Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 8. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА





1.Понятие и система криминологической профилактики.

2. Законность и эффективность профилактических мер.

3. Концепция и планы предупреждения преступности и престу­плений.

1. Криминологическая профилактика -— это система государст­венных и негосударственных (в их числе общественных) мер, на­правленных на устранение, нейтрализацию, минимизацию преступ­ности и преступлений, их причин и условий, а также на декримина­лизацию личности преступников.

В систему криминологической профилактики входят различные подсистемы мер, структурируемых по многим основаниям. Жела­тельно на лекциях и семинарах эти системы изображать с помощью схем.

По субъектам профилактики государственные меры, осуществ­ляемые органами власти, управления, правоохраны и судами, регла­ментированы федеральными, региональными, муниципальными за­конами и подзаконными актами. Негосударственные имеют частич­ную правовую регламентацию. Так, подсистема общественной профилактики регламентируется реже федеральными, чаще регио­нальными законами и подзаконными актами, например о добро­вольной народной дружине, судах профессиональной чести, пунк­тах охраны общественного порядка.



Негосударственные профилактические меры осуществляются также различными фондами, научными и учебными организациями и др. Фактически каждая организация, где возникают проблемы с криминогенными детерминантами, т. е. появляются причины и условия преступлений и предпреступных правонарушений, прини­мает меры по их устранению или минимизации в пределах своих полномочий и, как правило, во взаимодействии с контрольно-реви­зионными и правоохранительными органами.

Это вполне закономерно вытекает из природы криминологии как комплексной социолого-правовой науки и дисциплины. К при­меру, в ноябре 2004 г. состоялось Всероссийское совещание ректо­ров вузов по вопросу о предупреждении наркомании среди студен­тов. Принятая на нем резолюция содержала рекомендации ректо­рам по минимизации и нейтрализации данного аморального и административно-правонарушительного явления силами вузов со­вместно с наркологическими учреждениями и правоохранительны­ми органами.



На лекциях и семинарах полезно остановиться на следующих вопросах: существует ли отрасль права «криминологическая профи­лактика» на федеральном или региональном уровнях в целом по


преступности и ее детерминантам, по видам преступлений и пре-i i умников, по субъектам профилактики.

В этой связи целесообразно рассмотреть проект Федерального i.i кона «Об основах государственной системы предупреждения пре­ступлений»1, межгосударственную программу государств СНГ о иорьбе с преступностью на 2000—2003 гг.; приказы министра внут­ренних дел; российские Уставы о предупреждении преступлений 1X76 и последующих годов.

По этапамкриминологическая профилактика подразделяется на раннюю, пресечение преступлений и постпенитенциарную. Ранняяпрофилактика имеет адресатом, во-первых, криминогенные усло-»ия, связанные с ситуацией совершения деяния (например, уста­новление охраны для устранения условий хищений, освоение новых достижений криминалистики, судебной медицинской экспертизы, < уициологии и др); во-вторых, воспитательно-криминологическое воздействие на формирование личности, исключающее или блоки­рующее ее криминогенность либо виктимность; в-третьих, пресече­ние предпреступных правонарушений и аморального поведения. Например, бытовые конфликты пресекаются мерами общественной профилактики. Когда же они перерастают в правонарушения, начи­нают действовать органы внутренних дел, административные ко­миссии, комиссии по делам несовершеннолетних, находящиеся в ведении муниципалитетов. Воспитательно-профилактические зада­чи решают различного рода организации, например «Сестры» (раз­решение конфликтов в семье, связанных с насилием над женщина­ми), Служба доверия (психолого-психиатрическая помощь населе­нию), корпоративные суды чести и т. п.



При обсуждении вопроса о профилактике аморального поведе­ния надо четко различать собственно воспитательно-просветитель­ную и воспитательно-профилактическую работу. Например, при преподавании основ права в средних общеобразовательных школах и вузах.

Говоря о ранней профилактике, надо высказать свое отношение к ошибочному мнению, что ранняя профилактика якобы направле­на на замышление преступлений, а также на лиц, склонных к совер­шению преступлений, т. е. потенциальных преступников.

Пресечениепреступлений происходит на стадиях приготовления к любым преступлениям, а не только к уголовно-наказуемым тяж­ким и особо тяжким преступлениям. Пресечение преступлений про-

1 См. приложение. Опубликован в журнале «Черные дыры» в российском за­конодательстве». 200?.. № 2; См.: Смирнов Г. Т. Криминологическое учение о пре-цупреждений преступности: содержание, развитие, наказание. Екатеринбург,

.'004.


88 • Раздел I. Общая часть


Тема 8. Криминологическая профилактика• 89


 


изводится и на стадиях совершения преступлений вплоть до наступ­ления общественно опасных последствий.

Постпенитенциарнаяпрофилактика направлена на недопущение рецидива преступлений со стороны лиц, отбывших наказание, осу­жденных условно или лиц, которым уголовное наказание заменено мерами уголовно-правового характера.

Субъектами ее выступают инспекции органов юстиции и внут­ренних дел, местные органы власти, общественные пункты охраны порядка, домовые комитеты и другие государственные, негосударст­венные и общественные организации. Особую роль в профилактике преступлений играют участковые инспекторы милиции, которые вместе с подразделениями жилищно-коммунального хозяйства осу­ществляют индивидуально-профилактическую работу по блокиро­ванию рецидива преступлений и правонарушений в жилом секторе.

По уровнюкриминологическая профилактика по диалектике об­щего, особенного и единичного подразделяется на общую, видовую (специальную) и индивидуальную.

Общаяпрофилактика воздействует на всю систему преступности, ее детерминанты, личность совокупного субъекта всех преступлений по основным показателям. Этот уровень может быть общефедераль­ным, региональным, местным. Общая профилактика осуществляется органами власти, правоохранительными структурами. Юридически оформляется (для студентов юридических вузов это особенно важно подчеркнуть) в виде постановлений Государственной Думы РФ, представительных органов субъектов Федерации и местных органов власти и управления по итогам доклада прокуроров, министров внут­ренних дел, Счетной палаты и других ревизионно-контролирующих органов, а также в виде решений коллегий прокуратуры и МВД, при­казов прокуроров и министра внутренних дел.

Специальная(видовая) профилактика направлена на различные виды преступлений согласно их криминологической, уголовно-ста­тистической и уголовно-правовой дифференциации (преступления несовершеннолетних, организованная преступность, терроризм Ш т. д.). Юридическое оформление производится в виде постановле­ний органов власти и управления по докладам органов прокуратуры и внутренних дел, решений и приказов последних, рекомендаций иных государственных и общественных структур по результатам за­слушивания докладов и справок соответствующих органов о состоя­нии, например, преступности несовершеннолетних, производствен­ного травматизма и т. д.

Индивидуальнаяпрофилактика имеет своим адресатом конкрет­ного субъекта соответствующего преступления. Проводится она ча­ще всего в раннепрофилактическом и постпенитенциарном режи­мах. Ее субъекты — инспекторы по делам несовершеннолетних МВД, участковые инспекторы, пункты охраны общественного по-


мчдка, воспитатели средних общеобразовательных и специальных школ, домовые комитеты, уголовно-исполнительные инспекции, опнготворительные организации и т. п.

При осуществлении индивидуальной профилактики особенно нажно требование соблюдения прав личности. На профилактиче-гкие учеты должны ставиться лишь правонарушители в строгом со­ответствии с нормативными предписаниями милиции о том, за ка­кие правонарушения виновные в них ставятся на учет, когда снима­ются с учета, какова процедура индивидуально-профилактического но (действия, какие взыскания можно наложить за нарушения пра­вил поведения подучетными и проч.

Органы милиции и прокуратуры при необходимости направля­ют в соответствующие организации постановления о принятии про­филактических мер по устранению условий, способствующих совер­шению правонарушений и преступлений, с указанием времени на­правления сообщения о принятых мерах.

Содержание профилактических мер (экономических, организа­ционно-управленческих, нравственно-воспитательных, правовых) адекватно содержанию криминогенных детерминант и личности ви­новных. Правовые меры надлежит тщательно систематизировать со­гласно нормам УПК, УИК, ГК, КоАП и других кодексов Рос­сийской Феднрации .

2. Систему криминологической профилактики желательно представлять на лекциях и семинарах в виде схем. Акцент при этом делается на правовых формах профилактики. Криминологическая профилактика должна базироваться на правовых принципах, л именно: законности, справедливости, гуманизма, эффективности.На первом и последнем принципах следует остановиться подробнее.

Законность криминологической профилактики означает преду­преждение и пресечение преступлений, нейтрализацию либо мини­мизацию причин и условий преступности, максимальную декрими­нализацию личности субъекта преступления строго в рамках зако­нов и подзаконных актов.

Прокуратура должна осуществлять постоянный надзор за дея гельностью милиции по проведению раннепрофилактических мер, прежде всего при постановке на учет правонарушителей, общении участковых милиционеров с гражданами в жилом секторе, пресече­нии правонарушений на вокзалах и рынках и в других криминоген­ных местах.

«Крышевание», т. е. укрывательство и попустительство со сторо­ны милиции правонарушений и преступлений за взятки — предмет специального прокурорского надзора. Сокрытие от учета преступле­ний, нереагирование на заявления потерпевших как криминоген­ные условия также должны постоянно находиться в поле зрения прокуратуры.


90 • Раздел I. Общая часть


Тема 8. Криминологическая профилактика* 91


 


Эффективность криминологической профилактики определяет­ся степенью достижения ее целей. Конечная цель ранней профилак­тики — это несовершение преступлений правонарушителем, в отно­шении которого проводились такие меры.

Показателем эффективности предупреждения преступности и ее причин на общем и правовом уровне служат данные уголовной ста­тистики о снижении преступности именно вследствие предприня­тых субъектами профилактики целенаправленных мер.

Установление корреляции между профилактикой и снижением преступности сложно, но хотя бы в общих чертах необходимо. К примеру, связь между снижением уровня преступности и социаль­но-правовыми усилиями по сокращению безработицы, «бомжизма» и беспризорности бездомных подростков установить можно, равно как и между наведением должного порядка в обороте оружия и уменьше­нием количества преступлений насильственного характера.

Материальные затраты на криминалистическую профилактику необходимо соразмерять с предотвращенным этими мерами вредом.

Достижимость целей профилактики преступности предполагает ее опережающий характер, позволяющий не допустить совершения преступлений, пресечь их до наступления общественно опасных по­следствий, а также недопустить криминального рецидива. Это ре­ально, если использовать данные среднестатистического прогноза преступности и ее детерминант.

3. Криминологическая профилактика до революции, а затем в СССР и союзных республиках юридически закрепляла в норматив­ных документах, именуемых концепциями борьбы с преступностью и планами (или программами) предупреждения преступности. (В царской России это были Уставы (Своды уставов) о предупреж­дении преступлений 1857, 1876 и др. годов).

После 2001 г. такие планы на федеральном уровне больше не принимались. Причину этого ряд криминологов усматривает в мно­гоаспектное™ подсистем профилактики по уровню, содержанию, механизму действия, субъекту и другим параметрам. Поэтому для такой страны, как Россия, состоящей из 89 субъектов Федерации, в которых проживает 140 национальностей, создать единый феде­ральный план (программу) предупреждения преступности и престу­плений невозможно. Вместо этого предлагается ориентироваться на плюралистическую модель профилактики в различных федеральных и региональных законах и подзаконных актах1. На лекциях и семи­нарах целесообразно рассмотреть действующие в регионах ком-


пнексные и целевые планы предупреждения преступности и оце­пить их реальную эффективность.

Назрела потребность в выделении такого направления кримино-и()1 ической профилактики, как международная. Важно также озна­комить студентов с рекомендациями конгрессов ООН по предупре­ждению преступности и обращению с правонарушителями 1995, '000 и 2005 гг. Надлежит рассмотреть международно-правовые фор­мы предупреждения преступлений, прежде всего терроризма, отмы-п.шия преступных доходов, коррупции, организованной преступно­сти, торговли людьми. Студенческая аудитория должна получить достаточное представление о системе субъектов международной криминологический профилактики, основных направлениях их дея­тельности1.

Контрольные вопросы

1. Дайте понятие криминологического предупреждения (про­филактики).

2. Каков предмет профилактического воздействия?

3. Каким принципам должна отвечать профилактика преступ­ности?

4. Охарактеризуйте систему профилактики преступности по подсистемам в зависимости от различных оснований их структури­рования.

5. Что такое общая, видовая, индивидуальная профилактика?

6. Кто является субъектом профилактики?

7. Каков механизм мер профилактики?

8. Опишите этапы криминологической профилактики.

9. В каких документах формулируются профилактические госу­дарственные и негосударственные меры предупреждения преступ­ности, ее причин и условий, а также личности правонарушителей и преступников?

 

10. Какими профилактическими возможностями обладает уго­ловное законодательство?

11. Что такое деликтология (или девиантология) и какова ее роль в ранней профилактике преступности?

Практикум

1. Составьте общую схему системы криминологической профи-пактики.

2. Напишите реферат о состоянии преступности и мерах ее ми­нимизации в вашем микрорайоне. Обсудите один-два доклада на семинаре.


 


1 См.: Алексеев А. И., Смирнов Г. Г. О законе «Об основах государственной системы предупреждения преступлений». Поезд все-таки ушел // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2004. № 1. С. 9-15.


1 См.: Лунеев В, В. Криминальная глобализация // Государство и право. 2004.

Р* 10.


92 • Раздел I. Общая часть


Тема 8. Криминологическая профилактика • 93


 


3. Составьте профилактические документы: а) органов мили­ции; б) прокуратуры и следствия; в) суда; г) органов представитель­ной власти от федеральной до муниципальной.

4. Какие профилактические документы составляют негосудар­ственные организации?

5. Проанализируйте проект Федерального закона «Об основах государственной системы предупреждения преступлений» и выска­жите свое мнение о нем.

6. Охарактеризуйте программы и планы профилактики пре­ступности, принятые в СНГ и в субъектах Федерации.

7. Гражданин Молдавии Олтяну прибыл в Московскую область и занимался в течение года строительными работами совместно с другими нелегальными мигрантами из стран СНГ. Постройку и ре­монт в дачных поселках они совмещали с кражами чужого имущест­ва, чаще всего велосипедов.

Какие профилактические меры должны быть предприняты ми­лицией, сельским советом, дачными кооперативами для охраны правопорядка в поселке?

8. Нигде не работавшая гражданка Фалеева превратила свою однокомнатную квартиру в помещение для оказания сексуальных услуг. Распитие спиртных напитков, групповые сексуальные кон­такты, буйные драки наблюдал ее 12-летний сын Алексей. В конце концов его вовлекли в пьяные застолья, постоянно выгоняли на улицу в любую погоду, часами не допускали в квартиру. Соседи не­однократно обращались за помощью к участковому. Беседы послед­него с Фалеевой результатов не давали. Во время одной из пьяных драк Алексей, защищая мать, молотком нанес одному из собутыль­ников тяжкие телесные повреждения. Какие профилактические ме­ры надлежало принять милиции, муниципалитету и управе, а также общественности по месту жительства, чтобы не допустить соверше­ния данного преступления?

9. Солдат срочной службы Шульгин дезертировал из воинской части с оружием. До этого он неоднократно нарушал правила внут­реннего распорядка, что не вызывало, однако, должной реакции ко­мандования. При поимке дезертира он оказал вооруженное сопро­тивление и тяжело ранил одного из милиционеров.

Одновременно с приговором военный суд вынес частное поста­новление в адрес командира части. Каково может быть содержание постановления?

10. В России ежегодно увеличивается число преступлений, со­
вершаемых иностранцами (в 2004 г. на территории Российской Фе­
дерации незаконно находилось 4 млн иностранцев), и против них.


Чаще всего потерпевшими оказываются иностранные студенты из ( гран ближнего и дальнего зарубежья.

Какие профилактические меры и кто должен предпринять в за­щиту иностранных студентов?


Тема 9. Преступность несовершеннолетних • 95


Раздел II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.