Сделай Сам Свою Работу на 5

Г л а в а 3. БИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ






 


Рациональная попытка познать Бога одновременно как будто и соединяет мыслящего субъекта с Богом, и отделяет от него. Необходимость подчиняться логической дисциплине противопола­гает себя партиципациям между человеком и Богом, не могущим быть представленными без противоречия. Таким образом, позна­ние Бога приводит к нулю. А между тем, какая нужда в этом рациональном познании у верующего, чувствующего себя соеди­ненным со своим Богох\4? Разве сознание сопричастности своего существа божественной сущности не дает ему такой уверенности, по сравнению с которой логическая достоверность остается всегда чем-то бледным, холодным почти безразличным» . В нашем обще­стве, с одной стороны, логическая дисциплина стремится навязать себя всему, что представляется и мыслится. С другой стороны, коллективные представления социальной группы, даже когда они носят чисто пралогический и мистический характер, стремятся сохраняться возможно дольше, подобно религиозным, политичес­ким и т.д. институтам, выражением которых, а в другом смысле и основанием которых они являются .

Леви-Брюль делает следующий прогноз: логическое мышление никогда не сможет сделаться универсальным наследником прало-гического мышления; всегда будут сохраняться коллективные пред­ставления, которые выражают интенсивно переживаемую и ощу­щаемую сопричастность, в которых невозможно будет вскрыть ни логическую противоречивость, ни физическую невозможность .



Истолкование религии в психоанализе

Австрийский психолог, невропатолог и психиатр 3. Фрейд (1856— 1939) применил принципы основанного им психоанализа и к исследованию религии. По его мнению, основу психики индивида составляет бессознательное — Id (Оно), которое является психи­ческим представителем «первичных влечений» — природного био­логического начала. Среди первичных имеются влечения к жизни — сексуальные и влечения к самосохранению (Эрос), а также влечения к смерти, к разрушению (Танатос). В сфере Оно доминируют сексуальные влечения, которые в отличие от стрем­ления к самосохранению способны к вытеснению и сложной

1 Тамже. С 369-370.

2 См.: Там же. С. 371-372.



3 См.: Там же. С. 369.


трансформации. Под влиянием окружающих, предъявляющих индивиду систему табу, формируется Ego (Я) — поверхностный слой душевного аппарата — сознание, которое соизмеряет дея­тельность Оно с принципом реальности. В xo^t социализации формируется еще одна структура — Super Ego (Сверх-Я), в ней интериоризуются моральные, этические требования, идеалы и запреты. Она воспроизводит в личности ту функцию, которую выполнял родитель и воспитатель в первом периоде жизни инди­вида. Деятельность Сверх-Я в «динамическом» смысле остается бессознательной. Стремящиеся к осуществлению бессознательные влечения наталкиваются на сопротивление сознания, происходит их вытеснение. Я оказывается под давлением Оно, с одной сторо­ны, и Сверх-Я — с другой. Стремясь примирить эти тенденции, Я постоянно терпит неудачу, а потому оказывается «льстецом, оппортунистом, лжецом». Развивается чувство страха и вины, а вытеснение влечений чревато появлением невроза.

Фрейд считает, что религиозные представления произошли из той же самой потребности, что и все завоевания культуры, — из необходимости защитить себя от подавляющей сверхмощи при­роды. К этому присоединился другой мотив — стремление испра­вить болезненно ощущаемые несовершенства культуры, компен­сировать ее дефекты и наносимый ею вред. «Боги, — пишет Фрейд, — сохраняют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступающим прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, выпадающие на долю человека в культурном сообщест­ве» . Ученый связывает происхождение религии с беспомощнос­тью перед внутренними инстинктивными силами, видит в ней «арсенал представлений, порожденных потребностью сделать че­ловеческую беспомощность легче переносимой»2. Культура «дарит» религиозные представления индивиду как данность, они преподносятся ему готовыми, он был бы не в силах изобрести их в одиночку; они — наследие многих поколений, в которое он вводится.

Объясняя происхождение религии, Фрейд привлекает и рас­смотрение детской психики". Сокровищница религиозных пред-

1 Фрейд 3. Будущее одной иллюзии// Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура.М.
1992. С. 30. ' "

2 Тамже.

3 См.: Тамже. С. 35 — 36, 53.


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.