Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ УСЛУГ ОБРАЗОВАНИЯ





В статье представлены фундаментальные принципы функционирования рынка образовательных услуг современного общества, главной целью которого является формирование человеческого капитала.

Практическая сторона данной статьи посвящена формированию показателей, позволяющих оценивать эффективность образовательных услуг и деятельности конкретных образовательных учреждений.

The article is dealing with fundamental principles of educational service market in the contemporary society. The concept of the human capital as the major objective of education is the key idea of the theoretical approach.

The practical sign of the given article is dealing with general principles of the formation of the indicators, which allow evaluating effectiveness of the educational service provision and activity of the particular educational institutions

Воспроизводство капитала образования как составной части воспроизводства человеческого капитала неразрывно связано со сферой образовательных услуг.

Васецкий Андрей Анатольевич –кандидат философских наук, профессор, проректор Северо-Западной академии государственной службы (Санкт-Петербург).

Хайкин Марк Михайлович— кандидат экономических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (Санкт-Петербург).



Отрасль образования в России традиционно охватывает пять уровней:

— систему дошкольного воспитания и образования,

— систему среднего общего образования,

— систему специального среднего образования,

— систему профессионального высшего образования,

— систему подготовки и переподготовки кадров.

Сферу же образовательных услуг мы рассматриваем в более широком контексте: она включает не только отрасль образования, но и сферу тех образовательных услуг, которые в соответствии с действующей классификацией отраслей экономики не относятся к отрасли образования. К таким услугам относятся:

— услуги самообразования;

— услуги, оказанные члену семьи ее другими членами – ближайшими родственниками;

— услуги, оказанные члену семьи независимым специалистом — воспитателем, учителем, преподавателем.

Два последних вида услуг вряд ли нуждаются в пространном комментарии.

Под услугами самообразования понимаются услуги обучающегося, оказанные самому себе. Заниматься самообразованием способен далеко не каждый обучающийся, поскольку:



— во-первых, оно требует особой высокой соответствующей мотивации обучающегося;

— во-вторых, предполагается наличие способности обучающегося к самостоятельной работе;

— в-третьих, самообразование реально возможно при условии наличия определенного минимально допустимого личного времени обучающегося.

В реальности, отмеченные эти три момента тесно взаимосвязаны: заинтересованность человека в самообразовании, как правило, возникает или постепенно созревает при условии наличия способности к самостоятельной работе; если у индивидуума высокая мотивация к самообразованию, то он сделает все от него зависящее для того, чтобы иметь личное время, необходимое для самообразования.

С другой стороны, кроме высокой мотивации и собственных ресурсов обучающегося процесс самообразования требует адекватной инфраструктуры во внешней среде: развитого рынка информационных продуктов и услуг. Информационные продукты в ситуации самообразования очень часто должны быть персонифицированными, а информационные услуги — отвечать на конкретные запросы потребителя.

Самообразование становится неотъемлемым фактором накопления человеческого капитала в условиях становления и развития информационного общества. Оно способствует появлению на рынке информационных услуг принципиально новых видов продуктов: работ исполнителей по разработке эксклюзивных обучающих программ по запросам конкретных индивидуальных заказчиков. Это требует от соответствующих исполнителей высочайшего мастерства в рамках соответствующих областей знаний — науки, техники, педагогики, психологии и т.п.



Рассмотрим методологические основы управления сферой услуг образования на примере учреждения высшего профессионального образования. Система высшего профессионального образования в России претерпевает существенную трансформацию. Это обусловлено активным воздействием рыночных факторов на занятость и конъюнктуру рынка рабочей силы.

К основным принципам формирования мотивации студента к обучению в высшем учебном заведении следует отнести:

— возможность реализации личного интереса в сфере получения базового высшего образования по соответствующим наиболее престижным специальностям ;

— свобода выбора образовательного продукта;

— правовое обеспечение учебно-воспитательного процесса;

— конкурентоспособность высшего образовательного учреждения на рынке образовательных услуг;

— гибкость системы стимулирования обучающегося.

Известно, что интересы высшего образовательного учреждения, факультета, курса, учебной группы, преподавателя и студента объективно могут далеко не всегда совпадать. Это создает потенциальную текучесть профессорско-преподавательского состава, нестабильность состава студенческой аудитории, в целом ухудшения морально-психологической атмосферы в образовательном учреждении.

Наиболее мощным инструментом управления интересами упомянутых субъектов учебного процесса является рынок соответствующих образовательных услуг. Его основные элементы: спрос, предложение и цена способны управлять разноуровневыми интересами субъектов на рынке образовательных услуг. Поэтому свободу выбора образовательного продукта следует рассматривать в качестве важнейшего принципа, который нельзя игнорировать в организации и технологии учебно-воспитательного процесса. Рассмотрим его подробнее.

Учебные дисциплины четко определены в соответствии с государственными стандартами в зависимости от учебной специальности. Однако

качество проведения занятия, его формы и результативность могут быть различны. Эти различия связаны с уровнем профессионализма и мастерства преподавателя. Поэтому альтернативный подход к выбору студентом преподавательской аудитории нельзя не учитывать в управлении учебным процессом. Очевидно, что качество учебного занятия может оценить высококомпетентный экспертный совет в составе педагогов, ученых, психологов и т.п. Однако рейтинг преподавателя, его имидж, фактически полученный на факультете статус определяется, прежде всего, студенческой аудиторией, уровнем полученных студентами знаний и осознанием ими важности этих знаний с позиции продавца своей рабочей силы на рынке труда.

В зарубежной практике организации учебного процесса педагог, работающий в переполненных учебных аудиториях, стимулируется наиболее высоко, при этом занимаемая им должность не является определяющим фактором его заработной платы. Одновременно объективность оценки педагогом знаний студента должна достигаться наиболее результативно. Например, наиболее важные письменные работы предлагается представлять на проверку без указания личности студента: указывается шифр или номер работы. При этом целесообразны широкое использование практики повторного рецензирования письменных работ, взаимопосещение учебных занятий преподавателями.

Авторские программы учебных дисциплин, их нетрадиционность, оригинальность, прикладной характер, методическая отточенность должны только приветствоваться на факультете. Однако эти программы могут быть составлены только на базе государственных стандартов, они дополняют их и помогают работе преподавателя – их автора. В подобных программах всегда имеются удачные методические решения, тандемы «учебная аудитория — фирма», принципиально различные активные формы обучения: семинары, диспуты, деловые и ситуационные игры, тесты и другие формы программированного опроса, письменные работы и др.

В частности, большое значение в практике подготовки специалистов экономических специальностей имеет доступность экономической информации и умение правильно ее использовать. С одной стороны, она не должна быть «закрытой» для студенческой аудитории, а с другой -достаточно репрезентативной. Без этих условий невозможно осмыслить «физиологию» экономического механизма на всех уровнях управления.

Следует рассматривать пять составляющих индивидуальной работы преподавателя:

— учебную;

— учебно-методическую;

— научно-исследовательскую;

— организационно-методическую;

— учебно-воспитательную.

Учебная работа преподавателя включает чтение лекций, проведение текущих консультаций по учебным дисциплинам, консультаций перед экзаменами, прием зачетов и экзаменов, проведение занятий по активным формам обучения, индивидуальную работу со студентами, руководство курсовыми и дипломными работами, руководство практикой.

К учебно-методической работе относится подготовка к занятиям, к изданию учебно-методических материалов, постановка активных форм обучения, работа по компьютерному обеспечению учебного занятия, работа по совершенствованию педагогического мастерства (взаимопосещение учебных занятий, участие в работе методических семинаров, конференций, повышение квалификации и др.), работа по внедрению технических средств обучения (организационные мероприятия по оборудованию аудиторий телевизионной аппаратурой, аудио- и видеоаппаратурой, дисплеями и т.п.).

Научно-исследовательская работа преподавателя связана с выполнением научно-исследовательских и научно-методических работ, написанием и подготовкой к изданию монографий, научных статей, диссертаций и т.п., с работой в редколлегиях научных журналов, редакционных советов сборников научных трудов, с работой в научных и учебно-методических советах, секциях и т.п., в органах управления факультетом и институтом.

Организационно-методическая работа включает работу по профессиональной ориентации абитуриентов при поступлении на факультет, работу в приемной комиссии, в учебно-методическом отделе, в составе методического совета кафедры и его комиссий, организационно-методическую работу по заданиям органов управления факультета и кафедры.

Гибкость образовательной деятельности определяется единством следующих составляющих:

— наличие всех форм обучения (дневной, вечерней, заочной);

— возможность получения второго высшего образования;

— наличие индивидуальных программ для конкретных студентов;

— элективное обучение студентов старших курсов;

— работа студенческого научного общества;

— функционирование курсов подготовки и переподготовки по соответствующим специальностям.

Требуемая система гласности и открытости информации и суждений может быть реализована разными путями. Информация о российском и

зарубежном передовом опыте может доводиться через периодические публикации сотрудников и студентов института в печати, организацию стажировки преподавателей, практики и туристических поездок студентов в другие города России и зарубежья. Создание атмосферы «круглого стола» особенно важно на этапе создания структуры, ее реформирования и реструктуризации.

Принцип стимулирования студента не может не учитываться преподавателем. Он связан с повышение мотивации эффективного усвоения обучающимся учебного материала и включает использование моральных и материальных стимулов. Здесь должен быть реализован сугубо индивидуальный подход к студенту. Только партнерские отношения «педагог — обучающийся» могут быть ключом к поиску наиболее эффективных методов управления мотивацией обучающихся. Вместе с этим единство общепринятых правил и процедур в учреждении, связанных с оплатой за обучение и закрепленных соответствующими приказами и распоряжениями администрации, законодательно обеспечивают ужесточенные или льготные условия оплаты. Эти условия могут меняться в соответствии с изменениями в работе высшего образовательного учреждения, факультета, кафедры и т.д., а также внешней среды.

Эффективность системы стимулирования студенческой аудитории зависит от ряда принципиальных условий:

— благоприятный морально-психологический климат;

— высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав;

- рациональная система управления учреждением и его отдельными подразделениями;

- организация и ведение некоммерческой деятельности. Конкурентоспособность высшего образовательного учреждения и

конкретного факультета во многом зависит от идеологии их некоммерческой деятельности. Учет фактора социального статуса студента, проведение некоммерческих акций рекламного и обучающего характера, презентация авторских программ, книжных новинок, выездная деятельность в регионы России и другие страны и т.п. — все это способствует успеху и прогрессивному развитию высшего образовательного учреждения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хаикин M.M. Управление организациями социальной сферы: Учеб. пос. СПб., 2004.

2. Хаикин ММ. Управление организациями социальной сферы: Практикум. СПб., 2006.

©ЛИЧНОСТЬ. КУЛЬТУРА. ОБЩЕСТВО. 2007. Вып. 4(39)

В.В. ДУБИЦКИЙ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.