|
Преступная деятельность и другие серьезные обвинения
Конечно же, преступления и другая непривлекательная деятельность, которой занимается ряд движений, не могут не вызывать беспокойства в обществе. Произошла ужасная трагедия в Джонстауне. Имели место убийства, совершенные «Семьей» Мэнсона. Ядовитая змея была посажена в почтовый ящик адвоката, который успешно провел дело против движения Синанон. Последователей движения Дети Бога убеждали заниматься проституцией «ради Иисуса» или вовлекали в «кокетливую рыбалку» (теперь оставленная ими практика добывания денег и привлечения новых последователей при помощи секса), а ряд «писем Мо», предназначенных для внутреннего употребления в движении (брошюрки, написанные лидером движения Давидом «Моисеем» Бергом), невозможно охарактеризовать иначе как порнографию. Более того, одна из дочерей Берга обвинила его в кровосмесительных отношениях с ее сестрой и попытках склонить к тому же ее саму.1
«Семья» Мэнсона покупала дорогие потребительские товары, мошенничая с кредитными карточками, или же на деньги, полученные от продажи наркотиков. Среди их «игр» была и такая: они забирались в чужие дома, крали еду и другие предметы, переставляли вещи, нарочно стараясь сделать это тогда, когда ничего не подозревающие владельцы были дома. В 1979 году одиннадцать ведущих сайентологов (включая жену Рона Хаббарда) были осуждены по обвинению в краже правительственных документов США. Сан Мэн Мун недавно отбывал наказание в тюрьме за нарушения налогового законодательства. Имеется ряд сообщений о том, что в разных районах США кришнаиты обвинялись в перевозке наркотиков, в нарушении прав детей, в содержании складов оружия и в убийстве. В штате Орегон против тридцати четырех последователей движения Раджниша, включая самого Бхагвана, было выдвинуто обвинение в следующих правонарушениях:
«попытка убийства, совершение физического насилия первой степени, совершение физического насилия второй степени, поджог первой степени, кража со взломом, вымогательство, укрывательство беглого преступника, подслушивание с помощью электронной аппаратуры, нарушение иммиграционного законодательства, ложные показания представителям власти США и преступный сговор».2
Все большее количество сообщений приходит из Западной и Восточной Европы, а также из Северной Америки о случаях ритуальных жертвоприношений, при которых страдают животные. В Германии и США подростки обвинялись в убийстве, после того как стали сатанистами.3 Средства массовой информации сообщали, что ведется расследование о случаях жертвоприношений младенцев сатанистами в Великобритании.1 Известно также значительное количество болеемелких правонарушений, совершаемых представителями других движений, например: торговля без лицензии, незаконное получение пособий по социальной помощи, получение виз или превышение кредита в банке по представлении ложных сведений, перегора-живание шоссейной дороги и т. п.
Такие правонарушения, безусловно, совершает и множество других людей, не имеющих никакого отношения к НРД. Кроме того, много преступлений было совершено против самих НРД их противниками. Помимо большого числа незаконных похищений членов движений с открыто признаваемой целью «депрограммировать жертву НРД» имели место убийства, поджоги, обстрелы и несколько попыток взрыва зданий, принадлежавших кришнаитам, движению Раджниша, движению «Путь» и Церкви Объединения (во Франции такое нападение привело к серьезным телесным повреждениям).2 Не один раз последователей движения Ананда Марга в Индии убивала толпа.3 В Филадельфии в 1985 году полиция сбросила бомбу на дом, в результате чего погибли семеро представителей оппозиционной негритянской группировки Движение и четверо их детей.4 В некоторых случаях нарушителем основных прав человека по отношению к последователям НРД оказывается политический режим. Подобно тому, как чудовищным преследованиям подвергались движение Свидетелей Иеговы в нацистской Германии, Бахаи в Иране или члены общины Ахма-дийа в Пакистане,5 кришнаиты в СССР страдали в тюрьмах за свои убеждения, хотя следует заметить, что благодаря недавним переменам движение Сознания Кришны признано теперь в России религией и его последователи выпущены из тюрем, лагерей и психических лечебниц.'
Ананда Марга — из тех НРД, которые отрицают все обвинения, выдвинутые против них и их последователей. Они яростно протестовали против преследований со стороны Индийского правительства в период Чрезвычайного Положения, объявленного Индирой Ганди в 1970-х гг.1 Были случаи, когда члены этого и других НРД, обвиненные или даже осужденные за преступления, впоследствии добивались амнистии или отмены приговоров. Например, известно, что
«последователи Ананда Марга арестовывались и признавались виновными в Великобритании, Австралии, Таиланде и Филиппинах по обвинению в хулиганских нападениях на представителей правительства Индии, направляемых в эти страны... Эти акции в основном имели место в то время, когда господин П. Р. Шаркар находился в тюрьме и последователи Ананда Марга добивались его освобождения без всяких условий».2
Обвинения по этим нападениям, однако, были сняты. Шаркар (Шрии Шрии Анандамурти) был освобожден из тюрьмы в 1978 г., когда выдвинутое против него обвинение в убийстве было опровергнуто по апелляции; а трое его последователей, осужденные в Австралии за преступный сговор с целью убийства, были амнистированы в 1985 г., после того как отсидели в тюрьме семь из 16 назначенных им по приговору лет.3
Некоторые из последователей движений, не будучи замешанными в преступной деятельности, всеми силами пытались привнести в свои НРД порядок. Например, Управляющий Комитет движения кришнаитов исключив гуру, виновных в нарушениях, последние годы много усилий затрачивает на то, чтобы следить, не злоупотребляют ли лидеры движения положением руководителей.1 Большинство же НРД в Западной Европе и Северной Америке (а их насчитывается более тысячи) никогда не обвинялись ни в каких серьезных преступлениях.
И все же факт остается фактом: вступив в движения, предлагающие простые способы решения проблем своих участников и всего мира, где адепты живут в относительно замкнутых общинах, а лидеры наделены харизматической властью, люди могут оказаться перед риском совершать поступки, которые в «прежней» жизни считали постыдными.
Физическое насилие
Физическое насилие имеет место в НРД, особенно в более изолированных движениях, и чаще там, где лидер облечен неограниченной властью. В предыдущем разделе упоминались некоторые из числа самых вопиющих случаев избиений, пыток и убийств. Как и в остальном обществе, в НРД встречаются мужья, избивающие своих жен, и родители, которые плохо обращаются со своими детьми. Здесь, однако, опять полезно будет увидеть всю картину в целом, на этот раз ознакомившись с результатами исследования «насилия, связанного с культами», проводившегося в 1983-1984 гг. Институтом изучения религии в Америке:
«В подавляющем большинстве нетрадиционных религиозных объединений случаев насилия не наблюдалось. Большая часть обследуемых групп напоминает более близкие нам и более укорененные общины традиционных Церквей: в них случились один-два инцидента, но они нетипичны для их обычного образа жизни. То небольшое число нетрадиционных религиозных объединений, в истории взаимоотношений с обществом которых присутствовало насилие, скорее всего, являются исключением из группы движений, именуемых обычно „культами"».'
Далее в приведенном Отчете есть замечание, которое относится не только к насилию, но также и к другим вызывающим общественное беспокойство сторонам деятельности НРД:
«Многие группы, обнаружившие устойчивую тенденцию к насилию в отношениях с обществом, недостаточно освещаются антисектантскими средствами массовой информации, а то и вовсе не попадают в сферу их интереса. Такой недостаток внимания частично объясняется тем, что в фокусе средств информации находятся в основном те движения, которые занимаются вербовкой в свои ряды молодежи. Группы, применяющие насилие, по своему составу либо преимущественно негритянские (антисектантские объединения, как правило, состоят из белых представителей среднего класса), либо старше по возрасту.»2
Определяя насилие как поведение, последствиями которого являются телесные повреждения или существенный урон собственности, Институт изучения религий в Америке делает из проведенного исследования ряд выводов. На самом общем уровне был сделан вывод, что насилие, связанное с сектами, в принципе вряд ли когда-либо исчезнет. К такому пессимистическому заключению ученых привело следующее соображение:
«культы составляют лишь часть общей темы религиозного насилия: в истории человечества религия была ответственна за войны и бесчисленные акты насилия против отдельных личностей... она использовалась для санкционирования рабства, унижения женщин, и все существующие свидетельства дают основание ожидать, что она и впредь будет использоваться для того, чтобы как-то оправдать амбиции религиозных лидеров».3
На более детализированном уровне в исследовании говорится, что, во-первых,
некоторые культы открыто санкционировали и продолжают оправдывать насилие.4
Примеры этому можно найти среди Чернокожих Мусульман и в Церкви Агнца Божьего. Кроме того, упоминается новая волна право-христианских группировок, которые открыто провозглашают себя антинегритянскими или антисемитскими и связаны с Ку-Клукс-Кланом. Примером здесь может служить Церковь Иисуса Христа-Христианина, руководимая Ричардом Гирнтом Батлером, которая недавно пыталась установить свое влияние в Великобритании.* Во-вторых,
насилие вырастает также из косвенного одобрения, заложенного в системы вероучений определенных религиозных групп, которые и служат рациональным обоснованием тенденции к насилию у членов группы.2
В отчете приводятся примеры того, как людям внушаются стереотипы, которые «дегуманизируют» их. Так Церковь Сайенто-логии называет людей «источниками неприятностей» и «угнетателями»; мормоны и мунисты клеймят общество за пределами своих движений как «сатанинское», антисектантские движения, говоря о последователяхНРД, называют их «беспомощными жертвами», «зомби», или «безмозглыми куклами», которые, таким образом, нуждаются в «ре-персонализации ».
Кроме того, Институт пришел к следующему заключению:
вспышки насилия возникают в большинстве случаев только после некоего периода напряженного конфликта либо между фракциями одной религии, либо между нетрадиционной религией и обществом.3
В качестве примера того, как и без того трудная ситуация еще больше обостряется, когда обе стороны культивируют атмосферу недоверия, дезинформации и враждебности, снижая тем самым вероятность мирного разрешения проблемы, приводится Церковь Синанон.
Есть и другие подобные примеры: анализ событий, предшествовавших трагедии в Джонстауне, антагонизма между Церковью Сайентологии, саньясинами движения Раджнишпу-рам, мормонами и Церковью Объединения, с одной стороны, и их многочисленными оппонентами, с другой.1 В этих работах постоянно подчеркивается, что, при некоторых обстоятельствах, было бы ошибкой ограничивать внимание экстремальными формами поведения: на спирали, по которой развивается процесс нарастания степени враждебности и девиантности, такое поведение появляется достаточно поздно; принимать же во внимание нужно динамику взаимодействия, которая приводит к такому результату.2
Есть люди, которые совершают определенные действия именно потому, что общество считает это злом. Среди наиболее сенсационных и тревожных историй, фигурировавших в заголовках газет Европы и Северной Америки в конце 1980-х гг., — сюжеты, связанные с обвинениями в ритуальных жертвоприношениях и пытках, совершавшихся сатанистами. Особенный ужас вызывают случаи, подобные тем, что уже были упомянуты, когда жертвами или даже участниками преступления становятся дети.
Не следует, однако, думать, что все без исключения сата-нисты, или хотя бы большинство их ставят перед собой цель причинять вред окружающим. Многие обвинения против сата-нистов при расследовании оказываются ложными или необоснованными.3 Существует ряд движений, против которых никогда не выдвигалось сколько-нибудь серьезных обвинений, несмотря на то, что их последователи присягали на верность «Его Инфернальному Величеству». Церковь Сатаны особо указывает своим последователям на необходимость держаться в рамках принятых в стране законов и не делать никому вреда в достижении сатанинских целей. По словам основателя движения Антона Лавея:
«Мы, сатанисты, гордимся тем, что мы леди и джентльмены — пусть грешники, но тем не менее, леди и джентльмены».
Утверждают, что Лавей, бывший служащий полиции, носит звание капеллана в департаменте полиции Сан-Франциско и имеет в полиции много друзей и что некоторые из этих друзей вступили в его церковь. Говорят также, что он «все еще работает консультантом по делам, связанным с оккультизмом».1 Проводилось исследование Церкви Трапеции, ответвления Церкви Сатаны, в заключении которого содержатся утверждения о позитивных элементах этого культа.2 (См. также утверждение Эдварда Дж. Муди)3
Известно и другое. В ряде случаев, послуживших основанием для серьезного беспокойства, участвовавшие в них молодые люди ко времени экспериментирования с сатанистскими практиками уже пробовали, в одиночку или с друзьями, наркотики, слушали тяжелый металл-рок или читали книжки о поклонниках сатаны и сатанистских ритуалах.4 Известно, что
«из более миллиона зарегистрированных в США за последние пять лет преступлений только 60 были зафиксированы полицией как связанные с сатанизмом».5
Большинству людей, которые «балуются» сатанистскими ритуалами или черной магией, это вскоре надоедает, и они переходят к другим, не столь отталкивающим, занятиям. Однако несомненно и то, что некоторые стороны сатанизма могут привлекать к себе психопатов с садистскими наклонностями. Также очевидно, что без сатанизма было бы совершено на 60 преступлений меньше.
Освободившийся в 1967 году в возрасте 33 лет из тюрьмы и имевший до того несколько приговоров за кражи, сутенерство и многочисленные другие правонарушения Чарльз Майлз Мэнсон (которого называли и Иисусом Христом, и Сатаной) появился на сцене в Хэйт Эшбюри, Сан-Франциско. Противник общественного порядка, антисемит и расист, Мэн-сон, похоже, разочаровался в хиппи и вскоре основал свою «парамилитаристскую мистическую секту».' Идеологическое беззаконие, царившее в коммуне, где жили молодые последователи Мэнсона, в Долине Смерти, в Калифорнии, уравновешивалось только авторитарным контролем, который Мэнсон имел над своей «семьей».2 В августе 1969 Шэрон Тэйт, киноактриса, жена кинорежиссера Романа Полански, и еще четыре человека, находившиеся в ее доме на Беверли Хиллз, стали жертвами ритуального убийства. Шэрон Тэйт была на восьмом месяце беременности. Все тела были жестоко изуродованы. На следующий день произошло убийство миллионера, владельца супермаркета, и его жены. Как сообщается, Мэнсон просто хотел убедиться, что его «рабы» не испугались после убийств в доме Тэйт.3 Очевидно, так и было: после убийства пятеро «рабов» приняли душ, чтобы смыть кровь, и сели перекусить продуктами, взятыми из холодильника своих жертв.
Убийства, совершенные сектой Мэнсона, больше даже, чем трагедия в Джонстауне, дают чудовищный урок того, к чему можно склонить человека, поддавшегося влиянию сильного ха-ризматического лидера. Эти убийства были, с любой точки зрения, совершенно нелепы и отвратительны, и тем не менее последователям Мэнсона их осуществление, похоже, казалось исполненным смысла. (Мэнсон утверждает, что никогда не «давал указаний» членам своей «семьи» кого-либо убивать).4 Такие чудовищные зверства случаются редко, однако они все же случаются. Считать, что каждый вступающий в НРД окажется в том же положении, что последователи Мэнсона, так же абсурдно, как думать, что каждый переходящий улицу попадет под машину. В то же время забывать о подобных кошмарах так же глупо, как вообще отрицать, что при переходе улицы человек может быть сбит машиной.
Какими бы ни были мотивы, религиозные верования никогда не могут служить оправданием насилия против личности. Во всех случаях, когда есть предположение, что имеет место физическое насилие, необходимо информировать полицию или соответствующие местные власти.
Обман
Вполне возможно, что последователи НРД в большинстве своем не являются ни более правдивыми, ни более лживыми, чем представители остальной части общества. Отдельные члены НРД стараются быть безупречно честными даже в мелочах. Однако, как уже говорилось, не все движения остаются до конца честными ни в отношении того, что они собой представляют, ни в отношении точного определения своих убеждений, ни относительно практической стороны своей деятельности. Новообращенные могут оказаться затянутыми в движение, даже не подозревая о том, какое практическое воплощение обретут некоторые из прельстивших их принципов. Обращающие в свою веру представители НРД могут много говорить о таких понятиях, как «любовь» или «служение Богу», слова не сказав о том, как они выражают эту любовь и в чем видят служение. Может оказаться, что «любовь» выражается лишь в сексе, а «служение Богу» понимается как насилие по отношению к тем, кто, по понятиям движения, Богу не служит.
Некоторые НРД, или, по крайней мере, некоторые члены движений выработали своего рода псевдорелигиозные оправдания для многих весьма бесчестных действий, называя их «священным обманом» или «трансцендентными трюками» и т. п.1 Иные представители НРД считают возможным не открывать свою принадлежность к движению, оправдывая это тем, что средства массовой информации создали движению такую плохую репутацию, что потенциальный адепт должен сам разобраться, каково же оно на самом деле, без предубеждений, которые может вызвать у него название НРД.
Что касается сокрытия от обращаемых истинных целей движения, то ведь, как показывает история, и проповедники Евангелия считали для себя возможным сначала устанавливать личные отношения с потенциальным сторонником и знакомить его с самыми основными принципами вероучения, а затем сообщать ему то, что они считают нужным, в более детализированной или в более сложной форме.1 Однако члены некоторых НРД не просто скрывают правду, они отрицают ее и открыто лгут потенциальным обращаемым и другим людям «со стороны». Более того, в некоторых НРД члены лгут своим же единоверцам. Не являются исключениями случаи, когда члены НРД не знают об истинной деятельности их лидеров: на что уходят деньги, от кого конкретно исходят указания или каковы конечные цели лидеров.
Иногда представители НРД, собирающие деньги, получают указания говорить, что собранные средства пойдут на продукты и одежду для стариков, молодых наркоманов или для бедных в странах третьего мира.2 Иногда подобные утверждения являются явной ложью, иногда — некоторым искажением действительности. В других случаях представители движения могут внушить себе, что говорят правду, но их понимание того, что называется, например, «христианской миссионерской работой», будет отлично от понимания тех, у кого они берут деньги.
Некоторые движения имеют несколько названий или дочерних организаций и не всегда очевидно, что ответвление связано с организацией, хорошо известной. Таким образом, движение может привлечь человека, который разделяет его политическую, но не религиозную платформу; убедить человека подписать петицию по какому-либо конкретному вопросу, в то время как он бы и не подумал этого сделать, если бы догадывался об истинной природе основной организации. Люди достаточно легко могут согласиться сдать в аренду зал «милым молодым христианам», не отдавая себе отчета в том, что это, скажем, Дети Бога. (Один из способов опознать организацию — попросить ее адрес или телефон, так как, если они действительно Дети Бога, то почти наверное не дадут своих координат. Да и многие другие НРД скорей всего откажутся снимать помещение, если им будут задавать слишком много вопросов о том, как они собираются его использовать и что за организацию собой представляют). Бывает, что родители посылают детей в школу, куда ни за что бы не отдали своих чад, если бы знали, каких взглядов придерживается штат школы и чему их там могут научить.1 Люди могут записаться на курсы менеджмента. философии, экономики и др. с целью самообразования, не по нимая того, что им предложат курс философии или экономики, не имеющий ничего общего с тем, который преподается в местном техническом колледже.
ГЛАВА 6
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ИНДИВИДА
Самоубийство
Невозможно узнать, сколько членов НРД покончили жизнь самоубийством. Как говорилось ранее в разделе Чего стоят страшные истории, было бы неправильным утверждать, что покончивший с собой член какого-либо НРД сделал это исключительно вследствие своей причастности к движению. К тому же нельзя забывать о людях (их немало), которые признают, что были потенциальными самоубийцами до встречи с движением, придавшим их жизни новый смысл и направление.
Тем не менее значение смерти для человека может радикально меняться в зависимости от его веры,1 и очевидно, что некоторые самоубийства явились прямым результатом вовлеченности в НРД. В истории религии небезызвестны массовые самоубийства: в 1190 году иудеи Йорка, подобно иудеям в Ма-саде до них, совершили массовый акт самоубийства,2 в последние десятилетия семнадцатого века тысячи староверов сжигали себя в России.3 Со времени ужасной трагедии в Гайане в 1978 году в бесчисленных сообщениях средств массовой информации и в антисектантской литературе стали появляться, как правило, бездоказательные утверждения, что массовые самоубийства являются потенциальной особенностью и других многочисленных НРД, за которыми прочно закрепилось название «культы».1 Ни у кого не вызывает сомнения, что событие в Джонстауне было кошмаром. Что же конкретно привело к трагедии, менее ясно. Необходимо помнить, однако, что, во-первых, состав группы и географические условия Джонстауна отличались по ряду важнейших критериев практически от всех остальных НРД.2 Во-вторых, все больший интерес вызывают те многие люди, которые не покончили с собой. Магнитофонные записи собраний и показания некоторых из оставшихся в живых делают очевидным то, что многие из погибших были умерщвлены. Главный медицинский эксперт и главный бактериолог Гайанского правительства заявил, что не более чем 200 человек умерли добровольно, многие же скончались от яда, инъецированного в ту часть плеча, куда самому сделать укол практически невозможно.3 Некоторые комментаторы полагают, что и сам Джонс был умерщвлен.4 Однако почти не остается сомнений в том, что чудовищные «репетиции самоубийств» происходили еще до того, как «Народный Храм» переместился из Калифорнии в Гайану.5
Говорят, что Мэнсон испытывал степень духовного развития своих последователей, поднося нож к их горлу и спрашивая, можно ли ему их убить. Когда «верный адепт» отвечал:
«Конечно, Чарли, ты можешь убить меня», Мэнсон вручал последователю нож и говорил: «Теперь и ты можешь убить меня». В Южной Корее 29 августа 1987 года на заводском чердаке были обнаружены связанные и с кляпами во рту трупы 33 последователей Парк Сун Я («Милосердная Мать»). Рядом с грудой тел валялись бутылки с наркотиками, и не было никаких признаков того, что жертвы сопротивлялись удушению или отравлению. Власти считают, что имел место договор о суицид-ном убийстве.2
Несколько юных членов Ананда Марга, которые сами принесли себя в жертву, служат примером еще одного вида самоубийств. Они протестовали против тюремного заключения в Индии их лидера. Двое из этих людей перед тем, как совершить самосожжение в Германии в 1978 году, сделали следующее заявление:
«Шрии Шрии Анандамурти заключен в тюрьму по ложному обвинению. Уже шесть лет он сидит там и пять из них постится после попытки отравления...
Хотя общественное духовное движение Ананда Марга преследуется и поносится безнравственными людьми во всем мире, его деятели в самоотверженном служении приносят в жертву свои жизни...
Наше жертвоприношение совершается по нашему собственному, независимому решению. Мы делаем это из любви ко всем людям, бедным, эксплуатируемым и страдающим».3
Трагедии происходили и тогда, когда члены того или иного НРД были абсолютно уверены в своей неуязвимости, защищенности от смерти, и ситуация, в которую они себя ставили, лишь стороннему наблюдателю казалась суицидальной. Сотни членов Движения Святого Духа в Уганде двинулись навстречу своей смерти после заверений их лидера Алисы Лаквена о том, что масло из дерева бассия защитит их от пуль правительственных войск.4 И кажется крайне неправдоподобным, чтобы многие из погибших пошли в бой добровольно. Как сообщается, они пошли под нажимом банды Алисы Лаквена, обращавшей в свою веру словами, вроде: «Присоединяйся к нам, или мы изрубим тебя пангами (мачете)».
В Мемфисе, штат Теннесси, семеро чернокожих мужчин, последователей Линдберга Сандерса, считавшего полицию антихристом и предсказывавшего конец света в следующий понедельник, взяли в заложники полицейского и объявили, что «Дьявол умер». Тогда полиция ворвалась в дом, убивая членов группы, которые явно верили в то, что сами они умереть не могут.2 Можно сказать, что подобные случаи не являются самоубийствами. Но можно утверждать, однако, и то, что подобными действиями члены группировки навлекли на себя смерть, что эти действия были следствием их веры, влияния лидера или динамики развития ситуации, в которой вражда между членами группы и чужими постепенно вышла из-под контроля обеих сторон.
Психическое здоровье
Иногда самый факт обращения человека в НРД воспринимается как знак того, что он или она страдает психическим расстройством, особенно, если этот человек признается в каком-либо религиозном опыте или говорит о событиях сверхъестественного порядка.3 В этом нет ничего нового. Люди, которые верят в то, что другим кажется неправдоподобным, часто слывут сумасшедшими. Иногда они и в самом деле бывают психически больными, когда это подтверждается иными, чем их религиозные представления, критериями. Путь, на который становится общество, начиная считать людей психически больными единственно на основании их религиозных или идеологических представлений, опасен и западные страны во всеуслышание от него отказались.
Другая распространенная версия состоит в том, что действия, предписываемые человеку, вступившему в НРД, вполне могут привести его к психическому заболеванию. Однако доказательств того, что члены большинства НРД страдают психическими расстройствами, более серьезными, чем их ровесники из «внешнего мира», очень немного. Например, два исследователя из Медицинского Центра Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе протестировали 50 человек, которые были или являются членами какого-либо НРД, и сообщили, что:
«Степень осознания испытуемыми методов, которыми они подходят к своим проблемам или решают их, была различной, но неизменно находилась в пределах нормы.1
В результате тестирования интеллектуального, личностного и психического состояния не выявлено никаких данных, которые дали бы основание предполагать, что кто-либо из испытуемых не в состоянии мыслить здраво или хотя бы ограничен в этой способности. При тестировании выявлено скорее то, что эта группа может считаться интеллектуально одаренной».2
В тех же случаях, когда у членов движения обнаруживают психическое расстройство, нередко выясняется, что определенные проблемы были еще до прихода в НРД, и движение едва ли могло повлиять на ситуацию. Иногда «утробная» атмосфера, в которой человек получает четкие указания, не принимая при этом самостоятельных решений, позволяет ему справиться с той ситуацией, в которой он, будучи предоставлен себе сам, оказывается бессильным. Есть свидетельства в пользу того, что после вступления в движение некоторым людям стало в ряде отношений легче жить.
Ряд научных работ содержит критику методологии исследований, в которых утверждается, что определенные группы дают благотворные результаты. Так, Финкельштейн и др. завершают критический обзор литературы по «осэ» словами:
Эта литература напоминает то, что писалось ранее о групповой психотерапии и других формах гуманистической терапии. В ней содержится лишь несколько объективных исследований конечных результатов; все остальное — положительные свидетельства и анекдотического характера сообщения о психологическом ущербе. Такого рода сообщения собирались сторонниками «осэ», и они явно страдают неверной методологией. Более объективные и точные исследования не подтверждают, что психологические изменения, отмечаемые у тех, кто прошел осэ-тренинг, являются специфическим следствием этого тренинга. Напротив, положительный результат тренинга может быть неспецифическим эффектом установочного ожидания. Сообщения о психологическом ущербе как следствии осэ-тренинга остаются анекдотами, однако больным психозами или пограничными со-стояниями участие в тренинге противопоказано'
Голландское Правительственное Исследование Новых Религиозных Движений делает вывод о том, что
в целом новые религиозные движения не являются реальной угрозой психическому здоровью общества;2
и
нет никаких доказательств того, ... что новые религиозные движения непременно должны иметь серьезное патогенное воздействие на своих членов. Общепризнано, что бывшие члены нередко [заявляют] о наличии у них психических проблем, но эти последние а) как правило, не носят серьезного характера; б) не носят специфического характера и в) с одной стороны, обычно можно проследить их связь с проблемами, которые существовали до вступления в движение, а с другой стороны, это не более, чем трудности адаптации... Следовательно, на наш взгляд, нет нужды в каких-либо защитных мерах.
Подобным образом, говоря в своем Отчете правительству Онтарио о том, что опыт участия в некоторых движениях может способствовать или быть фактором ряда заболеваний, Хилл в то же время подчеркивает, что это не является основанием для того, чтобы отождествлять практику того или иного движения с причиной психического или физического расстройства.1 В заключение сообщается, что «санкций на новые правительственные меры касательно воздействия каких-либо групп на здоровье своих членов дано не было».2
Тем не менее ситуации, в которых член НРД доводит себя до состояния крайнего нервного истощения или получает иной ущерб от своего участия в движении, несомненно, встречаются. Как показывает история, глубокая вера в адский огонь, в злые силы или проклятия, одержимость сатаной может стать причиной неудержимого ужаса или непреодолимого чувства вины. В крайних случаях такие состояния могут способствовать потере человеком контроля над собой с причинением вреда себе и окружающим. В ином случае подобные убеждения приводят к тому, что человек замыкается, утрачивает всякую уверенность в себе и самоуважение. И, как уже говорилось в других разделах, давление со стороны единоверцев (а иногда и посторонних) может поставить новообращенного в ситуацию крайней тревоги, особенно когда он начинает разрываться между старыми и новыми ценностями, взаимоисключающими представлениями и несовместимыми привязанностями.
Если родственники или друзья всерьез начали сомневаться в психическом здоровье члена НРД (как, впрочем, и любого другого близкого человека), они должны незамедлительно обратиться за медицинской помощью. Тут появляется другая проблема: найти подход к этому человеку, убедить его в необходимость принять профессиональную помощь. Об этом речь пойдет позже.
Наркотики
Таких НРД, в которых бы поощрялось употребление запрещенных законом наркотиков, мало.3 Растафары часто курят ганджу (вид марихуаны, выращиваемый на Ямайке), превращая это в своего рода таинство - ритуал, который может быть соотнесен с «приятием чаши».1 Незначительное меньшинство среди неоязыческих групп отстаивает право на употребление «священного вещества» как «могущественного орудия», но лишь постольку, поскольку это требуется в сакральных целях.2 В 1972 году, надышавшись химического вещества толуола, — практика, достаточно случайно введенная в то время в ритуал движения, — умерли два члена движения Семья Любви. В Джонстауне, Гвиана, были обнаружены в немалом количестве наркотики, предназначенные для воздействия и контроля над поведением людей. Это усиливает подозрение, что данное движение использовалось для проведения экспериментов по модификации поведения.
Некоторые движения не мешают своим членам употреблять наркотики, хотя сами и не являются сторонниками подобной практики. Многие НРД (взять хотя бы Общество Сознания Кришны и Брахма Кумарис) категорически запрещают использование наркотиков. Предметом гордости некоторых движений является то, что они способствовали исцелению своих членов от наркотической зависимости. Мунисты включились в войну с наркомафиейА Борьбе с наркоманией посвятила себя Нарко-нон, одна из многих организаций, связанных с Церковью Сай-ентологии.
Если обнаруживается, или даже если возникает подозрение, что член НРД употребляет запрещенные или опасные наркотики, реагировать на это следует так же, как в случае с человеком, не состоящим ни в каком движении.
Иногда говорят, что сами НРД являются чем-то вроде наркотика, поскольку формируют привычку, создают зависимость и могут быть причиной серьезных психических и физических недугов. Конечно, существуют отдельные способы, используемые рядом НРД для оказания на некоторых своих последователей влияния, в чем-то сходного с влиянием некоторых наркотиков. Какие-то движения и в самом деле гордятся тем, что могут помочь людям «подняться на вершины любви». Правда и то, что покидающие движение иногда испытывают ощущения, в чем-то напоминающие симптомы ломки.
Нужно, однако, помнить, что между теми представлениями и поступками, которые вызваны химическим воздействием на человеческий мозг, и теми, которые вызваны социальным или психологическим воздействием на человеческий разум, есть большая разница. Если ставить перед собой задачу понять, что происходит, и решить, какие действия следует предпринять (в случае необходимости), сравнение с наркотиком скорее может ввести в заблуждение, чем помочь.
Конечно, различие между душой и телом не столь очевидно, как это может показаться из предыдущего абзаца. С одной стороны, понятно, что для тех, кто употребляет марихуану, недостаточно научиться, так сказать, технике приема. Описание ощущений, получаемое новичком через общение с другими, играет решающую роль в процессе формирования его как курильщика марихуаны. Если человек предполагает длительное время употреблять наркотик, то он должен научиться получать удовольствие от действия этого вещества. Если он хочет, чтобы в наркотической субкультуре его приняли как своего, то должен научиться определять для себя ощущения, вызываемые употреблением наркотика, как приятные (даже если изначально эти ощущения показались ему неприятными, непонятными или пугающими).
С другой стороны, физиологические изменения могут произойти и без употребления химических веществ.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|