Сделай Сам Свою Работу на 5

Г л а в а 3. БИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ






 


с бредовыми идеями. Насколько они недоказуемы, настолько же и неопровержимы.

Уподобляя религию универсальному неврозу, Фрейд в то же время подчеркивает, что существо религии такой аналогией не исчерпывается; все это лишь сравнент4Я, с помощью которых мы пытаемся понять социальный феномен; индивидуальная патология не представляет нам полноценной аналогии .

Согласно Фрейду, религия выполняет три функции. Во-первых, она удовлетворяет человеческую любознательность, дает объясне­ние происхождения и развития мира, т.е. делает то же самое, что пытается делать наука своими средствами, соперничает в этом с ней. Во-вторых, религия умаляет страх людей перед опасностями и превратностями жизни, вселяет уверенность в добром исходе, утешает их в несчастье; этой функции она обязана большей частью своего влияния, и тут наука не может с ней соперничать. В-третьих, религия дает предписания, провозглашает запреты и ограничения; в этой функции она в наибольшей степени удаляется от науки, поскольку последняя довольствуется исследованиями и констата-циями~.

Говоря о будущем религии, 3. Фрейд прогнозирует, что отход от нее «неизбежно совершится с фатальной неумолимостью» . Под влиянием рационального начала человек расстанется с религией, с религиозными иллюзиями, обретет «чувство реальности».



В аналитической психологии К.Г. Юнга (1875—1961) исход­ным понятием служит «коллективное бессознательное». У 3. Фрейда, замечает Юнг, бессознательное имеет исключительно личностную природу; действительно, поверхностный слой бессо­знательного, образуемый вытесненными содержаниями личного опыта, представляет собой «личностное бессознательное». Однако этот слой покоится на другом, более глубоком, врожденном, приобретаемом уже не из личного опыта. Этот врожденный более глубокий слой и является так называемым коллективным бессо­знательным, имеющим не индивидуальную, а всеобщую природу. В противоположность личностной душе оно включает в себя содержания и образы поведения, которые повсюду и у всех индивидов одни и те же. Юнг пишет: «...коллективное бессозна-


тельное идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхлич­ным» . Содержание личностного бессознательного составляют по большей части эмоционально окрашенные комплексы, образую­щие душевную жизнь личности. Содержаниями коллективного бессознательного являются архетипы — первознаки, первоотпе-чатки, первообразы (греч. apxerimov, от ap%r| — начало и TD7TOS — знак, отпечаток, образ, первообраз). Необходимо разли­чать «архетип» и «архетипическое представление». Архетип сам по себе является гипотетическим, недоступным созерцанию обра­зом, но его бессознательное содержание изменяется, становится осознанным и воспринятым; оно претерпевает изменения под влиянием того индивидуального сознания, на поверхности которо­го оно возникает". Говоря об архетипах коллективного бессозна­тельного, подчеркивает Юнг, мы имеем ^ао с древнейшими, лучше сказать, изначальными типами, т.е. испокон веку наличными всеобщими образами. Они могут открываться сознанию во сне, в медиумическом трансе, в мистическом откровении, в мифе, сказке, в религиозном представлении и т.д.; в этих случаях сознание имеет /^еАО с более или менее «переработанными» архетипами, предста­ющими в виде систем символов.



Коллективное бессознательное — это «базовый религиозный феномен», оно выполняет религиозную функцию. Юнг поясняет, что он имеет в виду под понятием «религия». Религия есть тщательное наблюдение за тем, что Р. Отто называл нуминозным. «Религия, — пишет Юнг, — является особой установкой челове­ческого ума... внимательное рассмотрение, наблюдение за некими динамическими факторами, понятыми как «силы», духи, демоны, боги, законы, идеи, идеалы и все прочие названия, данные челове­ком подобным факторам, обнаруженным им в своем мире в качестве могущественных, опасных; либо способных оказать такую помощь, что с ними нужно считаться; либо достаточно величест­венных, прекрасных, осмысленных, чтобы благоговейно любить их и преклоняться перед ними. В житейском просторечии мы часто говорим, что человек, с энтузиазмом интересующийся каким-то предметом, «посвятил себя» этому делу... Можно сказать, что


 


1 См.: Там же. С. 54.

2 См.: Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989. С. 402.

3 Фрейд 3. Будущее одной иллюзии. С. 53.


1 Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Юнг К.Г. Архетип и сим­
вол.
М., 1991. С. 98.

2 См.: Указ. соч. С. 99.


Раздел III. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ В РЕЛИГИОВВДЕНИИ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.