Сделай Сам Свою Работу на 5

Г л а в а 3. БИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ






 


поскольку ощущает какие-то действия, исходящие от объекта или воздействующие на него. Эти действия (влияние, сила, таинствен­ная мощь) признаются реальностью и составляют один из элемен­тов предсталения о предмете. Но первобытное мышление являетя не только мистическим, но одновременно и пралогическим, нечув­ствительным к противоречиям и непроницаемым аля опыта. Оно вместо установления логических отношений (включений и исклю­чений) подчинено закону партиципации (сопричастия). Оно — не «антилогично» и не «алогично», но относится к противоречиям с безразличием и не стремится избежать их, «безразлично к логической дисциплине». Партиципация состоит в том, что мыш­ление всюду видит разнообразные формы передачи свойств путем переноса, соприкосновения, передачи на расстояние путем зара­жения, осквернения, овладения. Сопричастность проявляется и в другом аспекте. Знание в логическом мышлении является облада­нием объекта. Но по сравнению с сопричастностью, которая реализуется пралогическим мышлением, это обладание несовер­шенно, как бы внешне. Знать -— значит объективировать, т.е. проецировать вне себя как нечто чужое то, что подлежит позна­нию. Реализуемая пралогическим мышлением интимная сопри­частность обеспечивает тесную общность между существами, со­причастными друг другу. «Сущность сопричастности, — пишет Леви-Брюль, — заключается как раз в том, что всякая двойствен­ность в ней стирается, сглаживается, что вопреки принципу противоречия субъект является одновременно самим собой и существом, которому он сопричастен»1. Истинное обладание от­личается от объективирующего восприятия. В первобытном мыш­лении эмоциональные и моторные элементы являются составными частями представления, идеи и образы неразрывно связаны с чувствами, эмоциями, которые вызывают эти идеи и образы или вызываются ими.



Пралогическое и логическое, иррациональное и рациональное, закон противоречия и закон партиципации сосуществуют. Но если в первобытном обществе преобладает пралогическое, то в дальней­шем происходит расширение сектора логического мышления. У нас образ, эмоция и движение отдифференцированы, происходит различение объекта и субъекта, мышление схватывает противоре­чия. Однако и в наших обществах потребность в сопричастности



1 Асби-Брюль А. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994. С. 369.


остается более властной и интенсивной, чем потребность в позна­нии или в сообразовании с требованиями «логической дисципли­ны»: «...наша умственная деятельность одновременно рациональна и иррациональна: пра-логический и мистический элементы сосу­ществуют с логическим» .

Наряду с обычаем и языком к коллективным представлениям Леви-Брюль относил и верования. Коллективные представления служат «основанием» религиозных институтов (и не только их) в силу следующих свойств: они носят императивный повелительный характер, передаются из поколения в поколения, навязываются отдельным личностям, пробуждая в них чувства уважения, страха, поклонения и т.д. в отношении своих объектов, не зависят в своем бытии от отдельной личности, они не являются продуктом интел­лектуальной обработки, в них образ не отдифференцирован от чувств, слит с эмоционально-моторыми элементами.

В первобытном мышлении объект веры не просто восприни­мается сознанием в форме идеи или образа. Сообразно обстоятель­ствам с ними связываются страх, надежда, радость, желание и потребность слиться с общим началом, призыв к охраняющей силе и т.д. Существуют церемонии, в которых «коллективные представ­ления» периодически драматизируются. Первобытное мышление «владеет» объектом, и оно им «одержимо»: «Оно сопричастно ему не только в репрезентативном, но одновременно в физическом и мистическом смысле слова. Оно не только мыслит его, оно его переживает... в отношении этой стадии следовало бы говорить не столько о коллективных представлениях, сколько о коллективных психических состояниях, отличающихся крайней эмоциональной интенсивностью, в которых представление еще не дифференциро­вано от движений и действий, осуществляющих аая группы ту сопричастность, к которой она стремится» .



В цивилизованных обществах мышление способно анализиро­вать объект веры рационально-логически, но он дается и в коллек­тивных представлениях: и в современом молении в состоянии экстаза происходит слияние субъекта и объекта. «Достаточно, — приводит пример Леви-Брюль, — рассмотреть один объект, Бога например, как его рассматривает и исследует логическое мышле­ние и как он дан в коллективных представлениях иного строя.

1 Там же. С. 371.

2 Асби-Брюль А. Указ. соч. С. 349.


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.