Сделай Сам Свою Работу на 5

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ: ТРАДИЦИИ И СИМВОЛЫ





Рассматривается история зарождения и становления традиций Волгоградского государственного университета, создания университетских символов. Показывается важность данных аспектов корпоративной культуры в формировании мировоззренческой ориентации студентов вуза, направленной на создание гуманистической системы ценностей.

The author deals with the origins and promotion of Volgograd State University traditions and symbols. She demonstrates the important role of these aspects of corporate culture in students' world-view formation aimed at the humanist value system maintaining.

Волгоградский государственный университет (ВолГУ) основан в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 510 от 21 июня 1974 г. Первый набор студентов (250 человек) произведен в 1980 г. по 5 специальностям.

В настоящее время ВолГУ — один из динамично развивающихся вузов России: в своей структуре имеет 6 филиалов, 11 факультетов, 4 научно-исследовательских института, ряд научно-исследовательских центров и лабораторий. Более 60% профессорско-преподавательского состава университета имеют ученые степени и звания, среди них 56 заслуженных деятелей науки РФ, почетных и заслуженных работников высшей школы Российской Федерации, более 30 членов различных общественных



Дрожжина Елена Евгеньевна –начальник отдела по учебно-воспитательной работе Волгоградского государственного университета (Волгоград).

академий наук России. Почетными докторами университета являются известные ученые и общественно-политические деятели России, США, Германии, Финляндии.

Сегодня в университете обучаются более 14 тыс. человек. Ведется подготовка бакалавров по 23 направлениям, магистров — по 14, специалистов — по 43. Аспирантура готовит научные кадры по 49 специальностям, докторантура — по 9.

ВолГУ развивает международные связи и осуществляет 32 программы сотрудничества с вузами-партнерами в Германии, Австрии, Нидерландах, Бельгии, Франции, Испании, США, Великобритании, Казахстане, Дании, Венгрии, Болгарии.

Волгоградский государственный университет – член Евразийской ассоциации университетов, Ассоциации классических университетов России, Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы.

ВолГУ, отметивший в 2005 г. свой 25-летний юбилей, уверенно вошел в XXI век как сформировавшийся, признанный региональный центр науки, образования, культуры и прогрессивных технологий.



С 2005 г. реализуется Концепция развития Волгоградского государственного университета, одним из основных компонентов которой является воспитание гуманистической системы ценностей, утверждение созидательных традиций и продвижение позитивных новаций в духовной и материальной культуре.

Приоритетным направлением в решении этих задач является формирование корпоративной культуры студентов, преподавателей и сотрудников — чувства принадлежности к университету, к его истории, традициям, нормам, ценностям, его значимости в своей жизни.

Достижению этого служат:

— корпоративная символика (герб, флаг, гимн университета, гербы и штандарты факультетов);

— фирменные цвета университета (синий, белый, золотой);

— сборники «Книга первокурснику» и «Университет»;

— университетская газета «Форум»;

— корпоративные праздники, в том числе празднование Дня Университета 24 мая в День славянской письменности и культуры;

— музейный комплекс ВолГУ;

— грамоты и благодарственные письма Волгоградского государственного университета, медаль ВолГУ «За заслуги», памятный знак «XXV лет ВолГУ».

В своем обращении к студенчеству ректор Волгоградского государственного университета Олег Васильевич Иншаков подчеркивает: «Мис-

сия университета — нести и воплощать идеи гуманизма и просветительства; синтезировать и передавать новые знания, умения и навыки; умножать и использовать созидательный опыт; хранить и обогащать сложившиеся традиции.



В наших сердцах – стремление служить Родине, своему народу, общественному прогрессу.

Наш девиз: "От слова — к делу!"».

Слова этого девиза начертаны на гербе университета, который создан известным мастером, заслуженным художником России Владиславом Ковалем, ставшим большим другом нашего университета. Три цвета герба – синий (цвет неба, воды, жизни), белый (цвет радости, чистоты помыслов), золотой (цвет ценности всего того, что дорого человеку) — давно уже стали традиционными для высшей школы. Поле герба разделено на четыре части. В верхнем правом углу — старинный герб нашего города, по диагонали внизу — ветвь дуба с желудями. Этот символ имеет двойной смысл. Первый связан с тем, что на месте нашего университета когда-то очень давно произрастали реликтовые дубовые рощи. Но дуб -это и древо знаний. Каждый год он сбрасывает желуди, так и университет, храм науки, год за годом выпускает в большую жизнь своих студентов. По другой диагонали на синих полях две книги: первая книга открывается, из нее, как пламя свечи, струится свет знаний. От «А» начинают студенты изучать науки, в конце концов приходя к букве «Я», которая не столько символ окончания обучения, сколько итог университетского образования, формирования собственного «Я». Книга закрыта -но все только начинается. Об этом говорит девиз, обрамляющий герб: AB VOCE AD REM (От слова к делу). Эта ключевая фраза многое объясняет. Университет — это не просто учебное заведение, это центр науки и культуры, где формируется личность — цельная, многогранная, способная и желающая преобразить мир.

Флаг ВолГУ утвержден 24 мая 1997 г. — в день Университета. Изготовлен флаг известными дизайнерами и мастерами Калмыкии, лауреатами всемирных конкурсов. Цвета флага те же — синий, белый, золотой. На полотнище изображена символика герба ВолГУ.

Гимн университета звучит в дни университетских праздников, им открываются научные конференции, симпозиумы, олимпиады, конкурсы, спортивные состязания. С гимна начинается первый учебный год для нового университетского пополнения.

Сегодня в ВолГУ и каждый факультет имеет свой герб. В создании символики приняли непосредственное участие все факультетские коллективы. Однако воплотить множество самых креативных идей в жизнь

доверили знатоку геральдических традиций, известному волгоградскому художнику и автору герба университета Владиславу Ковалю.

Символика гербов факультетов раскрывает смысл тех специальностей, по которым идет подготовка.

«В начале было слово» — эта истина вынесена на девизную ленту герба факультета филологии и журналистики. На щите изображены две руки со скрещенными перьями, что символизирует словесную дуэль, поединок не менее острый, чем на шпагах. Недаром говорят, что словом можно и убить. Выбор цветовой гаммы тоже не случаен. Красный – это цвет стойкости, мужества, борьбы и страсти. Ведь слово не должно быть мертвым, оно передает живые чувства.

«Lingva vincis (Язык связывает)» — девиз факультета лингвистики и межкультурной коммуникации. На гербе этого факультета — три сердца, в которые вписаны три руки в пожатии. Это символ дружбы народов, культурного обмена, что возможно только благодаря знанию языков. Это не просто сотрудничество и не просто любовь. Это сердца в рукопожатии, объединяющем и то, и другое. Красный цвет герба подчеркивает вышесказанное. Сердца трех даны не случайно. В нумерологии это сакральное число, которое предполагает бесконечное множество. Это начало, середина и конец всего сущего, то есть вечность.

«Informatio est magia instuitus (От информации к пониманию)» — основной смысл символов герба факультета информационных технологий и телекоммуникаций. Он окрашен в сине-серые тона. Синий цвет символизирует величие. Это всегда нечто небесное, абстрактное, нематериальное. Бесплотные потоки информации — вот то, с чем работают студенты и преподаватели факультета. Кроме того, этот цвет, как и окрыленная буква «I» — информация — означает всеохватность этой науки. Серебро же — металл чистоты и невинности. Его присутствие в гербе олицетворяет чистоту и неагрессивность технологий, их направленность на благие цели.

«Hypotheses non fingo! (Гипотез мы не изобретаем!)» — гласит девиз физического факультета. Это перефраз высказывания Ньютона: «теорий я не изобретаю» в еще более объективное «гипотез мы не изобретаем». Серебро в гербе факультета — это чистые, направленные на благое дело технологии. Синий — это вселенская объективность физических законов. А звезды на их гербе и в геральдике вообще — это астральный символ вечности и космической энергии.

«Numerus regnaut mundo (Числа правят миром)» — слова, обрамляющие герб математического факультета. Он еще более строг. Это символ бесстрастных служителей цифр. Никаких чувств, ничего личного, толь-

ко сухой язык чисел, чистая техника вычислений и объективные законы, которым остается лишь подчиняться. Отсюда черный цвет как символ благоразумия и смирения и формула, вписанная в квадрат, у которого все стороны равны. Так и должно быть в мире, где правят цифры.

«Dura lex sed lex (Закон суров, но это закон)» — таков девиз юридического факультета. Герб этого факультета выполнен в той же цветовой гамме, как и предыдущий. Точность, безликость цифр здесь заменяет объективная буква закона. Все обязаны ей подчиняться с благоразумием и смирением. Юрист — это бесстрастный исполнитель закона, его служитель. Ничего субъективного — только чистая справедливость, которую символизируют весы и меч Фемиды.

«Regere estprospicere (Управлять — значит предвидеть)» — такова мудрость управленцев. В этой фразе сконцентрирован основной смысл герба факультета управления и региональной экономики. Пурпур — цвет достоинства и силы. В сочетании с золотым жезлом управленца и лавровым венком славы он представляет собой суть управления. Жезл правителя решен в виде руки, которая указывает, как управлять правильно. Если же правление честное и справедливое, то его увенчает слава. Золото же символизирует богатство, справедливость и великодушие, к которым и стремится справедливое управление.

«Quaestus est capus sed honor caressmus (Прибыль дорога, но честь дороже)» — таков основной лейтмотив символов герба факультета мировой экономики и финансов. На нем изображен крылатый шлем греческого бога Гермеса — покровителя торговли и предпринимательства. А мировой масштаб деятельности подчеркнут изображением земного шара. Плюс королевские цвета, означающие мировое управление.

«Historia est magistra vitae (История — учитель жизни)» — начертано на гербе факультета истории и международных отношений. Пурпур подчеркивает подвластность всех истории, времени, которое в конечном счете расставляет все на свои места. Песочные часы символизируют начало и конец времени, его неумолимую текучесть. Только золотой свиток истории не подвластен коррозии и разложению. Все события вписаны в него раз и навсегда, и изменить что-либо нам, увы, не дано.

«Non progredi est regredi (Не идти вперед — значит идти назад)» — высечено на зеленом поле герба факультета философии и социальных технологий. Зеленый в геральдике — это надежда, радость и изобилие. Его присутствие означает богатство мысли, ее вечное движение, приращение знания. На гербе изображен символ мудрости — филин, сидящий на дубовой ветви. Дуб обозначает крепость знаний. Кроме того, все философское знание позитивно, как и дуб.

«Faber est guisgue suae fortunae (Каждый сам кузнец своей судьбы)» — гласит девиз факультета непрерывного образования, который дает шанс студенту пройти обучение по программе профессиональной переподготовки и дополнительного образования по девяти специальностям.

Лента Мебиуса в его символике дана как знак бесконечности знаний и бесконечного совершенствования. В нее вписаны альфа и омега, то есть все возможные знания от «а» до «я». Это также астральные символы, которые соотносят нас с вечностью. Ту же символику имеет шестиконечная звезда. Кроме того, она означает энергию, которую дают нам новые знания.

С основными символами Волгоградского государственного университета знакомятся студенты, преподаватели и сотрудники, впервые переступившие его порог. В канун Дня знаний каждый первокурсник получает адресованную ему книгу, из которой он узнает историю университета, его традиции и символы, структуру и правила. А вместе с книгой — футболку с изображением гербов университета и факультета как знак его вступления в университетскую семью.

Каждые пять лет выходит историко-статистический сборник с материалами об университете. Большое внимание в нем уделяется людям, внесшим значительный вклад в развитие вуза, представлена организационно-структурная динамика, достижения университета в учебной, научной, социальной, культурной сферах. Эти сборники поступают в библиотеку, во все структурные подразделения и активно используются в работе со студентами.

Историю Волгоградского государственного университета, его традиции и достижения хранит музейный комплекс. В его структуре — музей истории университета; музей истории курсантских полков, воевавших в дни Сталинградской битвы там, где сегодня расположен университет; археологический, этнологический и антропологический музеи; музей денег и денежного обращения; музей-кабинет академика В.И. Барковского.

Экспонаты музея истории ВолГУ отражают основные этапы становления, развития и современное состояние университета. Главные направления деятельности — экспозиционная, научно-просветительская, про-фориентационная и фондовая. Среди посетителей музея не только студенты и преподаватели университета, но и школьники, гости города, официальные делегации. Он служит базой для проведения учебной работы: лекций, музейной практики, изучения иностранных языков, подготовки курсовых и дипломных работ. Особой популярностью пользуются тематические вечера и встречи, где в теплой обстановке происходит общение молодежи с ветеранами труда, участниками Великой Оте-

чественной войны, Сталинградской битвы, детьми военного Сталинграда, известными выпускниками и гостями университета.

Кроме того, ведется научный поиск, выпускаются различные информационные и рекламные издания.

При музее создан выставочный зал, где демонстрируются наиболее интересные материалы из фондов музея, систематизированные по тематическому принципу, новые поступления, проводятся выставки, посвященные известным ученым, чья научно-педагогическая деятельность связана с Волгоградским университетом.

С 2002 г. при музее университета был организован и работает фотоклуб. В этом же году прошла первая фотовыставка «Мир и университет глазами преподавателей и студентов ВолГУ». Выставки проходят два раза в год. Члены фотоклуба проводят репортажные съемки всех значимых мероприятий в университете, активно работают над составлением фотолетописи Волгоградского государственного университета.

Музей истории является важнейшим элементом поддержания и воспроизводства корпоративной культуры с точки зрения воспитания гражданственности, патриотизма, профессионализма и преемственности.

В университетских залах и аудиториях с большим интересом принимают самых разных гостей. На встречах со студентами и преподавателями побывало немало известных государственных и политических деятелей, ученых, мастеров искусств, журналистов, руководителей региональных органов власти и управления, среди которых депутаты Государственной Думы В.А. Рыжков, В.Н. Плотников, В.И. Галушкин, академики А.Н. Сахаров, Л.А. Абалкин, Д.С. Львов, В.Г. Костомаров, писатели ДА. Гранин, Г.В. Пряхин, Е.А. Кулькин, Чрезвычайный полномочный посол США в России Уильям Джозеф Берне и многие другие. Эти встречи важны для молодежи, так как призваны вызвать интерес студентов к проблемам своей страны и желание преодолеть возникающие трудности, способствовать творческому освоению истории, важнейших социально-политических событий и поиску вариантов решений проблем, определить свое собственное место в мире, понять преемственность поколений в деле служения Родине.

Неограниченный по силе агитационный ресурс в пропаганде ценностей корпоративной культуры содержат в себе традиционные университетские праздники. В Волгоградском государственном университете это — День Университета, отмечаемый ежегодно в День славянской письменности, День знаний, День первокурсника, День учителя, Неделя национальных культур, Татьянин день. А также отмеченные особым ритуалом церемонии вручения дипломов, премий, наград и именных стипендий.

Функционально все символы и ритуалы вуза направлены на формирование корпоративной культуры, новых норм поведения и социокультурных ценностей молодежи при одновременном обеспечении преемственности, сохранении лучших традиций классического университетского образования.

Возросшая активность студенчества, их самостоятельная вовлеченность в общественную работу – результат разработки и осуществления общественно-значимых проектов. Кроме того, это элемент самовоспроизведения социально-культурной среды. И, соответственно, важнейший показатель правильности выбранного университетом пути.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зеленая В. Откуда есть пошли гербы наши // Форум. 24.03.06.

2. Университет – 2005: информация, правила приема, программы / Сост. С.Г. Сидоров, Т.Е. Макеева, Н.П. Круглова. Волгоград, 2005.

3. Филатова М.Н. Конструирование социокультурной среды вуза: от практики к теории. М., 2005.

©ЛИЧНОСТЬ. КУЛЬТУРА. ОБЩЕСТВО. 2007. Вып. 4(39)

СВ. ЩЕННИКОВА

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.