КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
В данной работе анализируются основные тенденции развития теории личности. Учебно-образовательная деятельность в современной педагогике определяется как способ саморазвития личности. Представлены идеи лич-ностно ориентированного образования в условиях технического вуза, проявляющиеся на двух уровнях: обыденном и научном. При этом учитывается нацеленность высшего образования на формирование у будущего специалиста профессиональной культуры.
This work deals with the analysis of basic tendencies of recent theories of personality. Educational activities are considered by modern pedagogics as a way of personality self-development. The ideas of personality-oriented education under the conditions of a technical university are described on everyday and scientific levels. Analyzing these ideas, the author takes into account that the aim of high education is to form professional culture of a future specialist.
Глобальные изменения отношений человечества с окружающей средой предопределили переосмысление смыслов и целей самого существования человека. Благодаря развитию науки и появлению новых технологий, человек осознал ограниченности честолюбия и всесилия человеческой субъектности.
Новикова Татьяна Аркадьевна –кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой русского и иностранных языков Омского государственного университета путей сообщения (Омск).
Сегодня философия по-новому описывает личность, а именно как субъект деятельности, сознание которого служит достижениям во благо жизни на Земле. Основное противоречие личности философы видят в разрыве между знаниями и мудростью, между сознанием (способностью мыслить) и субъективностью (способностью разумно использовать знания, принимать разумные решения, выбирать разумные цели, вырабатывать разумные смыслы).
«Взаимодействие между материальным и духовным, — по определению А. Швейцера, — приняло, на сегодняшний день, роковой характер» [5], что явилось результатом традиционно сложившейся системы ценностей.
Уже широко признано, что причины негативных проявлений в поведении человека – в самом человеке, его идеалах, целях, смыслах, общей направленности, его духовности (философия жизни), но именно духовность менее всего осмыслена и освоена педагогической наукой.
Отношение понятий «духовность» и «личность» в современной педагогике связывается с невещной (надматериальной) природой духовности и личности. Традиционно выделяются такие признаки духовности личности как неповторимость, уникальность, возвышенность, чистота.
Педагогическая наука в недавнем прошлом ставила следующие цели формирования личности:
— ставить более или менее отдаленные цели, оторванные от сиюминутных бцологических потребностей;
— выбирать из них перспективные;
— из ряда перспективных выбирать первоочередные;
— создавать проекты;
— находить средства их достижения;
— разрабатывать технологии;
— планировать деятельность и принимать решения;
— добиваться результатов;
— сравнивать их с задуманными целями;
— получать удовлетворение или разочаровываться;
— вписываться в сообщество других людей.
Таким образом, личность описывалась из чисто «производственной необходимости». В нашей работе стратегические приоритеты развития личности в учебно-образовательном процессе связываются с ее определением как «меры жизни».
Основными тенденциями развития теории личности в настоящее время являются идеи «философии жизни», онтологической природы человека и гносеологический принцип структуры личности.
«Философия жизни» предполагает, среди прочего, разумное отношение к самому себе и окружающим (Г. Зиммель, А. Бергсон, Ф. Ницше).
Онтологическая идея связана с основным постулатом, что жизнь есть первичная реальность, которая представляет собой целостный органический процесс, не требующий разделения материи и духа, бытия и сознания. При этом человек – это индивидуальная жизнь, разворачивающаяся во времени.
Гносеологический принцип — антисциентизм — это убежденность в том, что рассудок, классическая логика, наука постигают лишь отношения между вещами, а не их сущности, не сами вещи. Наиболее адекватно жизнь постигается искусством, а для человека основным инструментом познания жизни как целостности является интуиция (А. Бергсон), вчувствование, понимание (В. Дильтей). Именно эти качества и следует, по мнению авторов этой теории, развивать в личности культурного человека.
Исходя из изложенных идей, в педагогической теории были обозначены такие качества личности, как способность организовать собственную деятельность и поведение, обеспечить регуляцию своих потребностей, отношений с другими людьми и миром, умение выстраивать повседневную деятельность в зависимости от целей и смыслов. Самореализация личности предполагает умения владеть сетевым проектированием деятельности, определять стратегии и тактики профессиональной жизни, критически относиться к себе, своей деятельности, жизни в целом.
Согласно данным характеристикам, в современной педагогике учебно-образовательная деятельность определяется как способ саморазвития личности. Она осуществляется как понимание-сопереживание мира и себя в единстве внешнего (вживание, вчувствование) и внутреннего (самонаблюдения, самопознания). Внешние природа и культура постигаются наиболее полно методом интерпретации (герменевтика). Культура как история (жизнь духа) может быть понята, освоена в процедурах истолкования единичного как элемента, по которому можно восстановить целое (А.П. Валицкая).
При разработке концепции развития личности в нашей работе соответственно учитывались следующие исходные положения.
Мир един. Человеческие сообщества при всех своих различиях взаимозависимы, важно в связи с этим стремиться к постепенной интеграции философских и педагогических доктрин образования, что позволит укреплять и расширять международные культурно-образовательные связи. Большое значение соответственно приобретает «проблема смысло-творчества», «смысловых поисков».
Формировать такую культуру существования можно, утвердив идею жизнетворчества. Реализация этой идеи означает формирование человека-творца, «проектировщика» собственной жизни, субъекта социально-исторического творчества. У нашей науки нет более важной цели, чем стать педагогикой жизнетворчества. Движение общества к качественно новому состоянию, в основе которого общечеловеческие начала жизни — гуманизм и сотрудничество людей — требует широкой реализации принципа самодеятельности. Его следует считать ведущим в организации жизнедеятельности.
Человек с его социально-личностными и индивидуально-биологическими характеристиками, а не только личность, как было прежде, становится подлинной целью педагогической деятельности.
Известно, что смысл жизни по сути своей «сверхпрагматичен», он связан с вопросом «ради чего жить», а не с вопросом о том, как поддерживать жизнь и приносить практическую пользу. И особый интерес в этой связи представляет эффект возвышенных целей, обусловленных гуманными нравственными принципами. Этот эффект ярко проявляется в экстремальных ситуациях.
Нравственность и ее принципы — это не только и не столько способ регулирования общественного поведения, сколько средство духовного персонального выживания самого индивида. Формирование и освоение такого рода общечеловеческих принципов оказывается сейчас индивидуальной задачей каждого человека, средством и основой его выживания, обретения устойчивости (в том числе и физиологической) в современных нестандартных и во многом экстремальных ситуациях жизни.
Основной целью воспитания должен стать человек как самоцель. Разработка концепции личностно ориентированного образования обусловлена как ее значимостью для общества, так и тем, что сложились эмпирические и теоретические предпосылки. К первым мы относим накопленный за последние десятилетия опыт инновационной деятельности, направленной на создание альтернативных образовательных программ. В качестве теоретических предпосылок выступают фундаментальные исследования о функции личности в социуме и жизнедеятельности человека, о специфических механизмах развития личностных функций (смыс-лообразования, субъективации, рефлексии), о соотношении функционально-когнитивных и личностных компонентов.
Идеи личностно ориентированного образования в условиях технического вуза реализуются на двух уровнях: обыденном и научном.
С точки зрения первого личностный подход рассматривается как этико-гуманистический феномен, утверждающий идеи уважения лично-
сти студента, партнерства, сотрудничества, диалога, индивидуализации образования.
Научное представление о личностно ориентированном образовании связывается в нашем исследовании с концептуально-понятийной структурой будущей профессиональной деятельности студента.
Собственно педагогический аспект личностно ориентированного образования описывается в исследовании посредством категорий субъекта, свободы, саморазвития, целостности, диалога как форм самопроявления личности. С позиций психологии концепция личностно ориентированного образования обогащается представлениями о функциях личности в ее жизнедеятельности, о специфической природе личностного смысло-образования, рефлексии, переживании. При разработке концепции личностно ориентированного образования в нашем исследовании учитываются фундаментально-дидактические труды, раскрывающие целостность образовательного процесса (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, B.C. Ильин), личностно развивающие функции обучения (Е.В. Бондаревская, Н.В. Бочкина, З.И. Васильева, А.П. Тря-пицына и другие).
Личностно ориентированное обучение вызвано к жизни позитивными переменами в образовании. Разные ученые вкладывают в это понятие различные смыслы. В одних случаях, это «личностно центрированное» обучение, в других — «ученико центрированное», которые входят в круг понятий гуманистической педагогики (К. Роджерс и др.). В «личностно центрированном» обучении личность выступает как субъект, активный деятель построения собственного образования и культуры. Личностно ориентированное обучение концентрирует усилия педагогов наличность, чтобы дать ей именно такое образование, какого она заслуживает [3, 60-62]. Думается, что в таком понимании личностная ориентированность выступает как разновидность индивидуального подхода.
Мера эффективности личностно ориентированных педагогических технологий существенно зависит от того, в какой степени полно представлен в них человек в его многообразной субъектности и субъективности, как учтены его профессионально-психологические особенности, каковы перспективы их развития или угасания. Отсюда — приоритет субъектно-смыслового обучения по сравнению с информационным обучением, диагностика личностного развития, ситуативное проектирование, смыслопо-исковый диалог, включение учебных задач в контекст жизненных проблем.
Индивидуально-творческий подход, преодолевая массово репродуктивный характер современного профессионального образования, выводит его на личностный уровень, обеспечивает выявление и формирова-
ние у будущего специалиста творческой индивидуальности, развитие у него неповторимой технологии профессиональной деятельности.
В литературе были выделены две формы психологической регуляции деятельности и соответственно профессионального становления: индивидная и личностная [1, 144-149]. Для индивидной формы характерно стремление к сохранению усвоенных форм действия, к подержанию соответствия между человеком и требованиями той деятельности, которую он выполняет. Личностная регуляция определяется ломкой старых способов и средств деятельности, установившихся отношений, активным стремлением к новым смыслам, которые требуют нового уровня психологической регуляции. Но эти две формы не охватывают всего спектра проявления психологической активности в сфере профессионализации, необходимо рассмотреть еще одну форму, в рамках которой также возможно профессиональное становление личности. Эта форма является как бы промежуточной, переходной между индивидной и личностной. Ее обозначают как индивидно-личностную [4, 88-93]. Эта форма психической регуляции является типичным этапом профессионализации, однако она может проявляться как в деятельности профессиональной, так и в деятельности, выходящей за ее пределы.
Содержание высшего профессионального образования составляет системно-организованный массив учебной информации и алгоритмов формирования умений и навыков специалиста, получающий отражение в учебных программах.
По определению A.A. Деркача, профессионализм деятельности -качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных умений и навыков, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, чтобы осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью.
Структура профессиональной деятельности и ее содержание не остаются неизменными, они изменяются с личностным ростом специалиста, который находит в ней все новые грани, новый смысл, новые формы в рамках той же профессии. Таким образом, развитие личности стимулирует преобразование профессиональной деятельности, углубление представлений о ней. Преобразование профессиональной деятельности, ее качественно новый уровень, в свою очередь, приводят к дальнейшему личностному росту.
Как исходная система ценностей, идеалов и целей, идеология современного профессионального образования квалифицирует его как сферу
духовного производства, продукт которого — не просто присвоение новых знаний, новых целей, новых ценностей и личностных смыслов, но раскрытие сущностных сил специалиста, его способности свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, не только обслуживать имеющиеся социальные технологии, но и осуществлять инновационные процессы, процессы творчества в широком смысле.
В этой системе координат главную цель высшего образования составляют профессионально-личностное развитие и саморазвитие специалиста. На личностном уровне он уже не может быть истолкован как персонификация нормативной деятельности. Он становится активным субъектом, реализующим в избранной профессии свой способ жизнедеятельности, готовность доопределять задачи, принимать на себя ответственность за их решение, раздвигать рамки деятельности. Речь идет о таком уровне внутренне детерминированной активности, при которой специалист оказывается в состоянии поступать независимо от частных ситуаций и обстоятельств, вырабатывать особенную стратегию профессионального мышления, поведения и деятельности [2, 43-49].
Итоговым результатом высшего образования является формирование у будущего специалиста профессиональной культуры, которая представляет собой систему общечеловеческих идей, профессионально-ценностных ориентации и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистических технологий профессиональной деятельности. В свете сказанного профессиональное становление специалиста можно трактовать как самоопределение личности в культуре.
ЛИТЕРАТУРА
1. Машин В.А. О двух уровнях личностной регуляции поведения человека // Вопросы психологии. 1994. № 3.
2. Сластенин В.А. Основные тенденции модернизации высшего образования // Педагогическое образование и наука. 2004. № 1.
3. Турчанинова Ю. Отчуждение в образовании: проблема преодоления //Директор школы. 1996. № 6.
4. Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии. 1997. № 2.
5. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.
©ЛИЧНОСТЬ. КУЛЬТУРА. ОБЩЕСТВО. 2007. Вып. 4(39)
С.А. ЧЕРНОВ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|