Сделай Сам Свою Работу на 5

Отдел национальной политики ЦК КПСС





Приложение к п.7г, пр. № 30 ЦК КПСС

РЕПРЕССИРОВАННЫЕ НАРОДЫ СЕГОДНЯ

1990 - 1993 годы

 

КАЗАЧЕСТВО

 

Сегодня в стране казачества не существует, но есть его потомки. Реабилитация изведенного сословия назначена парламентом РСФСР на осень, а реа­нимация его в традиционных областях казачьих войск идет так мощно, что не было среди претендентов на пост российского президента такого, кто не хотел бы получить поддержку "от вольных войск, от храбрых атаманов".

Казаки собираются под старинными знаменами, но они уже сегодня — нечто большее, чем хранители реликвий российской древности, а завтра станут реальной силой. Историк казачества Александр Козлов, например, считает, что все актуальнее становится вопрос "С кем вы?". В духе писателя Пешкова: "Казаков всегда пытались использовать как разменную монету в большой пол­итической игре. Люди при власти хотят превратить их в охра-нительную силу, в опору системы, которая рушится. А потом режиссеры опять останутся за кулисами, а расплачиваться будет казачество"...

Многим: и репутацией российской Вандеи — опричников, "контр-революционного, мелкобуржуазного сословия", извечно враждебного трудовому народу, и кровопусканием, обезлюдевшим казачьи земли, и вытоптанной памятью о себе — казачество обязано большевикам. Поэтому, когда сегодня появляются "товарищи атаманы", это звучит как диагноз...



Но к подлинному казачеству это все не имеет никакого отношения — оно-то имеет громадный, многовековой опыт демократии.

Во времена своего расцвета, в XVII веке каждое казачье сообщество было маленькой демократической республикой. На все четыре стороны — монархии: Россия, Турция, почти вся Европа, а у казаков — вольница.

Войсковой круг — нечто вроде широкого народного парламента, войсковой атаман — подобие президента с функциями верховного главно-командующего. Он избирался на год, но могли сместить, не дожидаясь срока не только его — любого выборного начальника. А до XVIII века все казачьи офицеры были выборными; возвращаясь из похода, они слагали с себя воинские звания.

Но при подобной вольности существовал принцип, в походах выдер-живающийся беспрекословно: "Куда атаман кинет взглядом, туда мы кинем головы"; суровая дисциплина и повиновение. Казаки сумели найти то алхи-мическое соединение свободы и порядка, к которому недостижимо стремит-ся нынешняя Россия. Но это был результат свободного творчества вольных людей, а все остальное: воинская слава, верность и вера — только следствие.



Казак по сути своей, по мировосприятию — хозяин. Хозяин собствен-ной земли и свободы. Но земля им давалась на особых условиях — за воен-ную службу, и казаки ревниво следили, чтобы она не уходила на сторону, оставалась за войском. Чтобы возродить их традиционный уклад жизни, нужно решить главный вопрос — о земле.

Казакам трудно рассчитывать и на понимание так называемого "иногороднего населения". Недавно Союз казаков Дона предложил областным властям установить контроль "за неограниченной миграцией на Дон с целью ее огра­ничения и недопущения стихийной скупки жилья и земельных участков". По данным социологических опросов, более половины казаков эту меру поддержи­вают, но такое же количество неказачьего населения не одобряет.

Если казаков вернуть на землю, ее может не хватить даже местному крестьянскому населению — на Дону многие станицы еще до революции официально считались малоземельными. Сгонять людей с земель, на которых они жили десятилетиями и тоже рассчитывают получить надел? И где взять эту землю, скажем, на Тереке, где плотность населения чрезвычайно высока — на грани национального противостояния?

А казаки — исконные пограничники, не только по службе, но и по духу. Они и жили на рубежах, на окраинах страны. Восстановление казачьих воин­ских подразделений, особо — в пограничных войсках, как того требует Декла­рация казачества России, принятая в ноябре 1990 года, для донцов, терцев или кубанцев не более чем возвращение к привычному мироустрой-ству. Казаки всегда заключали договор с существующей властью о том, что будут служить ей верой и правдой. Но — какова власть, такова и служба.



В резолюции Большого круга терского казачества "О межнациональных отношениях" утвер­ждалось, что "казаки всегда были сторонниками единой, могучей державы... отважно сражались за единую неделимую Русь, за расширение границ Россий­ской державы". Сегодня слово "граница" (со всеми его определениями — нерушимая, святая, туда нельзя — сюда нельзя) — пароль, пропуск в круг определенных политических идей. Они предпо-лагают поворот от национально­го патриотизма к территориальному и связь скорее с единоверцами, братьями по идеологии, чем с единокровниками.

Боюсь только, неизбежен спор — на каких рубежах будет стоять казачье воинство: на границах СССР, России 1917-го или России 2000 года, или на границах областей казачьих войск, восстановления которых требуют и донцы, и терцы, и казачье население Восточного Казахстана? Система предлагает два пути: или призрак незаконных воинских формирований будет стращать цивильное население страны, со всеми предполагающимися последствиями и для призрака, и для населения, или же казакам следует "при коне и амуниции", с хоругвями, с девизом "С нами Бог и отечество" стать частью войск КГБ или МВД...

Правда, среди казачьей интеллигенции распространено другое мнение: казаки могли бы стать основой муниципальной милиции или егерских отрядов. Но идеологические порядки в современной армии и воинские традиции казачь­его сословия плохо совместимы...

Лиана МИНАСЯН

"Независимая газета" 26 июня 1991.

* * *

В настоящее время людей, относящих себя к казакам по прямой линии, в крупных исторических областях казачьих войск насчитывается не более 10-15 процентов от числа проживающих в этих областях (на Дону, Кубани, в Орен­буржье) и порядка 1-1,5 процента на Дальнем Востоке.

 

* * *

На сегодня фактически существуют две казачьи организации, претендую­щие на общероссийский уровень,— "СОЮЗ КАЗАКОВ" (создан

в июне 1990 года, зарегистрирован в марте 1992 года) и "СОЮЗ КАЗАЧЬИХ ВОЙСК РОС­СИИ" (создан в июле, зарегистрирован в октябре 1991 года).

"Московские новости"

20 сент. 1992 г.

ИЗ ДВУХ ЗОЛ — ЛУЧШЕЕ

Выступая на пресс-конференции, атаман ОВД В.И. Каледин охарак-теризо­вал решение расширенного заседания совета атаманов и военного совета каза­ков ОВД.

- Президент определился, и надо дать возможность народу также определиться и прекратить дискуссии, - сказал атаман. - Должны состо-яться выборы нового высшего законодательного органа России, скорее всего — традиционно­го для русского народа Учредительного собрания, должна быть сформирована новая власть — правительство национального спасения.

Касаясь указа президента "О реформировании военных структур, пограничных и внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона Россий­ской Федерации и государственной поддержке казачества", В.И. Каледин от­метил, что этот документ — результат длительной борьбы казачества и нынеш­него сложного положения президента.

Указ подписан Б.Н.Ельциным после окончания работы VIII Съезда народных депутатов России — 15 марта. Многие его положения, надо сказать, не могут не вызвать настороженность и вопросы. Судя по доку-менту, казачеству отводится, в частности, немаловажная роль в создаваемых на Северном Кавказе силах немедленного реагирования, частях оперативного назначения внутрен­них войск МВД.

Не разыгрывает ли президент в своей политической борьбе "казачью карту" и не придется ли всем нам (и казакам в том числе) расплачиваться впоследствии за поддержку президента казачеством? — на этот вопрос вашего коррес­пондента атаман Каледин сказал, что документ готовился давно и не носит компромиссного характера. Казаки полны решимости наводить порядок на своих землях и не намерены вмешиваться в дела соседей. Он, атаман, прин­ципиально против участия казачества в операциях войск МВД.

Пресс-конференция В.И.Каледина проходила поздним вечеров в воскресенье в Парамоновском дворце, захваченном в свое время казаками, которые разместили в нем свои службы управления. Здание напоминало потревоженный улей.

- Нами объявлено состояние "войска в походе", - объяснил атаман. -Задача - обеспечить порядок, следить, чтобы были мир и покой, чтобы ника­ких провокаций. В самых ответственных местах выставлены патрули.

- Добиваясь отставки президента, - сказал В.И.Каледин, - консерватив­ные силы попытаются отменить и указ о государственной поддержке казачест­ва. Мы не допустим этого, казачество будет бороться, чтобы указ получил механизм выполнения.

На всей территории области войска Донского (а это Ростовская область и 21 район Волгоградской области), заявил атаман, должны быть проведены сессии Советов народных депутатов. Если они не поддержат казачества, насту­пит кризис политической власти на Дону. Союз казаков области войска Дон­ского от имени Круга возьмет на себя вопросы возрождения края. Наша цель - соединиться со всем казачеством, спасти Россию, спасти Дон.

Комментировать по горячим следам не берусь, хотя нетрудно заметить: оказывая поддержку президенту, казаки более всего обеспокоены своими про­блемами.

Ростов-на-Дону

Владимир Фомин, соб.корр. "ЛГ"

"Литературная газета" 24 Марта 1993.

 

КОРЕЙЦЫ

 

Всесоюзная ассоциация советских корейцев — BACK была создана чуть больше года назад в Москве.

Сегодня в СССР проживают 440 тысяч корейцев. География расселения - чаще всего принудительного - самая причудливая. В Узбекистане - 200 ты­сяч, Казахстан стал родиной более чем 100 тысяч. В Кыргызстане и Тад-жики­стане — по 15 тысяч. Корейцы живут на Украине и Северном Кавказе, в Белоруссии и Эстонии. В Российской Федерации корейцы обжили Хабаров­ский край, много их во Владивостоке, Красноярске и Свердловске. Корейцев-москвичей сегодня 5 тысяч.

В годы сталинизма корейцы стали чуть ли не первой нацией в СССР, подвергшейся репрессиям. Сначала в 35-м расформировали национальные по­лки в составе Особой дальневосточной армии, а их командиры — герои граж­данской войны в Приморье — были брошены в тюрьмы. В 37-м они были переселены в районы Средней Азии и Казахстана. Одна часть корей-ского народа была сгноена в лагерях, другая - погибли как нация в условиях спецпоселений. За годы репрессий корейский народ потерял более 400 школ, институты, библиотеки, газеты, журналы, типографии. Распыление корейцев по стране привело к утрате традиций и языка.

Президент Всесоюзной ассоциации советских корейцев профессор МГУ Михаил Пак отвечает на вопросы корреспондента «НГ» Нат. Пачегиной.

- Если не ошибаюсь, большинству советских людей о наших корейцах известно лишь по эпизоду в романе Фадеева "Разгром", где складывается драматический треугольник: крестьянин-кореец, партизанский командир Левинсон и свинья, послужившая делу революции.

- Да, у меня на столе вы видите книги о судьбе корейского народа в нашей стране. Все они изданы за рубежом.

- Какие задачи вам кажутся первоочередными в процессе националь-ного возрождения советских корейцев?

- Мы не настолько наивны, чтобы не понимать: национальный кризис так глубок, что потребуются усилия не одного поколения корейцев, чтобы вдохнуть жизнь в наши умирающие культуру, традиции, язык. В связи с этим руковод­ством BACK разработана конкретная программа решения первоочередной, как представляется, задачи: возрождения и развития национальной культуры и языка. Тут возникает множество проблем, напри-мер, финансирование долго­срочных программ национально-культурного возрождения со стороны Центра и республик, где проживают советские корейцы. Сюда входит издание книг, газет, журналов на корейском языке, развитие национального театра, подго­товка учительских кадров, националь-ной интеллигенции, создание детских садов, где дети будут развиваться в родной языковой среде. Важна здесь и роль культурных связей советских корейцев с нашей прародиной.

- Как, кстати, складываются отношения советских корейцев и BACK

с обеими Кореями?

- Изменение обстановки в азиатско-тихоокеанском регионе благо-приятст­вует, на мой взгляд, национальному возрождению советских корейцев. Приветствуя переговоры между Севером и Югом, мы желаем национального воссое­динения Кореи. Однако BACK не считает возможным пропаганду или иную поддержку позиции одной из сторон. Мы за дружбу и сотрудничество с обеими ныне существующими корейскими государствами.

- Можно ли говорить, что существует проблема эмиграции среди советских корейцев?

- Нет, если немцы могут рассчитывать на прием в объединенной Герма­нии, то мы настолько утратили язык, национальные традиции,что об эмиграции говорить не приходится. А главное, корейцы считают эту землю своей родиной: они, как и другие народы нашей страны, разде-лили ее горькую судьбу. Мне кажется, мы вправе считать эту страну своей родиной. Другое дело, что растет тяга советских корейцев к возвра-щению в исконно родные места — Хабаровский край и Приморье. Одной из задач BACK должна стать организация в государственном масштабе переселения корейцев на Дальний Восток. Мы должны создать Сбербанк для финансирования миграционных про­цессов среди корейцев - ведь для национального возрождения важно компак­тное расселение, значит, встанут вопросы создания необходимой социальной инфраструктуры.

- Сегодня в СССР не счесть очагов межнациональной розни. Как чувству­ют себя корейцы в союзных республиках?

- Очень неуютно. События в Оше, трагедия турков-месхетинцев, судя по сообщениям республиканских отделений BACK, вызывают озабоченность у ко­рейского населения. До меня дошли мрачные стишки, сложенные не так давно в Таджикистане: "Русских — в гробы, а корейцев — в рабы"...

Сегодня тре­вожно и на Северном Кавказе...

"Независимая газета"

Августа 1991 г.

КУРДЫ

По данным переписи 1979 года, в СССР было 116 тысяч курдов и жили они в разбросе по десяти республикам. При следующей переписи, спустя десять лет, количество курдов почти удвоилось. Что это – демогра-фический взрыв? Скорее, обратный ход ассимиляции, если, конечно, допус-тимо столь парадоксальное выражение. В изменившейся политической обстановке многие люди в нашей стране сочли возможным объявить о

своей подлинной нацио­нальности...

Летом 1990 года состоялся первый съезд советских курдов, приня­та программа возрождения народа.

"Независимая газета"

Апр. 1991 г.

* * *

Курдский народ — граждане бывшего СССР — рассеян сегодня на территории 10 бывших союзных республик. Над ним нависла реальная угроза рас­пада духовного единства, утрата языка, национальных традиций

и культуры, прекращения существования как самостоятельной нации.

Т.М. Броев

"Голос курда", газета Центра курдской культуры. Дек. 1991.

* * *

Курды скитаются по стране в поисках пристанища. В Краснодарском крае им отказывают в прописке. Поселившихся там курдов казаки изгоняют из сел и городов...

"Голос курда",

№ № 5-6 1992 г.

* * *

"После взятия армянами Лачина и разблокирования 7-километрового коридора между Карабахом и Арменией в тени осталось другое событие: как в воду канули 7,5 тыс. курдов из Лачина и его окрестностей.

Слухи самые невероятные. И что они ушли в горы, создав там партизан­ский отряд. И что пробиваются к границе с Турцией. И, наконец, им приписывается тайный договор с Арменией...

"Ты не думай, - потом мне говорил известный в Армении правозащитник Паруйр Айрикян, с которым я приехал в Лачин, - что мы выгнали отсюда курдов. Они сами ушли. Захотят - пусть возвращаются".

"А мое мнение, - вставил комендант города, который отказался представиться, - чтобы здесь не было ни одного турка".

Трагедия курдов в том, что они оказались между двух огней - между армянами и азербайджанцами. Каждая из сторон пытается использовать курдов в своих интересах. Армяне поддерживают стремление к восстановлению "Красного Курдистана", существовавшего с 1923 по 1930 год, поскольку им это выгодно: под присмотром остается "коридор" с Карабахом, который неиз­бежно закроется с возвращением сюда азербайджанцев.

"Нам надо готовиться к победе, - считает Уякиль Мустафаев, зампред курдской организации "Якбун".- Мы сейчас собираем добровольцев из 9 респуб­лик СНГ, чтобы отвоевать у азербайджанцев остальные земли – Кель-баджар, Зангелан, Кобетлю и восстановить курдскую государственность".

Однако это движение наотрез отказался возглавить лидер "Якбуна" Мухаммед Бабаев. Он мне сказал, что азербайджанцы и курды - братья. И он сделает все, чтобы не пролилась кровь.

Два этих взаимоисключающих взгляда - свидетельства раскола внутри курдского движения. И поэтому "тайна" Лачина выгодна всем. И азербайджан­цам, которые надеются использовать курдов в борьбе против армян. И армя­нам, готовым поселить в пустой город кого угодно, только не "турок". Вот и вскрывается очевидная вещь: никто и ни о чем с курдами накануне взятия Лачина не договаривался. Армянами был открыт полно-масштабный огонь по всем правилам войны. Люди бежали из города, оставив все. Бежали в другие курдские села, подальше от линии фронта...

От азербайджанцев, хотя они и считаются братьями, курды прячутся по селам и горам, только бы не воевать с армянами. А в Армении шагу свободно не ступишь. Всюду спрашивают: "Ты кто? Откуда?" Наверное, это единствен­ная республика, где неармянин вызывает подозрительный интерес.

Может, поэтому армяне предложили курдам-езидам поселить в Лачине курдов из Казахстана и Средней Азии. "И армянам это выгодно, - говорит один из руководителей езидского движения Тоосын Рашид, - и курды хотят воссо­единиться".

В 1990 году был основан многострадальный поселок Ходжалы, куда были поселены беженцы азербайджанцы из Армении и турки-месхетинцы из Узбекистана. Оказавшись в роли победителей, армяне эту же участь предлагают курдам.

"У нас другого выхода нет, - считает Уякиль Мустафаев, - я уже ездил в Карабах, там не возражают, чтобы первые добровольцы из Казахстана и Узбе­кистана перебрались в Лачин. Это для нас шанс не потеряться как народу".

Мне же вспоминаются другие карабахцы. Те, что на меня кричали "Ту­рок!", а потом пошли из одного лачинского дома в другой в поисках чего-ни­будь, что могло бы пригодиться в хозяйстве.

Сулейман АЛИ, сирийский журналист

"Московские новости" 7 июня 1992 г.

ИНГЕРМАНЛАНДЦЫ

 

...Сколько же нас, ингерманландцев, было, сколько осталось?

По переписи населения 1897 года в Санкт-Петербургской губернии финно-язычное населе­ние насчитывало 210 тысяч человек. Сюда входили и финны из Финляндии, проживающие в Петербурге и его пригородах, эстонцы, ижоры и водь. По переписи 1926 года 153 тысячи человек назвали финский язык в качестве родного. После упразднения автономии, выселений, войн, ассимиляции в 1959 году финнов у нас - в стране! - насчитывалось 92 тысячи… По переписи 1979 года - 77 тысяч, однако неизвестно для сколь-ких из них финский язык оставался языком живого общения.

Почти два послереволюционных десятилетия были периодом актив-ного развития ингерманландских финнов, оказавшихся уже с 30-х годов жертвами нескольких волн сталинских репрессий и поставленных на грань национальной катастрофы. Коллективизация стоила финнам-ингерман-ландцам около 18 ты­сяч выселенных. В 1932-1934 годах более 10 тысяч финнов оказались поголов­но выселенными из приграничных районов с Финляндией. В 1937-1938 годах ингерманландцы почти полностью потеряли национальную интеллигенцию. Было закрыто все служившее основой финской культуры в Ленинградской области: национальные школы, техникумы, отделение в институте им. Герцена в Ленинграде, дома культуры, газеты, издательства, прекратились радиопере­дачи на финском языке, были закрыты все церкви. В 1942 году та часть ингерманландских финнов, которая оказалась в блокаде (около 25 тысяч чело­век), в качестве спецпереселенцев в течение суток была вывезена по Дороге жизни в Сибирь. В 1943 году с оккупированной территории Ленинградской области 63 тысячи финнов германскими и финляндскими властями были вы­везены в Финляндию.

В конце 1944 года, после подписания перемирия, 55 тысяч возвратилось в СССР. Несколько тысяч бежало в Швецию. Часть оста­лась в Финляндии. Вернувшиеся не получили обещанного им разрешения поселиться в родных деревнях - это было преимущественно сельское населе­ние. Из Финляндии их увозили домой, но привозили в Псковскую, Новгород­скую, Вологодскую, Ярославскую, Калининскую области. Все, кто по смерти "отца народов" пытался поселиться на родине, получали отказ.

Многих принимала Карелия, другие сумели обосноваться в Эстонии. Ко времени, когда финны получили разрешение на прописку в Ленин-градской области, их дома либо не сохранились, либо в них жили новые переселенцы. Для них новоявленные исконные жители были не больше, чем "эмигранты из Финляндии". Из 23 тысяч финнов, живущих ныне в Ленинградской области, лишь немногие сумели поселиться там, откуда ушли. В настоящее время примерно по 20 тысяч ингерманландцев-финнов живет в Эстонии и Карелии...

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.