Сделай Сам Свою Работу на 5

Г л а в а 2. ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ






 


Система тотемизма дает сетку ^ля упорядочивания знаний о природе и образует схему объяснения происхождения клана.

Важнейшей функцией тотемов Дюркгейм считает символиза­цию жестких, стоящих выше каких бы то ни было сомнений, резких запретов, относящихся к области «священного». Тотемы являются шифрами главных религиозных запретов и наказаний. Членам клана запрещается отрицание общих верований, уклоне­ние от ритуальных празднеств. Носителям одинаковых тотемов не разрешается половое общение друг с другом: мужчины должны искать себе женщин в чужих кланах и тем самым вступать в контакт с этими кланами. Посредством женитьбы складываются распространяющиеся по ту сторону границ клана связи, которые конституируют австралийское общество. Хотя членам клана раз­решено собирать тотемные растения и охотиться на тотемных животных, им строго запрещено их съедать. Принесенные на совместные празднества тотемные растения и животные клан может обменять на дары природы, которые имеются у других кланов и на которые не распространяются пищевые запреты, действующие в данном клане. В этом случае тотемы становятся средством обмена благами между представителями разных кланов. Они управляют действиями, которые образуют связи, стоящие над отдельным кланом и имеющие конститутивное значение аая становления и сохранения общества.



Функции, подобные функциям тотемов, выполняют любые религиозные символы. В последних предметно выражаются обще­ственные связи. Бог создается не по образу и подобию индивидуу­ма, а по образу и подобию общества. Оно производит религиозные представления и ритуалы, полагает различие между «священным» и «профанным», само является «священным», делает себя предме­том почитания, подчиняет себе индивидуумов. Отношение верую­щих к Богу правильно отражает те чувства, которые испытывает отдельное лицо к обществу, а именно чувства почтительного подчинения. В этом состоит в конечном счете смысл и значение религиозных запретов и норм. Общество надевает наряд религии, прибегает к ее авторитету, чтобы сделать свои требования знача­щими ААЯ членов. Религия является душой общества, его необхо­димым структурным элементом, хотя она и может представать в политических, национальных и иных символах. Имеются такие формы религиозного поведения, которые не принадлежат какой-то определенной религии. Религия формирует, интерпретирует и




передает из поколения в поколение правила и нормы, которые общество предъявляет индивидууму и тем самым делает его общественным, а потому и моральным существом. В силу своей абсолютности религиозные нормы по сравнению с другими имеют наибольшее значение а^я интеграции общества.

На основе анализа тотемизма Дюркгейм сделал вывод о тождестве религиозного и социального. Он считает коллективные представления и чувства, возникающие в процессе общения, рели­гиозными представлениями и чувствами. «Священные» вещи пред­ставляют собой символы общественного единства. У австралийских туземцев в качестве символа клана выступает тотем. И современ­ное общество религиозно, даже если интеграция находит выраже­ние в национальных и политических символах. Э. Дюркгейм считал однотипными собрания христиан, ритуально отмечающих события из жизни Христа, или иудеев, празднующих исход из Египта, провозглашение десяти заповедей, с собраниями граждан в память какого-нибудь национального события.

Религиозный порыв к восполнению несовершенства жизни

Г. Зиммелъ (1858—1918), немецкий философ, представитель фи­лософии жизни, основоположник «формальной» социологии, стре­мился найти в многообразных явлениях абстрактную модель религиозной формы, «чистый тип» религии. Он анализирует фор­мальные закономерности, по которым она конституируется, ис­следует ее в контексте индивидуальной жизни, стремится показать вклад религии в достижение индивидом идентичности в ходе социализации.



Исследование религии Зиммель базирует на соответствующих философских предпосылках. Исходной ^ая него является категория индивидуальной жизни. По его мнению, жизни индивидуума внутренне присуща антиномия: жизнь дается лишь однажды, неповторима, недолговечна, но протекает в контексте всеохваты­вающего процесса функционирования общества, в потоке непре­рывной и универсальной истории человечества. Зиммель ставит вопрос: как личностная жизнь отдельного соединяется с движени­ем общества и истории, с помощью каких механизмов осущест­вляется процесс социации индивида.

Философ отвечает на этот вопрос на основе анализа устойчивых форм жизни. Формы — это константы, правила, способы реали-


Раздел III. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ В РЕЛИГИОВЕДЕНИИ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.