Тойво ФЛИНК. Воспоминания.
Журнал "Север" 1990, №. 2. С. 129-132
ПОЛЯКИ
И.В.Сталину 17 июня 1945 г.
В лагерях и тюрьмах НКВД СССР находится всего польских граждан - 25047 чел.; в лагерях интернированных - 12280 чел.; в ПФЛ - 9185 чел.; в лагерях ГУЛАГа - 2285 чел.; во фронтовых лагерях и тюрьмах - 1297 чел.
Кроме того в лагерях НКВД СССР для военнопленных имеются военнопленные поляки, служившие в немецкой армии и взятые в плен в составе немецких частей, — 3273 чел. и в рабочих батальонах, находящихся в УССР, из числа мобилизованных в немецкой Силезии немцев, которые считают себя поляками,- 7202 чел. ...
Л.Берия
"Иосиф Сталин — Лаврентию Берия:
"Их надо депортировать..."'.
Сб. документов. М., 1992. с. 217
РЕШЕНИЕ О РАССТРЕЛЕ ПРИНИМАЛОСЬ В ЦК
Главный государственный архивист Российской Федерации Рудольф Пихоя 14 октября привез в Варшаву документы, касающиеся российско-польских отношений.
Под грифом "совершенно секретно", "особая папка", "справок не давать" — анатомия страшного преступления. Чего стоит только одна "бумага" на бланке "Коммунистическая партия (большевиков). Центральный Комитет" с решением от 5 марта 1940 года "Рассмотреть в особом порядке, с примене-нием к ним высшей меры наказания — расстрела". Так решилась судьба 21 тысячи 857 польских военнопленных и гражданских лиц, которые попали в лагеря на территории бывшего СССР после 17 сентября 1939 года — даты вторжения в Польшу, которое официально называлось освободительной миссией Красной Армии в Западной Украине и Белоруссии.
Еще один документ — записка Берии в ЦК ВКП(б) "Товарищу Сталину.
О польских военнопленных, дела которых предлагается рассмотреть в том самом "особом* порядке"... На машинописном тексте первой странички одобрительные подписи Сталина, Ворошилова, Молотова, Микояна, а на полях — протокольная формальность: "т. Калинин - за, т. Каганович - за".
Интересен один документ, датированный мартом 1959 года: записка Н.Хрущеву, в которой тогдашний шеф КГБ А.Шелепин замечает, что персональные дела расстрелянных поляков не представляют "никакой оперативной и исторической ценности", и сомневается, что они могут иметь какую-то действительную ценность для польских друзей. Поэтому прилага-ется проект постановления ЦК КПСС о ликвидации этих дел.
За эти полвека на Западе вышли десятки документальных книг, разоб-лачающих катыньское преступление НКВД. Однако официальное мнение руководства ПНР долго оставалось созвучным с "кремлевской версией". И только в марте 1988 года впервые в истории народной Польши в сейме была поднята тема Катыни. Тогда был сделан депутатский запрос министру иностранных дел ПНР, где говорилось, что "выяснение подлинных обсто-ятельств злодейского убийства тысяч польских офицеров послужит укреп-лению взаимной дружбы и доверия между польским и советским народами".
Валерий Мастеров, собкор "МН", Варшава
"Московские новости" 25 октября 1992 г.
* * *
В Калининградской области создано польское национальное образование.
"Московские новости" 29 марта 1992 г.
НЕМЦЫ
Пожелтевший от времени с обтрепанными краями листок с детской песенкой на немецком языке — а на обороте детскими каракулями стара-тельно выведено: "1942 г 12 декабря взяли моево папа в Трут Арми
Приехал дамой 1943 24 Май болел 4 месяца потом умер 26 Август 1943
1943 г. 9 декабря собрала мой мама в Трут Арми Приехал потом саболела умерла 1945 года 7 января. Дамм Гертруда".
Всему миру известен дневник Анны Франк, повествующий об уничтожении гитлеровскими фашистами еврейской семьи, - об организации массовой гибели советских граждан, преследуемых за национальную принадлежность, пока неизвестно не то что миру - бывшей Стране Советов.
* * *
...События последнего года, особенно геноцид в Ингушетии лишний раз показал, что российское руководство не может, да и не желает решать коренные проблемы наиболее обездоленных национальных групп. Так, вопреки Закону о реабилитации репрессированных народов, а также Указу Президента России от 21 февраля 1992 года, ничего не сделано для реального восстановления государственности российских немцев. Фактически игнорируется и совместный протокол правительства России и Германии от 10 июля 1992 года о поэтапном воссоздании республики немцев на Волге...
В этих условиях у российских немцев нет ни малейших оснований полагаться на чьи-либо заверения о готовности властей к восстановлению нашей государственности...
Отсутствие ощутимого прогресса в регулировании межнациональных проблем, взаимоотношений между центром и регионами подрывает единство Российского государства, все более усиливая сепаратистские тенденции. Они, однако, объективно ограничены невозможностью резкой переориентации сложившихся экономических связей. В этих условиях будущее отдельных регионов и этносов, как и Федерации в целом во многом зависит от экономической политики центральных властей.
...Насколько достижима основная цель нашего движения - обеспечение этнического самосохранения? Определенной гарантией ее реализации могло бы стать лишь незамедлительное и реальное восстановление республики на Волге. Поскольку шансов на это практически нет, то и этническое самосохранение остающихся на территории бывшего СССР российских немцев становится крайне проблематичным. При дисперсном расселении никакие культурные центры, кто бы их ни создавал, не предотвратят все более ускоренной ассимиляции. Места компактного проживания - вот наша последняя надежда на этническое самосохранение на этой земле...
Из содоклада зам. председателя МГСН В.Дизендорфа
на III Съезде немцев бывшего СССР.
Москва 26.02.1993 г.
НА РЕЙНЕ НЕ ВЕРЯТ В РЕСПУБЛИКУ НА ВОЛГЕ
В прошлом году из России в Германию переселились 195 тысяч российских немцев. С 1987 года бундесбюргерами стали полмиллиона наших бывших соотечественников. На чемоданах сидят 90 процентов из почти двух миллионов остающихся немцев.
Двери для них в Германию по-прежнему открыты. Пусть не так широко, как хотелось бы кандидатам в граждане ФРГ, но открыты. Наших здесь все так же радушно принимают, обустраивают. Работу, правда, каждый должен искать сам, что не так просто при трех с лишним миллионах незанятых "коренных" и восточных немцев. Кто-то находит,
кто-то нет.
Заветной мечтой Бонна, однако, было бы прекращение этого нескончаемого потока переселенцев. Причин тому немало, а главная –экономические сложности в стране. Поэтому в свое время с таким оптимизмом была встречена идея Поволжской немецкой республики. Помню, в какой эйфории пребывал в ноябре 1991 года канцлер Коль после встречи с президентом Ельциным, когда "друг Борис"' пообещал восстановить историческую справедливость и разрешить немцам вернуться на Волгу. И хотя лидеры российских немцев предупреждали, что под "возвращением на родину" их народ понимает отъезд не на Волгу, а на Рейн, иллюзии сохранялись. "Ведь президент Ельцин дал слово!" – парировал мои сомнения один из боннских правительственных чиновников.
Завершившийся на днях в Москве 3-й конгресс российских немцев, кажется, вернул на "грешную землю" даже профессионального оптимиста Хорста Ваффеншмидта - официального уполномоченного федерального правительства по делам российских немцев. Не помогла и новая инициатива Москвы образовать некий "национальный совет немцев" для решения вопроса об их автономии. "Какой смысл в правительстве без территории",- заявил в сердцах Ваффеншмидт.
Официально никто в Бонне, конечно, не признается, что планы вос-создания Поволжской немецкой республики похоронены. Это следует, однако, из настойчивых рекомендаций обратить более пристальное внимание на "успех" немецких округов и поселений в Омской области и на Алтае, призывов поддержать их опыт на местах будущего компактного проживания немцев в Санкт-Петербурге и Пскове. 250 миллионов марок заложено в федеральном бюджете на нынешний год на помощь российским немцам. Львиная доля из них, судя по всему, пойдет именно на финансирование таких проектов. Цель правительства ФРГ все та же: содействовать созданию условий, чтобы хотя бы часть немцев отказалась от выезда из России. Что же касается остальных, то им придется ждать своей очереди. Сейчас уже подано 600 тысяч заявок. Пропускная способ-ность федеральных властей - 200 тысяч человек в год. Значит ли это, что через десять лет в России не останется ни одного русского немца? Или новый курс Бонна все же принесет положительные плоды?
БОНН Валентин Запевалов, соб.корр. "ЛГ"
"Литературная газета" 11 марта 1993 г.
Анатолий МАЙЕР
Проснись, Россия!
Россия-родина, проснись!
Открой же сонные ресницы,
С полей твоих унылых птицы
Летят, куда ни оглянись.
Твои сыны, Россия-мать,
Так и не ставшие сынами,
Не остаются больше с нами,
Тебе уже их не обнять.
Не наградить их поздней лаской
И не сказать им добрых слов —
Открыты двери, снят засов
И все, что было, страшной сказкой
Они у дальних берегов
Не Волги-матушки, а Рейна
Передают по поколеньям
Слезами горькими без слов.
Проснись, Россия!
Хватит спать.
Внемли словам мольбы. Утрата
Уж велика. И брат на брата
Готов здесь снова воевать.
Здесь снова правят лихоборы,
Мздоимцы, подлецы, лгуны,
Они всевластием пьяны,
А кто-то новой ждет "Авроры".
Проснись, Россия — мать добра!
Открой же сонные ресницы,
Не дай несчастию случиться.
Уже давно пришла пора
Остановить виток гонений
И в ладно вьющуюся нить
Народы все объединить
На благо новых поколений!
КАРАЧАЕВЦЫ
ТРУДНЫЙ ПУТЬ К ВОССТАНОВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
25 июля 1992 г. в г. Карачаевске прошло 5-е заседание Чрезвычайного съезда карачаевского народа. Среди делегатов были представители и ВС РФ, и ряда республик. Присутствовал во главе большой делегации и Президент Чеченского государства Джохар Дудаев. Официальные органы власти (Хубиев В., Савельев В.) не только не принимали участие, но всячески препятствовали проведению этого форума. Более того, нарушив вековой обычай гостеприимства, они попытались не пустить Д.Дудаева в наш край. Когда это им не удалось, они на следующий день направили ходоков (стариков Урусова А. и Кубанова А.) к Дудаеву, чтобы уговорить его уехать.
Выступающие на съезде говорили, что ВС РФ не выполняет собственные законы, в частности, Закон "О реабилитации репрессированных народов". Карачаевский народ долго и терпеливо ждет восстановления своей государственности, но похоже, что не дождется. ВС РФ, да и президент Ельцин по пути демократии делают шаг вперед и два шага назад. Иначе как понять отзыв Президентом своего законопроекта о восстановлении карачаевской автономной области? Тиран Сталин в 1943 г. выселил карачаевцев, отобрал их государственность, а демократ Ельцин не возвращает отобранное, не восстанавливает историческую справедливость. Что остается делать карачаевскому народу? Последний шаг, последняя надежда — Конституционный суд РФ. Но если и Конституционный суд не решит этот вопрос, то карачаевский народ, полностью разуверившись добиться справедливости от высших властей России, изберет другой путь.
Об этом говорили все выступившие на съезде.
РЕЗОЛЮЦИЯ
5-го заседания Чрезвычайного съезда карачаевского народа
от 25 июля 1992 г.
Заслушав и обсудив доклад председателя Общенационального Совета Карачая (ОНСК) Батчаева Б.С. "О восстановлении национально-государственного образования карачаевского народа", участники Чрезвычайного съезда констатируют, что реализация закона "О реабилитации репрессированных народов" от 26 апреля 1991 года с помощью политических интриг фактически заблокирована. О его неудовлетворительной реализации указывалось и в Постановлении Совета Национальностей ВС РФ от 10 июня 1992 года.
Особую тревогу и обеспокоенность делегатов съезда вызывает то обстоятельство, что многие должностные лица, занимающие ответственные посты в госаппарате Российской Федерации и Карачаево-Черкесии, либо относятся к Закону "О реабилитации репрессированных народов" безразлично, либо активно прибегая к незаконным приемам, противо-действуют его осуществлению. Достаточно отметить, что ни одна статья этого закона не реализована по отношению к карачаевскому народу, хотя установленные сроки его реализации истекли в 1991 году.
Во многом это — "заслуга" правительственной комиссии, возглав-ляемой Министром юстиции РФ Федоровым Н.В., и членов ее: и.о. главы администрации Карачаево-Черкесии Хубиева В.И. и народного депутата РФ Урусова А.Г.
Но терпение народа не беспредельно. Он требует лишь восстанов-ления исторической справедливости и в дальнейшем не намерен сносить аппаратные игры и всевозможные политические интриги, преследующие цель в очередной, третий по счету раз лишить карачаевский народ его национально-государственного образования.
Стабильность межнациональных отношений может быть обеспечена только на путях восстановления исторической справедливости, взаимо-уважения и признания прав народов, строгого и безусловного соблюдения международных актов и законов Российской Федерации. Всякий другой путь ведет в тупик.
Чрезвычайный съезд карачаевского народа, собравшийся в переломный период Российской Федерации, постановляет:
1. ОНСК мобилизовать усилия Карачаевского народа, всех демократи-ческих сил Карачая и направить их на устранение незаконно и искусственно чинимых препятствий местной номенклатурой, отдельными руководителями органов власти и управления Российской Федерации на пути восстановления национально-государственного образования карачаевского народа...
2. Поручить ОНСК в строгом соответствии с государственными и международными правовыми актами разработать проект нормативно-правового документа, гарантирующего права казачества на территории Карачая.
3. Осудить деструктивную и антиреабилитационную деятельность руководства Карачаево-Черкесии и отдельных руководителей центральных органов власти и управления. Предупредить, что вся ответственность за негативные последствия ляжет на них.
4. Бойкотировать выборы в Верховный Совет Карачаево-Черкесии и другие антиреабилитационные мероприятия, направленные на искус-ственное, противозаконное создание единой КЧССР.
5. В связи с противоречивостью Указа Президента Верховного СоветаСССР от 9 января 1957 года, а также блокированием должностными лицами Карачаево-Черкесии Закона РФ "О реабилитации репрессированных народов" в части восстановления национально-государственного образо-вания карачаевского народа со ссылкой на результаты сфабрикованного, не порождающего правовых последствий, опроса населения всей Карачаево-Черкесии, поручить ОНСК обратиться в Конституционный суд РФ с заявлением о признании образования Карачаево-Черкесской автономной области в соответствии с п.2 Указа ПВС СССР от 9 января 1957 года, а также действий областной и федеральной номенклатуры, направленные на сохранение единой Карачаево-Черкесии, антиконституционными.
6. Поручить ОНСК в случае необходимости представить в ООН соответствующие материалы, свидетельствующие о грубом нарушении руководством Карачаево-Черкесии Международного пакта об эконо-мических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года, закрепляющего права народов на самоопределение, свободное установление своего политического статуса.
7. Осудить попытки и.о. главы администрации Карачаево-Черкесии Хубиева В.И., направленные на воспрепятствование реализации суверенного права балкарского народа по определению своего политического статуса.
8. Поручить ОНСК разработать нормативную базу по организации и проведению выборов в органы государственной власти Республики Карачай.
9. Учредить временный флаг Республики Карачай.
Резолюция принята единогласно.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|