Сделай Сам Свою Работу на 5

Православный миссиологический анализ НРД





Изучение НРД православными богословами и, в первую оче­редь, миссиологами предполагает анализ деятельности НРД, оценку и анализ причин их успеха или просчетов, критический взгляд на свои слабости, обусловливающие недостаточность миссионерской ак­тивности. Предлагаемый ниже весьма краткий анализ может быть полезен и православному верующему, и неправославному исследова­телю. Он показывает, что преодоление влияния НРД православными требует обстоятельного изучения ситуации, наблюдения динамики процесса и тщательного анализа взаимодействия множества факторов. О том, что такого рода подход есть подход миссионерский, обстоя­тельно и веско говорит Блаженнейший и Святейший Игнатий IV, Патриарх Антиохийский: Среди самых насущных задач... быть вни­мательными к современномунеоязычеству — не столько ради того, чтобы его проклинать, но чтобы его преодолевать через углубление нашей веры, по примеру св. Иустина (II век), различавшего во всем «семена Слова» . (Игнатии IV, Патриарх Великой Антиохии и Всего Востока, Православие и совре­менность: направление свидетельства, на богословском факультете Афинского уни­верситета 19 апреля 1991 года // «Русская мысль» — № 4173 (8-14 мая 1997 года). «Церковно-общественныи вестник» № 15, 8мая 1997 г., с. 4.) В другом разделе своего выступления перед право­славными студентами-богословами Патриарх Игнатий развивает свою мысль: «Распространяющаяся сегодня новая «духовность» принимает чрезвычайно размытые формы — от оккультизма и магии до весьма тонких типов гностицизма — и начинает кристаллизоваться в мисти­ческом движении, получившим название New Age. Эта духовность кажется антихристианской, но разве христианство, которому она себя противопоставляет, не является слишком часто выродившимся, не сводится ли оно к сентиментальному пиетизму и злобному морализму манихейского толка?» . (Там же, с. 4.)



Можно было бы процитировать и другие суждения авторитетного православного богослова и иерарха, но уже этого достаточно для того, чтобы подчеркнуть, как важен и необхо­дим анализ православной церковной жизни, критический поход и ре­шимость повысить свой духовный потенциал, обновить свою духов­ную жизнь.



Описать весь спектр НРД непросто, он весьма широк, нет дос­таточно корректных социологических данных, но даже первичный и поверхностный анализ сложившейся ситуации, например, в Санкт-Петербурге, приводит к следующим выводам:

а) Успех проповедников и «миссионеров» НРД прямо пропор­ционален недостатку активности и отсутствию энтузиазма (и прежде всего любви) у миссионеров традиционных церквей, в частности, пра­вославных. (Конечно, отсутствие миссионерской активности в течение 70 лет, невозможность иметь соответствующее учебное заведение или хотя бы кафедру миссиологии и т. п. объективные причины многое объясняют.)

б) Этот успех стал возможен в силу практически полной религи­озной безграмотности общества. В церковной среде очевидно отсут­ствие активности в изучении мирянами Библии (это одно из обвине­ний православных свидетелями Иеговы). А в светской среде — ни в школах, ни в ВУЗах до сих пор нет полноценного знакомства с ре­лигией (есть попытки и в частных, и даже в государственных шко­лах, но они не систематичны, и необходима их серьезная критика). Государственные учреждения, правительственные структуры и органы местного управления не имеют соответствующих специалистов, но тем не менее назначают чиновниками, ответственными за урегулирование взаимоотношений религиозных общин с государством, людей без ка­кого-либо религиозного или церковно-исторического образования.

в) Отсутствие религиозного образования в обществе и отсутст­вие катехизации в необходимом объеме в приходах объясняет некото­рое отчуждение потенциальных прихожан от традиционных церквей, поскольку традиционные церковные культуры представляют собой особый мир, требующий знакомства с ним, понимания, постепенного вхождения, заботливого руководства этим вхождением.



г) Значительная доля успеха НРД обусловлена эффектом по­гружения новичка в мир особого тепла и заботы, в тесную общину, в «семью», в ту атмосферу, которой он, как правило, лишен (непони­мание в родной семье; конфликт поколений и тяжелые жилищ­ные условия; отсутствие общественных неформальных структур, за исключением, пожалуй, групп «фанатов» в поп-культуре; недостаток, а практически отсутствие тесных церковных общин с акцентом на молодежные, подростковые, женские и др. группы). Появившиеся сегодня в РПЦ «Братства» — важный опыт в этом направлении, но здесь есть проблемы, требующие особого обсуждения.

д) Многие мотивы увлечения НРД совпадают для Востока и Запада. В частности, это жажда экзотики, неудовлетворенность ре­альной жизнью, неспособность найти в ней свое место и ожидание новых возможностей в новой культуре — своего рода эмиграция в экзотику.

е) Специфический для России мотив — это острая реакция на государственный идеологический материализм прошлых лет и бытовой мещанский материализм сегодняшнего дня. Уход от него зачастую спиритуалистичен (своего рода «монофизитство»).

ж) Потребность приведения реальной церковной жизни в соот­ветствие с идеалами веры, то, что называется стремлением к обнов­лению жизни, не всегда осознается как иерархией, так клириками и мирянами. Поиски путей к очищению от пороков и недостатков, са­мокритика и открытость к опыту других традиций часто рассматри­ваются как нововведения и потому не принимаются. В Русской Пра­вославной Церкви само понятие «обновления» вызывает ожесточен­ные споры.

з) В сознании некоторых далеких от Церкви людей РПЦ дис­кредитирована обвинениями в сотрудничестве ее представителей с государственными силовыми структурами (ВЧК, НКВД, КГБ). Эти демагогические обвинения использовали, например, лидеры секты «Богородичный центр» для подрыва доверия к Церкви.

и) Многие люди, не имевшие никакого религиозного воспитания, интуитивно принимают близко к сердцу идею единства христиан. Ин­теллигентные люди (имеются в виду не просто люди с высшим обра­зованием), а также молодежь, как правило, внутренне склонны к то­лерантности. Разделение и тем более нагнетание напряжения между различными Церквами и традициями смущает и настораживает их. Многие попадают под обаяние мунистов с их «принципом унифика­ции», бахаистов или кришнаитов, заявляющих о приемлемости для них любой религии, о своей «над-конфессиональности».

к) Ряд парарелигиозных групп (типа сайентологии) привлека­тельны своим интересом к практическим вопросам психологии, социо­логии, телесному здоровью и прочим темам, которые в традиционной церковной среде не принято освещать с христианских позиций. Дос­тижения науки в этих группах подаются как прозрешм их лидеров и предполагается, что именно они (лидеры) обладают истинным знани­ем (вариант гностицизма). Для многих также привлекательны педа­гогические принципы и методики таких групп, как антропософы. Сегодня, когда в школах России идут поиски новых систем, некото­рые НРД этим пользуются и находят поддержку руководителей го­сударственного образования.

л) Успех новых религиозных движении должен беспокоить не только традиционные церкви, но и общество, государство. Недоста­ток социально-политической активности в традиционных общинах оборачивается тем, что христианство в целом воспринимается невер­но, а соответствующие новые религиозные движения ссылаются на неправильно истолкованные христианские идеалы (например, монаше­ство, аскетизм). Помочь понять это обществу — как каждому чело­веку, так и политическим лидерам — задача миссионерская, посколь­ку миссию Церкви следует понимать не политически, не как деятель­ность по вербовке новых членов, но как помощь каждому человеку в обретении духовного зрения, в продвижении по пути духовного со­зревания, совершенствования. Этот духовный рост, верит Церковь, поможет услышать и принять Благую весть, а значит, придти в Цер­ковь. Но это уже результат миссии, который далеко не всегда дос­тигается в краткие сроки.

м) Безусловно, существенны и экономические причины. Развал экономики привел к тому, что западные деньги, которые есть у многих НРД, открывают некоторые административные двери (хочется верить, что не все), позволяют арендовать залы, печатать соответствующую литературу, соблазнять новичков различными по­ездками, семинарами, бесплатным питанием и др.

н) Среди НРД особое место занимает неоязычество. В России, например, националистически ориентированное языческое движение существует достаточно давно. Сегодня появились самые причудливые его варианты, как на религиозной, так и на псевдо-религиозной осно­ве. Тема «национальная культура», уважение к ней и забота о ней поэтому приобретает дополнительное миссионерское значение.

о) Общая для Запада и Востока тема — «неогностицизм». Многие НРД попадают в эту категорию, но сюда же можно отнести и всякого рода целительства, астрологию. Иногда об этом говорят в терминах «отрицательной духовности» (сатанизм). Сюда же можно

отнести различные виды колдовства, магии, мифологии НЛО и про­чих популярных сегодня увлечений. Особого анализа требует фено­мен, получивший название «Нью Эйдж» (Новый век), поскольку этим именем принято называть самые различные движения, инициа­тивы, группы, практики, психологические методики, т. е. не только группы, которые имеет смысл квалифицировать как НРД, но и чисто научно-практические (например психотерапевтические) группы, оза­боченные телесным или душевным здоровьем.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.