|
Улучшение здоровья и долголетие
Многие члены НРД свидетельствовали, что с тех пор, как они вступили в движение, их здоровье улучшилось. В литературе, издаваемой Трансцендентальной Медитацией (ТМ), утверждается, что ТМ практикуется и рекомендуется более чем шестьюстами британскими врачами, которые считают, что она способствует предотвращению и облегчению заболеваний, вызванных стрессами. Среди многочисленных заявлений по поводу методики оздоровления Аюрведы, которая предлагается на Западе обществом Трансцендентальной Медитации, имеется и утверждение, что после ее применения у больных СПИДом стали наблюдать значительные улучшения. Сообщается также, что некая датская страховая компания предложила медитаторам тридцатипроцентную скидку на страхование жизни.1
Возможно, такая же, если не большая, скидка должна быть предложена членам Ассоциации «Пламя», которая обещает своим последователям бессмертие.2 Преследующие ту же цель Сондра Рэй, основательница Обучения Отношениям Любви, и Леонард Орр, «отец» Ребефинга, заняты исследованиями в области продолжения жизни и вместе с Бабайи, «Йогом Христом Индии», являются приверженцами доктрины о физическом бессмертии.
Общение
Многие НРД, в том числе и те, в которых не практикуется совместное проживание членов или лиц, пользующихся услугами движения, готовы тотчас же предложить дружбу и понимание в общине верующих-единомышленников. С течением времени дружелюбие прозелитов может испариться, но довольно часто именно преданность отношениям, которые впоследствии крепнут, объединяет людей. Это может произойти, даже если у обращенного имеются серьезные несогласия с движением или его руководством. Так же, как и в традиционных общинах, в НРД часто используется метафора семьи. Члены движения называют друг друга братьями и сестрами, а лидера — отцом или матерью.
Рай на земле
Рой Уоллис разделяет НРД на три типа: миротерпимые, мироутверждающие и мироотвергающие. Миротерпимые движения, в число которых он включает нео-пятидесятников, Движение харизматического обновления, а также некоторые нехристианские группы, как-то: Субуд, Общество «Этериус» и западные версии Буддийской «Нитирен Шошу» — в достаточной мере удовлетворены существующим миром или безразличны к нему. Мироутверждающие НРД, включающие членов Движения «Человеческий потенциал», заявляют о том, что могут оказать помощь индивиду совладать с современным миром и его ценностями. «Признать религиозность в движениях, отвергающих мир, гораздо легче, чем в движениях, утверждающих его»:
Движения, отвергающие мир, ожидают, что скоро начнется золотой век или что движение охватит весь мир, и, когда все станут его членами или таковых будет большинство, или же когда они станут руководителями и советниками королей и президентов, начнет действовать новый миропорядок — более простой, более гуманный и духовный, основанный на любви порядок, в котором старое зло и ошибки будут искоренены, и начнется утопия.1
Одним из наиболее известных примеров того, что Уоллис называет отвергающими мир движениями, является Церковь Объединения. Часто это движение пополняется молодыми идеалистами, желающими сделать мир лучше, но не знающими, как за это взяться. Они не просто готовы подчиниться власти, которая укажет им цель и наполнит жизнь смыслом, но и жаждут этого подчинения. Чаще это «деятели», а не праздношатающиеся мечтатели, которые легко могут увлечься каким-либо другим движением. Члены Церкви Объединения, как правило, жаждут взвалить на себя бремя тяжкого труда, жертвенной жизни, веря, что тем самым они содействуют установлению Царства Бо-жия на земле. Работа, в которую вовлекаются члены движения, может иметь различные формы, но, по большей части, она включает в себя раздобывание денег для движения и привлечение новых членов.
Если взглянуть на другие НРД, становится очевидным, что существует огромное множество представлений о том, чем больно современное общество, и объяснений его пороков, а также суждений, каким должно быть будущее общество и каковы пути следования к нему.1 Описание путей, с помощью которых НРД собираются изменить мир к лучшему, не входит в задачи данной книги. Тем не менее стоит сказать, что многие движения действительно ставят перед собой такую цель и предлагают своим членам возможность принять участие в их утопических, революционных или реформаторских усилиях.
Саморазвитие
Тип движений, утверждающих мир, по Уоллису, в значительной степени совпадает с категорией «религий субъекта» Пола Хиласа — «с движениями (включая Кериста, общину Фарм, Ребефинг, осэ (est) и Со-Советование), которые служат примером сочетания поиска смысла жизни и познания самого себя».2 Религиозная природа многих таких движений проявляется не сразу. Люди, принимающие участие в воскресных богослужениях Форума, поступающие в группы обучения техникам, подобным Трансцендентальной Медитации; или соглашающиеся записаться на курсы Дианетики, взяв тест, предлагаемый прохожим в деловом или торговом центре Лондона, вероятно, скорее хотят улучшить что-то в себе, нежели вступить в контакт с Богом или изменить мир, по крайней мере, в первое время. Когда Хилас опросил 300 человек о причинах их готовности заплатить 200 фунтов стерлингов плюс налог за возможность заниматься на семинаре по экзегезе, оказалось, что их мотивы неизменно были связаны с самосовершенствованием, улучшением личных отношений или большим успехом в достижении целей. Никто не упомянул какие-либо духовные или религиозные цели посещения семинара.3
Часто люди начинают с курса самосовершенствования или саморазвития, не намереваясь идти дальше этого, но со временем выясняется, что, для того чтобы завершить тренинг или «просвещение», необходимы дальнейшие занятия (и, соответственно, большее количество денег). Люди, начавшие с уплаты скромной суммы в 20 или 30 фунтов стерлингов, могут обнаружить, что их успехи позволяют им подняться на новый уровень, который даст им право посещать курсы, стоящие не сколько тысяч фунтов. Чтобы оплатить занятия, некоторым ничего не остается, как залезать в долги. Им может быть пред ложена возможность работать на движение, с тем чтобы про должать занятия бесплатно или за сниженную плату.
К этому времени человек ищущий может убедиться в том, что движение стремится к более высоким идеалам, нежели просто личностный рост его отдельных членов. Хилас сообщает, что выпускники Экзегезиса должны пытаться «жить как боги», что они должны искать в себе Бога и что их собственное преображение связано с преобразованием мира.1 Другой пример:
проповедник Церкви Сайентологии на предположение о том, что каждый сможет оплатить занятия, став штатным сотрудником движения, ответил следующим утверждением:
[тот факт, что] человек, ставший штатным сотрудником Церкви [Сайентологии), будет иметь скидку или заниматься бесплатно, играет в общей политике самую незначительную роль; что действительно важно, так это, хочет ли человек достичь целей Сайентологии — «цивилизации без умопомешательства, без преступлений и войн, где талантливые будут процветать и честные будут иметь все права и где Человек будет свободен в достижении желаемых высот».
В самом деле, существует несколько примеров движений, которые предлагают курсы саморазвития или самореализации, а вместе с тем и духовное или религиозное обучение, и возможность изменить мир к гораздо, гораздо лучшему. Те, кто практикует Дианетику, могут также изучать религиозную философию Рона Хаббарда в Церкви Сайентологии; подобным же образом неосаньясины Раджниша используют как философию Бхагвана, так и широкий спектр практики йоги и медитации. Так же как члены Церкви Объединения верят, что могут развить свои духовные способности, содействуя установлению Царства Божия на земле, точно так же и члены Буддийской организации «Нитирен Шошу» и Трансцендентальной Медитации верят, что их личный успех, достигнутый пением или медитацией, непременно пойдет на пользу обществу.
Религиозный опыт
Движения с более выраженным религиозным характером систем верований иногда привлекают людей, которые при ином стечении обстоятельств могли бы уйти в монастырь, чтобы посвятить себя Богу, заняться изучением религиозных вопросов и провести свою жизнь с теми, кто к этим вопросам относится серьезно. Члены движений «Нового Века» придают большее значение духовному, нежели религиозному, но они часто тоже ищут «приюта», где могли бы поделиться своим опытом с другими ищущими и вместе с ними искать плоды Эры Водолея.1
Людям, имеющим подобный опыт или желающим получить ответ на религиозные вопросы, в современном мире не всегда просто найти группу, которая позволила бы им быть религиозными. Приходящие в конце концов в НРД (и не только они) жалуются, что чувствовали себя одинокими среди сверстников, которые, как им кажется, заняты другим, и которые, попробуй они начать обсуждение религиозных вопросов, сочли бы их «свихнувшимися на религии». НРД предлагают таким людям среду, в которой «безопасно» вести подобные разговоры, где разговоры о религии являются нормой (См. также раздел «Возможности обсуждать вопросы религиозного характерам).
Многие члены НРД объясняют свое обращение наличием религиозного опыта, который помог им почувствовать, что в этом движении можно найти истину. Хотя иные и подвергают сомнению интерпретацию, которую дают их религиозному опыту в данном конкретном движении, этим опытом нельзя пренебрегать, слишком много людей имели подобные переживания, оказавшие на них глубокое влияние.2 Форма, которую может принимать религиозный опыт, варьируется от чувства единства с вселенной до общения с призраками или ясновидения.1 Переживать это человек может и в одиночку, но часто вступающие в НРД испытывают подобные состояния вместе с членами движения, к которому собираются присоединиться. Обращенный в веру Церкви Объединения рассказывал:
«Когда я в первый раз услышал слова «сделай вывод», я пережил новое рождение, совершенно опьяняющее любовью и радостью, я даже вдохновил моих родителей идеей Бога. Практически всю неделю после моего второго рождения я постоянно говорил о Боге. Мои родители думали, что я сошел с ума. Но на самом деле я был просто преисполнен духа, счастлив, я пел и был полон любви. Удивительное переживание, я до сих пор чувствую его».2
Бывший член движения, описывая переживание «обретения Знания», рассказывал (речь идет о моменте, когда Махатма (инструктор) вошел в комнату):
«Я почувствовал в голове какую-то странную силу. Я чувствовал, что от Махатмы на меня как будто движется волна энергии. Я был наполнен любовью. Это была чистая, сильная любовь. И она становилась все сильнее. Я чувствовал себя так, как чувствует себя, наверное, ветхий дом, готовый обрушиться под штормовым ветром. Я думал, что не смогу этого вынести. По моим щекам текли слезы. Чувства переполняли меня. Я не плакал так, с тех пор как учился в первом классе...
Пару дней я работал. Я просто летал: я был Богом и говорил с Богом, и подо мной был Бог, и я дышал Богом. Мой начальник рассердился; он захотел, чтобы я уволился. Наверное, если человек решил следовать за своим гуру, он уже не может считаться надежным».
ГЛАВА 4
НОВООБРАЩЕННЫЙ
Иногда считается, что человек, присоединяющийся к какому-либо новому религиозному движению, непременно принадлежит к типу беспомощных, слабых и зависимых людей. Однако на самом деле так бывает далеко не всегда, и даже не в большинстве случаев. Более того, подавляющему числу членов НРД и в будущем не уготована участь стать жалкими, слабыми или зависимыми. Члены НРД — это люди, оказавшиеся участниками движения, которое и ими самими, и посторонними воспринимается как нечто «иное». Но еще никем не было доказано, что люди, придерживающиеся каких-либо странных верований и участвующие в какой-либо необычной практике, необычны сами по себе. Если понимать определение «необычный» как непохожий на большинство представителей современного западного общества, то в этом случае следует признать, что большинство ныне живущих и почти все, кто жил до нас, могут быть названы «необычными» людьми. И история, и антропология явственно показывают: что является «естественным» или «адекватным» поведением для одной группы лиц, другая группа вполне может считать эксцентричным, безумным, «неестественным», «неадекватным» или опасным.1 Тот факт, что данное движение является отличным от остальных, не означает, что его члены принадлежат к другому виду. Изменения в верованиях и поведении не должны беспокоить нас только потому, что это изменения. Это могут быть изменения к худшему, это могут быть изменения к лучшему, вероятнее всего, это будет некоторая смесь того и другого.
Что касается новообращенных, то иногда бывает возможно в их прошлом выделить некоторый определенный момент, когда они «увидели свет». В подобных случаях их жизнь будет описываться и интерпретироваться с позиций «до» и «после», причем и тот, и другой период выступят в «новом свете». Вполне вероятно, что все, что произошло «до», будет казаться жалким, никчемным или греховным, а «после» — счастливым, добропорядочным и благочестивым. Как сам обращенный, так и движение, в которое он влился, могут — сознательно или подсознательно — затрачивать немало усилий на подкрепление подобной интерпретации. Возможно, родственники и друзья также почувствуют потребность говорить обо всем случившемся с обращенным с точки зрения «до» и «после», хотя их оценка этих двух периодов может коренным образом отличаться от оценки самого обращенного.
Перемены, о которых сообщают обращенные, носят самый разнообразный характер. Однако следует считать полезной попытку Джин Мессер обобщить перемены, которые она наблюдала у молодых членов Миссии Божественного Света после того, как они обрели Знание. Они напоминают изменения, о которых говорят и другие прошедшие через опыт посвящения или обращения, будь то последователи Сахаджа Йоги, достигшие «понимания»; буддисты Нитирэн Шошу, освоившие практику шантр; выпускник «Обучающих семинаров Эрхарда» (осэ); участник Трансцендентальной Медитации или даже в некоторых отношениях «заново рожденный» христианин (если, например, он читает молитвы с целью медитации).
Первая из отмеченных Мессер очевидных перемен состоит в том, что медитация начинает служить источником энергии:
«При регулярной медитации посвященные меньше устают, их труднее дезориентировать и у них быстро развивается зависимость от медитации как источника покоя, энергии и личностной интегрированности...»
Вторым изменением является все возрастающее осознание «удивительной цепи совпадений, о которых так много говорится Миссией Божественного Света».
«Это начало осознания причинно — следственных связей как чего-то отличного от того, чем они казались раньше. Человек начинает думать, что все, что с ним происходит, ниспосылается ему с единственной целью привлечь его внимание. Один посвященный рассказывает, как он почувствовал, что ему «предписано» подсаживать к себе в машину голосующих на дорогах, которые также оказывались посвященными. У другой взорвалось стекло автомобиля... без видимых причин и без жертв, и она восприняла это как призыв заняться медитацией. Большинство посвященных не ищут знаков сознательно: они чувствуют себя поставленными перед обстоятельствами, требующими их участия... Сотни людей с восторгом и смехом пересказывают друг Другу истории о чудесах, от самых незначительных до поистине удивительных».1
В-третьих, Мессер описывает, как у посвященных, убежденных, что в их браке, работе, материальном положении и личных отношениях произошли явные изменения к лучшему, все крепнет убежденность в том, что
«Бог сопровождает человека, заботится о нем, любит и учит его, и что этот Бог внутри нас чрезвычайно похож на ребенка — гуру: легкий, игривый, настойчивый, непредсказуемый, любящий и абсолютно доброжелательный».^
Хотя переживание обращения может представляться драматическим опытом (иногда так и бывает), этот опыт включает в себя два периода: период подготовки «до» и период созидания «после». Именно во время периода, следующего за внешне внезапным обращением, человек, как правило, особенно открыт влиянию, как со стороны движения, так и со стороны родных, друзей и всех прочих. Прежние убеждения и ценности ставятся под сомнение, а новые убеждения еще не «пережиты». Так же как у неофитов самых разных вероисповеданий, новая система верований у новообращенных в НРД еще не стала «прикровенной». На этом этапе «новый взгляд на вещи» — это скорее мысли и ожидания, чем ставшая неотъемлемой частью жизни система вероучений и обычаев.
На протяжении последующих недель новые откровения могут включаться в ранее присущую обращенному систему мировоззрении, не приводя к радикальным изменениям в его жизни. Или наоборот, новые идеи могут заполнять собой новую систему взглядов, предложенную НРД. Однако даже в последнем случае обращенные будут продолжать ориентироваться на многие из своих прежних убеждении и ценностей. Это означает, что, хотя жизненный стиль и приверженность той или иной системе убеждений обращенного, быть может, и претерпели достаточно сильное изменение, все же через два-три месяца после обращения новый член еще не кажется фанатичным и очень странным, а похож на себя прежнего.
То, что изменения, происходящие с новообращенными, иногда кажутся более устрашающими, чем они есть на самом деле, существует несколько причин. Новообращенный может состричь волосы и сменить потертые джинсы на балахонистое платье или на костюм с галстуком. Он может бросить учебу или отказаться от многообещающей карьеры. Но при всем этом очень вероятно, что он будет пребывать в состоянии неуверенности или не отдавать себе полного отчета в том, на какую стезю вступает. Его позиция — позиция оборонительная, особенно если одной из причин его вступления в движение была потребность продемонстрировать свою независимость. Сол Левин на основании опыта пятнадцати лет работы с членами движений и их семьями делает вывод, что подобный жест независимости был главной причиной, по которой обследованные им молодые взрослые вступали в НРД.'
Поскольку их новые убеждения еще не интегрировались в обыденное мышление, новообращенные, как правило, страдают от неумения гибко отвечать на вопросы тех, кто интересуется движением. Они прибегают к принятому в движении и непонятному для непосвященного жаргону, при этом кажется, что они, как попугаи, твердят какой-то бессмысленный вздор. Они «знают», что на каком-то уровне это все имеет смысл, они сами почти уловили его, но передать другим пока еще не могут. Часто тем же страдают студенты, пока они как следует не разобрались в предмете. Возможно и другое. Обращенный так возбужден и взволнован открывшейся ему новой истиной, что ему не терпится поделиться ею с окружающими, особенно с теми, кого он любит больше всего. В итоге он с пылом изливает на ошарашенных родителей потоки увещеваний и наставлений, чтобы и они могли увидеть открывшийся ему свет.
Если в подобной ситуации родители начнут выказывать свое неприятие или примутся высмеивать своего ребенка, это приведет к тому, что их сын или дочь замкнется в себе, а взаимное непонимание и упреки будут расти, как снежный ком. Этот процесс значительно усложняется, если родители, ко всему прочему, еще и напуганы сенсационными сообщениями средств массовой информации, или если их каким-нибудь иным путем успели убедить в том, что ребенок подвергся «промывке мозгов» и стал роботом, неспособным к самостоятельному мышлению. Тогда родители начинают и в самом деле «видеть» признаки того, что их ребенок «на себя не похож». Однако в действительности маловероятно, что обращенный был подвергнут каким-либо пагубным методам контроля над сознанием. Совсем маловероятно, что ему был причинен какой-либо длительный (и даже кратковременный) физиологический вред. Продолжительный (и даже кратковременный) психологический ущерб также представляется маловероятным. В любом случае, если обращенному все время повторять, что он живет не своим умом, толка от этого не будет.
Это совсем не означает, что родители не могут заметить в поведении своего отпрыска каких-то действительных изменений. Как-никак, они знают своего сына или дочь со дня рождения, и было бы по меньшей мере странно, если бы необычные поступки их ребенка остались незамеченными. Уже сам по себе факт обращения и выбор человеком нового образа жизни говорят о том, что те или иные перемены в нем произошли. В одной из книг обращение представлено как
Смерть и новое рождение, отвращение от тьмы, чтобы идти к свету, сбрасывание своего старого «я» и облачение в новое.'
Апостол Павел стал другим после своего путешествия в Дамаск. «Рожденные заново» христиане, принимая в сердце Господа Иисуса Христа, делаются иными, чем были прежде: вероятнее всего, они перестали пить, принимать наркотики, сквернословить и распутничать. Иначе говоря, родным и друзьям человека, вступившего в какое-либо НРД, не рекомендуется тотчас же интерпретировать все изменения как свидетельства того, что с обращенным непременно случилось что-то страшное. С другой стороны, желающие помочь такому человеку должны помнить, что именно родные и друзья знают его лучше всего, и подвергать самому пристальному вниманию отмечаемые ими перемены. Бывает, что перемены эти и в самом деле дают основания для беспокойства. В качестве одного из крайних примеров такого рода приведем личностную характеристику, которую глубоко страдающий отец дал своей дочери:
утрата чувства юмора; все больше каких-то секретов; какая-то потерянность; стала не такой честной, как была; потеряла покой; испортился почерк, стала делать орфографические и грамматические ошибки (в устной речи с грамматикой все в порядке); меньше следит за собой и за порядком в доме; совершенно перестала читать; плохо отзывается о какой бы то ни было умственной деятельности.'
Другие родители говорят о том, что с вступлением в НРД у детей явно снизилась способность сосредоточиваться, а многие отмечают утрату интереса к тому, что ранее всерьез занимало ребенка. Эти симптомы иногда отмечались и у тех, кто расстался с движением (см. ниже главу ^ Выход из движениям).
В некоторых случаях поведение, вызывающее тревогу, объясняется тем, что сыну или дочери трудно расслабиться в присутствии родителей, и тогда можно порекомендовать, чтобы хотя бы иногда они находились в обществе людей, не так эмоционально включенных в сложившуюся ситуацию. Однако вполне может быть, что какое-то НРД или используемые им методы действительно вызывают значительные психологические изменения. Такая ситуация обсуждается в последующих разделах.
ГЛАВА 5
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|