Сделай Сам Свою Работу на 5

ЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И СЕМЬЯ В НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЯХ

Отношения между полами

Взаимоотношения полов в рамках НРД могут принимать совершенно разные формы: от безбрачия, соблюдаемого обществом Брахма Кумарис, до промискуитета, поощ­ряемого движением Бхагвана Раджниша, и «революционного секса», практиковавшегося Детьми Бога, у которых половым актам (оправдываемым тем, что они происходят ради Иисуса Христа), велся счет, поскольку они использовались для при­влечения в движение денег и новых приверженцев.1 Некоторые самые чудовищные сообщения о НРД касаются вовлечения в сексуальные ритуалы детей, что имело место в группах поклон­ников сатаны.^ Любого рода сексуальное насилие над детьми, безусловно, является серьезным преступлением, и обо всех таких случаях следует незамедлительно сообщать в полицию или местным властям.

Выше говорилось о двух полюсах, а между ними — широ­кий спектр. Так, адептам Международного Общества Сознания Кришны интимная близость разрешается только в браке и только с целью рождения ребенка. Семейные пары, не желаю­щие иметь детей, воздерживаются от супружеских отношений, хотя могут жить вместе. Членам Церкви Объединения запреще­но вступать в половые отношения с кем-либо, за исключением супруга, на брак с которым «благословил» сам преподобный Мун. Но и в этом случае они не могут начать супружескую жизнь ранее чем через 40 дней после церемонии. Были и такие пары, которым приходилось ждать разрешения по семь лет, а то и дольше.

В исследовании, охватившем 144 языческих культа в США, говорится:

Многие ведьмовские культы предполагают исполнение Ве­ликого Обряда - ритуального полового сношения между верховным жрецом и верховной жрицей, осуществляемого как часть религиозного действа в круге верующих... На не­которых таких сборищах, поскольку эти роли... переходят по кругу, каждый участник имеет ритуальное половое сно­шение со всеми остальными. Этот обряд может выполняться «по-настоящему» или «символически»... 47% [респонден­тов] считают ту или иную форму ритуального полового сношения вполне оправданной. При описании сексуальных действий, связанных с отправлением культа, они пользова­лись такими словами как «ритуальное», «символическое», «магическое», «сакраментальное», «священное» и «духов­ное». Только 17% ответили, что секс в языческих культах неприемлем, и 4% сказали, что половые сношения должны осуществляться только между мужем и женой. 1



Это исследование, однако, подверглось критике. Один извест­ный специалист по ведьмам выразил сомнение в приведенных цифрах и заявил, что лишь очень небольшой процент людей, практикующих нео-языческое колдовство, в самом деле совер­шает Великий Обряд или какие-либо иные формы сексуальных магических действий, даже если многие из них и хотят этого (или хотят, чтобы люди верили в то, что они делают это регу­лярно).1

Чарльз Браун из Ассоциации «Пламя» заявил:

«Мы, Племя Бессмертных, находимся на ином сексуальном уровне по сравнению с теми, кто настроен помереть. Мы не гомосексуальны, не гетеросексуальны, не бисексуальны и не асексуальны. Мы — гермафродиты по природе».2

Другие движения, как, например, Церковь Сайентологии или буддийская секта «Нитирэн Шошу», ничем не выделяются в своей позиции по этому вопросу. Их адепты практикуют такие же половые отношения, как общество в целом. Совершенно очевидно, что реакция стороннего наблюдателя на сексуальную практику, принятую в том или ином НРД, будет зависеть от того, что этот наблюдатель считает «нормальным» и приемле­мым. Один обеспокоенный отец жаловался, что с его сыном что-то явно не в порядке, так как, вступив в НРД, он перестал «спать с кем попало».

Можно утверждать, что сексуальное поведение человека — это его личное дело и никого другого оно не касается. Однако некоторые НРД дают повод для беспокойства в связи с распро­странением венерических заболеваний и проблемой нежела­тельных беременностей. Бывали случаи, когда впоследствии люди горько сожалели об абортах или стерилизации, сделан­ных по совету религиозного лидера. Многие, покинув НРД, испытывают чувство вины за свою былую невоздержанность, либо гнев или крайнюю тревогу, являющиеся следствием выну­жденного подавления сексуальных эмоций во время пребывания в НРД. Бывают случаи, когда чувство вины или негодование возникают по отношению к сексуальному партнеру.

Брак

Во многих традициях, пришедших в западный мир с Вос­тока, заботу о вступлении детей в брак берут на себя родители. Некоторые НРД восприняли практику выбора супругов для своих членов. Выбор брачных партнеров и массовые свадебные церемонии, проводимые Церковью Объединения, широко осве­щались средствами массовой информации. Следует заметить, однако, что мунист не только имеет право отказаться от партнера, которого ему предлагает лидер движения, но многие из них именно так и делают — либо в процессе «подбора пар», либо позже. Чаще всего партнер отвергается до свадьбы или, по крайней мере, до вступления в супружеские отношения.

Есть и другие движения, как например, Общество Созна­ния Кришны, в котором человек, занимающий авторитетное положение, может советовать рядовому члену, вступать ему в брак или нет, а если вступать, то на ком остановить свой вы­бор. Но этот совет может быть и не принят. Шри Матаджи, руководитель движения Сахаджа Йога, открыто заявляет, что ее ученики не могут сами выбирать себе супругов:

*... люди начинают выбирать себе спутников жизни в Са­хаджа Йоге. Это не разрешается. Это не разрешается. Вы не можете портить свои Ашрамы, свои центры, превращая их в конторы поиска брачных партнеров... Во всех делах повседневной жизни вы - братья и сестры. И поэтому я всегда поощряю браки с людьми из другой страны или из другого центра...

Поскольку сейчас у нас впереди большое число брако­сочетаний, хочу сказать, что большинство браков, заклю­ченных таким образом, оказались «очень» успешными... очень плохо, когда вы самостоятельно решаетесь на такую вещь как заключение брака с представителем Сахаджа Йоги. Это таит в себе опасность. Я не хочу ничего говорить, но это добром не кончится, потому что это противоречит Богу. Полностью противоречит».'

Что же касается таких движений, как Растафари, смешанные в расовом отношении браки могут считаться нежелательными именно на религиозном основании, особенно при наличии де­тей. Один из обеспокоенных растов выразил свою позицию так:

«Как растафары, мы против всего, что не способствует це­лостности африканской расы у нас и за рубежом».2

Некоторые НРД не делают никаких заявлений или предло­жений относительно браков своих последователей, но в силу того, что люди часто выбирают партнера с близкими интереса­ми и образом мыслей, неудивительно, что большинство членов новых религиозных движений находят себе супруга в самом движении. Известны случаи разводов и разрывов отношений, связанных с обращением или, напротив, выходом из движения одного из супругов. Подробнее об этом см. раздел «Смешанные браки».

Многие НРД резко отрицательно относятся к самой идее брака. По разным причинам и с различными последствиями Дети Бога, Последователи Раёля и Семья Мэнсона — все отри­нули институт супружества. В некоторых движениях, напри­мер: у Детей Бога, у последователей Раджнеша и Синанона, поощряется обмен партнерами.1

Отношение к женщине

Движение Нью Эйдж (Новый Век) и некоторые языческие группы, каждый по-своему, склонны подчеркивать важность, а иногда и первичность женского начала. Есть движения, напри­мер, Сахаджа Йога, в которых женщина является основателем и руководителем. Иногда после смерти женщины-основа­тельницы движения положение лидера занимает мужчина. Так случилось в нескольких новых религиозных движениях Япо­нии. Иногда женщина наследует главенствующую роль после ухода мужчины-руководителя. В настоящее время все руково­дители движения Брахма Кумарис — женщины, причем, как утверждается, основатель движения (ныне покойный) Дада Лех Радж неоднократно подчеркивал значение женской духовности и выражал полную уверенность в способности женщин быть руководителями.2 Женщина-пророчица Элизабет Клэйр руко­водила Универсальной Триумфальной Церковью после смерти мужа в 1973. Есть и другие движения, например, Программы ЛТД, в которых женщины занимают руководящее или высокое положение.

Однако многие движения (особенно пришедшие с Востока) воспринимают женщину как существо низшее, чья основная роль состоит в услужении мужчине, даже тогда (или в особен­ности тогда), когда официально они декларируют, что женщи­ны «равны с мужчинами, но отличаются от них». Это означает, что мужчинам, находящимся на руководящих постах, включаяв их число мужей, женщины должны безоговорочно повино­ваться, что иной раз используется как оправдание случаев фи­зического и психологического насилия.

Дети

Обычно дети членов НРД получают не меньше любви и заботы, чем остальные. Случаев, вызывающих беспокойство, немного, но все же они есть. Из более чем девятисот человек, погибших при трагедии в Джонстауне, около 260 были дети. Иногда, как это бывает и при других обстоятельствах, дети по­лучают скудное питание, плохо одеты или не имеют надежного жилья. Бывает, что они лишены медицинской помощи. Уже говорилось о вовлечении детей в сексуальные отношения. Гово­рилось о кровосмесительстве, в котором обвинялся лидер Детей Бога Давид Берг, использовавший в своих «Письмах Мо» Биб­лию для оправдания инцеста и вовлечения детей в исследование половой сферы.\ И в то же время, хотя растление детей, безус­ловно, является основанием для серьезного беспокойства, как таковое его нельзя связывать исключительно с НРД, так как известны случаи сексуальных домогательств по отношению к детям и со стороны церковнослужителей традиционных христи­анских церквей.^

Иногда начинают распространяться кошмарные истории о вовлечении детей в сатанинские культы, включая рассказы о детях, положенных в гроб и подвергающихся мучениям, или о девочках, которых заставляли забеременеть, с тем чтобы потом использовать младенцев для ритуальных жертвоприношений.3 И хотя проверка показывает, что во многих, может быть, даже в большинстве случаев такие истории не имеют под собой осно­вания или оказываются плодом мистификации,4 если ребенок дает хотя бы малейший повод думать, что он может быть вовлечен в подобный культ, все должно быть подвергнуто тща­тельной проверке, при необходимости с привлечением полиции или местных властей. Даже если детали дела не подтвердятся, сам факт, что ребенок дает повод к подобным предположениям, свидетельствует о том, что он нуждается в помощи.

Исследование насилия, связанного с отправлениями культа (см. выше раздел «Насилие» ) проведенное Институтом изуче­ния религии в Америке, показало, что тенденции к насилию могут питаться верой группы в необходимость жесткой дисцип­лины и приятием телесных наказаний как средства контроля над поведением. Общественное мнение было привлечено к это­му вопросу после того, как одну женщину обвинили в неумыш­ленном убийстве своего ребенка. Она принадлежала к неболь­шой группе Чернокожих Иудаистов «Колено Иудино», лидер которой выступал за суровую дисциплину и телесные наказа­ния для непослушных детей. После этого дела Институт рас­смотрел и другие сообщения о случаях насилия над детьми, собранные в качестве показаний против насилия в религиозных движениях. Выяснилось, что

«поводы для обвинений в насилии над детьми давали не не­традиционные религии (т. е. те, которые в обыденном соз­нании отождествляются с сектами), а ряд консервативных евангелических христианских церковных групп».1

Эти группы имеют обыкновение санкционировать свои действия с помощью Библии, например, следующего отрывка из главы 12 Послания к Евреям св. апостола Павла:

6. Ибо Господь кого любит, того наказывает; бьет же всяко­го сына, которого принимает.

7. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказы­вал отец?

8. Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны. 11. Всякое наказание в настоящее время кажется не радо­стью, а печалью; но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности.

Вера адептов некоторых НРД в то, что Божьей волей им поручено спасение мира или восстановление Царства Божия на земле, столь истова, что забыв об идеале, которым и явля­ется счастливая семья, где царит любовь между родителями и детьми, они призывают других принести в жертву сегодняшнее счастье своих детей ради исполнения Божьей воли, и в конеч­ном итоге — ради создания лучшего мира для этих детей.1

Зачастую людей беспокоят вопросы, могут ли бабушка с дедушкой, состоящий в разводе родитель и другие близкие, не являющиеся членами данного движения, иметь нормальный доступ к ребенку, а также, какое воспитание получают дети в таких случаях. Собственно, суть вопросов заключается в том, будут ли детям сызмальства прививаться убеждения адептов данного движения и будут ли они до такой степени вовлечены в практику движения, что окажутся лишены того выбора, кото­рый в свое время был открыт для их матери или отца, при­шедших в движение по своей воле. На самом деле известен ряд случаев, когда дети членов НРД, выросшие в движении, став взрослыми, оставляли его. Естественно, что многие родители бывают встревожены вступлением своих детей в НРД, но не надо забывать и тех случаев, когда дети, воспитанные строго в рамках религиозных убеждений родителей, бывают сильно обеспокоены фанатичным или «закрытым» характером роди­тельской веры.

Очевидно, что если дети последователей НРД ходят в «нормальную» школу, то у их родственников меньше поводов тревожиться о «злоупотреблении влиянием» на них, чем если они посещают одну из нескольких школ, организованных НРД для детей своих членов. Ананда Марга, Дети Бога, Универ­сальная и Триумфальная Церковь, Международное Общество Сознания Кришны, Движение Ошо Раджниша, Сахаджа Йога, Школа Экономической науки, движение Трансцендентальной Медитации и Церковь Объединения имеют собственные школы, причем в некоторых из них вместе с детьми адептов могут обу­чаться и дети из обычных семей. В Великобритании все школы посещаются инспекторами службы Ее Величества и подлежат регистрации в Департаменте Образования и Науки при наличии хотя бы пятерых учеников старше пяти лет, и в Департаменте Социальных Служб, если в школе учатся дети младше пяти лет. Каждый, у кого возникает подозрение, что школа не соот­ветствует стандарту, может подать жалобу.1

Проблема, о которой идет речь, не нова. Тот же самый и гораздо более трудный вопрос состоит в том, следует ли изоли­ровать детей от их сверстников и от влияний современного ин­дустриального общества. Это лишь еще больше подогревает де­баты, до какой степени родители имеют право воспитывать сво­их детей сообразно своим убеждениям. Обладая необходимыми условиями и определенными гарантиями, многие из которых уже назывались, британские родители по существующему зако­ну пользуются таким правом.

ГЛАВА 8

ОБОСОБЛЕННОСТЬ

Особый язык

Во многих группах вырабатывается свой особый язык. По­сторонний человек, который попытался бы понять док­ладную записку сотрудника Би-Би-Си или госдепарта­мента со множеством сокращений, скорее всего испытал бы чувство растерянности. Так же озадачен был бы студент-первокурсник, возьмись он прочитать диссертацию по социоло­гии. Иногда использование новыми религиозными движениями особых понятий и терминов может — сознательно или бессоз­нательно — способствовать отделению «своих» от «чужих» и усилению у первых чувства своей «особости», а возможно, и обособленности от тех, кто не является членом группы. Приме­ром подобного языка, непонятного большинству посторонних, служит язык растафаров («язык души», «язык гетто» или «галлюциногенный язык»). Леонард Барретт предполагает, что речь Расты символизирует отождествление с другими стражду­щими.1 Однако человек, не принадлежащий к обществу раста­фаров, который попытается понять, о чем говорят между собой члены этой группы, скорее почувствует свою изолированность, чем близость с говорящими. В письменной форме этот язык по­нять несколько легче, но все равно хотя бы в ряде случаев при­дется довольствоваться домыслами.^ Непосвященного могут поставить в тупик жаргон и акронимы, используемые саиенто-логами. Открыв наугад «Дианетику» Л. Рона Хаббарда, читаем следующее:

В один прекрасный день вы получите кейс, который не бу­дет иметь закупорок нигде на траке, который больше не бу­дет интересоваться инграммами (кейсы апатии не интересу­ются ими в начале; клиры в самом верху тожеими не инте­ресуются, и тем самым создается определенный цикл, хотя клир и очень далек от апатии). Это кейс, который будет обладать всеми риколами, будет рассчитывать точно и не будет делать ошибок.1

Язык является средством, облегчающим или затрудняющим общение; кроме того, он используется для того, чтобы давать определения (в том числе и новые) действительности. Можно отказаться от привычных для данного языка значений, чтобы заставить мыслить по-новому тех, кто вообще склонен размышлять над сказанным. Подобную форму можно най­ти в коанах — туманно сформулированных вопросах, на которые нет рационального ответа. К ним обращаются в ме­дитациях члены японской дзен-будди стекой секты Ринцай. Вот один из таких вопросов: «как звучит хлопок одной ладони?»

Мэнсон приводит еще один пример того, как совершенно обыкновенные слова лишаются привычного смысла. При этом возникает странная, непредсказуемая и обескураживающая си­туация:

Ты — мой отец, я — твоя мать, ты — моя жена, я — твоя сестра, ты — моя женщина, я — твое дерево... ты — моятрава, а я — твои ноги, ты — мой палец, а я — твой нос, ты — мое ничто, я — твое нечто, а вместе мы похожи.' Слова не имеют никакого смысла.2



©2015- 2021 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.