Сделай Сам Свою Работу на 5

Г л а в а 2. ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ






 


«...в любом типе цивилизации любой обычай, материальный объект, идея и верования выполняют некоторую жизненную функ­цию, решают некоторую задачу, представляют собою необходи­мую часть внутри действующего целого» .

Парсонс интересуется прежде всего структурами и процесса­ми, обеспечивающими интеграцию общества, анализирует меха­низмы поддержания социального порядка, институциональный аспект социального действия. Он полагает, что социальная система как целое решает следующие задачи: адаптации к внешним усло­виям, целедостижения, интеграции, воспроизводства структуры и снятия напряжений. Соответствующие подсистемы специализиру­ются на выполнении определенной функции: функцию адаптации обеспечивает экономика, целедостижения — политика, интегра­ции — правовые институты и обычаи, воспроизводства структу­ры — верования, мораль, институты социализации (в том числе семья и учреждения образования). Стабильность системы зависит от результатов деятельности подсистем, а каждая подсистема испытывает на себе последствия функционирования всех осталь­ных. В сложных обществах их взаимовлияние опосредовано сим­волическими посредниками.



По мнению Парсонса, при обеспечении интеграции особую роль играет «система поддержания образцов», которая сочленяет нормы и экспектации с регулирующими их ценностями. В системе поддержания образцов решающее значение имеет религия с ее акцентом на ценности. «Сочленение норм и экспектации, — говорит Парсонс, — с регулирующими их ценностями может быть названо легитимизацией нормативной системы. Здесь находится важнейшая точка сочленения социальной системы с системой культурной. В конечном счете легитимизация восходит к религи­озным обоснованиям, но в сложных обществах, кроме религиоз­ного, имеются и многие другие нижележащие уровни узаконе­ния»".

Мертон существенно пересмотрел постулат универсальной функциональности и предложил «теорему»: «Точно так же как одно и то же явление может иметь многочисленные функции, так и одна и та же функция может по-разному выполняться


различными явлениями»1. К тому же, по его мнению, определен­ные явления могут оказаться «функциональными» или «дисфунк­циональными». В соответствии с таким пониманием Мертон выдвинул идею функциональных эквивалентов, альтернатив, заме­нителей, т.е. таких институтов, которые могут выполнять одну и ту же функцию.



Ряд представителей структурного функционализма к числе религиозных феноменов относит не только традиционные религии, но и любые системы ценностей, которые вытесняют религию и выполняют присущие ей в прошлом функции.

 

 


 


1 Цит. по: Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая
МЫСЛЬ/ Р. Мертон. Дж. Мид, Т. Парсонс, А. Шюц. Тексты / Под ред. В.И. Добренькопа.
М., 1994. С. 395.

2 Американскаясоциология. М., 1972. С.368.


1 Мертон Р. Указ. соч. С. 396.


Г л а в а 3. БИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ


       
   
 
 


ГЛАВА 3

Биологические и психологические интерпретации

Биологические концепции ищут основу религии в биологических или биопсихологических процессах человека. С этой точки зрения основу религии составляют: «религиозный инстинкт»; «религиозное чувство», которое «примыкает к инстинкту сохранения индивидуума или группы» и «выступает как оружие в борьбе за жизнь»; «ген религиозности». Религия — это «психофизиологическая функция организма», представля­ет «кульминацию основной тенденции организма реагировать особым образом на те или иные положения, в которые его ставит жизнь»; «как и сексуальность, часть человеческой природы», пробуждающая «глубокие страстные чувства» и т.д.

Психологические объяснения выводят религию из индивидуальной или групповой психики. Наиболее распространены поиски основы рели­гии в эмоциональной сфере. В качестве эмоциональной «клеточки» брались самые разные чувства — зависти и страха, почитания и благого­вения, любви, бесконечности, стыда, нравственные чувства, чувство воз­вышенного и др. Были и такие теории, которые выводили религию из интеллектуальной или волевой сферы.



Заметим, что «чисто» биологические объяснения не пользуются в религиоведении широким признанием. Чаще преувеличенное значение биологическим факторам придается в ходе психологического анализа в соответствии с пониманием природы психики.

Религиозный опыт

Один из основателей психологии религии американский философ-прагматист у. Джеймс (1842—1910) развивал идеи функциональ­ного направления в психологии на основе историко-биологической

1 В старой транскрипции — В. Джемс


концепции психики как формы активности организма, средства адаптации к среде. Он объяснял религию, исходя из индивидулаьной психики: «...условимся под религией подразумевать совокуп­ность чувств, действий и опыта отдельной личности, поскольку их содержанием устанавливается отношение ее к тому, тчо она почитает Божеством»1. Религия коренится в эмоциональной сфере психики индивида. Джеймс писал: «...чувство есть глубочай­ший источник религии, а философские и богословские построения являются только вторичной надстройкой, подобной переводу под­линника на чужой язык»2. Джеймс разработал понятие религиозно­го опыта, под которым понимал субъективные религиозные фено­мены в различных формах — мистические видения, экстатические состояния, экзальтированные созерцания, галлюцинации и проч. Исследование религиозного опыта опирается на материалы самона­блюдения — дневники, автобиографические записки верующих, религиозных мистиков, аскетов, отшельников, ясновидящих и т.д.: чтобы понимать какое-нибудь чувство, человек должен быть сам способен ощущать его. Особое внимание он уделял анализу религи­озного чувства и признавал вероятность того, что оно не заключает в себе такого элемента, который имел бы с психологической точки зрения специфическую природу: «Есть религиозная любовь, религи­озный страх, религиозное чувство возвышенного, религиозная ра­дость и т.д., — отмечал он. — Но религиозная любовь — это лишь общее всем людям чувство любви, обращенное на религиозный объект. Религиозный страх — это обычный трепет человеческого сердца, но связанный с идеей божественной кары. Религиозное чув­ство возвышенного — это то особое содрогание, какое мы испыты­ваем в ночную пору в лесу или в горном ущелье; только в данном случае оно порождается мыслью о присутствии сверхъестественно­го' Таким же образом можно рассмотреть все разнообразные чувст­вования, какие переживаются религиозными людьми... нет никако­го основания утверждать, что существует абстрактное «религиозное чувство», как отдельная элементарная эмоция, присущая каждому религиозному переживанию без исключения. Если нет особой эле­ментарной религиозной эмоции, а есть только совокупность обык­новенных эмоций, на которые религиозные объекты накладывают свой характерный отпечаток, то легко допустить, что равным обра-

1 Джемс В. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1993. С. 40.

2 Тамже. С. 342-343.


 




11-802


Раздел 111. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ В РЕЛИГИОВЕДЕНИИ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.