Сделай Сам Свою Работу на 5

Москва, Дом Советов РСФСР

 

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ, СВЯЗАННЫХ

С РЕАБИЛИТАЦИЕЙ РЕПРЕССИРОВАННЫХ НАРОДОВ

 

26 апреля 1991 года Верховный Совет РСФСР принял Закон "О реабилитации репрессированных народов" и постановление "О введе­нии в действие Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов". В законе дано определение репрессированных народов, при­знается их право на восстановление национально-государственных образований, территориальной целостности, существовавшей до на­сильственного перекраивания границ, возвращение прежних истори­ческих названий населенным пунктам и местностям, незаконно замененным после выселения населения, возмещение ущерба, причи­ненного государством. Одновременно законом декларируются гаран­тии от ущемления прав и законных интересов граждан, проживающих в настоящее время на территории репрессированных народов. Для осуществления территориальной реабилитации в необходимых случа­ях может устанавливаться переходный период. Решение об установ­ле-нии переходного периода и восстановлении границ принимается Верховным Советом РСФСР.

Закон заслуживает одобрения, так как он восстанавливает истори­че-скую справедливость.

Вместе с тем, на наш взгляд, закон при его реализации без доста­точно глубоких прогнозных оценок может вызвать серьезные послед­ствия не толь-ко на территории Российской Федерации, но и за ее пределами.

Уже сегодня поступают письма от населения, проживающего зача­стую не по его вине на территориях выселявшихся народов. Люди обеспокоены дальнейшим развитием событий, связанных с возмож­ным пересмотром границ между республиками, областями, районами и населенными пунктами.

Остро встает вопрос, как быть с теми районами, в которых измени­лась демографическая ситуация, и с теми, которые входили ранее в другие территории и волевыми решениями были включены в состав национально-государственных образований репрессированных наро­дов.

Особенно тяжелая ситуация сложилась в отношениях между Северо-Осетинской АССР и Чечено-Ингушской республикой (а внутри последней - между чеченской и ингушской частями). В январе 1957 года в связи с восстановлением Чечено-Ингушской АССР Северо-Осетинская АССР вернула ей 4 из 5 присоединенных к ней районов. В составе Северной Осетии остались земли Пригородного района и не­которые другие небольшие участки земли, на которые претендуют ингуши. В то же время Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в 1957 году в состав Чечено-Ингушской АССР были включены изъятые из Ставропольского края Каргалинский, Щелков-ский и На­урский районы.



Провозглашение Карачаевской республики 17 ноября 1990 года на съезде народных депутатов всех уровней 6 районов (бывшая террито­рия существовавшей до 1943 года Карачаевской автономной области) неод-нозначно воспринято населением. В Зеленчукском и Урупском районах живут в основном казаки, которые выступили за передачу населяемых ими территорий в состав Ставропольского или Краснодар­ского краев. Более 40 тысяч карачаевцев живут в районах с черкесским населением.

Аккинцы (этническая группа чеченцев) в Дагестане требуют вос­становить Ауховский район (ныне Ново-Лакский) и прежние аккинские географические названия, существовавшие до их выселения. Требуют освободить их жилища и подворья, но сегодня там живут лакцы и аварцы, которые переселились туда не по своей воле.

В Калмыцкой республике уже создана комиссия о возможном при­соединении Наримановского и Лиманского районов (ныне в составе Аст-раханской области), ранее входивших в состав республики, хотя сегодня в составе населения этих районов калмыки составляют от 2 до 11 процентов.

В соответствии с принятым Верховным Советом РСФСР законом политически реабилитировано казачество. В связи с этим могут быть вы-двинуты требования о его территориальной реабилитации, восста­новлении казачьих областей и округов. В ноябре 1990 года состоялся съезд терского казачества и ногайского народа, на котором было вы­сказано требование об отмене Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 января 1957 года N 721/4 в части, касающейся расчлене­ния Ногайской степи и передачи ее

в состав Дагестана, Чечено-Ингу­шетии, Ставропольского края. До 1957 года большая часть Ногайской степи входила в состав Ставропольского края, а при царизме это был Ногайский округ. Терские казаки и ногайцы требуют восстановить территориальную целостность Ногайской степи и создать республику в составе РСФСР. Это потребует пересмотра границ сущест-вующих национально-государственных образований как внутри РСФСР, так и в СССР в целом.

Если в настоящее время Пригородный район Северо-Осетинской АССР является "яблоком раздора" между осетинами и ингушами, то можно с уверенностью предположить, что будут выдвигаться требова­ния восста-новления - территориально и административно - терского казачества, а значит, возвращения казакам Пригородного, а также других районов, из которых они были выселены в 1918 году.

Трагические события в станице Троицкой (сейчас там проживают 5 тысяч казаков и 1,5 тысячи ингушей) Сунженского района Чечено-Ингушетии еще раз показали, что конфликты между казаками и на­родами Северного Кавказа могут нарастать. Это объясняется все большим распро-странением среди этих народов идеи о несправедли­вом завоевании их земель во времена царизма.

"Казачья" проблема выходит за рамки РСФСР, может коснуться Украинской, Казахской ССР и Республики Кыргызстан (в состав Ук­раины вошла часть территории Области Войска Донского, в состав Казахстана вошли земли Уральского, Сибирского и Семиреченского казачества). В Уральской и Гурьевской областях Казахстана уже сей­час набирает силу движение возрождения уральского казачества и включение его террито-рии в состав России. В ноябре 1990 года в городе Ростове состоялся учредительный Круг (съезд) казаков Дона. Был учрежден общественно-политический Союз казаков Области Войска Донского на правах само-стоятельной и независимой организации. Принято заявление Большого круга Союза казаков Области Войска Донского "О гражданской и поли-тической реабилитации казачества", в котором выражено отношение жителей Дона к политике "расказачи­вания", "раскрестьянивания" и другим акциям против казаков, имев­шим место в прошлом. В частности, ставится вопрос о ликвидации последствий передела территорий бывшей Области Войска Донского и признание Верховным Советом СССР этих земель, лежащих в грани­цах России и Украины, местом исторического проживания донских казаков, о возвращении исторического названия - Донская область. Земля объявляется принадлежностью коренного казачьего и нека­зачьего населения без всякого выкупа. Намечено создание националь­ной казачьей гвардии, пограничных и других казачьих частей, приоритет казачьего движения перед любыми политическими органи­зациями.

На съезде бурятского народа поставлен вопрос об объединении трех бурятских автономий (Бурятская АССР, Агинский Бурятский авто­номный округ Читинской области, Усть-Ордынский Бурятский авто­номный округ Иркутской области).

В соответствии с буквой закона должна быть восстановлена авто­номная республика немцев Поволжья. Это решение негативно восп­ринято населением Волгоградской и особенно Саратовской областей, что может затруднить переезд в Поволжье советских немцев из дру­гих регионов страны и поставить под сомнение возможность восста­новления автономии советских немцев. Во время встречи 7 мая 1991 года Президента СССР с представителями советских немцев отмеча­лось, что восстановление немец-кой государственности в Поволжье возможно лишь в условиях сочетания коренных интересов всех наро­дов, проживающих в этом регионе. Проблема должна решаться по­этапно, с учетом формирования политических и экономических условий. Это не исключает необходимости создания национальных образований в местах компактного проживания немцев.

Общественностью ставится вопрос, чтобы при реализации закона были детально продуманы все механизмы защиты людей, проживаю­щих сегодня на бывших территориях репрессированных народов.

Уже высказывается людьми неоднозначная оценка статьи 10 зако­на, где говорится, что репрессированным гражданам время пребыва­ния в спецпоселениях (местах ссылки) засчитывается в стаж в тройном размере. Возникает вопрос, почему это положение не распро­страняется на многих других, например, вывезенных в Сибирь крестьян во времена коллективи-зации, людей, незаконно репрессированных в 1937 -1938 и других годах.

Учитывая все сложности при реализации Закона РСФСР "О реаби­литации репрессированных народов", представляется необходимым под-ключить к этой работе коммунистов, рескомы, крайкомы, обкомы, горкомы, райкомы Компартии РСФСР, первичные партийные органи­зации. В связи с этим считали бы целесообразным:

1. Рекомендовать ЦК Компартии РСФСР:

- изучить складывающуюся ситуацию и совместно с местными пар­тий-ными, советскими органами, научными учреждениями опреде­лить все воз-можные "горячие" точки, где могут возникнуть территориальные и другие конфликты. В соответствии со статьей 6 названного закона через депутатов-коммунистов внести в Верховный Совет РСФСР конкретные предложения о восстановлении прав того или иного репрессированного народа, а также

о защите интересов граждан, проживающих в настоящее время на их бывших территори­ях;

- провести совещание в городе Ростове с секретарями рескомов, крайкомов, обкомов Компартии РСФСР с целью обмена мнениями и выработки подхо-дов в работе партийных комитетов в связи с обостре­нием межнациональных отношений и активизацией движения каза­чества;

- направить партийным комитетам специальное письмо или ориен­тировку, в которых дать конкретные рекомендации по работе в связи с выполнением Закона "О реабилитации репрессированных народов".

2. Рескомам, крайкомам, обкомам Компартии РСФСР, на терри­тории которых живут репрессированные народы, проводить среди них разъясни-тельную работу, чтобы люди не проявляли нетерпимости, не принимали непродуманных, поспешных решений. Для выработки предложений по этим сложным вопросам можно было бы привлекать народных депутатов всех уровней, старейшин, ветеранов войны и труда, представителей твор-ческой интеллигенции, науки, духовенст­ва, создавать согласительные комиссии. Опираться в первую очередь на те статьи закона, которые дают возможность политическими мето­дами решать территориальные споры.

Рекомендовать центральной и местной партийной печати в публи­кациях, связанных с осуществлением закона, проявлять взвешен­ность, призывать людей к конструктивному диалогу, выдержке, осуждать экстремизм, самоуправство.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.