Тема 8. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА
1.Понятие и система криминологической профилактики.
2. Законность и эффективность профилактических мер.
3. Концепция и планы предупреждения преступности и преступлений.
1. Криминологическая профилактика -— это система государственных и негосударственных (в их числе общественных) мер, направленных на устранение, нейтрализацию, минимизацию преступности и преступлений, их причин и условий, а также на декриминализацию личности преступников.
В систему криминологической профилактики входят различные подсистемы мер, структурируемых по многим основаниям. Желательно на лекциях и семинарах эти системы изображать с помощью схем.
По субъектам профилактики государственные меры, осуществляемые органами власти, управления, правоохраны и судами, регламентированы федеральными, региональными, муниципальными законами и подзаконными актами. Негосударственные имеют частичную правовую регламентацию. Так, подсистема общественной профилактики регламентируется реже федеральными, чаще региональными законами и подзаконными актами, например о добровольной народной дружине, судах профессиональной чести, пунктах охраны общественного порядка.
Негосударственные профилактические меры осуществляются также различными фондами, научными и учебными организациями и др. Фактически каждая организация, где возникают проблемы с криминогенными детерминантами, т. е. появляются причины и условия преступлений и предпреступных правонарушений, принимает меры по их устранению или минимизации в пределах своих полномочий и, как правило, во взаимодействии с контрольно-ревизионными и правоохранительными органами.
Это вполне закономерно вытекает из природы криминологии как комплексной социолого-правовой науки и дисциплины. К примеру, в ноябре 2004 г. состоялось Всероссийское совещание ректоров вузов по вопросу о предупреждении наркомании среди студентов. Принятая на нем резолюция содержала рекомендации ректорам по минимизации и нейтрализации данного аморального и административно-правонарушительного явления силами вузов совместно с наркологическими учреждениями и правоохранительными органами.
На лекциях и семинарах полезно остановиться на следующих вопросах: существует ли отрасль права «криминологическая профилактика» на федеральном или региональном уровнях в целом по
преступности и ее детерминантам, по видам преступлений и пре-i i умников, по субъектам профилактики.
В этой связи целесообразно рассмотреть проект Федерального i.i кона «Об основах государственной системы предупреждения преступлений»1, межгосударственную программу государств СНГ о иорьбе с преступностью на 2000—2003 гг.; приказы министра внутренних дел; российские Уставы о предупреждении преступлений 1X76 и последующих годов.
По этапамкриминологическая профилактика подразделяется на раннюю, пресечение преступлений и постпенитенциарную. Ранняяпрофилактика имеет адресатом, во-первых, криминогенные усло-»ия, связанные с ситуацией совершения деяния (например, установление охраны для устранения условий хищений, освоение новых достижений криминалистики, судебной медицинской экспертизы, < уициологии и др); во-вторых, воспитательно-криминологическое воздействие на формирование личности, исключающее или блокирующее ее криминогенность либо виктимность; в-третьих, пресечение предпреступных правонарушений и аморального поведения. Например, бытовые конфликты пресекаются мерами общественной профилактики. Когда же они перерастают в правонарушения, начинают действовать органы внутренних дел, административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, находящиеся в ведении муниципалитетов. Воспитательно-профилактические задачи решают различного рода организации, например «Сестры» (разрешение конфликтов в семье, связанных с насилием над женщинами), Служба доверия (психолого-психиатрическая помощь населению), корпоративные суды чести и т. п.
При обсуждении вопроса о профилактике аморального поведения надо четко различать собственно воспитательно-просветительную и воспитательно-профилактическую работу. Например, при преподавании основ права в средних общеобразовательных школах и вузах.
Говоря о ранней профилактике, надо высказать свое отношение к ошибочному мнению, что ранняя профилактика якобы направлена на замышление преступлений, а также на лиц, склонных к совершению преступлений, т. е. потенциальных преступников.
Пресечениепреступлений происходит на стадиях приготовления к любым преступлениям, а не только к уголовно-наказуемым тяжким и особо тяжким преступлениям. Пресечение преступлений про-
1 См. приложение. Опубликован в журнале «Черные дыры» в российском законодательстве». 200?.. № 2; См.: Смирнов Г. Т. Криминологическое учение о пре-цупреждений преступности: содержание, развитие, наказание. Екатеринбург,
.'004.
88 • Раздел I. Общая часть
Тема 8. Криминологическая профилактика• 89
изводится и на стадиях совершения преступлений вплоть до наступления общественно опасных последствий.
Постпенитенциарнаяпрофилактика направлена на недопущение рецидива преступлений со стороны лиц, отбывших наказание, осужденных условно или лиц, которым уголовное наказание заменено мерами уголовно-правового характера.
Субъектами ее выступают инспекции органов юстиции и внутренних дел, местные органы власти, общественные пункты охраны порядка, домовые комитеты и другие государственные, негосударственные и общественные организации. Особую роль в профилактике преступлений играют участковые инспекторы милиции, которые вместе с подразделениями жилищно-коммунального хозяйства осуществляют индивидуально-профилактическую работу по блокированию рецидива преступлений и правонарушений в жилом секторе.
По уровнюкриминологическая профилактика по диалектике общего, особенного и единичного подразделяется на общую, видовую (специальную) и индивидуальную.
Общаяпрофилактика воздействует на всю систему преступности, ее детерминанты, личность совокупного субъекта всех преступлений по основным показателям. Этот уровень может быть общефедеральным, региональным, местным. Общая профилактика осуществляется органами власти, правоохранительными структурами. Юридически оформляется (для студентов юридических вузов это особенно важно подчеркнуть) в виде постановлений Государственной Думы РФ, представительных органов субъектов Федерации и местных органов власти и управления по итогам доклада прокуроров, министров внутренних дел, Счетной палаты и других ревизионно-контролирующих органов, а также в виде решений коллегий прокуратуры и МВД, приказов прокуроров и министра внутренних дел.
Специальная(видовая) профилактика направлена на различные виды преступлений согласно их криминологической, уголовно-статистической и уголовно-правовой дифференциации (преступления несовершеннолетних, организованная преступность, терроризм Ш т. д.). Юридическое оформление производится в виде постановлений органов власти и управления по докладам органов прокуратуры и внутренних дел, решений и приказов последних, рекомендаций иных государственных и общественных структур по результатам заслушивания докладов и справок соответствующих органов о состоянии, например, преступности несовершеннолетних, производственного травматизма и т. д.
Индивидуальнаяпрофилактика имеет своим адресатом конкретного субъекта соответствующего преступления. Проводится она чаще всего в раннепрофилактическом и постпенитенциарном режимах. Ее субъекты — инспекторы по делам несовершеннолетних МВД, участковые инспекторы, пункты охраны общественного по-
мчдка, воспитатели средних общеобразовательных и специальных школ, домовые комитеты, уголовно-исполнительные инспекции, опнготворительные организации и т. п.
При осуществлении индивидуальной профилактики особенно нажно требование соблюдения прав личности. На профилактиче-гкие учеты должны ставиться лишь правонарушители в строгом соответствии с нормативными предписаниями милиции о том, за какие правонарушения виновные в них ставятся на учет, когда снимаются с учета, какова процедура индивидуально-профилактического но (действия, какие взыскания можно наложить за нарушения правил поведения подучетными и проч.
Органы милиции и прокуратуры при необходимости направляют в соответствующие организации постановления о принятии профилактических мер по устранению условий, способствующих совершению правонарушений и преступлений, с указанием времени направления сообщения о принятых мерах.
Содержание профилактических мер (экономических, организационно-управленческих, нравственно-воспитательных, правовых) адекватно содержанию криминогенных детерминант и личности виновных. Правовые меры надлежит тщательно систематизировать согласно нормам УПК, УИК, ГК, КоАП и других кодексов Российской Феднрации .
2. Систему криминологической профилактики желательно представлять на лекциях и семинарах в виде схем. Акцент при этом делается на правовых формах профилактики. Криминологическая профилактика должна базироваться на правовых принципах, л именно: законности, справедливости, гуманизма, эффективности.На первом и последнем принципах следует остановиться подробнее.
Законность криминологической профилактики означает предупреждение и пресечение преступлений, нейтрализацию либо минимизацию причин и условий преступности, максимальную декриминализацию личности субъекта преступления строго в рамках законов и подзаконных актов.
Прокуратура должна осуществлять постоянный надзор за дея гельностью милиции по проведению раннепрофилактических мер, прежде всего при постановке на учет правонарушителей, общении участковых милиционеров с гражданами в жилом секторе, пресечении правонарушений на вокзалах и рынках и в других криминогенных местах.
«Крышевание», т. е. укрывательство и попустительство со стороны милиции правонарушений и преступлений за взятки — предмет специального прокурорского надзора. Сокрытие от учета преступлений, нереагирование на заявления потерпевших как криминогенные условия также должны постоянно находиться в поле зрения прокуратуры.
90 • Раздел I. Общая часть
Тема 8. Криминологическая профилактика* 91
Эффективность криминологической профилактики определяется степенью достижения ее целей. Конечная цель ранней профилактики — это несовершение преступлений правонарушителем, в отношении которого проводились такие меры.
Показателем эффективности предупреждения преступности и ее причин на общем и правовом уровне служат данные уголовной статистики о снижении преступности именно вследствие предпринятых субъектами профилактики целенаправленных мер.
Установление корреляции между профилактикой и снижением преступности сложно, но хотя бы в общих чертах необходимо. К примеру, связь между снижением уровня преступности и социально-правовыми усилиями по сокращению безработицы, «бомжизма» и беспризорности бездомных подростков установить можно, равно как и между наведением должного порядка в обороте оружия и уменьшением количества преступлений насильственного характера.
Материальные затраты на криминалистическую профилактику необходимо соразмерять с предотвращенным этими мерами вредом.
Достижимость целей профилактики преступности предполагает ее опережающий характер, позволяющий не допустить совершения преступлений, пресечь их до наступления общественно опасных последствий, а также недопустить криминального рецидива. Это реально, если использовать данные среднестатистического прогноза преступности и ее детерминант.
3. Криминологическая профилактика до революции, а затем в СССР и союзных республиках юридически закрепляла в нормативных документах, именуемых концепциями борьбы с преступностью и планами (или программами) предупреждения преступности. (В царской России это были Уставы (Своды уставов) о предупреждении преступлений 1857, 1876 и др. годов).
После 2001 г. такие планы на федеральном уровне больше не принимались. Причину этого ряд криминологов усматривает в многоаспектное™ подсистем профилактики по уровню, содержанию, механизму действия, субъекту и другим параметрам. Поэтому для такой страны, как Россия, состоящей из 89 субъектов Федерации, в которых проживает 140 национальностей, создать единый федеральный план (программу) предупреждения преступности и преступлений невозможно. Вместо этого предлагается ориентироваться на плюралистическую модель профилактики в различных федеральных и региональных законах и подзаконных актах1. На лекциях и семинарах целесообразно рассмотреть действующие в регионах ком-
пнексные и целевые планы предупреждения преступности и оцепить их реальную эффективность.
Назрела потребность в выделении такого направления кримино-и()1 ической профилактики, как международная. Важно также ознакомить студентов с рекомендациями конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 1995, '000 и 2005 гг. Надлежит рассмотреть международно-правовые формы предупреждения преступлений, прежде всего терроризма, отмы-п.шия преступных доходов, коррупции, организованной преступности, торговли людьми. Студенческая аудитория должна получить достаточное представление о системе субъектов международной криминологический профилактики, основных направлениях их деятельности1.
Контрольные вопросы
1. Дайте понятие криминологического предупреждения (профилактики).
2. Каков предмет профилактического воздействия?
3. Каким принципам должна отвечать профилактика преступности?
4. Охарактеризуйте систему профилактики преступности по подсистемам в зависимости от различных оснований их структурирования.
5. Что такое общая, видовая, индивидуальная профилактика?
6. Кто является субъектом профилактики?
7. Каков механизм мер профилактики?
8. Опишите этапы криминологической профилактики.
9. В каких документах формулируются профилактические государственные и негосударственные меры предупреждения преступности, ее причин и условий, а также личности правонарушителей и преступников?
10. Какими профилактическими возможностями обладает уголовное законодательство?
11. Что такое деликтология (или девиантология) и какова ее роль в ранней профилактике преступности?
Практикум
1. Составьте общую схему системы криминологической профи-пактики.
2. Напишите реферат о состоянии преступности и мерах ее минимизации в вашем микрорайоне. Обсудите один-два доклада на семинаре.
1 См.: Алексеев А. И., Смирнов Г. Г. О законе «Об основах государственной системы предупреждения преступлений». Поезд все-таки ушел // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2004. № 1. С. 9-15.
1 См.: Лунеев В, В. Криминальная глобализация // Государство и право. 2004.
Р* 10.
92 • Раздел I. Общая часть
Тема 8. Криминологическая профилактика • 93
3. Составьте профилактические документы: а) органов милиции; б) прокуратуры и следствия; в) суда; г) органов представительной власти от федеральной до муниципальной.
4. Какие профилактические документы составляют негосударственные организации?
5. Проанализируйте проект Федерального закона «Об основах государственной системы предупреждения преступлений» и выскажите свое мнение о нем.
6. Охарактеризуйте программы и планы профилактики преступности, принятые в СНГ и в субъектах Федерации.
7. Гражданин Молдавии Олтяну прибыл в Московскую область и занимался в течение года строительными работами совместно с другими нелегальными мигрантами из стран СНГ. Постройку и ремонт в дачных поселках они совмещали с кражами чужого имущества, чаще всего велосипедов.
Какие профилактические меры должны быть предприняты милицией, сельским советом, дачными кооперативами для охраны правопорядка в поселке?
8. Нигде не работавшая гражданка Фалеева превратила свою однокомнатную квартиру в помещение для оказания сексуальных услуг. Распитие спиртных напитков, групповые сексуальные контакты, буйные драки наблюдал ее 12-летний сын Алексей. В конце концов его вовлекли в пьяные застолья, постоянно выгоняли на улицу в любую погоду, часами не допускали в квартиру. Соседи неоднократно обращались за помощью к участковому. Беседы последнего с Фалеевой результатов не давали. Во время одной из пьяных драк Алексей, защищая мать, молотком нанес одному из собутыльников тяжкие телесные повреждения. Какие профилактические меры надлежало принять милиции, муниципалитету и управе, а также общественности по месту жительства, чтобы не допустить совершения данного преступления?
9. Солдат срочной службы Шульгин дезертировал из воинской части с оружием. До этого он неоднократно нарушал правила внутреннего распорядка, что не вызывало, однако, должной реакции командования. При поимке дезертира он оказал вооруженное сопротивление и тяжело ранил одного из милиционеров.
Одновременно с приговором военный суд вынес частное постановление в адрес командира части. Каково может быть содержание постановления?
10. В России ежегодно увеличивается число преступлений, со вершаемых иностранцами (в 2004 г. на территории Российской Фе дерации незаконно находилось 4 млн иностранцев), и против них.
Чаще всего потерпевшими оказываются иностранные студенты из ( гран ближнего и дальнего зарубежья.
Какие профилактические меры и кто должен предпринять в защиту иностранных студентов?
Тема 9. Преступность несовершеннолетних • 95
Раздел II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|