Сделай Сам Свою Работу на 5

НАРКОМАНИЯ - ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ





МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

Ярославский государственный университет

 

 

ПСИХОТЕХНОЛОГИИ

В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Выпуск 10.

Под редакцией

Владимира Козлова

 

Ярославль, 2005

ББК 88.4 + 53.57

УДК 159.99

Сборник издается по решению кафедры социальных технологий Ярославского государственного университета им. П.И.Демидова и РИО МАПН.

Психотехнологии в социальной работе. Вып.10./Сб. под ред. Козлова В.В.– Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2005 – с.

Сборник статей представляет обзор теоретических и экспериментальных работ по социальной работе и психологии.

Книга адресована социальным работникам, социальным педагогам, практическим психологам и специалистам в области социальной работы.

Статьи опубликованы в авторской редакции.

Ó Козлов В.В., 2005

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Глава 1. Теория И МЕТОДОЛОГИЯ

Социальная работа как профессия с интегративными функциями

В.В. Козлов (Ярославль)

НАРКОМАНИЯ - ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

В.В.Козлов (Ярославль)

ИНТЕГРАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И КОММУНИКАТИВНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ



В.А.Мазилов (Ярославль)

Роль ИСС в творческой реализации личности

Д.И.Абрамов (Ярославль)

Гармоничная личность

И.В. Алхимина (Ярославль)

ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОВЕРИЯ

В ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ

И.В.Антоненко (Москва)

Определение социально-психологического смысла корпоративной культуры организации

Г.А. Бортко (Иркутск)

Технологии социальной работы с пожилыми людьми

Е.Б.Воробьев (Ярославль)

Дельфинотерапия, как одно из направлений трансперсональной психологии и психотерапии

С.Д. Дороганич (Москва)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ: ЭМПИРИЯ И ТЕОРИЯ

И.Н.Карицкий (Москва)

Проблема саморегуляции личности – психологическое измерение

В.В.Козлов (Ярославль), Ракчеев С.А. (Н.Новгород)

АРХЕТИПЫ И СИМВОЛЫ В РОМАНЕ М.А.БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

С.Л.Копылов

Виды кризисов и психологических практик реабилитации кризисной личности

О.В. Кузнецова (Ярославль)

Социально-психологические формы одиночества в историческом аспекте

О.В. Лазарянц (Ярославль)

Внутренний и внешний мир ребенка



О.А. Мошенская (Пенза)

Картографический подход к состояниям сознания.

А.М.Проворов (Ярославль)

ПРОБЛЕМА СТРЕССА РАССТАВАНИЯ У ПРИЗЫВНИКОВ СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ

С.В. Радионова, О.П. Фролова (Иркутск)

Осознанная саморегуляция и успешность тренировочной деятельности

С.А.Ракчеев (Н.Новгород)

ОСОБЕННОСТИ КОГНЕТИВНЫХ СТИЛЕЙ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ С АГРЕССИВНЫМ И АУТОАГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Л.В.Сенкевич (Москва)

Индивидуально-психологические особенности лиц, обращающихся к нетрадиционным методам психологической поддержки

Л.Ф. Сенкевич (Москва)

Обман, как социальное и психологическое явление

И. Точилкина (Москва)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФЕНОМЕНОЛОГИИ НЕОБЫЧНЫХ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ

М.И. Фаерман (Ярославль)

Технологии социальной работы с инвалидами

в современной России

В.И. Юркина (Ярославль)

Глава 2. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ

Технологии фандрайзинга в деятельности общественных организаций

И.Ф. Албегова (Ярославль)............................................................................ 104

Технологии деятельности общественных организаций в разработке и реализации социальной политики в отношении пожилых людей

И.Ф. Албегова, Е.Б. Воробьев (Ярославль)................................................. 109

Славянский обряд как интегративная психотехнология

Н.В. Ананьичева (Ярославль)........................................................................ 113

Гендерные проблемы в женской психотерапевтической группе

Л.В. Бызова (Иркутск).................................................................................... 116

Роль дельфинотерапии в преодолении последствий травмы рождения

С.Д. Дороганич (Москва)............................................................................... 120



Технологии социальной работы с людьми суицидального поведения

Т.В. Дробинина (Ярославль).......................................................................... 122

Реабилитация людей с психическими проблемами в центрах совместного проживания

А.Л.Зусман, С.В.Радионова (Иркутск)......................................................... 124

Проблемы трудоустройства молодых специалистов

Д.В.Козин (Ярославль)................................................................................... 126

Проблема психологического сопровождения ригидной личности

В.В.Козлов (Ярославль), В.Н.Выходцева (Москва).................................... 129

Актуальные проблемы психологии современного менеджемента

Г.М. (Мануйлов С.Петербург)……………………………………………….

Психологические аспекты коллектива в условиях рынка

Г.М. Мануйлов (С.Петербург), В.В. Новиков (Ярославль)………………..

Психодрама как психосоциальный метод

М.В.Манышкина (Ярославль)........................................................................ 131

Комплексная профилактика страхов старших дошкольников

О.В. Масляная.................................................................................................. 134

Новый подход к лечению психосоматических заболеваний, преимущественно манифестирующих психическим радикалом

И.Г. Никифоров, А.А. Даниленко (Иркутск)............................................... 136

Технологии деятельности Норского геронтопсихиатрического центра Ярославской области по реабилитации лиц старшей возрастной группы

А.В. Попова (Ярославль)................................................................................ 139

Психологические проблемы образования взрослых

Д.А.Прохорова (Казань)................................................................................. 141

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАФОР В ДИАГНОСТИКЕ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

С.В. Радионова, О.П. Фролова (Иркутск).................................................... 144

Влияние темпо-ритмической структуры музыки на психофизиологическое состояние человека

Ю. Рыжов (Москва)......................................................................................... 146

Оценка персонала организации с использованием компетенций

Ю. Сергеев (Москва)....................................................................................... 149

Психотерапевтические условия женской самоидентификации

О.П. Фролова, С.В. Радионова (Иркутск).................................................... 154

Экстралингвистические предпосылки возникновения ресурсного состояния при переводе художественного текста

Н.В. Шилова (Челябинск).............................................................................. 157

Глава 3. экспериментАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Мотивация образования как фактор подготовки специалистов по социальной работе

Ю.В.Бабак (Ярославль).............................................................................. 162

Влияние вида реабилитации на изменение степени самооценки инвалидов

Т.В. Бирюкова (Киров)................................................................................... 163

Трансформация поведения ригидной личности в процессе групповой работы

В.Н.Выходцева (Москва)............................................................................... 167

Изучение особенностей осознания индивидами статусной структуры группы и влияния групповой структуры на характер межличностных отношений

И.В. Демчук (Ярославль)................................................................................ 169

Нарушение произвольного внимания у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в младшем школьном возрасте

М.С.Дьячкова (Ярославль)............................................................................. 177

Нарушение способности к распознаванию психических состояний других людей у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в старшем дошкольном возрасте

М.С.Дьячкова (Ярославль)............................................................................. 181

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДОМИНИРУЮЩИХ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И ТИПОВ ТЕЛЕСНОГО ОБРАЗА

Н. А. Зеленская, Н.Г. Богданович (Иркутск)............................................... 184

К вопросу о роли ситтера в холотропном процессе

Т.Клименко (Ярославль)................................................................................. 186

Интенсивные тренинги – проблема психологической эффективности

В.В. Козлов (Ярославль), Г. Шибаева (Москва).......................................... 187

Полеты жизни и смерти. – Эрос и Танатос в инфантильных фантазиях о левитации

С.Л. Копылов (Иркутск)................................................................................. 191

Особенности развития личности дошкольника в сюжетно-ролевой игре

А. А. Максутова (Иркутск)............................................................................ 204

Влияние интенсивных интегративных психотехнологий на самоактуализауцию личности

Л.В. Мялкина (Ярославль)....................................................................... 208

Телесно оринтерованные техники в практике социальной работы

Л.В. Мялкина (Ярославль)............................................................................. 211

ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВЕННЫХ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ

В.В. Подшивалов (Ярославль)....................................................................... 215

Проблема мотивации профессиональной деятельности социальных работников

А.С.Тростин (Ярославль).......................................................................... 225

Проблема влияния РСС на функциональное состояние клиента

Г. Шибаева (Москва)....................................................................................... 228

Смысловое содержание гендерной идентичности студентов-мужчин

Н.А.Шухова (Новосибирск)........................................................................... 231

Исследование типов гендерной идентичности мужчин методом факторного анализа ее содержания

Н.А.Шухова, А.М.Голубев (Новосибирск)......................................... 239

Отношение к свободному времени в современной молодёжной среде

М.Г. Юркова, М.Н. Мазуренко (Иркутск)........................................... 246

Аспекты трансформации ценностно-смысловой сферы наркозависимых под влиянием духовно-ориентированной программы реабилитации

М.Г.Юркова, Н.В.Крохта, И.Г.Ванкон (Иркутск)....................................... 254


Глава 1. Теория И МЕТОДОЛОГИЯ

 

Социальная работа как профессия с интегративными функциями

В.В. Козлов (Ярославль)

Уже прошло 15 лет с тех пор, когда изменения в экономической, политической и социальной жизни нашей страны способствовали становлению принципиально новой профессии, назначение которой - оказание компетентной социальной помощи населению, гуманизация социокультурной среды в нашей жизни, содействие в социальном формировании личности – социальной работы.

С тех пор не изменилось назначение социальной работы - помогать восстанавливать взаимовыгодное взаимодействие между личностью и обществом для улучшения качества жизни каждого. Вне сомнения, опыт показал, что социальная анимация, то есть оживление социальных отношений и связей в обществе, не реализовалась социальной работой.

На современном этапе социальный работник выполняет функции, которые раньше делили между собой различные государственные структуры (в органах образования, здравоохранения, социального обеспечения и пр.) и общественные организации. Он призван осуществлять социальную защиту каждого человека, его прав и интересов; содействовать в решении конкретных проблем, помогатьв нужде и одиночестве. Можно сказать, что с процессом формирования профессии «социальная работа» растет и его уровень интегрированности со своими специфическими задачами, целями, функциями.

Социальная работа – единая и интегрированная профессия. Одновременно она может быть представлена целым веером разновидностей, специализаций: социальный педагог-психолог семейного (широкого) профиля, этнолог, социальный юрист, эколог,валеолог,социальный аниматор, геронтолог; социальные работники более конкретной, узкой специализации (по работе с беженцами, инвалидами, с группами социального риска, медицинский социальный работник и др.) или работающие с определенной возрастной группой (социальная работа с детьми, социальная работа с престарелыми и др.) либо в определенных общеобразовательных учреждениях (школьный социальный работник, социальный работник на производстве), в специфических сферах микросреды (социальный работник в общине, на селе, социальный работник в воинской среде).

Интегративность профессии социального работника проявляется и в многомерности функций:

- диагностическая;

- организаторская;

- прогностическая;

- предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая;

- организационно-коммуникативная;

- охранно-защитная.

Вне сомнения, специфичность проявления, специализация, профиль социальной работы определяется регионально-этническими особенностями, потребностями конкретного социума, а также личностными и профессиональными возможностями специалистов, но при этом всегда имеет интегрированный и полифункциональный характер.

Социальные нише, которые занимает социальный работник, могут быть разными:

- социально-педагогические и социально-психологические службы учреждений образования (дошкольных, внешкольных, общеобразовательных учреждений, колледжей, лицеев, школ-интернатов, детских домов, ПТУ, средних учебных заведений, вузов и пр.);

- социальные службы специализированных учреждений (домов престарелых, семейных детских домов, центров реабилитации, социальных приютов, спецшкол для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии, бирж труда и др.);

- социальные службы предприятий, организаций и учреждений, общежитий, коммерческих структур, творческих, общественных организаций, различных фондов, банков, благотворительных организаций;

- социальные службы муниципальных органов и их учреждений (социально-педагогические, культурно-спортивные комплексы, центры социальной педагогики и социальной работы; отделы по социальной защите населения, отделения социальной помощи на дому и другие органы опеки);

- службы культурного досуга (подростковые клубы, дома культуры, сельские клубы, школы народных ремесел, семейные клубы, парки и др.);

- валеологические и физкультурно-оздоровительные службы (профилактории, реабилитационные комплексы, центры народных средств оздоровления и лечения при больницах, медпунктах, на дому);

- частная практика.

Как показывает десятилетний опыт реального распределения выпускников специалистов по социальной работе после Ярославского университета, перечень этих социальных ниш еще больше.

Независимо от места работы существует определенная этапность, стадийность деятельности социального работника:

1. Подготовительный (ориентировочный, диагностический, ознакомительный).

2. Организационный - создание системы социальной работы в данном социуме в соответствии с выделенными проблемами и нуждами, организация непосредственной деятельности среди населения, формирование актива волонтеров, координация функций и пр.

3. Углубляющий, уточняющий, совершенствующий конкретные формы и методы социальной работы.

Специфика функций социального работника предполагает органическое сочетание личностных и профессиональных качеств, их интегративное единство, что отражено в этическом и профессиональном кодексе.

Так, к числу обязательных качеств и умений социального работника отнесены:

- эмпатийность;

- психологическая компетентность;

- человечность и гуманность, милосердие;

- деликатность и тактичность;

- организаторские и коммуникативные способности, экстравертированность;

- высокая духовная культура и нравственность;

- социальный интеллект (т.е. умение адекватно воспринимать и анализировать социальные ситуации и других людей);

- умение быть интересным для окружающих и неформальным в работе с клиентом;

- направленность на интересы, потребности и защиту человеческого достоинства клиента;

- умение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн клиента;

- стремление к постоянному повышению профессиональных знаний;

- честность, моральная чистота в профессиональных делах; соблюдение этики взаимоотношений с людьми и т.п.

К большому сожалению, та образовательная система, которая сложилась при подготовке социальных работников в вузах, не может, не в состоянии (это нужно признать честно) готовить специалистов с вышеуказанными качествами и умениями. Наверно, основная проблема образования – не ориентированность на формирование личности с заданными качествами.

Прошло 15 лет с той поры, как социальная работа оформилась организационно: определены условия оплаты труда социальных работников, разработаны должностные инструкции, определены права и обязанности социальных работников. В течение этого времени десятки вузов России осуществляют подготовку специалистов по социальной работе, осуществляется курсовая подготовка и переподготовка социальных педагогов и социальных работников с выдачей им регистрационных и категорийных сертификатов.

Одновременно следует признать (хотя это и очень грустно), что основные задачи в подготовке специалистов все еще не достигнуты. Не реализована программа по диагностике профессиональной пригодности к социальной работе и не осуществляется научно обоснованной отбор будущих специалистов. Все еще нет структурного единства системы отбора, допрофессиональной, базовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.

Особенной ущербностью отличается функциональная наполненность содержания образования, которая должна обеспечивать социальную активность, профессиональную компетентность, широкое мировоззрение, чувство ответственности и достаточный диапазон практических умений социального работника.

В системе вузовского образования, к сожалению, все еще отсутствует взаимосвязь научной, методологической, специальной, психолого-педагогической подготовки специалистов и вместо формирования стиля мышления, необходимого для профессионального самосовершенствования, личностного роста мы выпускаем специалистов часто ригидных и пессимистичных, эгоцентричных и прагматичных, далеких от гуманистических ценностей профессии.

Это десятый сборник по теме «Психотехнологии в социальной работе». Я их выпускал в надежде, что социальная работа и вправду станет духовным путем для многих специалистов, в том числе выпускников нашего факультета.

Не все надежды оправдываются.

Но Надежда все-таки остается.

 

 

НАРКОМАНИЯ - ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

В.В.Козлов (Ярославль)

Современная стадия развития цивилизации характеризуется тем, что большинство вопросов жизнеобеспечения практически сняты благодаря развитию индустриальных и информационных технологий. Человек создал для себя искусственную экологическую нишу, производит огромное количество предметов потребления, управляет сложнейшими механизмами, но его собственная психика остается постоянным источником непредсказуемых и необъяснимых проблем. Наркомания стала в настоящее время тем пороком, с которым не справляется высокоинтеллектуальное человечество.

Наркотики были известны человечеству и применялись как лечебные или одурманивающие средства еще в глубокой древности. Но, несмотря на знакомство с наркотиками и их применение в медицине, а также в быту, наркомания как заболевание получила распространение лишь после XIX века.

В начале XXI века наркомания приняла угрожающие размеры. По данным Всемирной организации здравоохранения наркотики заняли первое место среди виновников преждевременной смерти людей.

В настоящее время в России наркомания стала поистине национальным бедствием: статистика сообщает, что за десять лет смертность от употребления наркотиков в нашей стране увеличилась в 12 раз. Это среди взрослых, а среди детей – в 42 раза. Установлено, что в школах из ста ребят восемьдесят пробуют наркотики, двадцать из восьмидесяти попадают в зависимость и только двое из двадцати освобождаются от зависимости. Одним из главных показателей, характеризующих состояние общества и государства, является здоровье граждан. Экономические и политические потрясения приводят к росту числа различных заболеваний (в частности, к росту числа людей, зависимых от наркотических веществ). Процесс наркотизации в развитых странах стал заметен в послевоенный период, но уже с 60-х гг. наркотизация приобрела массовый характер, и в первую очередь она охватила подростковый и юношеский возрасты. Одновременно ученые, врачи, психологи разрабатывали программы борьбы с наркотизацией, которые позволяли затормозить ее распространение.

Но за 40 лет развитые зарубежные страны научились «купировать» проблему, держать её хоть в каких-то рамках. Сегодня там существует система правового, медицинского, социального и прочего обеспечения реабилитации наркоманов, одновременно с этим – мощная государственная пропагандистская кампания против наркотиков и развитая система образовательно-воспитательных мероприятий.

Россия вступила в «мировой процесс наркотизации» позднее, приблизительно с середины 1980-х, но тотально. Динамика такова, что сейчас следует говорить уже о глобальной угрозе вырождения народа, гибели генофонда нации. Несмотря на то, что официальная статистика отражает лишь самые общие тенденции наркотизации населения, существуют различия в данных разных ведомств. Общепризнанна высокая неучтенность немедицинского потребления наркотиков.

Распространение наркомании на территории быв­шего Советского Союза, особенно в России, происходит угрожающими темпами. Об этом свидетельствуют, прежде всего, статистические данные Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов здравоохранения России, других министерств и ведомств. Однако есть все основания полагать, что на самом деле ситуация выглядит еще более тревожно, чем по­казывает статистика. За последние годы количество наркоманов в стра­не возросло примерно в три с половиной раза и, по мнению специалистов, при сохраняющейся тенденции число лиц, злоупотребляющих нарко­тиками, в России уже к концу десятилетия мо­жет превысить уровень в три миллиона человек. Таким образом, с учетом, прежде всего, возраст­ной категории большинства наркоманов (13-25 лет), под угрозой оказывается фактически все новое поколение страны.

Особое беспокойство российского общества дол­жен вызывать тот факт, что за последнее десяти­летие в 6,5 раз увеличилось число женщин, упот­ребляющих наркотики. По данным Минздрава, на начало 1998 года за немедицинское потребление наркотических средств, психотропных и сильнодействующих ве­ществ в целом состояло на медицинском учете около 219 тысяч человек, из которых примерно 39 тысяч несовершеннолетних и более 25 тысяч женщин.

Особенно тревожит рост наркомании среди школьников, прежде всего в крупных городах, а также в студенческой среде — в шесть-восемь раз за последние четыре года. По последним данным, например, в Санкт-Петер­бурге каждый пятый школьник уже познакомил­ся с наркотиками, а во многих школах в старших классах регулярно потребляют наркотики до тре­ти учеников. В Москве во многих высших учебных заведени­ях, несмотря на предпринимаемые усилия со сто­роны руководства вузов, начинающих вести антинаркотическую пропаганду, наркомания прини­мает все более открытую форму.

Таким образом, начинается процесс деградации значительной части тех, кто мог бы составить новую образованную и квалифицированную элиту государства, в которой оно действительно крайне нуждается на этапе перехода к рыночной эко­номике. Ведь подавляющее число хронических наркоманов не доживает до 30 лет. Средняя же продолжительность жизни ушедших из жизни наркоманов после начала употребления наркотиков – 4-4,5 года.

Вызывает тревогу, прежде всего, то, что нарко­тики становятся все более и более доступными молодежи, что на российский рынок во все воз­растающем объеме выбрасываются новые нарко­тические вещества, в том числе мощного разру­шающего действия.

Например, в школах Москвы отмечены факты массовой продажи наркотиков по сверхзаниженным ценам с очевидной целью обеспечить привы­кание к наркотикам как можно большего числа школьников. Естественно, что впоследствии цена резко повышается. Фиксируются случаи и бес­платного (разумеется, на первом этапе) распро­странения наркотиков во многих регионах стра­ны в молодежной среде. В частности, в Приамурье в ходе акции «Жизнь без страха» установлено, что около 10 процентов молодых людей употребляют наркотики регуляр­но, а почти 25 процентов пробовали наркотики. В качестве наркотиков в России широкое распространение получили маковая соломка, опий-сы­рец и опийный раствор, марихуана, эфедрин, га­шиш, героин, кокаин, «экстази» (метилендиоксинметиламфетамин).

Вместе с тем особую опасность создает появле­ние новых синтетических наркотиков, в том чис­ле и производимых собственно в России. Только за 1997 г. органами внутренних дел выяв­лено 848 подпольных лабораторий, в которых про­изводились наркотики или шла работа над созданием новых. Характерно, что во многих из них работали профессиональные химики, сумев­шие разработать наркотические средства нового поколения. Часть таких лабораторий находилась нелегально непосредственно в учебных заведени­ях, в частности в Москве. Общий объем синтетических препаратов, изъя­тых в подобных лабораториях, увеличился почти в 1,5 раза. Только в Москве и Санкт-Петербурге ежемесяч­ный оборот наркорынка составляет около 90 мил­лионов долларов, а в целом по стране денежный оборот от продажи наркотиков составляет почти 1,5 миллиарда долларов в год. По предварительным данным, за прошедший год эта сумма составила более 2,5 миллиардов. В то же время некоторые западные специалисты на­зывают цифру в 5 и даже в 7 миллиардов долла­ров.

«Норма прибыли» при операциях с наркотиками составляет от 300 до 2000 процентов. Если кило­грамм героина в Афганистане стоит 9 тысяч долларов, то в Таджикистане — 25 тысяч, а в Моск­ве — до 150 тысяч долларов.

По последним данным, в сферу активной наркодеятельности только в Москве вовлечено около 20 тысяч человек. При этом данные МВД РФ свидетельствуют о том, что число преступлений, связанных с наркотичес­кими и сильнодействующими веществами, за пос­ледние пять лет возросло с 16255 до 96645, то есть почти в шесть раз. Из 10 имущественных преступлений практичес­ки каждые шесть совершаются наркоманами. Подавляющее число из этих преступлений совер­шено лицами в возрасте до 35 лет.

Наркотики, как известно, требуют больших де­нег. Наркоману со стажем, использующему геро­ин, требуется сегодня ежедневно до 500 рублей на приобретение наркотика. Естественно, что легальным путем добыть эти деньги в подавляющем большинстве случаев не представляется возможным. Соответственно, нар­комания в своем зародыше несет преступление.

Данные статистики неумолимо свидетельствуют о теснейшей связи роста наркомании в стране с ростом числа заболеваний СПИДом, вирусным гепатитом и другими серьезнейшими заболевани­ями. В результате этого значительно увеличива­ются расходы государства на их лечение.

Нельзя не обратить внимания на то, что, по дан­ным МВД РФ, в стране число беспризорных де­тей приближается к миллиону. Среди этой кате­гории наркомания становится повседневным яв­лением — практически каждый второй или уже попробовал, или уже употребляет наркотики на более-менее регулярной основе.

Новым опасным явлением стало появление «се­мейной наркомании», то есть случаев, когда один член семьи вовлекает в наркоманию других. Это особенно заметно на уровне молодых семей, преж­де всего в Москве и других крупных городах. По предварительным данным, таких пар насчитыва­ется уже несколько десятков тысяч. Зафиксиро­ваны случаи, когда малолетних детей в наркома­нию вовлекали собственные родители.

Крайне тревожные данные, связанные с наркома­нией, поступают из Вооруженных Сил страны. По многим регионам, в частности Москва, Подмос­ковье, Калининград, в последние два-три года практически каждый 12-й призывник пробовал наркотики. А каждый тридцатый принимал их более-менее регулярно.

Если в 1980-х годах употребление наркотиков в армии было достаточно большой редкостью (за исключением военнослужащих, участвовавших в боевых операциях в Афганистане), то сегодня это стало одной из серьезных проблем — случаи упот­ребления наркотиков и распространения их в военных подразделениях есть во всех без исключе­ния военных округах и насчитываются сотнями. Есть зафиксированные случаи наркомании и в федеральных органах безопасности.

Если в советское время случаи регулярной дос­тавки наркотиков в места заключения преступ­ников были достаточно редкими, то в настоящее время практически во всех исправительных заве­дениях страны приходится сталкиваться с возра­стающим и, главное, хорошо организованным потоком поставки наркотиков. В том числе это касается и мест, где находятся несовершеннолет­ние преступники. По некоторым предварительным данным, в пос­леднее время ежегодно в места заключения пере­давалось от 100 до 200 килограммов различных наркотиков. В местах заключения сегодня находится около одного миллиона человек. Таким образом, фор­мируется гигантская база для расширения потреб­ления наркотиков на перспективу.

Статистические данные и информация врачей наркологических диспансеров показывают, что в России излечиваются (то есть, выдерживают без наркотиков более одного года) всего лишь пять-шесть процентов наркоманов. И то эти данные связаны, прежде всего, с круп­ными городами. В малых городах или в сельской местности шансов на излечение практически нет, ввиду отсутствия и специалистов, и центров по реабилитации.

К началу 1994 г. в медицинских учреждениях Рос­сии было зарегистрировано с диагнозом «нарко­мания» 38,7 тысяч человек, к концу 1994 г. — 49,9 тысяч, к концу 1995 г. — 65 тысяч, а на на­чало 1997 г. — 88 тысяч. То есть за 4 года коли­чество больных в России выросло более чем в 2 раза. Но эта цифра не показывает реальной ди­намики.

Если учесть, что истинное число наркоманов, как принято считать специалистами, в 10 раз превы­шает число зарегистрированных больных, то об­щее их количество в России в настоящее время приближается к миллиону человек. Опасность наркотического вала тем более вели­ка, что за последние десять лет в результате от­сутствия должного финансирования количество наркологических диспансеров в целом по России сократилось на треть, число наркологических коек – на 60 (!) процентов, а количество вра­чей-наркологов – на 25 процентов.

В настоящее время Россия притягивает торгов­цев наркотиками по двум основным причинам: огромный, практически не освоенный, внутрен­ний рынок и одна из ключевых стран в схеме тран­зита наркотических средств. Для внутреннего рынка основной поток наркоти­ков идет со среднеазиатского направления: Афганистан, Пакистан и бывшие республики Со­ветского Союза (Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Казахстан и пока еще в очень неболь­шой степени Туркмения). Это, прежде всего, ге­роин и опиум.

Как известно, первый вал наркотиков из Афганистана на территорию Советского Союза обрушил­ся в период афганской войны. В настоящее время существует мощная, хорошо отлаженная сеть по­ставок наркотиков с территории Афганистана, где производством наркотиков занято несколько де­сятков тысяч человек. По данным ООН, Афгани­стан в год поставляет на черный рынок около 300 тонн опия. Кроме того, участились случаи переправки в Рос­сию чистого героина, вырабатываемого в лабора­торияхна территории Пакистана.

При этом в России, как система профилактики молодежной наркомании, так и система реабилитации, постмедицинской, психолого-социальной находится в зачаточном состоянии. Общество фактически не имеет сколь либо серьезного иммунитета в отношении этой страшной угрозы, оно практически беззащитно.

Низкая эффективность профилактических и реабилитационных программ со всей очевидностью показывает, что ни наука, ни практика не располагают пока надежными средствами противодействия наркотикам.

Анализ современной литературы позволяет констатировать, что применение традиционных методов лечения алкоголизма и наркомании не дает требуемого эффекта. В современной наркологии используется большой набор специфических медикаментозных средств: психотропные, дезинтоксикационные и плазмозамещающие препараты, витамины, гормоны, микроэлементы и другие. При этом терапевтический эффект оказывается маловыраженным и нестабильным.

В последние годы в наркологии ведущую роль отводят патогенетическому лечению алкоголизма и наркомании. Используют препараты, устраняющие нарушенные нейромедиаторные процессы в лимбических структурах мозга. В этом плане большое количество работ посвящено коррекции обмена дофамина и нейропептидов. Так, в наркологической практике используют блокаторы опиатных рецепторов (налоксон, налтрексон), антидепрессанты, нейролептики, транквилизаторы, антиконвульсанты и другое. Все перечисленные препараты не нашли широкого применения в лечении алкоголизма и наркомании, так как имеют множество противопоказаний, побочных эффектов и осложнений, а полученный терапевтический эффект часто является нестойким, маловыраженным. Это касается в первую очередь снятия психологической зависимости.

В связи с принятием нового закона, где вводятся ограничения на применение в наркологической практике психоактивных веществ, особо актуальным становится разработка безмедикаментозных методов снятия психологической зависимости.

Исследования области психофизиологии мозга, направленные на нахождение мозговых коррелятов тех или иных психических процессов, психических функций, дают возможность по-новому осмыслить ряд психотерапевтических методик и техник, которые в последние годы стали широко использоваться в специальных лечебных заведениях и в многочисленных обществах и центрах, созданных для предоставления населению услуг психологического и психотерапевтического направления.

Большинство психотерапевтических методик можно рассматривать как комплекс приемов, направленных на взаимодействие с памятью субъекта, в частности, с эмоциональной памятью.

Взаимодействие субъекта со своим опытом в форме переживания и трансформации этого опыта наиболее явно протекает в психотерапевтических техниках, основанных на использовании состояния полных или частичных возрастных регрессий. В психологической литературе неоднократно отмечалось, что подобное взаимодействие будет носить характер переживания самого широкого спектра и результатом такого переживания будет обретение человеком нового смысла или даже целого жизненного мира (7, 23, 30), где искусственно вызванная возрастная регрессия рассматривается в качестве особого расширенного состояния сознания (РСС), обладающего большой спонтанной целительной силой за счет доступа к резервным возможностям человеческого организма. Это относится к таким направлениям психотерапии, как психоанализ (классический) З.Фрейда, гештальт-терапия Ф. Перлза, психосинтез Р. Ассаджиоли, нейролингвистическое программирование Р. Бэндлера и Д. Гриндера, холотропная терапия С. Грофа, ребефинг Л. Орра, вайвейшн Дж. Леонарда, Свободное Дыхание (Козлов, Всехсвятский), холодинамика и другим (5, 12, 36, 62, 95, 121). Для комплексного использования этих психотехнологий применяется понятие интенсивные интегративные психотехнологии (ИИПТ), введенное в научный обиход в начале 90-х годов в психологию, психотерапию В.В. Козловым.

Интегративный подход, принимая тотальную реальность нашего мира как объективной, подчеркивает факт того, что мы сами выбираем включенность в нее. До тех пор, пока этот выбор реализуется нашим сознанием, интегративный подход предлагает не бороться с материальным миром, а принять ее полностью, тем самым достигая целостности осознания. Крайним выражением интегративного подхода является «искусство безусловного принятия», которое мы культивировали на уровне методологического принципа в начале 90-х годов. При этом усилия человека сосредоточены на осознании конфликтов

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.