Сделай Сам Свою Работу на 5

П.Ф. КРАВЧУК, В.В. ЗОТОВ, Е.И. БОЕВ





ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ*

Во всем мире идет формирование глобальных по своему охвату и масштабу социальных структур и систем, все в большей степени определяющих характер общественных изменений. На сегодняшний день существует два основных подхода к исследованию явления глобализации: социально-экономический и информационно-коммуникационный. Первый рассматривает глобализацию как формирование среды, где ресурсы и территории все более беспрепятственно перемещаются из рук менее умелых и приспособленных, в которых они оказались по воле исторической случайности, в руки более приспособленных и «достойных». В рамках второго глобализацию связывают со становлением информационного общества, то есть условием глобализации считается создание всеобщей информационно-коммуникативной среды, единство которой достигается за счет средств массовой коммуникации. Неслучайно, данная среда — это результат длительного исторического развития, в основании которого

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект №07-03-72302а/Ц.



Кравчук Павлина Феодосьевна –доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии и социологии Курского государственного технического университета ( Курск). Зотов Виталий Владимирович –кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и социологии Курского государственного технического университета (Курск). Боев Евгений Иванович –кандидат социологических наук, доцент кафедры философии и социологии Курского государственного технического университета (Курск).

лежит технологический прорыв в области создания средств получения, переработки и передачи информации.

В связи с этим, на наш взгляд, одной из важных характеристик современного общества является информатизация, понимаемая, прежде всего, как внедрение информационно-телекоммуникационных технологий в различные сферы жизнедеятельности человека. Если проанализировать ряд фундаментальных работ в области социокультурной трансформации мирового сообщества под воздействием информационно-телекоммуникационных технологий, то можно выделить концепцию глобализации (У. Бек [1]), в рамках которой осуществляется исследования противоречивых процессов формирования глобального сообщества и усиления локальных тенденций. Новые реалии современного мира, вызванные процессами глобальной информатизации, ставят новые задачи и порождают новые противоречия. Таким образом, информатизация осуществляется в условиях глобализации общества: с одной стороны, стирания национальных границ, а с другой – развития, регенерации или реконструкции отдельных форм традиционного образа жизни локальных сообществ. С одной стороны, нивелируются отличия между культурами разных регионов, а с другой – предоставляется возможность сохранения существующего регионального своеобразия в культуре.



Новые технологии позволяют не только оперативно получать информацию, но и дают человеку возможность по-новому организовывать как профессиональную деятельность, так и повседневную жизнь. Считается, что основной целью информатизации является наиболее полное удовлетворение информационных потребностей членов общества. В результате этого предполагается улучшение жизни населения, рост эффективности общественного производства, повышение социальной стабильности в обществе. Стратегическим направлением масштабной информатизации общества является существенное повышение доступности информационных ресурсов общества для их широкого социального использования. Поэтому именно определенный уровень информационной культуры населения позволит эффективно участвовать в получении, накоплении, переработке информации, а также в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании с целью построения комфортных и эффективных взаимоотношений с окружающей информационно-коммуникативной средой. Тем самым она обеспечит возможность доступа многочисленных пользователей, в том числе живущих в регионах, к необходимым им ресурсам, поможет осуществлять компьютерную обработку разнообразной информации при помощи новых информационных технологий.



Но мы сегодня сталкиваемся с нарастающей в российском обществе социально-экономической и социально-культурной дифференциацией по линии «центр-регион», поскольку регионы в отличие от центра гораздо медленнее входят в глобальную информационно-коммуникативную среду. Не последнюю роль в этой дифференциации играет уровень информационной культуры. Следует отметить, что в потоке литературы по интересующей нас проблематике наименее разработаны вопросы, связанные с дифференцирующими особенностями информационной культуры.

В настоящий момент, несмотря на большое количество публикаций, посвященных социокультурным последствия информатизации, проблема влияния глобализации на социокультурную дифференциацию регионов практически не рассматривается. Хотя уже довольно большие социальные группы в регионах вытесняются на границу социальной и культурной жизни общества. Сегодня только часть населения России оказалась включенной в новую информационно-коммуникативную среду.

Для свободной ориентации в информационных потоках современному человеку необходимо уметь получать, обрабатывать и использовать информацию. Оснащение современной техникой и технологиями может и не привести к ощутимым положительным результатам. Возможность хранения в памяти компьютеров информационных ресурсов еще не означает, что они будут найдены и использованы. Значительная их часть остается невостребованным из-за низкой информационной культуры, неумения правильно выразить свою информационную потребность, оперативно найти, проанализировать и извлечь необходимую информацию, представить ее рациональным способом. Таким образом, можно рассматривать потенциальный и реальный аспект информационной культуры. Реальный аспект соответствует объективному уровню информационной культуры, повышение которого увеличивает включенность личности в информационно-коммуникативное пространство. Потенциальный же аспект обеспечивается созданием самых разнообразных условий и предпосылок получения индивидами информации. В настоящее время противоречие между этими аспектами углубляется. Основная часть людей привыкла быть пассивными потребителями информации. Но сегодня доля интерактивных услуг значительно возросла, что приводит и к постепенной переориентации информационной культуры с пассивной на активную форму.

Важнейшей чертой информационной культуры является эффективное использование информационно-телекоммуникационных технологий, открывающих широкий доступ к информации и ведущих к новому уровню коммуникации. Информационная культура появляется там, где взаимодействия между людьми опосредуются информационно-телекомму-

никационными технологиями. Она позволяет индивиду осваивать новые способы коммуникации в рамках информационно-коммуникативной среды современного общества. «Информационная культура выступила своего рода социальной технологией, направленной на обеспечение безболезненной адаптации к условиям естественной динамики информационной среды, на построение комфортных, сбалансированных и устойчивых отношений всех элементов социума и окружающей информационной сферы» [7]. Именно информационная культура призвана стать механизмом поддержания гомеостата взаимоотношений личности и общества, а также региона и центра.

Выделим в зависимости от понимания родового понятия «культура» три основных подхода, рассматривающих информационную культуру. Во-первых, культуру можно рассматривать как целостный исторический феномен, возникший на базе территориальной, языковой или этнической общности. В данном контексте культура выступает как признак организованности общества, показатель баланса, равновесия форм цивилизации с внешней средой и внутренним миром личности. В таком контексте любые связи, поддерживающие степень организации общества, носят информационный характер, и информационный обмен выступает как фактор развития культуры. В этом плане информационная культура рассматривается как уровень развития информационных связей в обществе. Такого подхода, например, придерживается СМ. Оленев, согласно которому информационная культура представляет собой «методический аппарат оперирования социальной информацией, сложившийся в ходе эволюции общества и накопивший в себе все многообразие способов взаимодействия человека и информации» [11].

Во-вторых, если культуру рассматривать как деятельность человека, направленную на преобразование действительности, то информационная культура выступит как инструмент адаптации личности к условиям внешней среды. В этом случае информационная культура рассматривается довольно узко, ограничивая проблематику методами, способами овладения знаниями, умениями, навыками в области традиционных и электронных информационных технологий [9, 10]. Например, Г.Г. Воробьев предлагает рассматривать информационную культуру как «умение использовать информационный подход, анализировать информационную обстановку и делать информационные системы более эффективными» [9, 288]. Он подчеркивает, что знание всех компонентов информационного процесса и умение эффективно использовать информационный подход составляет суть информационной культуры, которая начинается с азбуки информации, то есть с формирования навыков инфор-

мационной работы. Другими словами, информационная культура представляет собой освоение информационно-технических знаний, адаптацию к информационной сфере, создание психологической предрасположенности к информационным процессам, открытость всему, что принадлежит информационной деятельности. Авторы, выделяющие в качестве основного компонента восприятие и переработку информации, рассматривают информационную культуру в контексте информационной деятельности, что, на наш взгляд, ограничивает область ее влияния на трансформационные процессы, охватывающие все общество. Информатизация общества выражается не только в обособлении и развитии информационного типа производства. Данный процесс заключается и в проникновении информации в сферы деятельности, ранее не предусматривающие ее в качестве объекта данной деятельности.

В-третьих, можно рассмотреть определение понятия «культура» как систему организованных при помощи норм и ценностей, функционально полезных, закрепившихся в общественной практике и сознании общества форм деятельности (габитусов). Культура формируется путем суммирования опыта многих поколений в результате материальной и духовной деятельности всех социальных общностей и личностей, составляющих общество. Информационная культура в таком контексте определяет способ трансляции информации, опосредованный в каждом историческом отрезке времени характером и уровнем развития общества. Такой позиции придерживается Н.П. Ващекин, который полагает, что «... информационная культура предполагает определенный уровень процесса создания, хранения, передачи, сбора, переработки социальной информации. Вместе с тем, она требует такой деятельности, которая была бы направлена на создание наиболее благоприятных условий для освоения информации» [8]. Преимущество данного понимания информационной культуры в том, что оно не ограничивается суммой знаний об информационных процессах, а представляет ее как характеристику информационной деятельности. Информационная культура – это достигнутый уровень организации информационных процессов, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи, представления и использования информации как с позиций личности, так и с позиций общества. Здесь следует согласится с мнением Л.В. Скворцова, что «информационная культура образует новую универсальную форму цивилизации. Она является сознанием человека. Но, раз возникнув, она начинает жить по своим правилам и законам, определяя содержание мыслей, поведение и характер практической деятельности людей» [12, 13]. Он предлагает рассматривать информационную культуру «как объективную

реальность, созданную человеком и вместе с тем воздействующую на формы массового поведения, все более определяющую их» [12, 16].

В определении информационной культуры общества мы разделяем точку зрения Н.В. Лопатина, утверждающего, «что данный феномен нельзя представлять как совокупность информационной культуры членов этого общества. Информационная культура представляет собой совокупность приемлемых для данного сообщества способов и результатов информационного развития, выражающуюся в нормах, ценностях, идеомах и традициях информационной деятельности» [7]. Каждое сообщество, в том числе на уровне региона, имеет свои информационные воззрения, свои принципы организации и управления информационным пространством, которые и выступают параметрами оценки его информационной культуры. Следует обратить внимание на то, что региональное сообщество с высоким уровнем информационной культуры предполагает: с одной стороны, толерантность, терпимость к мнению любой личности, ее поведению, мировоззрению, лояльность к вхождению в субкультурные образования, отношение к ней как к самоценному феномену, признание за личностью права как на самообразование, развитие, творческую активность, так и на невежество; с другой стороны, информационная культура общества находит свое проявление в том, чтобы способствовать развитию, распространению, актуализации знания членов общества с целью адаптации к постоянно меняющимся условиям глобального мира.

Плодотворным, с точки зрения выявления сущности информационной культуры, является подход, при котором она рассматривается через призму технологической деятельности людей. Такой анализ был проведен канадским ученым М. Маклюэном, который рассматривал социокультурный процесс в связи с особенностями получения, переработки и передачи информации [5]. На наш взгляд, несмотря на то, что информационная культура — это, прежде всего, умения целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи информационные технологии, в это понятие необходимо включить и ценностный, и деятельностный, и когнитивный моменты. Таким образом, информационная культура представляет собой составную часть базисной культуры, позволяющей эффективно участвовать во всех видах работы с информацией — получении, накоплении, переработке, а также в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании.

Анализ влияния информационной культуры на социальную дифференциацию будет не полным без рассмотрения концепции «информационного

общества», лежащей в основе ее методологического базиса. Данная концепция опирается на крупномасштабные сдвиги в структуре производительных сил общества. При этом теоретики информационного общества рассматривают его стратификационную систему как явление, неизбежно меняющее суть своего иерархического характера. В частности, анализируя эволюцию структуры занятости в странах «большой семерки», М. Кастельс отмечает черты, характерные для информациональных обществ [4]:

— вытеснение сельскохозяйственной занятости;

— постоянное сокращение традиционной промышленной занятости;

— развитие услуг производителям и социальных услуг, с акцентом на деловые услуги в первой категории и услуги здравоохранения во второй группе;

— быстрый рост управленческих, профессиональных и технических рабочих мест;

— формирование пролетариата «белых воротничков», составленного из конторских служащих и работников торговли;

— одновременный рост на верхнем и нижнем уровнях профессиональной структуры;

— относительная модернизация профессиональной структуры во времени, с более высоким ростом доли занятий, которые требуют высшей квалификации и высокого уровня образования, по сравнению с ростом категорий низшего уровня.

Таким образом, трансформация социальной структуры общества во многом определяется процессами информатизации, проявляющимися в увеличении роли знаний и информации в общественной жизни благодаря становлению информационно-коммуникативной среды. В ней именно уровень информационной культуры того или иного субъекта оказывает непосредственное влияние на его социальный статус. Постоянно возрастающие скорости и объемы циркулирующей информации трансформируют современную социальную структуру, постепенно вводя в стра-тообразование такое основание как информационная культура, в том числе и по линии «центр-регионы». Как справедливо отмечает В.Л. Иноземцев, две основные социальные группы индустриального общества подверглись существенным изменениям, что привело не к однородности социальной структуры, а к резкой классовой поляризации на базе казавшихся ранее несущественными признаков. Денежный капитал сменился интеллектуальным или точнее информационным, поскольку деление общества идет не только на обладающих и необладающих собственностью на производственные ресурсы, но и на обладающих и необладающих доступом к информационным ресурсам.

В социальной структуре современного общества происходит постепенный отход на вторые позиции такого статифицирующего основания как отношение к средствам производства, уровень материального достатка. Наблюдаются явления, которые можно считать началом революции интеллектуалов как таковой. Теперь основой нормальной жизнедеятельности служит наличие у индивида определенного уровня информационной культуры. Однако складывается новое социальное противостояние. На одном полюсе находится социальная группа, состоящая из состоятельных и образованных людей, занятых в информационном производстве, исповедующих постматериальные ценности, не только имеющих собственность или право свободно распоряжаться средствами производства, но и включенных в информационно-коммуникативное пространство как производители информационного продукта. На другом — социальные группы, которые состоят из представителей рабочих и неквалифицированных профессий, не имеющих навыков информационной деятельности и доступа к информационным ресурсам, движимых материальными мотивами, занятых в массовом производстве, сфере услуг или безработных. Кроме того, складывается социальное противостояние и по линии «центр-регион». На одном полюсе находятся крупные города-мегаполисы, в которых сконцентрированы основные предприятия информационной индустрии. На другом — периферия, которая состоит из предприятий и организаций массового производства, добывающих отраслей или, в крайнем случае, сферы услуг.

Если в индустриальном обществе на разных полюсах находились эксплуататоры и эксплуатируемые, индустриальный город и сельскохозяйственная деревня, то в современном — технократам противостоит социальная группа отчужденных от средств массовой коммуникации, а регионам с информационной экономикой противостоят регионы, экономический уклад которых сохраняется традиционно индустриальным.

В последнее время в социальной структуре общества в качестве обособленной социальной группы стали выделять работников интеллектуального труда [3, 4]. При этом нами выявлено, что большинство существующих в наше время в развитых странах различий социального положения объясняется не только разницей полученного образования [6,116], но и уровнем приобретенных навыков и умений оперирования информационными технологиями, так как последний отражает степень погруженности специалиста в информационную среду. Примечательно, что, поскольку максимальный спрос предъявляется сегодня на специалистов, способных творчески ставить и решать задачи, то доходы преподавателей и профессоров, в частности, информационных дисциплин, растут в

три-четыре раза медленнее стандартной зарплаты их выпускников. Это свидетельствует, что сегодня ценится уже не формальный уровень образования и знания, то есть информированности, а именно информационной культуры как способности к созданию нового, к самостоятельной творческой деятельности.

Становление «интеллектуалов», как особой социальной группы перемещающейся по социальной лестнице вверх, началось тогда, когда обладание научным знанием стало служить прочной основой материального благосостояния человека. Группа интеллектуалов объединяет, прежде всего, людей, воплощающих в себе знания и информацию о производственных и управленческих процессах и механизмах. Предельно широкое определение этой социальной группе дал Дж.К. Гэлбрейт, показавший, что «она включает всех, кто привносит специальные знания, талант и опыт в процесс коллективного принятия решений» [2]. Основой причисления человека к новой группе интеллектуалов являются его способности к творческой деятельности, к усвоению, обработке и продуцированию информации и знаний. А высокий социальный статус опирается на обладание уникальными знаниями и принадлежность к технократической элите.

Исходя из результатов нашего исследования, посвященного влиянию информационной культуры на социальное положение в профессиональной структуре (Курск, 2006, N=540), можно выделить группу интеллектуалов, которая составляет в регионе около 12% среди населения, занятого профессиональной деятельностью. Для сравнения в московском регионе группа интеллектуалов, по нашей оценке, составила 41%, а доля «класса интеллектуалов» в обшей структуре занятости США была 53 % в 1980 г. [6], в настоящий момент — достигает 70 % совокупной рабочей силы [4].

Появление «класса интеллектуалов» на рынке труда радикально изменило сложившиеся на нем отношения. Поскольку они фактически владеют своим знанием как необходимым ресурсом производства и являются носителями уникальных качеств и способностей, они меньше конкурируют друг с другом, чем представители традиционного пролетариата, предлагающие на рынке вполне ординарную рабочую силу. Среди тех, кто включен в современное информационно-коммуникативное пространство, профессиональная мобильность приветствуется. Специалист в области информационных технологий после завершения проекта, на что может уйти 1—1,5 года, покидает организацию — рутина не является его стихией. Если совсем недавно большинство специалистов в области информационных технологий работали на одном месте полтора-два года, сейчас многие из них меняют работу уже через год. Повышенная мобильность, как правило, даже не вертикальная, а горизонтальная, в данной

категории специалистов стала обычным явлением. Это подталкивает интеллектуалов к миграции в те регионы, где их знания и умения более востребованы. Сегодня к таковым в России можно отнести, прежде всего, московский регион, где сосредоточена большая часть предприятий информационной индустрии.

Трансформация базовых принципов организации жизнедеятельности в современном обществе привела к модификации его социальной структуры, прежде всего, в силу того, что население различных регионов включено в структуры формирующейся глобальной информационно-коммуникативной среды неравномерно. Но вопрос о том, происходит ли нивелирование отличий в образе жизни населения в результате формирования у них определенного уровня информационной культуры при вхождении в глобальную информационно-коммуникативную среду, или же мы имеем дело с нарастанием дифференциации в силу культурной, региональной локализации, остается открытым. В условиях становления информационного общества именно информационная культура становится главным фактором, определяющим различия между центром и регионами.

Уровень информационной культуры социальных субъектов (будь то отдельная личность, или целое региональное сообщество) оказывает непосредственное влияние на его социальный статус. В связи с этим становятся актуальными вопросы государственной политики, нацеленной на развитие информационной культуры. Формирование информационной культуры должно стать также одним из главных направлений региональной политики. Все это будет способствовать разработке мероприятий по снижению социальной и культурной дифференциации центра и периферии, активному включению населения периферии в процесс создания информационно-коммуникативной среды российского общества и мирового сообщества. Итогом такой деятельности может стать разрешения накопившихся противоречий между центром и регионом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма — ответы на глобализацию: Пер. с нем. А. Григорьева, В. Седельника / Общ. ред. ипослесл. А. Филиппова М., 2001.

2. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М., 1969.

3. Иноземцев В.Л. Наука, личность и общество в постиндустриальной действительности // Российский химический журнал. 1999. № 6.

4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

5. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры: Пер. с англ. А. Юдина. Киев, 2003.

6. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. М., 1966.

7. Лопатин Н.В. Информационная культура как базовый компонент эффективных социальных технологий // Социально-информационные технологии: социокультурные аспекты: науч. конф. М., 2002.

8. Бородин СМ. Психолого-педагогические барьеры формирования информационной культуры специалистов // Психологические и социологические аспекты деятельности научно-технических библиотек и служб научно-технической информации: тез. докл. семинара. Рига, 1986.

9. Воробьев Г.Г. Твоя информационная культура. М., 1988.

10. Мириманова М.С Информационно-когнитивные процессы. М., 1989.

11. Оленев СМ. Информационная культура на рубеже тысячелетий: преемственность и новации // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: тез. докл. междунар. науч. конф. Краснодар, 1996.

12. Скворцов Л. В. Информационная культура: теория и актуальные проблемы // Библи-отечно-информационное обеспечение в области социальных и гуманитарных наук на пороге XXI века. М, 1990.

©ЛИЧНОСТЬ. КУЛЬТУРА. ОБЩЕСТВО. 2007. Вып. 4(39)

О.В. СЕРГЕЕВА

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.