социальной работе, осуществляется курсовая подготовка и переподготовка социальных педагогов и социальных работников с выдачей им регистрационных и категорийных сертификатов.
Одновременно следует признать (хотя это и очень грустно), что основные задачи в подготовке специалистов все еще не достигнуты. Не реализована программа по диагностике профессиональной пригодности к социальной работе и не осуществляется научно обоснованной отбор будущих специалистов. Все еще нет структурного единства системы отбора, допрофессиональной, базовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
Особенной ущербностью отличается функциональная наполненность содержания образования, которая должна обеспечивать социальную активность, профессиональную компетентность, широкое мировоззрение, чувство ответственности и достаточный диапазон практических умений социального работника.
В системе вузовского образования, к сожалению, все еще отсутствует взаимосвязь научной, методологической, специальной, психолого-педагогической подготовки специалистов и вместо формирования стиля мышления, необходимого для профессионального самосовершенствования, личностного роста мы выпускаем специалистов часто ригидных и пессимистичных, эгоцентричных и прагматичных, далеких от гуманистических ценностей профессии.
Это десятый сборник по теме «Психотехнологии в социальной работе». Я их выпускал в надежде, что социальная работа и вправду станет духовным путем для многих специалистов, в том числе выпускников нашего факультета.
Не все надежды оправдываются.
Но Надежда все-таки остается.
НАРКОМАНИЯ - ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В.В.Козлов (Ярославль)
Современная стадия развития цивилизации характеризуется тем, что большинство вопросов жизнеобеспечения практически сняты благодаря развитию индустриальных и информационных технологий. Человек создал для себя искусственную экологическую нишу, производит огромное количество предметов потребления, управляет сложнейшими механизмами, но его собственная психика остается постоянным источником непредсказуемых и необъяснимых проблем. Наркомания стала в настоящее время тем пороком, с которым не справляется высокоинтеллектуальное человечество.
Наркотики были известны человечеству и применялись как лечебные или одурманивающие средства еще в глубокой древности. Но, несмотря на знакомство с наркотиками и их применение в медицине, а также в быту, наркомания как заболевание получила распространение лишь после XIX века.
В начале XXI века наркомания приняла угрожающие размеры. По данным Всемирной организации здравоохранения наркотики заняли первое место среди виновников преждевременной смерти людей.
В настоящее время в России наркомания стала поистине национальным бедствием: статистика сообщает, что за десять лет смертность от употребления наркотиков в нашей стране увеличилась в 12 раз. Это среди взрослых, а среди детей – в 42 раза. Установлено, что в школах из ста ребят восемьдесят пробуют наркотики, двадцать из восьмидесяти попадают в зависимость и только двое из двадцати освобождаются от зависимости. Одним из главных показателей, характеризующих состояние общества и государства, является здоровье граждан. Экономические и политические потрясения приводят к росту числа различных заболеваний (в частности, к росту числа людей, зависимых от наркотических веществ). Процесс наркотизации в развитых странах стал заметен в послевоенный период, но уже с 60-х гг. наркотизация приобрела массовый характер, и в первую очередь она охватила подростковый и юношеский возрасты. Одновременно ученые, врачи, психологи разрабатывали программы борьбы с наркотизацией, которые позволяли затормозить ее распространение.
Но за 40 лет развитые зарубежные страны научились «купировать» проблему, держать её хоть в каких-то рамках. Сегодня там существует система правового, медицинского, социального и прочего обеспечения реабилитации наркоманов, одновременно с этим – мощная государственная пропагандистская кампания против наркотиков и развитая система образовательно-воспитательных мероприятий.
Россия вступила в «мировой процесс наркотизации» позднее, приблизительно с середины 1980-х, но тотально. Динамика такова, что сейчас следует говорить уже о глобальной угрозе вырождения народа, гибели генофонда нации. Несмотря на то, что официальная статистика отражает лишь самые общие тенденции наркотизации населения, существуют различия в данных разных ведомств. Общепризнанна высокая неучтенность немедицинского потребления наркотиков.
Распространение наркомании на территории бывшего Советского Союза, особенно в России, происходит угрожающими темпами. Об этом свидетельствуют, прежде всего, статистические данные Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов здравоохранения России, других министерств и ведомств. Однако есть все основания полагать, что на самом деле ситуация выглядит еще более тревожно, чем показывает статистика. За последние годы количество наркоманов в стране возросло примерно в три с половиной раза и, по мнению специалистов, при сохраняющейся тенденции число лиц, злоупотребляющих наркотиками, в России уже к концу десятилетия может превысить уровень в три миллиона человек. Таким образом, с учетом, прежде всего, возрастной категории большинства наркоманов (13-25 лет), под угрозой оказывается фактически все новое поколение страны.
Особое беспокойство российского общества должен вызывать тот факт, что за последнее десятилетие в 6,5 раз увеличилось число женщин, употребляющих наркотики. По данным Минздрава, на начало 1998 года за немедицинское потребление наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ в целом состояло на медицинском учете около 219 тысяч человек, из которых примерно 39 тысяч несовершеннолетних и более 25 тысяч женщин.
Особенно тревожит рост наркомании среди школьников, прежде всего в крупных городах, а также в студенческой среде — в шесть-восемь раз за последние четыре года. По последним данным, например, в Санкт-Петербурге каждый пятый школьник уже познакомился с наркотиками, а во многих школах в старших классах регулярно потребляют наркотики до трети учеников. В Москве во многих высших учебных заведениях, несмотря на предпринимаемые усилия со стороны руководства вузов, начинающих вести антинаркотическую пропаганду, наркомания принимает все более открытую форму.
Таким образом, начинается процесс деградации значительной части тех, кто мог бы составить новую образованную и квалифицированную элиту государства, в которой оно действительно крайне нуждается на этапе перехода к рыночной экономике. Ведь подавляющее число хронических наркоманов не доживает до 30 лет. Средняя же продолжительность жизни ушедших из жизни наркоманов после начала употребления наркотиков – 4-4,5 года.
Вызывает тревогу, прежде всего, то, что наркотики становятся все более и более доступными молодежи, что на российский рынок во все возрастающем объеме выбрасываются новые наркотические вещества, в том числе мощного разрушающего действия.
Например, в школах Москвы отмечены факты массовой продажи наркотиков по сверхзаниженным ценам с очевидной целью обеспечить привыкание к наркотикам как можно большего числа школьников. Естественно, что впоследствии цена резко повышается. Фиксируются случаи и бесплатного (разумеется, на первом этапе) распространения наркотиков во многих регионах страны в молодежной среде. В частности, в Приамурье в ходе акции «Жизнь без страха» установлено, что около 10 процентов молодых людей употребляют наркотики регулярно, а почти 25 процентов пробовали наркотики. В качестве наркотиков в России широкое распространение получили маковая соломка, опий-сырец и опийный раствор, марихуана, эфедрин, гашиш, героин, кокаин, «экстази» (метилендиоксинметиламфетамин).
Вместе с тем особую опасность создает появление новых синтетических наркотиков, в том числе и производимых собственно в России. Только за 1997 г. органами внутренних дел выявлено 848 подпольных лабораторий, в которых производились наркотики или шла работа над созданием новых. Характерно, что во многих из них работали профессиональные химики, сумевшие разработать наркотические средства нового поколения. Часть таких лабораторий находилась нелегально непосредственно в учебных заведениях, в частности в Москве. Общий объем синтетических препаратов, изъятых в подобных лабораториях, увеличился почти в 1,5 раза. Только в Москве и Санкт-Петербурге ежемесячный оборот наркорынка составляет около 90 миллионов долларов, а в целом по стране денежный оборот от продажи наркотиков составляет почти 1,5 миллиарда долларов в год. По предварительным данным, за прошедший год эта сумма составила более 2,5 миллиардов. В то же время некоторые западные специалисты называют цифру в 5 и даже в 7 миллиардов долларов.
«Норма прибыли» при операциях с наркотиками составляет от 300 до 2000 процентов. Если килограмм героина в Афганистане стоит 9 тысяч долларов, то в Таджикистане — 25 тысяч, а в Москве — до 150 тысяч долларов.
По последним данным, в сферу активной наркодеятельности только в Москве вовлечено около 20 тысяч человек. При этом данные МВД РФ свидетельствуют о том, что число преступлений, связанных с наркотическими и сильнодействующими веществами, за последние пять лет возросло с 16255 до 96645, то есть почти в шесть раз. Из 10 имущественных преступлений практически каждые шесть совершаются наркоманами. Подавляющее число из этих преступлений совершено лицами в возрасте до 35 лет.
Наркотики, как известно, требуют больших денег. Наркоману со стажем, использующему героин, требуется сегодня ежедневно до 500 рублей на приобретение наркотика. Естественно, что легальным путем добыть эти деньги в подавляющем большинстве случаев не представляется возможным. Соответственно, наркомания в своем зародыше несет преступление.
Данные статистики неумолимо свидетельствуют о теснейшей связи роста наркомании в стране с ростом числа заболеваний СПИДом, вирусным гепатитом и другими серьезнейшими заболеваниями. В результате этого значительно увеличиваются расходы государства на их лечение.
Нельзя не обратить внимания на то, что, по данным МВД РФ, в стране число беспризорных детей приближается к миллиону. Среди этой категории наркомания становится повседневным явлением — практически каждый второй или уже попробовал, или уже употребляет наркотики на более-менее регулярной основе.
Новым опасным явлением стало появление «семейной наркомании», то есть случаев, когда один член семьи вовлекает в наркоманию других. Это особенно заметно на уровне молодых семей, прежде всего в Москве и других крупных городах. По предварительным данным, таких пар насчитывается уже несколько десятков тысяч. Зафиксированы случаи, когда малолетних детей в наркоманию вовлекали собственные родители.
Крайне тревожные данные, связанные с наркоманией, поступают из Вооруженных Сил страны. По многим регионам, в частности Москва, Подмосковье, Калининград, в последние два-три года практически каждый 12-й призывник пробовал наркотики. А каждый тридцатый принимал их более-менее регулярно.
Если в 1980-х годах употребление наркотиков в армии было достаточно большой редкостью (за исключением военнослужащих, участвовавших в боевых операциях в Афганистане), то сегодня это стало одной из серьезных проблем — случаи употребления наркотиков и распространения их в военных подразделениях есть во всех без исключения военных округах и насчитываются сотнями. Есть зафиксированные случаи наркомании и в федеральных органах безопасности.
Если в советское время случаи регулярной доставки наркотиков в места заключения преступников были достаточно редкими, то в настоящее время практически во всех исправительных заведениях страны приходится сталкиваться с возрастающим и, главное, хорошо организованным потоком поставки наркотиков. В том числе это касается и мест, где находятся несовершеннолетние преступники. По некоторым предварительным данным, в последнее время ежегодно в места заключения передавалось от 100 до 200 килограммов различных наркотиков. В местах заключения сегодня находится около одного миллиона человек. Таким образом, формируется гигантская база для расширения потребления наркотиков на перспективу.
Статистические данные и информация врачей наркологических диспансеров показывают, что в России излечиваются (то есть, выдерживают без наркотиков более одного года) всего лишь пять-шесть процентов наркоманов. И то эти данные связаны, прежде всего, с крупными городами. В малых городах или в сельской местности шансов на излечение практически нет, ввиду отсутствия и специалистов, и центров по реабилитации.
К началу 1994 г. в медицинских учреждениях России было зарегистрировано с диагнозом «наркомания» 38,7 тысяч человек, к концу 1994 г. — 49,9 тысяч, к концу 1995 г. — 65 тысяч, а на начало 1997 г. — 88 тысяч. То есть за 4 года количество больных в России выросло более чем в 2 раза. Но эта цифра не показывает реальной динамики.
Если учесть, что истинное число наркоманов, как принято считать специалистами, в 10 раз превышает число зарегистрированных больных, то общее их количество в России в настоящее время приближается к миллиону человек. Опасность наркотического вала тем более велика, что за последние десять лет в результате отсутствия должного финансирования количество наркологических диспансеров в целом по России сократилось на треть, число наркологических коек – на 60 (!) процентов, а количество врачей-наркологов – на 25 процентов.
В настоящее время Россия притягивает торговцев наркотиками по двум основным причинам: огромный, практически не освоенный, внутренний рынок и одна из ключевых стран в схеме транзита наркотических средств. Для внутреннего рынка основной поток наркотиков идет со среднеазиатского направления: Афганистан, Пакистан и бывшие республики Советского Союза (Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Казахстан и пока еще в очень небольшой степени Туркмения). Это, прежде всего, героин и опиум.
Как известно, первый вал наркотиков из Афганистана на территорию Советского Союза обрушился в период афганской войны. В настоящее время существует мощная, хорошо отлаженная сеть поставок наркотиков с территории Афганистана, где производством наркотиков занято несколько десятков тысяч человек. По данным ООН, Афганистан в год поставляет на черный рынок около 300 тонн опия. Кроме того, участились случаи переправки в Россию чистого героина, вырабатываемого в лабораторияхна территории Пакистана.
При этом в России, как система профилактики молодежной наркомании, так и система реабилитации, постмедицинской, психолого-социальной находится в зачаточном состоянии. Общество фактически не имеет сколь либо серьезного иммунитета в отношении этой страшной угрозы, оно практически беззащитно.
Низкая эффективность профилактических и реабилитационных программ со всей очевидностью показывает, что ни наука, ни практика не располагают пока надежными средствами противодействия наркотикам.
Анализ современной литературы позволяет констатировать, что применение традиционных методов лечения алкоголизма и наркомании не дает требуемого эффекта. В современной наркологии используется большой набор специфических медикаментозных средств: психотропные, дезинтоксикационные и плазмозамещающие препараты, витамины, гормоны, микроэлементы и другие. При этом терапевтический эффект оказывается маловыраженным и нестабильным.
В последние годы в наркологии ведущую роль отводят патогенетическому лечению алкоголизма и наркомании. Используют препараты, устраняющие нарушенные нейромедиаторные процессы в лимбических структурах мозга. В этом плане большое количество работ посвящено коррекции обмена дофамина и нейропептидов. Так, в наркологической практике используют блокаторы опиатных рецепторов (налоксон, налтрексон), антидепрессанты, нейролептики, транквилизаторы, антиконвульсанты и другое. Все перечисленные препараты не нашли широкого применения в лечении алкоголизма и наркомании, так как имеют множество противопоказаний, побочных эффектов и осложнений, а полученный терапевтический эффект часто является нестойким, маловыраженным. Это касается в первую очередь снятия психологической зависимости.
В связи с принятием нового закона, где вводятся ограничения на применение в наркологической практике психоактивных веществ, особо актуальным становится разработка безмедикаментозных методов снятия психологической зависимости.
Исследования области психофизиологии мозга, направленные на нахождение мозговых коррелятов тех или иных психических процессов, психических функций, дают возможность по-новому осмыслить ряд психотерапевтических методик и техник, которые в последние годы стали широко использоваться в специальных лечебных заведениях и в многочисленных обществах и центрах, созданных для предоставления населению услуг психологического и психотерапевтического направления.
Большинство психотерапевтических методик можно рассматривать как комплекс приемов, направленных на взаимодействие с памятью субъекта, в частности, с эмоциональной памятью.
Взаимодействие субъекта со своим опытом в форме переживания и трансформации этого опыта наиболее явно протекает в психотерапевтических техниках, основанных на использовании состояния полных или частичных возрастных регрессий. В психологической литературе неоднократно отмечалось, что подобное взаимодействие будет носить характер переживания самого широкого спектра и результатом такого переживания будет обретение человеком нового смысла или даже целого жизненного мира (7, 23, 30), где искусственно вызванная возрастная регрессия рассматривается в качестве особого расширенного состояния сознания (РСС), обладающего большой спонтанной целительной силой за счет доступа к резервным возможностям человеческого организма. Это относится к таким направлениям психотерапии, как психоанализ (классический) З.Фрейда, гештальт-терапия Ф. Перлза, психосинтез Р. Ассаджиоли, нейролингвистическое программирование Р. Бэндлера и Д. Гриндера, холотропная терапия С. Грофа, ребефинг Л. Орра, вайвейшн Дж. Леонарда, Свободное Дыхание (Козлов, Всехсвятский), холодинамика и другим (5, 12, 36, 62, 95, 121). Для комплексного использования этих психотехнологий применяется понятие интенсивные интегративные психотехнологии (ИИПТ), введенное в научный обиход в начале 90-х годов в психологию, психотерапию В.В. Козловым.
Интегративный подход, принимая тотальную реальность нашего мира как объективной, подчеркивает факт того, что мы сами выбираем включенность в нее. До тех пор, пока этот выбор реализуется нашим сознанием, интегративный подход предлагает не бороться с материальным миром, а принять ее полностью, тем самым достигая целостности осознания. Крайним выражением интегративного подхода является «искусство безусловного принятия», которое мы культивировали на уровне методологического принципа в начале 90-х годов. При этом усилия человека сосредоточены на осознании конфликтов
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|