Сделай Сам Свою Работу на 5

И последние, личные замечания





Возможно, слова о том, что все мы не похожи, и что у ка­ждого свой жизненный опыт, звучат банально. И тем не менее одним из важных последствий этого простого факта является то, что разные люди интерпретируют одну и ту же ситуацию по-разному, и по мере возрастания разнообразия в обществе жизнь для разных людей приобретает разный смысл. Но в со­временном обществе все взаимозависимы, человек не остров в океане. Нравится нам это или нет, мы живем вместе и должны считаться друг с другом, хотя бы до определенной степени. Иногда недоразумение можно разрешить, выяснив факты, или с помощью диалога, однако всегда будут существовать и

неустранимые разногласия. Некоторые последователи новых религиозных движений, а также кое-кто из их оппонентов предпочли бы, чтобы общество более жестко контролировало выбор своими гражданами идеологии, да и вообще образа жиз­ни. Другие считают, что не должно быть никакого контроля над людьми, чем бы те ни занимались. Я полагаю, что, если мы хотим защитить свою свободу, нам необходимо твердо поддер­живать очень тонкое равновесие. Мы должны признавать права каждого человека, убедившись в том, что они не ущемляют прав других людей. Заблуждения о возможности разрешения всех трудностей с позиции силы непозволительны. Также неле­по думать, что, если трудностей не замечать, они исчезнут сами собой.



Хотя в изложении «фактов» я старалась по возможности придерживаться объективной и взвешенной точки зрения, все же это мое частное мнение. В заключение позволю себе еще од­но замечание частного характера. Я не согласна с тем, что в процессе совершенствования личности можно достигнуть идеа­ла. Равным образом я не согласна с тем, что если наше общест­во не являет собой лучший из миров, то оно непременно являет худший. Не будучи совершенными, люди в одних условиях ве­дут себя более достойно, чем в других: обнаруживают больше честности, ответственности и уважения к чувствам и благополу­чию окружающих.

Заранее обреченные на провал попытки создать совер­шенного человека или совершенное общество (вместо того, что­бы попытаться просто сделать их лучше или даже ограничиться еще более скромной — но, может быть, более выполнимой за­дачей свести к минимуму страдание) могут иметь самые небла­гоприятные последствия. Люди начнут проявлять меньше чест­ности, снимут с себя ответственность, перестанут уважать дру­гих, наступит царство авторитаризма и тоталитаризма. На мой взгляд, очень рискованно выступать с «абсолютистскими» заяв­лениями относительно истинного и ложного, добра и зла и т. п., как это делают некоторые новые религиозные движения и отдельные борцы с сектами. Сказанное вовсе не означает, что я отрицаю разницу между хорошим и плохим или смотрю на нее с позиций релятивизма. Но если, стремясь к достижению ценностей (таких как индивидуализм или общность, спра­ведливость или равенство, личная свобода или общественный порядок), впадать в крайность, то их реализация окажется



возможной лишь за счет других ценностей, не менее важных. История уже демонстрировала нам трагедии, явившиеся ре­зультатом того, что лидеры, их сторонники и их столь же абсо­лютистски настроенные противники избирали себе истину или ценность, а также путь их достижения и объявляли все это Истиной с заглавной буквы, пренебрегая другими истинами, другими ценностями и другими путями, которые, возможно, нужны для поддержания равновесия. Несмотря на то, что де­мократический плюрализм делает возможным существование очагов экстремизма, за жизнь в демократическом обществе и за то, чтобы альтернативы демократии не возникало, мы должны платить неусыпной бдительностью.1

 

ПРИЛОЖЕНИЕ II

НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ:

ОПРЕДЕЛЕНИЯ,ВИДЫ, КОЛИЧЕСТВО



Проблемы с определениями

Большинство НРД современной волны мы называем новы­ми, учитывая, что в своей теперешней форме они про­явились уже после Второй Мировой войны; рели­гиозными, поскольку они предлагают религиозное или фило­софское мировоззрение или средства, с помощью которых мо­жет быть достигнута какая-либо высшая цель, например:

трансцендентальное знание, духовное просветление, самореали­зацию или «истинное» развитие. Таким образом, термин НРД охватывает группы, которые обеспечивают своих членов четки­ми и однозначными ответами на основные вопросы бытия (например, на вопрос о смысле жизни или месте индивидуума в мироздании).

Однако согласия в определении того, что входит в понятие религии, не существует. Некоторые дефиниции, определяя религию как веру в Бога, исключают буддизм; другие столь всеобъемлющи, что включают в понятие религии идеологии, такие как марксизм.1 В определении, что является новым религиозным движением или культом, а что нет, разногласий еще больше. Пытаясь ответить на вопрос, является ли Церковь Сайентологии религией, Брайан Уилсон составил список из 20 характеристик, которые (не обязательно все) должны при­сутствовать в движении для того, чтобы его можно было квалифицировать как религию. В Сайентологии он обнаружил

очевидное наличие 11 характеристик, 5 полностью отсутство­вали, наличие 4 других было спорным.1

Те, кто возражает против термина «новые религиозные движения», как правило, основывают свою точку зрения на том, что НРД не являются настоящими религиями. Религия часто рассматривается как «благо», поэтому отнесение к этой категории таких движений, как Международное Общество Со­знания Кришны (более известное как движение «Харе Криш­на») или Церковь Объединения (более известная под названием «мунисты»), определяемых любым словарем как религии, их противники не приемлют. С другой стороны, некоторые НРД относятся к религии негативно: либо как к источнику розней, либо как к учреждению, лишенному жизни, поэтому они сами не хотят, чтобы этот термин с ними связывали, дажг если в движении присутствуют все основные признаки религии.

Если говорить о юридической стороне, установление точ­ных границ — дело сомнительное и рискованное, из-за множе­ства так называемых законных интересов, религиозных и мир­ских. Разногласия в отношении употребления этих терминов часто приводят к бесплодным спорам, в которых каждая группа отстаивает свою позицию из соображений практической выгоды или, наоборот, старается избежать ограничений, содержащихся в тех или иных трактовках понятия. Например, если НРД счи­тается религией, это освобождает его от некоторых налогов; но, согласно первой поправке к Конституции США, доступ к пре­подаванию в средней американской школе для него оказывается закрытым.2

Церковь Сайентологии боролась в судах (в Австралии — с успехом) за право быть зарегистрированной как религиозная организация, что давало возможность снизить налог. Трансцен­дентальная Медитация (ТМ) сделала неудачную попытку дока­зать в суде Нью-Джерси, что является не религией, а методи­кой, которую можно преподавать в государственных школах. ТМ определяет себя как «технику глубокой релаксации и обновления, развивающую внутренние энергетические и интел-

лектуальные возможности человека, являющиеся основой жиз­ненного успеха», и подчеркивает, что можно принадлежать к любой религии или не принадлежать ни к какой и успешно за­ниматься ТМ (см. Главу Восьмую). Брахма Кумарис — другой пример движения, которое не относит себя к религиям и пред­почитает выступать как духовное или образовательное движе­ние. Ананда Марга — принципиальный противник всех рели­гий как искусственных барьеров, разделяющих человечество, называет себя общественно-духовной организацией. Выпускни­ки Форума или Экзегезиса настаивают на том, что эти органи­зации не являются религиозными, что они выше религии, так как последняя связана с догмой и бессодержательным риту­алом. Последователи Раёля определяют свое движение как атеистическую религию.

Некоторые движения не согласны с тем, что они «новые», если их новшества берут начало в какой-либо традиционной религии. Например, члены Общества Сознания Кришны счи­тают свое движение древней и традиционной религией. Это бес­спорно, но только в отношении их ведических верований и ри­туалов. Однако же организация, созданная на Западе Шрила Прабхупадой, содержит в себе черты НРД с самого начала сво­его существования.

Иногда темой для дискуссии становится вопрос, включать или нет в категорию НРД группы, которые в целом приобрели некоторую «респектабельность» в глазах общества, но в то же время иногда дают повод для запросов в такие организации, как ИНФОРМ. Можно ли, как это иногда делается, назвать сектантами или членами НРД масонов или представителей ин­теллигентного труда (учителей, журналистов, юристов, писа­телей), участвующих в деятельности тайных мистических групп? Было замечено, что Объединенную Реформатскую Цер­ковь (образованную в 1972 году как союз Английской Пресви­терианской Церкви и Союза Конгрегаций Англии и Уэллса) тоже можно было бы назвать новым религиозным движением, хотя это мало кому придет в голову. И хотя многие в Европе считают западных преданных Кришне членами НРД, они могут усомниться в том, что к этой же категории следует относить и участвующих в богослужениях в раскиданных по Великобрита­нии храмах Общества Сознания Кришны выходцев из индий­ских общин, которые, по мнению большинства соплеменников, не выходят за рамки той или иной индуистской традиции. 06-

щество Сознания Кришны является уважаемым членом Нацио­нального Совета Индуистских Храмов.1 Проблема в том, что так или иначе вывод о «респектабельности» движения или о том, что оно является «причиной для беспокойства», часто за­ложен в самом понятии НРД («культ» или «секта»). Более де­тально это будет рассмотрено в следующем разделе.

В числе наиболее известных движений, которые с меньшим сомнением можно отнести к основному потоку НРД, назовем движение Ошо Раджнища, Детей Бога (Семью Любви или Не­бесное волшебство), Миссию Божественного Света (Элан Ви­тал), движение Евреи за Христа, Сахаджа Йогу, Высший дом света и Церковь Объединения («мунистов»). Далее, существует движение Новый век, в состав которого как его «психо-спири-туалистическое крыло» входит движение «Человеческий потен­циал». Многие из этих групп Пол Хилас отнес к «религиям субъекта», которые рассматривают «Я» как местопребывание Бесконечного, a ego, или его эквивалент, как нечто, мешающее реализации истинного потенциала субъекта.2 У этих групп мо­гут быть различные источники: учения Юнга, Гурджиева, Ала­на Уотса или более современные, такие как учение Рона Хаб-барда; это могут быть и различные восточные традиции (особенно — разнообразные версии буддизма). Примерами по­добных групп могут служить Арика, Эмин, Посланники Боже­ственного Света, Экзегезис (который уже не устраивает пуб­личных семинаров, но разработал программу общества с огра­ниченной ответственностью), Финдхорн Фаундейшн, Форум (поздняя версия осэ, est), Движение «Проникновение», Психо­синтез, некоторые версии Ребефинга, Школа Экономической Науки, Самопреображение (которая теперь называется Парт­нерство Беллин), Храм Духовной Молодежи и огромное коли­чество «центров развития», центров встреч, групп психотера­пии, саморазвития и холистического лечения.3

Кроме того, существует множество шабашей колдунов, языческих, оккультных и магических движений. Сатанизм, не являясь, по точному определению, новой религией, сейчас рас­сматривается как культ, и существует ряд сатанистских НРД.

Более того, существует несколько групп или организаций, которые, хотя и остаются связанными с той или иной тради­ционной религией, содержат некоторые черты секты или куль­та. В последнюю категорию попадают некоторые христианские группы (протестантские и римо-католические), особенно те, которые, имея, как правило, фундаменталистскую окраску, ставят основной своей целью приобретение как можно боль­шего числа приверженцев.

Но хотя попытки точно определить, что является новым религиозным движением, а что нет, безусловно обречены на неудачу, в рамках здравого смысла этот термин вполне употре­бим. Бесполезно рассматривать Джайнизм, Общество Друзей, Друзей Земли или Ассоциацию Уимблдонских Голубятников как «культ» или НРД. Желающие больше узнать о таких рели­гиях, как, скажем, Джайнизм, Ислам или Зороастризм, тради­ционных, существовавших долгое время в других обществах и сравнительно новых для Запада, могут получить информацию у представителей этих религий или же в организации Межрели­гиозная Сеть.1

Количество движений

Ответ на вопрос о количестве новых религиозных движе­ний в современной Великобритании зависит от того, какой смысл вкладывается в это понятие (см. предыдущий раздел);

однако число их не превышает 600. Говорилось, что в Северной Америке насчитывается более 5000 культов; однако их списка никто не видел, и даже если кто-то пытался его составить, ве­роятнее всего слишком широко применял понятие культа. Более реалистичные подсчеты дают от 1500 до 2000.

Институт Изучения Американских Религий, обладающий одним из наиболее обширных банков данных о религиях в Америке, располагает сведениями о 1667 различных религиоз­ных группах в Северной Америке, 836 из которых квали­фицируются как «нетрадиционные религии». Институт не включает в это число движения, которые не попадают в разра­ботанную им категорию религии, но иногда именуются «культами». Примерами могут послужить осэ (est) или Ребе-финг. Около 500 из этих нетрадиционных религий были осно­ваны между 1950 и 1988 годами.1

Если обратиться к ситуации в странах за пределами так называемого западного мира (в рамках этой книги такая по­пытка не предпринималась), количество движений чрезвычайно возрастет. Гарольд Тернер подсчитал, что только в Африке число НРД может оказаться более 10 000.2 Несколько сотен, а может быть, и тысяч, добавятся к списку, если включить туда Азию (особенно Японию и Корею), субконтинент Индии, ост­рова Тихого океана, Южную Америку и Вест-Индию.3

Примерно о тридцати НРД, существующих на Западе, имеется достаточное количество систематизированной научной информации. Постоянно пополняются пока еще отрывочные сведения более чем о 200 движениях. Об остальных НРД дан­ные, доступные кому-либо, помимо их членов, пока еще весьма скудны. Литература о НРД крайне разнообразна по содержа­нию, а общее число книг и статей, написанных за последние 20 лет, должно быть пятизначным: Питер Кларк и Элизабет Арвек в аннотированной библиографии, которую они готовят в Центре НРД в Королевском колледже Лондона, собрали 8000 наимено­ваний;4 Джон Салиба ссылается примерно на 2000 книг и ста­тей, уделяющих основное внимание психологии, и на 2219

социологических работ;1 а Майкл Миклер составил список из 1826 работ, связанных только с Церковью Объединения (изданных ею или ей посвященных).2

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.