Сделай Сам Свою Работу на 5

Показатели «успеха» депрограммирования





С учетом того, что депрограммирование является противо­законным, неудивительно, что трудно собрать точную статисти­ку, чтобы определить, насколько оно успешно. Понятие «успеха» определяется в соответствии с намерением депрограм-мистов навсегда отвратить человека от религиозного движения, в котором он участвовал. Депрограммиеты заявляют, что не­удач у них почти не бывает; НРД заявляют, что у депрограм-мистов почти не бывает удач. Директор отдела исследований Американского Семейного Фонда и американского «Центра изучения вредных религиозных сект», анализируя 94 ответа (бесспорно, нерепрезентативных) на анкету, помещенную на последней странице газеты фонда, сообщил, что свыше трети (37%) из 62 попыток принудительного депрограммирования оказались неудачными. В дальнейшем четвертая часть «не­удачно депрограммированных» по собственной воле покинула религиозное движение, но несколько человек (15% из всех 94 респондентов) вернулись в движение уже после того, как оста­вили его.1 Из 32 случаев депрограммирования (их опять-таки нельзя считать репрезентативными) британских членов НРД, документальное подтверждение которых у меня имеется, 11 оказались «успешными», а в 21 случае люди вновь вернулись к своему религиозному движению.



В середине 1980-х годов я определила, что

примерно две трети подвергшихся депрограммированию не вернулись в церковь Объединения [на Западе]. Но я полагаю, что свыше двух третей от этого количества примерно через год вышли бы из движения по собственной воле. Иными словами, даже если в некоторых случаях депрограммирование определенно «срабатывает», в боль­шинстве случаев, скорее всего, можно обойтись и без него, чтобы не сказать, что оно вызывает обратную реакцию.2

Теперь, в свете работы Давида Бромли, где анализируются 397 случаев депрограммирования членов Церкви Объединения, я считаю, что в своей оценке была слишком осторожна. Около двух третей (64%) рассмотренных Бромли случаев были «успешными», но

почти все (96,3%) попытки депрограммирования тех, кто являлся членом Церкви Объединения менее двух месяцев, оказались успешными. А в отношении людей, состоявших в этой Церкви более четырех лет, цель была достигнута лишь в трети от всего количества случаев.3



Бромли делает очень важное наблюдение:

Кажущаяся легкость, с которой происходит депрограмми­рование отдельных лиц, привела к неверному толкованию результатов. НРД объясняют их тем, что депрограммисты применяют жесткие меры, запугивающие их пациентов, вызывающие у них страх. Члены же Антирелигиозного Движения (АРД) считают, что приведенные результаты доказывают другое: привязанность к религиозному движе­нию исчезает, когда человека освобождают от воздействия

механизмов принудительного контроля над сознанием... В основе того и другого мнения, хоть и по разным причинам, лежит одно и то же предположение о сильной привязанно­сти к НРД. Тем не менее предположение это ошибочно. В 1970-е годы, когда принудительное депрограммирование осуществлялось особенно часто, для НРД, подобных Церкви Объединения, были характерны высокие показате­ли как вступления, так и выхода из движения. Таким об­разом, в любой данный отрезок времени большинство чле­нов религиозного движения находились в процессе или вступления или выхода из него.

Чувство двойственности или неуверенности сравни­тельно легко возбудить в человеке, связь которого с груп­пой является одномерной, который уже испытывал чувство разочарования и не вполне готов приносить требуемые от него группой жертвы. Его еще не допустили к секретам проводимой группой политики, ее эзотерическим верова­ниям и ритуалам, или он не задумывался над тем, что уча­стие в группе повлечет за собой изменение образа жизни вовсе не на короткий срок. В то же время в ситуации де­программирования к молодому человеку обращаются с изъявлениями сочувствия и заботы, напоминают о жизни в тепле родного дома, вызывают у него чувство вины за то, что он ушел из дома и забросил учебу, грозятся бесконеч­но долго держать его взаперти, пока он не откажется от группы, убеждают в светлом будущем, ожидающем его вне группы. Таким образом, высокий показатель успеш­ного депрограммирования объясняется именно слабой привязанностью членов Церкви Объединения к своей организации.\



Это подтверждает высказывавшееся в предыдущем разделе предположение, что обращенные скорее всего уйдут из НРД по собственной воле или их побудит пересмотреть свое отношение к членству в религиозной организации вызывающий у них до­верие и уважение человек. Таким образом, все обойдется без тех мер, которые используются при депрограммировании и мо­гут привести к прямо противоположному результату.

С другой стороны, вполне возможно, что те, кто пребывает в данном движении более длительный срок, лучше знакомы с его верованиями и обычаями, и их решение остаться в Церкви Объединения будет более твердым. Попытка депрограммиро-вать таких людей, скорее всего, окажется неудачной.

Последствия «неудачи»

Если говорить о последствиях принудительного депро-граммирования, то неудача (имеются в виду случаи, когда жертвы возвращаются к своему религиозному движению) почти всегда ведет к усугублению предшествовавшей ситуации. Даже если физическое насилие не применялось, узники, не имевшие возможности покинуть место, где их удерживали против воли, как правило, испытывают огромное потрясение. Часто у них возникает глубокое недоверие к своим родителям, от которого приходится избавляться не один год. Более того, вернувшиеся в движение становятся еще более ревностными его последовате­лями, и вероятность того, что они его покинут, в этом случае слабеет.1

В Англии во время недавних попыток депрограммирования (разными депрограммистами) двум женщинам было заявлено, что, если они не откажутся от своих верований, их отправят в больницу для умалишенных.2 Как уже говорилось, в отдельных случаях человек, вступивший в НРД, действительно нуждается в психиатрическом лечении. Но мы категорически возражаем против того, чтобы депрограммисты, взяв власть в свои руки, угрожали человеку сумасшедшим домом. Неважно, будет вы­полнено это обещание или нет, подобные угрозы могут привес­ти человека в полный ужас, особенно, если ему приходилось слышать о случаях, зарегистрированных в США, когда только на основании принадлежности к НРД людей отправляли в ле­чебницы для психически больных, порой с очень печальными последствиями.^

Если жертвам депрограммирования удается бежать и вер­нуться в НРД, какое-то время они отказываются сообщать родителям место своего пребывания (так произошло в двух случаях, описанных в предыдущем абзаце). Прошедшие через это люди говорят, что испытанное ими унижение и убежден­ность в том, что над ними надругались, усиливались из-за яв­ной неспособности родителей признать свою неправоту. Роди­тели, во всеуслышание обвиняя религиозное движение и про­должая отказывать детям в праве на собственное мнение, в гла­зах детей только усугубляли ситуацию.

Иногда родители приходят к выводу, что совершенное ими было ошибкой или злом, и им удается как-то «залатать» отно­шения со своим ребенком. Некоторые родители, поверив лож­ной информации и необъективному совету, впоследствии испы­тывают горечь оттого, что позволили депрограммистам убедить себя и согласились на подобные действия.

В средствах массовой информации рассказы о жестоком обращении с «жертвами», оказавшимися «в когтях» у «странной, зловещей секты» и о том, как им «удалось спа­стись» или как родителям «пришлось их похищать», стали чуть ли не обычным делом. А вот об испытаниях, выпавших на до­лю тех, кто попал в руки депрограммистов, особенно если это привело к психическому расстройству, практически никто не рассказывает. В Приложении» II приводятся выдержки из все возрастающего числа показаний пострадавших при депрограм-мировании. Они собраны не столько для того, чтобы предста­вить конкретные случаи, сколько для того, чтобы показать че­ловеку, готовому согласиться на подобные действия, как их воспринимает «жертва».

Последствия «успеха»

Встречаются люди, которых результаты принудительного депрограммирования приводят в восхищение. Они утверждают, что «успешное» депрограммирование позволяет бывшему члену НРД вернуться к нормальной жизни. Однако на самом деле перед ним-встают проблемы, с которыми не сталкиваются по­кинувшие НРД по собственной воле. Оставляющие движение добровольно приходят к заключению, что они совершили ошибку, сами это поняли и сами же приняли меры — вышли из НРД. Подвергшихся депрограммированию убеждают, что они стали жертвами методов контроля над сознанием, почему и вступили в данную религиозную организацию, из которой (123) также не смогут самостоятельно выйти. Исследования показали, что в отличие от депрограммированных (т. е. тех, кого убеди­ли, что имела место «промывка мозгов»), самостоятельно поки­нувшие НРД едва ли когда-нибудь поверят, что оказались жертвами внушения. Скорее всего, они скажут, что в действи­тельности все оказалось не так, как они себе представляли, или что на определенном этапе религиозное движение помогло им, но теперь они хотят обратиться к чему-то другому.1 (См. также последний раздел о «Выходе из религиозного движениям.)

Если бы тезис о контроле над сознанием был справедли­вым, в какой-то мере он мог бы служить оправданием физиче­ского насилия, используемого при депрограммировании. Когда в него верят депрограммированный и его родители, на поверх­ность всплывает объяснение, снимающее с них всякую ответст­венность и возлагающее вину на движение. При этом молодой человек остается с убеждением, что дважды в жизни был не в силах контролировать свою собственную судьбу, и не так, как бывает с любым из нас, когда нам приходится мириться с об­стоятельствами. Это очень серьезно, ибо угрожает восприятию молодым человеком собственной личности. У него возникают те же самые проблемы, что и до вступления в НРД. Только теперь он утратил уверенность в своей способности самостоятельно определять свое будущее. Выражаясь словами Сола Левина,

Остановленные в момент предпринятой ими попытки ради­кального изменения, не успевшие разобраться самостоя­тельно с помощью опыта, полученного в движении, бывшие члены НРД отбрасываются назад все к той же психологиче­ской зависимости от родителей, от которой и пытались уйти. Чем успешнее родителям удастся достичь своей цели — то есть, чем сильнее ребенок осознает свою «ошибку», — тем меньше он будет доверять своей способ­ности сделать правильный выбор и тем больше будет боять­ся принимать самостоятельные решения. Иными словами, взрослеть ему будет гораздо тяжелее. (124)

Хотя некоторые из тех, кого посчитали успешно депрограм-мированными, в период так называемого «дрейфования» и возвращаются в НРД, остальным удается приспособиться к обычной жизни в «большом мире». Длительность периода ре-адаптации зависит от ряда факторов, в том числе от того, ка­кую помощь и сочувствие они встретят у окружающих. Однако в результате резкого отхода от движения в их жизни может возникнуть пустота. Примирившись с тем, что система, в кото­рую они верили, дружба, которую они считали искренней, и любовь, которая, как они полагали, на них изливается, оказа­лись иллюзорными, они скорее всего испытают чувство беспо­мощности и безнадежности, пока не найдется что-то взамен.

Один «успешно» депрограммированнный англичанин при­мерно через шесть месяцев так описывал свое состояние:

Я знаю: [Объединенная] Семья' в общем-то давала не те ответы, которые мне были нужны. Теперь, когда я вышел из нее, я понимаю, что эти вопросы по-прежнему не дают мне покоя. Я так виноват перед родителями за причиненное им горе и тревогу... Я понимаю, что должен вернуться к учебе, чтобы как-то загладить свою вину, но не могу пове­рить, что это есть то, к чему я предназначен. Я знаю, назад дороги нет, но и вперед мне некуда идти.1

У одних депрограммированных образовавшуюся пустоту запол­няет новая вера, и она дает им новую надежду. Другие, а ино­гда и кое-кто из обретших новую веру начинают работать с де-программистами или активно участвовать в противосектантском движении. Это помогает им обрести себя. Участие в противо­сектантском движении дает этим людям многое из того, что привлекало их в НРД: они четко знают, что хорошо и что пло­хо; они заняты спасением, цель которого — очищение; они принадлежат к маленькой, часто неправильно воспринимаемой общине единомышленников, знающих «истину», готовых по­стоять, а если нужно, то и пострадать за нее.

 

 

ГЛАВ12 СРЕДНИЙ ПУТЬ

Во второй части книги до сих пор рассматривались две возможные реакции окружающих на вступление человека в НРД. Первая: «секта захватила» молодого человека, он не в силах порвать с нею, и искренне любящим родителям, же­лающим спасти своего ребенка, единственным выходом пред­ставляется депрограммирование. Вторая: лучше ничего не предпринимать, поскольку любая попытка означает покушение на свободу вероисповедания; или то же самое — лучше ничего не предпринимать, ибо депрограммирование (единственно спо­собное помочь, так как к «жертве» применяются эффективные методы контроля над сознанием) опасно, дорого, непредсказуе­мо и часто лишь обостряет ситуацию.

Опыт, подкрепляемый научными исследованиями, застав­ляет все большее число людей усомниться в моральной и прак­тической сторонах того и другого отношения. Автор этой книги считает, что обе описанные точки зрения — воспользо­ваться депрограммированием или оставить все как есть — не­верны. Можно и должно сделать очень многое. В следующих разделах высказывается мнение о том, что существует средний путь, вернее, несколько средних путей. В каждом конкретном случае можно воспользоваться одним из них.

Поддержание контакта

Родителям, родственникам и друзьям очень важна не те­рять контакта с человеком, связавшим хотя бы на какой-то пе­риод свою жизнь с НРД. (стр.126)

По ряду причин это может оказаться совсем не просто. Иногда к разрыву отношений между «обращенными» и их ро­дителями приводит неумение сдержаться в экстремально слож­ной ситуации. Мы очень советуем родным и друзьям не ставить обращенному никаких ультиматумов, собираются они их со­блюдать или нет. Связана ли возникшая проблема с религиоз­ным движением прежде всего, коренится ли она в самом обра­щенном, родные и друзья должны сделать все от них завися­щее, чтобы показать: они по-прежнему любят и уважают его, интересуются его жизнью и хотят сохранить с ним близкие от­ношения. Для родителей нежелание «уступить» своего ребенка НРД вполне естественно, и они имеют полное право поддержи­вать с ним контакт. Обращенному же, который почти утратил связь с «внешним миром», нужно напоминать, каков этот мир на самом деле, напоминать, что о своей семье, да и обо всем остальном стоит думать не только в свете учения данного НРД, но и на основе собственного опыта. Это особенно важно в от­ношении тех религиозных движений, члены которых оказались социально изолированными. Чаще всего именно они рассматри­вают мир исключительно в черном и белом цветах: все, относя­щееся к самому движению, считается хорошим, богоугодным, истинным и желанным, а все прочее, не связанное с данным движением, определяется как дурное, сатанинское, ложное и достойное презрения.

Даже если ваши письма остаются без ответа, все равно их можно писать. Даже если вам не звонят, вы можете звонить. Даже если ваши приглашения зайти в гости игнорируются, не нужно переставать их делать. Друзья и родные всегда могут попытаться навестить обращенного.

Некоторые родители признавались, что боятся посещать НРД, к которому присоединился их ребенок. Кто-то получил предупреждение не делать этого от имени людей и организаций, считающих, что любые контакты с НРД либо опасны, либо компрометируют; а может быть и то, и другое. Разумеется, не стоит посылать туда младших братьев и сестер обращенного, но если говорить о родителях, то ситуации, в которых отцу или матери, желающим выяснить, чем занимаются их сын или дочь, лучше не посещать центр данного религиозного движения, встречаются чрезвычайно редко. Возможно, родители сами не хотят идти туда, по крайней мере, в первый раз; к тому же, если отношения испорчены, такой визит едва ли как-то (стр.127) поможет. Но обычно, если посещение центра НРД — единст­венный способ общения с обращенным, родителям следует хотя бы попытаться это сделать. Опыт показывает, что даже если это не единственный способ поддерживать связь с ребенком, все-таки лучше посещать его в центре НРД. Это позволит бли­же познакомиться с новой системой верований ребенка и его новыми друзьями. Многие обращенные испытывают обиду и разочарование из-за того, что их родители, как им кажется, не слишком интересуются ими и их новой жизнью.

Очень редко какое-либо НРД физически ограничивает свободу своих членов, но известно, что в некоторых — хотя и немногих из них — перехватывались письма и телефонные звонки. Уже упоминался ряд иных мер (наговоры и давление), используемых отдельными религиозными движениями для того, чтобы уговорить своих членов отказаться от общения с друзья­ми и родными. Добавьте сюда тот факт, что иногда, опасаясь депрограммирования, родителям, навещающим своих детей, не дают поговорить с сыном или дочерью наедине. Возмож­ность встречи исключительно в присутствии хотя бы еще одного члена НРД как раз и убеждает родителей в том, что прину­дительное депрограммирование — единственный способ «до­браться» до ребенка, даже если прежде они считали его слиш­ком суровым.

В тех редких случаях, когда родители не могут выяснить, где находится их ребенок, ИНФОРМ может связать их с чело­веком, поддерживающим своего рода нейтральный контакт с данным религиозным движением. Если родители и друзья подозревают, что на обращенного оказывается неправомерное давление, или что он страдает умственным или физическим заболеванием, но не получает должного лечения, такие по­средники помогают выяснять обстоятельства подробнее. Если заинтересованное лицо постигла неудача и во встречах ему по-прежнему отказывают, следует проконсультироваться у юриста, нельзя ли подать в суд за нарушение закона о не­прикосновенности личности, с тем чтобы обращенный предстал перед судьей.

Следует заметить, что случаи полного прекращения кон­тактов встречаются редко. Большинство родителей не теряет связи с детьми. При всей чрезвычайной важности сказанного выше заметим, однако, что, за исключением самых крайних случаев, друзьям и близким не следует переусердствовать в(стр.128) «поддержании контактов». Они могут показаться слишком на­вязчивыми в попытках вмешаться в жизнь ребенка, или ситуа­ция выйдет из-под контроля и поломает их собственную судьбу.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.