Сделай Сам Свою Работу на 5

АРЗАМАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ СЕГОДНЯ





Арзамасский государственный педагогический институт сегодня – это один из престижных вузов Нижегородской области. За свою 73-летнюю историю институт не только сохранил, но и приумножил традиции классического образования высшей школы в подготовке учителей, в первую очередь для сельских школ. Постоянное совершенствование учебного процесса, повышение качества образования, открытие новых факультетов и новых специальностей, хорошо оснащенная материальная база – все это характеризует сегодняшний день института.

В настоящее время в структуре института 7 факультетов (естественно-географический, физико-математический, исторический, филологический, психолого-педагогический, дошкольного и начального образования и факультет дополнительного образования), 28 кафедр. Институт ведет подготовку специалистов по специальностям: математика, физика, информатика, русский язык и литература, иностранный язык, история, биология, география, педагогика и методика начального образования, дошкольная педагогика и психология, социальная педагогика, педагогика и психология, психология, социально-культурный сервис и туризм, логопедия, социальная работа (срок обучения по очной форме – 5 лет, по заочной – 5,5 лет), и трем направлениям – теология, педагогика, прикладная информатика (срок обучения – 4 года). Практически на каждом факультете студенты наряду с основной специальностью получают дополнительную, и эта дополнительная специальность вписывается в диплом. Так, учителя математики получают вторую специальность «фи-



Щеннникова Светлана Викторовна— кандидат педагогических наук, доцент Арзамасского государственного педагогического института им. А.П. Гайдара, помощник ректора по связям с общественностью и СМИ (Арзамас).

зика» или «информатика», биологи — «химия», географы — «биология». Кроме того, в институте стали широко вводиться специализации. Так, например, студенты-филологи имеют возможность специализироваться по практической журналистике, мировой художественной культуре, основам православной культуры, литературному и лингвистическому краеведению. Все это делается с целью предоставить каждому студенту возможность будущего трудоустройства, ведь сельскому учителю на практике приходится вести сразу несколько дисциплин. Вторые специальности и специализации студенты получают бесплатно, в рамках единого учебного процесса и в строгом соответствии с государственными образовательными стандартами.



В настоящее время АГПИ осуществляет сотрудничество с Нижегородской академией Министерства внутренних дел Российской Федерации и Нижегородским институтом менеджмента и бизнеса, поэтому наши студенты имеют возможность получить высшее юридическое и экономическое образование.

В Арзамасском госпединституте проводится повышение квалификации как преподавателей вузов в рамках аспирантуры по 11 специальностям, так и школьных учителей Нижегородской области.

В АГПИ существует специальный факультет, занимающийся реализацией программ дополнительного профессионального образования, переподготовкой и повышением квалификации педагогических работников.

Сейчас вузы вынуждены «подтягивать» будущих абитуриентов до необходимого уровня студентов-первокурсников, поэтому довузовская подготовка школьников является одним из ведущих направлений деятельности ФДО, она ориентирована на усиление предметной подготовки слушателей с целью успешного поступления в АГПИ. Школьники могут выбирать между вечерними и заочными курсами, между интенсивными (7 дней) и летними (14 дней) подготовительными курсами. Кроме того, функционируют выездные подготовительные курсы в г. Сарове.

Только за последние пять лет более 2-х тысяч слушателей обучались на подготовительных курсах, из них около 75% стали студентами АГПИ. Такой результат связан, прежде всего, с высокой квалификацией преподавателей, работающих на курсах (более 60% преподавателей имеют ученые степени кандидатов и докторов наук).



В 2001 г. при факультете дополнительного образования появилась новая структура – отделение общественных профессий. Оно было создано с целью улучшить адаптацию молодых людей в обществе, расширить возможности трудоустройства, раскрыть творческие способности студентов.

На сегодняшний день в творческих коллективах около 300 студентов занимаются по 14 специальностям художественно-эстетического профиля и профильном отделении (по специальностям учебных факультетов). Курс обучения составляет 2 года, программа рассчитана на 240-280 часов. На ООП занимаются студенты всех факультетов, с разных курсов. Руководителями отделений являются профессионалы высокого класса: преподаватели института, музыкального училища, актеры драматического театра и т.д. Каждый руководитель работает по индивидуальной программе, составленной в соответствии с современными требованиями. Каждый студент института имеет возможность получить дополнительную специальность совершенно бесплатно. По окончании курса обучения выдается сертификат на право работы в той или иной области образования, культуры, промышленности.

Особой популярностью у студентов пользуются: «Театральная студия», «Театр зарубежной классики», «Театр русской поэзии», «Студия эстрадного вокала», «Хоровая студия», «Основы фитодизайна» и др. Больше всего студентов-педагогов, что вполне закономерно, привлекает возможность постигнуть азы сценического искусства. Отделение общественных профессий с полной уверенностью можно назвать школой по взращиванию талантов среди молодежи, которые признаются и заслуженно оцениваются на региональных, Всероссийских и Международных конкурсах и фестивалях. Так, в 2004 г. театр русской классики стал победителем II Всероссийского фестиваля студенческих театров в г. Костроме, а камерный студенческий хор занял II место на Международном фестивале «Ялтинские каникулы». В 2005 г. три творческие группы студентов стали лауреатами и дипломантами Международного фестиваля студентов и молодежи в Крыму (июнь 2005 г.). Команда КВН института — активный участник фестивалей КВН в г. Сочи и успешно выступает в лиге команд КВН Приволжского Федерального округа.

При организации учебного процесса для педагогов акцент сделан на развитие педагогического мастерства, совершенствование научной и методической подготовки учителей. Для решения поставленной задачи институт включился в работу научно-методического комплекса, интегрировавшего деятельность отделов образования города и района, АГПИ, школ города и района. Под руководством опытных методистов и высококвалифицированных специалистов вуза стали разрабатываться открытые занятия учителей школ города и района, отражающие современные технологии обучения на практике.

С 2001 по 2003 г.г. на факультете функционировала Школа программистов для учащихся 8-11 классов, которая позже была преобразована в

два годичных курса — информационных технологий и программистов. В 2004 г. впервые были организованы курсы информационных технологий.

Заслуженным уважением в городе пользуется Школа увлеченных математиков, где учащиеся 5-7 классов с интересом занимаются не только углубленным изучением математических дисциплин, но и знакомятся с компьютерными технологиями. В настоящее время факультет надеется возродить существовавшие ранее и хорошо себя зарекомендовавшие Школу филолога и Школу историка.

Арзамасский государственный педагогический институт занимает сегодня достойное место в системе высшего образования Нижегородской области и является достаточно авторитетным среди педагогических вузов России. Учебный процесс обеспечивают 346 высококвалифицированных преподавателей, среди которых 35 докторов наук, профессоров, 179 кандидатов наук, доцентов. Среди них 49 человек являются «Почетными работниками высшего профессионального образования Российской Федерации», четырем преподавателям указом Президента России присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы РФ».

Значительно активировалось участие преподавателей вуза в различных российских и зарубежных конкурсах и грантах (конкурсы Министерства образования РФ по фундаментальным исследованиям в области гуманитарных наук, РГНФ, конкурсы грантов программы АРО, Айрекс, Информационного бюро НАТО в Москве, Представительства Европейской комиссии в РФ и др.), что свидетельствует о серьезных достижениях в научно-исследовательской деятельности АГПИ.

Активно развивается научное сотрудничество с ведущими университетами и академическими институтами страны: Институтом всеобщей истории РАН, Институтом Российской истории, Институтом неорганической химии и др.

Большое внимание уделяется научно-исследовательской работе студентов. В институте действует Научное студенческое общество, отметившее в 2004 г. свое пятидесятилетие. Выходит сборник студенческих работ «Вестник НСО». В рамках «Дней науки», «Декады педагогики и психологии» и других вузовских мероприятий организуются студенческие научные конференции, работают научные секции и кружки. АГПИ активно участвует в областных и региональных студенческих конкурсах и олимпиадах, где последние годы входит в первую пятерку из 25 вузов региона.

В течение последних четырех лет капитально отремонтированы учебные корпуса и два студенческих общежития, все аудитории, лаборатории и кафедры. Проведена большая работа по стабилизации энерго- и теплоснабжения, по улучшению условий труда, по компьютеризации служб и

учебного процесса. В институте создан центр информационных технологий, развернуто шесть новых учебных компьютерных классов с самыми современными электронно-вычислительными машинами. Осуществлен вход в систему Internet, работает электронная почта и создана электронная библиотека. Организованы три собственные столовые с дешевым питанием для студентов и преподавателей. Капитально отремонтирована база отдыха «Сосновая роща» и бесперебойно функционирует биологическая станция «Золотой мыс» в Пустынском заказнике. Свыше трехсот преподавателей, сотрудников и студентов отдыхают там в летний период по минимальной стоимости.

Значительное внимание в АГПИ уделяется организации трудоустройства выпускников. С этой целью налажено плодотворное сотрудничество с Департаментом образования Нижегородской области и местными органами образования по профориентации выпускников школ на учительскую профессию и трудоустройству молодых специалистов. 92-93% выпускников института ежегодно трудоустраиваются, из них 80—85% — в систему образования. По этому показателю вуз занимает ведущие позиции в Нижегородской области и в России. За подготовку высококвалифицированных педагогических кадров и их трудоустройство по специальности институт неоднократно поощрялся почетными грамотами Министерства образования РФ, а в 1999 г. был награжден штандартом губернатора Нижегородской области. В настоящее время большое внимание уделяется участию выпускников в областной целевой программе «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования и здравоохранения Нижегородской области». В 2006 г. в нее включилось 38 выпускников АГПИ. На сегодняшний день многие из них успешно работают по профессии, получили дом и машину.

Ежегодно в вузе проводится 15-17 научных и научно-практических конференций международного, российского и регионального масштабов. Среди них высокий авторитет у специалистов завоевали Всероссийские конференции по проблемам православного и патриотического образования и воспитания: «Православие и русская литература», «С чего начинается Родина? (Патриотическое воспитание младших школьников)», «Духовно-нравственные истоки стояния и побед русского воинства», «Молодежь и будущее России», «А.П. Гайдар: круг детского и юношеского чтения».

В институте создан издательский центр, который ведет работу, не знающую аналогов в Нижегородской области. Ежегодно издается от 80 до 100 наименований книг, учебных пособий, монографий, обеспечива-

ющих учебный процесс и представляющих научные творческие достижения преподавателей, сотрудников и студентов института. Все издания выполняются на высоком полиграфическом и издательском уровнях.

Самая большая ценность нашего института — это его студенты. Это молодые люди, которые ценят образование и стремятся к познанию, к овладению нелегкой профессией учителя. Все силы дружного педагогического коллектива пединститута отдаются во благо студентов, их интеллектуального и духовного развития. Поэтому с полной уверенностью мы можем сказать, что АГПИ сегодня — это крупный культурно-образовательный центр, созидающий во имя подрастающего поколения.

Научная жизнь

CULTURAL STUDIES NOW

«Культурные исследования сегодня» (Cultural Studies Now) — международная научная конференция, прошедшая 19 — 22 июля 2007'г. в Университете Восточного Лондона (Лондон, Великобритания) (см. прим. 1).

Название конференции отражает основной лейтмотив дискуссий: каково соотношение «классики» культурных исследований прошедших десятилетий с современными положением этой области знаний, образования, культурной политики: «что есть культурные исследования сейчас и здесь». Это звучало рефреном в докладах и одного из идеологов-организаторов конференции Джереми Гилберта {Jeremy Gilbert), и многих других участников. Общее содержание Cultural Studies как особой научной традиции, ее основателях, их важнейших работах, тематике исследований уже было представлено на страницах журнала «Личность. Культура. Общество».

Дискуссии на пленарных и секционных заседаниях отразили потребность в переосмысления основных понятий культурных исследований. В первую очередь, это смыслы повседневности и социальных институтов, в том числе «производящих культуру» и идеологические смыслы.

Культурные исследования обычно ассоциируются с изучением процессов воспроизводства культуры различными агентами, причем изучением критическим, не теряющим из виду политические и экономические факторы и последствия деятельности. Культурные исследования не претендуют на выработку общей теории {«-логии») культуры, при этом они отличны по интенциям от отечественного культуроведения (вполне

академичного по тематике и «вне-академическому» резонансу), и в этом смысле ближе к регионоведению, как прагматически ориентированным и зачастую политически ангажированным исследованиям. Поэтому культурные исследования были тесно связаны с социалистическими идеями, неомарксизмом, феминизмом и антирасизмом. Одной из обсуждаемых тем был вопрос о сохранении таких идейных связей. Утратили ли культурные исследования политическую остроту? Не наблюдается ли дрейф вправо? Каково отношение культурных исследований к новым социальным движениям? Целый ряд сессий, так или иначе посвященных культурной политике и влиянию властных институтов на разные аспекты культуры, показали неизменную значимость этих сюжетов для «cultural studies».

Вместе с тем, целый ряд докладов показал, что культурные исследования активно используют для финансирования своих научных и образовательных программ (и поэтому – используются, в свою очередь) участие в государственных проектах (подобно мониторингу и формированию общественного мнения и групп поддержки в связи с проведением в Лондоне Олимпийских игр, строительства олимпийских объектов и инфраструктуры) {Phil Cohen «When cultural studies goes to market or London 2012 and all that»), коммерческих проектах (когда объектом исследования являются не привычные тексты культуры, а материальные артефакты — например, грузовые контейнеры, используемые при морских перевозках, рассматриваются как воплощение глобализации) (о чем рассказал участвовавший в дискуссии на тему «Когда культурные исследования выходят на рынок» американский исследователь Дик Хебдидж (Dick Hebdige)). Причем это участие вполне компрадорское, оправдывающее, а не критическое и/или разоблачающее.

Влияние тендерных исследований и феминистских теорий на cultural studies по-прежнему (и, может быть, даже во все возрастающей степени) сильно. Им было посвящено одно из пяти (по сути — четырех, последнее было свободной дискуссией об итогах конференции) пленарных заседаний (доклады зримо воплощающей идеи феминизма Юдит Халберстам {Judith Halberstam) и эмоциональной и ироничной Рози Брайдотти {Rosi Braidotti)) и еще три (два — по феминизму и одно — по тендерным исследованиям) секционных заседаний.

В связи с этим ставились вопросы о влиянии культурных исследований вне академической среды. При этом как сфера не чисто научная, а отчасти внешняя (в силу явной коммерциализации, как любые услуги, влияния запросов и представлений аудитории-потребителей) рассматривается и преподавание культурных исследований, которое практику-

ется как для студентов, специализирующихся в этой области, так и в качестве «общеобразовательной» дисциплины для многих других специальностей. «Продаваемость» учебного курса, который должен быть выбран студентом при формировании ими своего набора курсов, его рейтинг в зачетных единицах и связь с различными специализациями, как оказалось, существенно влияют на тематику, уровень теоретических обобщений, методики преподавания.

В связи с этим обсуждались также вопросы о связях культурных исследований со смежными науками — историей, литературоведением, социологией, философией, географией (включая социальную, экономическую, культурную географию, как она изучается за рубежом), политологией, экономикой, науковедением, киноведением, психологией (и особенно, психоанализом), а также такими междисциплинарными направлениями исследований как изучение визуальной культуры, постколониальная теория, экология, изучение СМИ, популярной музыки и др. Несмотря на междисциплинарность культурных исследований, происходит их институализация на уровне учебных курсов, научных и образовательных центров, кафедр, изданий. Это приводит к обострению конкуренции со смежными дисциплинами за все виды ресурсов, включая и символические («право» на интерпретацию категорий, выработку объяснительных моделей, определение тематического поля), одновременно усиливается приток в область культурных исследований специалистов с самой разной подготовкой и уровнем квалификации.

Традиционно для школы культурных исследований много докладов обсуждали культурные аспекты кинематографа, СМИ, рекламы, потребительского поведения, таких аспектов повседневности как телесность, досуг, занятость, и другие сюжеты, объединяемые определением «прикладные аспекты культурных исследований».

Отдельно обсуждался вопрос о роли культурных исследований в развитии практики и рефлексии творческой деятельности, различных форм искусств (в том числе народных, самодеятельных, некоммерческих).

Большое место в дискуссиях на конференции занял вопрос о национальных школах культурных исследований и влиянии национального контекста на развитие таких исследований. Отдельные сессии были посвящены Франции, Италии, Северной Америке, Ирану, «новым национально-государственным контекстам» — постсоветским и постсоциалистическим странам, Израилю, Турции... При этом неизменно вставал вопрос о доминировании — теоретическом, образовательном, организационном — британской школы культурных исследований и определенной «вторичности» остальных национальных школ.

Отдельное пленарное заседание было посвящено ключевым фигурам и тенденциям в культурных исследованиях. На нем выступили научные лидеры культурных исследований в Университете Восточного Лондона в прошлом и настоящем: Майк Растин (Mike Rustin), Дорин Моссе (Doreen Massey), Джереми Гилберт (Jeremy Gilbert). Однако главной знаковой фигурой этого заседания был один из классиков культурных исследований, в свое время возглавлявший Центр культурных исследований Бирмингемского университета (где сформировалась одна из самых известных и авторитетных школ в области cultural studies), Стюарт Холл (Stuart Halt).

Стюарт Холл отметил, что становление и развитие культурных исследований явилось частью общего «поворота к культуре», сущность которого он обозначил как «go behind» (буквально: «идти за и вслед, на задний план») — т.е. постановку вопросов о формировании культур. Культурные исследования, по его мнению, ставят задачу думать о настоящем исторически, т.е. не допуская безосновательности.

Любые частные проблемы рассматриваются в этом случае в перспективе широкого круга вопросов об их социальных последствиях, производстве культуры, изменения технологий, трансформации образа жизни и системы знаний. При этом он категорически против отождествления «со-циологизации» культурных исследований (оцениваемой им негативно) и внимания к марксизму, сторонником которого он остается. Именно эти

теоретические основания позволяют, несмотря на «поворот к культуре», не терять окончательно из виду социальные, экономические аспекты социальной жизни, анализировать процессы глобализации капиталистической экономики. Проблемы транснационального общества должны изучать транснациональные культурные исследования.

Даже в достаточно обобщающем и рефлексивном докладе С. Холла прослеживалось также противопоставление культурных исследований «философии культуры» или каким-либо другим общим теориям. Многократно заявлялось, что культурные исследования должны если и вырабатывать собственную теорию, то эта теория должна быть приземленной, укоренненной (как с точки зрения преимущественной разработки проблематики повседневности и обыденных практик, так и с точки зрения доступности для понимания «рядовыми» агентами культуры — по сути, теми самыми «кухарками», которые и государствами могут управлять, и в культурных исследованиях разбираться...). Звучали утверждения, что «популярная» (popular) и «низкая» (low) теория не должна оцениваться как менее значимая и как бы «плохая, некачественная» по сравнению с «высокой» (и «высоколобой», учитывая предыдущую ремарку) теорией. Использовался даже термин «быстрая (быстро и легко проглатываемая) теория» (fast theory по аналогии с фаст фудом {fastfood)).

Примечания

1. См.: www.uel.ac.uk/culturalstudiesnow

Н.К. Иконникова

Иконникова Наталия Кирилловна –кандидат социологических наук, доцент, старший научный сотрудник РИК (Москва).

©ЛИЧНОСТЬ. КУЛЬТУРА. ОБЩЕСТВО. 2007. Вып. 4(39)

Обзоры и рецензии

П.С. ГУРЕВИЧ

НОВЫЕ КНИГИ НАШИХ КОЛЛЕГ

ПРИЗРАК НОЧНОЙ

Бескова И.А. Природа сновидений (эпистемологический анализ). М., 2005. 239 с. 500 экз.

И.А. Бескова — одна из самых ярких представительниц современной отечественной философии. Ее книги неизменно вызывают интерес не только необычностью исследовательского ракурса, но и характером изложения: прозрачностью и логичностью мышления. Последняя по времени ее книга посвящена теме сновидений, но именно об этом феномене написано сегодня немало. Здесь можно было бы отметить три достоинства исследования И.А. Бесковой. Во-первых, значительная часть работ, концептуальных подходов к данной теме получили отражение в монографии. Во-вторых, Бескова делает попытку подняться над множеством версий и последовательно провести собственную стержневую мысль. В-третьих, она подчеркивает, что в сравнении с известной книгой 3. Фрейда «Толкование сновидений», которая более столетия назад обеспечила своеобразный прорыв в изучении данного феномена, современные исследования являют собой еще одну радикальную попытку обеспечить очередной рубеж в постижении природы сновидений.

Рецензента отчасти смущает настойчивое стремление автора отыскать некую логику в самом исследуемом феномене. Похоже, у автора заведомо отсутствует иная презумпция: возможно, феномен принципиально размещен вне логики, вне рационального постижения. Ведь попытка отыскать рациональное зерно в сновидениях принадлежит 3. Фрейду. Но философское допущение, что всякая рационализация феномена, по определению, не возможна, имеет право на существование.

Гуревич Павел Семенович — доктор философских наук, профессор, заведующий сектором Института философии РАН (Москва). Наш постоянный автор.

Однако крайне заманчиво последовать за логическими построениями Бесковой. Она отмечает, что многообразные подходы к феномену сновидений крайне разноречивы. Но в то же время они просуществовали довольно долго. Стало быть, они имеют под собой некую реальную почву, определенное основание. Это, разумеется, верное заключение. Ложные представления могут существовать длительное время не потому, что верны, а потому что увеличивают адаптивные возможности людей. Привычное для европейского сознания представление, будто стремление к истине является глубинной, трудно насыщаемой потребностью человека, может быть оспорено. Тяга к иллюзии, к грезе, к галлюцинаторным состояниям является столь же значимым феноменом для обычного человека, который, как известно, «сам обманываться рад!»

И.А. Бескова отмечает, что смысл определенного рода ментальных построений (конструктов) не в том, что они верно отражают те или иные аспекты реальности и за счет этого позволяют человеку выживать, а в том, что они дают иллюзорную защищенность перед лицом угрозы непонятного и пугающего мира. Но ведь дело не только в этой угрозе. Человек вообще тянется к манящему миру мечты даже в тех случаях, когда это стремление отрывает его от действительности, снижает его адаптивные ресурсы, но зато удовлетворяет глубинной потребности в миражах.

«Как говорят, можно все время обманывать одного человека, — пишет Бескова, — можно некоторое время обманывать некоторых людей, но нельзя все время обманывать всех». Этот изящный афоризм, пришедший к нам из политической практики, можно, вообще говоря, поставить под сомнение, поскольку допустимо полагать, что сновидения выражают вечный обман. Кто кого обманывает? Ведь возможно, что единственное предназначение сна — удовлетворять антропологическую потребность в грезе. Тогда можно обманываться всем без изъятия.

Разумеется, эти соображения носят характер несущественных примечаний по ходу чтения работы. По существу же Бескова предлагает в книге последовательную и безупречную логику, которая поддерживается характером поставленных ею вопросов. В проблеме сновидений автору книги особенно интересны два аспекта: теоретический и практический. К практическому Бескова относит следующие вопросы: как относиться к увиденному во сне: насколько серьезно, доверять или не доверять, рассматривать ли как подсказку или даже пророчество или просто махнуть рукой? Как вести себя в случае неблагоприятных (мешающих, пугающих) сновидений-кошмаров? Можно ли что-то сделать для того, чтобы «притянуть» приятные сновидения? Можно ли улучшить свою жизнь за счет работы со сновидениями? В числе теоретических Бесковой особенно

интересны следующие вопросы: может ли сновидение (не как конкретная цепочка образов, а как явление человеческой жизни) что-то нам подсказать в отношении понимания природы мира и человека? Может ли та реальность, в которой мы пребываем, когда спим и видим сон, что-то рассказать нам о той, в которой мы живем, когда бодрствуем? Анализируя сновидческую реальность и ее отношение с объективной, можем ли мы попытаться понять мир человека как более целостный, как имеющий еще одно измерение, которое связано с реальностью, часто именуемой «подлинной», «изначальной», «конечной», «альтернативной», «глубинной»?

Таков широкий спектр вопросов, поставленных и продуманных в книге. В ней рассмотрены самые различные концепции и предложено собственное истолкование феномена. Хотите знать какое? Почитайте эту великолепную книгу.

ФЕНОМЕН ОБЩЕСТВЕННОЙ МОРАЛИ

Прокофьев A.B. Справедливость и ответственность. Социально-этические проблемы в философии морали. Тула, 2006. 278 с. 500 экз.

Мораль неоднородна, – показывает автор, – можно вести речь об индивидуальной морали, но пора в полный голос заговорить и об общественной морали. Во многих трудах последней трети прошлого века был обобщен живой опыт нравственной оценки и употребления моральной лексики. В этих работах выстраивается своего рода теоретическая модель морали как особой нормативно-аксиологической сферы. Моральные нормы безусловно повелительны. Они также приоритетны по отношению к другим нормам, определяющим человеческое поведение. Так, при возникновении конфликта с предписаниями, которые конкретизируют ценности религиозной, познавательной или эстетической аксиологических сфер, а также с образцами поведения, которые предъявляются членам различных сообществ и корпораций, нравственное предписание доминирует, приостанавливая действие своих нормативных конкурентов. Моральные нормы обладают свойством всеобщности. Нравственное предписание не терпит исключений, связанных с внеморальным статусом определенных лиц, причем под внеморальным статусом понимаются общественное положение, личные свойства, партикулярные связи и привязанности.

Моральная норма характеризуется тем, что она предлагает должную форму не только поступку, но и его мотивам. Мораль предписывает человеку быть определенного рода личностью, осуществлять прежде всего духовное и лишь затем – практическое самоопределение. Нравственные нормы опираются на идеальные санкции, под которыми подразумева-

ются общественное осуждение или одобрение, а также негативные или позитивные переживания самого индивида. Итак, формально мораль есть совокупность безусловно повелительных, приоритетных, всеобщих, обращенных к мотивам и поступкам человека нормативных положений, опирающихся на идеальные санкции.

Откуда же берется такое явление, как мораль? Многие этики объясняют этот феномен потребностью индивидов в достижении подлинной свободы и личностного совершенства. Действительно нравственный человек не может считать себя достойным кого-то судить... Люди, охотно берущие на себя роль учителя и судьи в вопросах морали, взялись не за свое дело.

Получается, будто мораль исчерпывается той областью личного опыта, в которой индивидуально ответственные люди осуществляют свое стремление к совершенству. Но как быть с социально-регулятивной стороной морали? Некоторые этики отказываются от понимания морали как общественного феномена. Они опасаются, что можно потерять независимость морального субъекта от бытующих нравов, превратить его в «исполнительный орган общества» (А. Швейцер), сделать послушной шестеренкой в механизмах совершения «банального зла» (X. Арендт). Автор показывает, что мораль — это не только нормативный фундамент индивидуально ответственной деятельности, но и система ценностей при принятии политических, общественных, корпоративных решений. Вводя в этику понятие «общественной морали», A.B. Прокофьев рассматривает ее как совокупность социально ориентированных ценностей и императивов.

ГАРМОНИЯ МОРАЛИ И КРАСОТЫ

Шлемова H.A. Эстетические воззрения в Учении Живой Этики. М., 2005. 150 с. 500экз.

Одно из крупнейших открытий прошлого века — обнаружение реальности космоса и духовной реальности человека. Живая Этика — это философская система, дающая своеобразное представление о космосе. Гармония и эволюция в этой системе родственные понятия. Великий закон духовного преображения через Красоту связывает земное творчество с мирами более высоких состояний материи. О необходимости синтеза западного и восточного знания более полувека назад говорил В.И. Вернадский. Он писал о том, что XIX и XX столетия создали прочную почву для единой вселенской науки. По-видимому, считал он, индийская логика пошла глубже логики Аристотеля, а ход философской индийской мысли почти тысячу лет назад достиг уровня философии Запада конца XVIII в.

Учение Живой Этики опирается на рационально-философскую основу. Оно выражено не мистическим, но философским дискурсом. Его можно рассматривать как символическое пророчество, для осознания которого требуется некий мистический опыт.

Живая Этика утверждает, что красота духа является высшим достижением человека. Обобщая основные эстетические воззрения Живой Этики, приходим к выводу, что они представляют собой развитие классических идей на новом уровне. Мировоззрение, а вслед за ним и вся культуры начинается с этики. Она предшествует гносеологии и не выводится из окружающего мира. Кризис европейской культуры в целом в конечном счете обусловлен кризисом мировоззрения, потерявшего связь с этикой. Основные формы этого кризиса — господство материального над духовным, социума над индивидом.

Этика существует как этическое действие, которое соединяет индивида с миром и космосом. «Живой» этика называется еще и потому, что реализуется не как догматика норм, а как этика непрерывного сознания, личной ответственности. Живая Этика стремится гармонизировать отношения человека с миром.

Живая Этика, увидевшая свет в 20—30-е гг. прошлого века завершает содержательные, художественно-эстетические поиски культуры Серебряного века. Торжественность как символ вечности, которая исключает все мелкое и обыденное, насыщена красотой как огненностью, значительностью.

НЕСПОКОЙНАЯ СОВЕСТЬ НРАВСТВЕННОСТИ

Адорно Теодор. Проблемы философии морали. М., 2006. 239 с. 5000экз.

В.Адорно — известный немецкий философ, социолог. Издание содержит 17 лекций по философии морали, прочитанных в 1963 г. Он считал, что философия морали как связное учение в наше время стала невозможной. В этих лекциях Адорно ставит вопрос: «Возможна ли сегодня правильная жизнь?» Философия морали — теоретическая дисциплина, и как таковая, она всегда отличается от непосредственной морали жизни. Кант даже сказал по этому поводу: для того, чтобы быть порядочным, хорошим, справедливым человеком, не нужно изучать никакой философии морали.

Когда философские дисциплины еще только формировались, философию морали называли «практической философией», а основная работа Канта, посвященная нравственности, носила название «Критика практического разума». Мы, — считает Адорно, — обречены постоянно размышлять о проблемах философии морали, но при этом трудно назвать

какие-либо ценности или нормы, позволяющие определить, что такое зло. Многие уже давно привыкли использовать вместо понятия «мораль» слово «этика». Оно выражает неспокойную совесть нравственности. Слово «этос», от которого образовалась «этика», крайне сложно перевести точно. В общем, хотя и вполне корректно, его переводят как «склад характера». В Древней Греции говорили: «Этос человека — это его демон». Иначе говоря, характер человека — это его судьба. Иными словами, вследствие низведения проблем морали к этике, решающая проблема философии морали, а именно отношение индивида к общему, совершенно перестает существовать. За этим кроется следующая мысль: если кто-либо живет, следуя лишь своему собственному этосу, своему собственному складу, если он, прибегая к напыщенным фразам, реализует себя, громогласно заявляет о себе, то такой человек ведет правильную жизнь. Но это пустая иллюзия и идеология в чистом виде.

Адорно показывает, что моральное нередко отождествляют с ограниченным, узким, требующим от человека чрезмерных усилий. Именно поэтому понятие «морали» нередко стараются заменить словом «этика». Однако последнее слово пронизано представлением о том, что человеку следует жить в соответствии со своей сущностью. В этом отношении этика представляется чем-то вроде панацеи против навязываемых извне законов и принуждения. По мнению Канта, личность это то, что является в человеке сверхэмпирическим. Но в то же время она представляет собой некую всеобщность, которая непременно должна быть связана с отдельным человеком, или, как выражается Кант, с каждым «наделенным разумом существом». В процессе исторического развития понятие личности превратилось в идею сильного человека, идентичного самому и зависящего только от самого себя.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.