Сделай Сам Свою Работу на 5

Процесс обращения и техники убеждения





Результаты серьезных исследований позволяют предполо­жить, что процессы обращения в различных НРД не очень отличаются, если вообще отличаются, от тех процессов, кото­рые имеют место в семье, в школе, в армии или в некоторых традиционных религиях. Существует мнение, что контроль со стороны окружающих при обращении взрослого человека слабее того, которому подвергается дома ребенок, родившийся в семье с неукоснительно соблюдаемой религиозной традицией. Содружество Евангелических Баптистских Церквей в Канаде, в ответ на просьбу правительства Онтарио определить свою по­зицию в отношении НРД и возможности создания нового зако­на контроля их деятельности, по ряду причин высказалось ре­шительно против этого предложения, приведя следующие аргу­менты :

«Убеждение без физического воздействия широко распространено в нашем обществе. Мы сами прибегаем к нему в процессе евангелизации и обучения во всех еван­гелических церквах. Его используют политики... Прави­тельство также пользуется им... Все родители используют его в процессе воспитания детей».*

Тем не менее, даже если процесс обращения лишь в редких случаях носит необычный или дурной характер, это совсем не означает того, что не стоит беспокоиться о его последствиях. Голословное утверждение, что «все культы» используют методы контроля над сознанием, в некоторых случаях отвлекает вни­мание от гораздо более актуальных проблем.



Некоторые движения (особенно из названных Полом Хиласом «религиями субъекта»2) претендующие на то, что они радикально меняют «стиль жизни» человека, действительно разработали ряд необычных методик воздействия на людей. Раньше люди не платили сотни фунтов стерлингов за то, чтобы часами быть запертыми с другими «гостями» и знакомиться со всеми видами оскорблений для осознания своего истинного внутреннего потенциала. В самом деле, люди, выкладывающие подобные, а иногда и большие суммы, вряд ли бы делали это, если бы не думали, что предлагаемая им методика обратит их на путь истинный.

Подсознательное внушение

Другим аспектом современной методологии, вызывающим определенную тревогу, является подсознательное внушение.3 Организация, имеющая рынок сбыта в Великобритании, воспользовалась идеей «подсознательного программирования» и продавала кассеты «Видео-Гипноз», в которых фразы для вну­шения появляются на экране на несколько секунд и внедряются в музыкальное сопровождение во время разговора. Беседы ве­дутся на различные темы, как-то: «Брось курить навсегда», «Канал света», «Баланс чакр», «Развивай свои психические способности сейчас». И в этом случае нашлись люди, готовые платить 25 фунтов за 30 минут записи с уверенностью, что их подсознание будет запрограммировано, в результате чего ради­кально изменятся их взгляды и жизнь. «Благодаря невероятной новой технологии и современному представлению о работе моз­га, изменения уже не будут трудными».1 Другая организация предлагает серии «Человеческий Потенциал» под девизом «Подсознание для Сознательного Способа Познания», состоя­щие из «подпороговых» аудио-кассет, «задачей которых явля­ется максимально возможное умножение всех ваших сил для достижения цели». При этом предлагается следующая хвалеб­ная аннотация:



«Этот [подсознательный] метод обучения представляет собой эффективное и проверенное решение проблемы, с которой мы все сталкиваемся, ... — как изменить наше сознание, с тем чтобы изменить нашу жизнь».2

До сих пор неизвестно, насколько широко применяется этот метод и эффективен ли он. Проблемы, в какой степени подоб­ные методы могут воздействовать на человека без его ведома, насколько широко он используется в рекламных целях, активно обсуждались в Соединенных Штатах. И тем не менее пока нельзя заявить с полной уверенностью, что этот метод исполь­зуется каким-либо из наиболее известных НРД для обращения, а статистика говорит, что, если даже они и применяют не выяв­ленное пока подсознательное внушение, эта техника практиче­ски не дает никаких результатов. Тем не менее по заявлению бывшего члена одного движения, сообщалось, что на пленки, используемые для обучения, иногда записывались материалы, адресованные подсознанию.3



Интерпретация необычного опыта

Следует также сказать о физических ощущениях, пережи­ваемых людьми после вступления в какое-либо движение. Они могут принимать различные формы. В крайних случаях люди впадают в бессознательное состояние или перестают отдавать себе отчет в том, что происходит вокруг; они могут войти в «измененное состояние сознания». Подобные переживания могут иметь своим результатом то, что другие сочтут галлюци­нациями. Люди рассказывают о повышенной чувствительности к цвету, звуку или другим раздражителям; они могут ощутить покалывания «как иголками» или чувствовать на себе прохладу ветра; одни могут страдать от необъяснимой головной боли, другие — совершенно непонятным образом от нее избавиться или исцелиться от другого недуга.1 Некоторые из этих ощуще­ний и состояний могут вызываться наркотиками, иные — при помощи особых методов и ритуалов. Ни один метод не приво­дит к совершенно одинаковым результатам при использовании его разными людьми.

Методы трансформации рассматриваются в другом разделе. Здесь же стоит сказать, что современное западное общество далеко не всегда находит объяснение тем мистическим, ду­ховным и просто «странным» переживаниям или измененным состояниям сознания, о которых люди говорили всегда. В реа­лизации проекта «Межкультурные исследования диссоциатив-ных состояний», руководимого антропологом Эрикой Бур-гиньон, на базе выборки из исследования 488 различных обществ было установлено, что как минимум 90% из них институционализировали одну или несколько форм измененно­го состояния сознания, другими словами, «измененные со­стояния сознания широко интегрируются в религиозные уста­новления [подавляющего большинства] обществ».

Бургиньон показывает явное различие между состояниями измененного сознания как таковыми и теми представлениями, которые о них бытуют. Например, транс — это объективное состояние сознания; «одержимость» — это представление о со­стоянии транса. Представления могут быть верными или невер­ными, однако научных способов оценки их точности не сущест­вует.^ Это различие следует иметь в виду и потому, что есть религиозные движения, подвергающие своих потенциальных адептов переживанию нового и странного для них опыта, а есть такие, в которых переживаниям адепта, прежде имевшим место, но остававшимся без объяснения, дается интерпретация, под­тверждающая правильность учения данного движения.

Тем не менее не существует гарантии того, что подобная интерпретация будет принята, и многие люди, признавая, что в их жизни происходили необъяснимые вещи, сохраняют способ­ность сопротивляться настойчивым требованиям НРД сделать из этого опыта логический вывод, состоящий, по их мнению, в том, чтобы примкнуть к движению.

Поведение и обращение

Обращение вовсе не обязательно бывает внезапным. Иногда оно происходит постепенно в течение месяцев или даже лет, так что обращенный затрудняется точно определить время, когда он впервые увидел мир другими глазами. Некоторые люди как будто бы подготавливают себя к принятию обычаев движения задолго до того, как впервые слышат о НРД или встречаются с ним воочию. Например, многие из тех, кто вступил в Общество Сознания Кришны, были вегетарианцами задолго до того, как услышали о Кришне.

Хотя часто считается, что вступившие в НРД прошли про­цесс вовлечения и обращения за очень короткое время, это да­леко не всегда так. Многие признают, что они приняли свойст­венный движению образ жизни, прежде чем усвоили его. Другие же принимают образ жизни движения после религиоз­ного обращения. Пытаясь определить причины, по которым тот или иной человек присоединился к движению, нужно всегда иметь в виду это различие.

ГЛАВА 3

ЧТО ПРЕДЛАГАЮТ НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ СВОИМ ПОТЕНЦИАЛЬНЫМ АДЕПТАМ?

Причины, по которым люди примыкают к движениям, и причины (возможно, другие), по которым они остаются их членами, бывают разными. Они зависят и от того, что ищет данный индивид или на что он готов отозваться, и от того, что данное движение может ему предложить. Человека в процессе обращения что-то «подталкивает», куда-то «тянет», происходит борьба и столкновение мотивов, которые, возмож­но, не осознаются или не до конца понимаются им самим. Со временем у члена НРД складывается целый рассказ о своем обращении; рассказы же эти строятся на воспоминаниях, нося­щих весьма избирательный характер.1

Какие бы сомнения относительно НРД ни посещали родст­венников и друзей обращенного, если они хотят понять, что происходит, и сохранить с ним нормальные отношения, важно отчетливо представлять себе следующее: люди, ставшие члена­ми движения, верят, что вступление в движение принесло им некоторую пользу. Вера эта может возникнуть оттого, что об­ращенные чувствуют, как углубляются их отношения с Богом, или потому, что им нравится атмосфера братства и ощущение безопасности; кроме того, им может импонировать вызов дви­жения обществу.

Обращенные могут утверждать, что их освободили от нар­котической зависимости, что в момент, когда они казались себе полным ничтожеством, им помогли обрести чувство самоуваже­ния или указали на цель жизни, когда все выглядело бессмыс­ленным. Другие могут заявлять, что получили свободу разви­вать свои дарования после многих лет ограничений со стороны окружающих, а может быть, и всего общества. Кроме того, многие из покинувших движение после длительного пребыва­ния в нем, упорно настаивают на том, что за прошедшее время они многое приобрели, даже если в конце концов и пришли к выводу, что это не для них (См. главу * Выход из движениям).

Успехи в карьере

Посещавшие курсы «религий субъекта» могут утверждать, что стали работать гораздо эффективнее. Точные цифры неиз­вестны, но складывается впечатление, что на сегодняшний день в Северной Америке и Европе существуют сотни больших кор­пораций, в том числе и международные компании, которые убе­дили свое высшее руководство и другой персонал заниматься по программам, подготовленным НРД, в уверенности, что «выпускники» станут более воодушевленными, энергичными, ответственными, инициативными и трудолюбивыми работни­ками.1 В США «дети, заключенные, служащие Военно-воз­душных сил и полицейский персонал тренировались таким об­разом [и тренируется сейчас] с одобрения правительственных учреждений».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.