Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел III. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ В РЕЛИГИОВВДЕНИИ






ективно обязывающую силу общества — культуры, обычаев, тра­диций — в субъективно-добровольный акт индивида, который приобретает способность трансцендирования себя и своего окру­жающего мира и в силу этого может выйти за пределы ограничен­ного пространства и времени, перенести себя в прошлое или будущее, играть роль другого человека и т.д.

Религия есть продуктивная сила человеческой способности к трансцендированию, посредством которой исторически сложив­шееся и символически заданное мировоззрение принимается ин­дивидом и перерабатывается во внутреннюю субъективную форму наличия бытия. Она является необходимым компонентом станов­ления человека, «символически-трансцендентным приданием смысла и полаганием ценности» его существования. Религиозное придание смысла важно и для общества, &ая каждой отдельной области общественной жизни. В «примитивных» обществах она непосредственно вплетена в их повседневную жизнь и не имеет специальных институтов. В процессе дифференциации общества религия превращается в особую область, институционализируется, наряду со своей первичной функцией социализации индивида начинает решать задачу легитимации государственного строя, мо­рали и т.д. Но по мере становления индустриального общества происходит «приватизация», «десакрализация», «рационализация» социальных институтов, «разбожествление» природы. Религиозная придача смысла специализировалась в каждой отдельной области общественной жизни. Идеологии мирских институтов, нецерков­ные или квазицерковные группы вступили в конкуренцию с религией. Лукман констатирует упадок в современном обществе «церковно-ориентированной религии» и утверждает, что в то же время сохраняется и растет внецерковная религиозность. Религи­озность перестала быть свойственной только церкви, «рассыпа­лась» по всему обществу, а принадлежность к церковной общине стала лишь особым видом религии. Да и в церковных общинах все более четко вырисовываются новые формы религиозности. Вне церквей — в семьях, коммунах, политических группах, группах общения и т.д. — складываются приватизированные механизмы придания смысла. Это и есть невидимая религия. Секуляризация не может рассматриваться как процесс свертывания религии, происходит лишь изменение ее форм. Нет такого общества, в котором не было бы религии.






 

ГЛАВА 2

Философские и социологические концепции

Философские и социологические трактовки многообразны, разнятся в зависимости от исходных теоретических принципов и методов.

Религия — способ придания смысла социальному действию

Немецкий философ и социолог, один из основателей социологии религии М. Вебер (1864—1920) обратил внимание на сложность ответа на вопрос, что такое религия. Он нигде не дал собственного определения ее, но обозначил путь, на котором следует решать эту задачу, и тем самым указал «ключ», с помощью которого можно воссоздать его концепцию: «Дефиниция того, что «есть» религия, не может находиться в начале рассмотрения, в крайнем случае она может стоять в конце как следующая из него» .

Вебер принимает разделение наук на науки о природе (естест­венные) и науки о культуре (социальные). Естественные науки ис­пользуют генерализирующий (обобщающий) метод, формулируют общие законы и на их основе каузально объясняют природные яв­ления. В социальных науках применяется индивидуализирующий метод, поскольку интерес исследователя направлен на индивидуаль­ное в социальной жизни и он имеет ^ао с изучением духовных процессов. Наука о культуре стремится понять социальные явления в их культурном значении; это значение не может быть выведено и объяснено с помощью общих законов, а предполагает соотнесение явлений культуры с идеями ценности. Познание культурной дейст­вительности всегда ведется с особых точек зрения, поскольку иссле­дователь сам является человеком определенной культуры, способ­ным занять позицию к миру и придать ему смысл.

1 Weber M. Wirtschaftund Geselbchaft.Tubingen, 1964. 1 Halbband S.317.


 



10-802



Раздел III. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ В РЕЛИГИОВЕДЕНИИ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.