Сделай Сам Свою Работу на 5

Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность ГИБДД, направленную на предупреждение ДТП





Законодательное и нормативное правовое регулирование в области обеспечения безопасности дорожного движения охватывает широкий спектр общественных отношений. В состав соответствующей нормативной правовой системы входят: федеральные законы и другие законодательные акты, изданные высшим законодательным органом страны, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, ведомственные (межведомственные) нормативные правовые акты. Отдельные аспекты обеспечения безопасности дорожного движения регламентируются актами органов власти субъектов Российской Федерации.

Основополагающим документом указанной системы является Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»[163].

После нескольких лет обсуждений и большой работы в декабре 2001 г. принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (Государственная Дума) и с 1 июля 2002 г. введен в действие Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем его применение выявило ряд существенных недостатков («пробелы», недоработки и даже противоречия отдельных статей). До настоящего времени не принят ряд предусмотренных Кодексом решений Правительства (порядок задержания транспортных средств и запрещения их эксплуатации со снятием государственных регистрационных знаков). Кроме того, не предусмотрена процедура уведомления правоприменительного органа об уплате штрафа. Вследствие этого начинает складываться практика уклонения лиц, привлеченных к административной ответственности, от уплаты штрафа.



С учетом анализа правоприменительной практики и обстановки, сложившейся в обозначенной области, разработан проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

В целях защиты прав потерпевших по возмещению вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, определения правовых, экономических и организационных основ обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств принят Государственной Думой 3 апреля 2002 г, и одобрен Советом Федерации 10 апреля 2002 г. Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», вступивший в силу с 1 июля 2003 г.



За последнее время проведена большая работа, направленная на разработку правового механизма его реализации.

Федеральный закон «О техническом регулировании»[164] создает необходимые правовые предпосылки для наведения порядка на отечественном рынке транспортных услуг, так как в нем предусмотрен переход к техническим регламентам, в которых устанавливаются требования по обеспечению безопасности транспортных услуг и вводятся регулирующие меры по повышению их надежности. Однако его эффективное действие во многом зависит оттого, как быстро будут приняты следующие первоочередные технические регламенты: «Автотранспортные средства. Требования эксплуатационной безопасности, методы и правила проверки»; «Транспортные средства, предназначенные для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов. Требования к изотермическим свойствам кузова и эффективности термического оборудования»; «Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом. Требования и правила обеспечения безопасности»; «Процессы производства технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств. Требования и правила обеспечения безопасности»; «Перевозка пассажиров автомобильным транспортом. Требования и правила обеспечения безопасности»; «Утилизация автомототранспортных средств, их составных частей и материалов. Требования и правила обеспечения безопасности»; «Перевозка грузов автомобильным транспортом. Требования и правила обеспечения безопасности»; «Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом. Требования и правила обеспечения безопасности».



Реформирование необходимо начать с приведения действующей системы сертификации автотранспортных средств в полное соответствие с международной практикой и международными договорами и определить компетентный орган для реализации этих положений.

Упорядочению деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения посвящен Указ Президента Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения»[165] и в Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации» № 679 от 2 июля 2002 г. [166]

Постоянно осуществляется деятельность по совершенствованию Правил дорожного движения Российской Федерации и Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Так, в 2002 г. принято Постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2002 г. № 127 и от 28 июня 2002 г. № 472, обусловленные вступлением в силу ГОСТа Р 51709-01 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки»[167].

На повышение эффективности работы по обеспечению безопасности дорожного движения направлены Постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 г. № 83 «О проведении регулярных проверок транспортных средств и иных средств на соответствие техническим нормам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух»[168], от 21 февраля 2002 г. № 126 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 938» (действующее в области регистрации транспортных средств)[169], от 21 февраля 2002 г. № 127 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090», от 26 декабря 2002 г. № 930 «Об утверждении правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов»[170].

Госстандартом России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами проводится планомерная работа по совершенствованию требований государственных стандартов, направленных на повышение конструктивной безопасности автомототранспортных средств.

Ведутся работы по совершенствованию нормативно-технического обеспечения в области организации и регулирования дорожного движения. Так, подготовлены и направлены для утверждения в Госстандарт России проекты ГОСТов:

«Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования»;

«Технические средства организации дорожного движения. Правила применения».

Подготовлен и направлен на рассмотрение в Технический комитет «Безопасность дорожного движения» ГОСТ «Технические средства организации дорожного движения. Материалы для дорожной разметки (на термопластик, краску и стеклошарики)».

Ведется разработка проектов Правил перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации и ГОСТа «Ограждения дорожные удерживающие. Общие технические требования».

В развитие и дополнение законодательных актов и постановлений Правительства Российской Федерации принят ряд межведомственных и ведомственных нормативных документов.

МВД России, Минфин России, Минтранс России приняли совместный Приказ от 3 августа 2001 г. № 708/61 н/126 «Об утверждении нормативных правовых актов, подготовленных во исполнение Постановления Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортах средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации».

К наиболее значимым приказам МВД России относятся: от 23 марта
2002 г. № 263 «Об организации деятельности строевых подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»; от 28 марта 2002 г. № 282 «О государственных регистрационных знаках для транспортных средств»; от 20 мая 2002 г. № 463 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 23 января 2002 г. № 35 «Об особых государственных регистрационных знаках и сигналах, используемых на транспортных средствах»; от 2 июля 2002 г. № 627 «О мерах по совершенствованию деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения и укреплению доверия к ней со стороны участников дорожного движения»; от 1 августа 2002 г. № 720 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от
28 июня 2002 г. № 472 «О внесении изменений и дополнений в Правила дорожного движения Российской Федерации».

Приказом МВД России от 27 января 2003 года № 59 «О порядке регистрации транспортных средств» (зарегистрирован в Минюсте России 7 марта 2003 г. , регистрационный № 4251) утверждена новая редакция Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Минобразование России проводит работу по совершенствованию ведомственной нормативной правовой базы, способствующей обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» предусмотрено обучение граждан правилам безопасного поведения на автодорогах (ст. 29)[171].

Осуществляется развитие следующих важных направлений формирования межведомственной и ведомственной нормативной правовой базы: лицензирование образовательной деятельности, создание системы государственных образовательных стандартов, определение содержания образования, направленного на подготовку и воспитание законопослушных участников дорожного движения; правовое обеспечение системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, работающих в области обеспечения безопасности дорожного движения; регламентация трудоохранных мероприятий водителей автотранспортных средств в образовательных учреждениях.

К числу ведомственных нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения относится приказ Минобразования России от 26 ноября 2002 г. № 4125 «О совершенствовании системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров высших и средних специальных учебных заведений», который в соответствии с решением коллегии Минобразования России от 12 ноября 2002 г. № 21 «О совершенствовании системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров высших и средних специальных учебных заведений» определил меры развития системы подготовки педагогических кадров для всех сфер, включая обеспечение безопасности дорожного движения.

Минобразованием России совместно с МВД России и Минтрансом России разработан проект Положения о порядке подготовки и переподготовки водителей транспортных средств. Указанный проект разработан в соответствии с требованиями Федеральных законов «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», а также Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, других нормативных документов. Положение будет являться единым и обязательным для всех образовательных учреждений, имеющих лицензию на данный вид деятельности, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Трудоохранные мероприятия в отношении водителей автотранспортных средств в образовательных учреждениях предусмотрены отраслевой программой улучшения условий труда, учебы и охраны труда на 2001–2003 гг. , утвержденной приказом Минобразования России от 15 января 2002 г. № 76. Это призвано способствовать повышению трудовой дисциплины, предупреждению совершения ДТП водителями и позволяет предпринимать конкретные меры в образовательных учреждениях по улучшению техники безопасности и укреплению трудоохранных мер.

В 2002 г. завершена работа по согласованию с федеральными министерствами проекта Федерального закона «Устав автомобильного транспорта Российской Федерации», который в настоящее время находится на рассмотрении Правительства Российской Федерации и после его одобрения будет внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Минтрансом России ведется разработка концепции федерального закона, регламентирующего основы автотранспортной деятельности в Российской Федерации. В 2003 г. планируется подготовка этого законопроекта. Также разрабатываются проекты новых «Правил перевозки грузов на автомобильном транспорте», «Правил перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте», которые планируется согласовать и утвердить в установленном порядке после принятия Устава автомобильного транспорта.

Вместе с тем действующее законодательство Российской Федерации, а также система нормативных правовых актов требуют устранения снятия отдельных противоречий. Так, необходимо ускорить разработку проекта федерального закона «О медицинском обеспечении безопасности дорожного движения» и подготовку дополнений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», касающихся осуществления мер, направленных на комплексное изучение причин дорожно-транспортных происшествий, проводимое на государственном уровне; организацию дорожного движения в городах, установления обязанности соответствующих органов исполнительной власти разрабатывать и реализовывать федеральные, региональные, местные целевые программы повышения безопасности дорожного движения (сроком на 2–5 лет) и др. Должно быть предусмотрено создание федерального специализированного фонда безопасности дорожного движения, как важного источника финансирования программ и целевых мероприятий повышения безопасности дорожного движения. Использование программно-целевого подхода позволяет при росте парка автомобилей добиваться сокращения количества ДТП, числа погибших и раненых в них людей.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. № 232 разработана федеральная целевая подпрограмма «Безопасность дорожного движения», которая была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. № 848 в составе Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» на период 2002–2010 гг. Целью подпрограммы является снижение уровня аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий.

Несмотря на принятие отдельных мер, знаменующих первоначальные шаги в направлении смещения акцентов борьбы с преступностью на профилактику преступлений, возможности развития предупредительной системы в России, особенно демократического плана, на сегодняшний день очень скудны, а эффективности создаваемых институтов предупреждения преступности ввиду стремительно растущей криминализации общественных отношений крайне низка.

Сложности на пути формирования системы предупреждения преступлений связаны со многими обстоятельствами. Это недостаток ресурсов, необходимых для проведения преобразований в российском обществе; низкий уровень развития институтов социального контроля; обширность и недостаточная изученность детерминант преступности и т. п.

Главной задачей в формировании предупредительной системы на сегодняшний день является создание прочного правового фундамента для ее функционирования. В качестве решения этой задачи ученые уже традиционно называют принятие единого и целостного нормативно-правового акта, закрепляющего основы предупреждения преступлений.

Идея о создании такого закона имеет многолетнюю историю. В ходе работы расширенного заседания Всесоюзного координационного бюро по криминологии, состоявшегося в мае 1988 г. в Баку, мысль о подготовке закона о комплексной предупредительно-профилактической деятельности в борьбе с преступностью, который должен был печь в основу системы законодательства борьбы с преступностью, была воспринята всеми участниками практически единодушно[172].

В настоящее время необходим правовой акт, где будут установлены принципы, цели, задачи законодательства о профилактике преступлений в сфере безопасности дорожного движения, содержание этого законодательства, основные виды, методы, формы профилактики, субъекты и основы их компетенции. Этот нормативный акт должен быть ориентирам, стандартом предупредительного реагирования[173].

Однако создание рамочного закона об основах предупреждения преступлений, особенно в условиях экономии финансовых средств, не способно решить актуальных задач криминологической профилактики[174].

Анализ практики применения cт. 264 УК РФ показывает, что превентивный потенциал используется не в полной мере, чему способствуют дефекты правосознания граждан, ошибки правоприменителя, другие факторы.

Нормы административного права и в первую очередь КоАП РФ, нацеленные на предупреждение административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения, обеспечивают достаточно интенсивное правовое воздействие на широкий круг криминологических детерминант. Механизм их превентивного антикриминального действия проявляется, во-первых, в недопущении перерастания административных правонарушений в преступления; во-вторых, в устранении (блокировании, нейтрализации) причин и условий преступлений и фоновых явлений преступности; в-третьих, в регламентации статуса, функций, полномочий и порядка деятельности субъектов предупреждения преступлений; в-четвертых, в позитивном регулировании государственного и связанного с ним общественного управления.

Нормы гражданского права играют вспомогательную роль в правовом обеспечении предупреждения дорожно-транспортных преступлений, действуя главным образом на завершающей стадии, способствуя компенсации ущерба причиненного дорожно-транспортным происшествием.

Подводя итог данному параграфу, необходимо отметить следующее: предупреждение преступности в сфере безопасности дорожного движения – многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий данного вида преступности.

Понятие «правовое обеспечение предупреждения преступлений в сфере безопасности дорожного движения», включающее реализацию не только юридических норм-правил, непосредственно регулирующих поведение участников предупредительной деятельности, но и исходных правовых норм (норм-принципов, норм-дефиниций). Особое значение последних определяется отсутствием целостной концепции предупреждения преступлений в современных российских условиях, недооценкой его возможностей и роли как в официальных взглядах, доктринальных положениях, так и в массовом сознании. В связи с закрепленным в ч. 4 cт. 15 Конституции РФ нового понимания правовой системы России особое значение приобретает приведение правового обеспечения предупреждения преступлений в сфере безопасности дорожного движения и соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права.

В настоящее время необходим правовой акт, где будут установлены принципы, цели, задачи законодательства о профилактике преступлений в сфере безопасности дорожного движения, содержание этого законодательства, основные виды, методы, формы профилактики, субъекты и основы их компетенции.

Необходимо ускорить разработку проекта федерального закона «О медицинском обеспечении безопасности дорожного движения» и подготовку дополнений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», касающихся осуществления мер, направленных на комплексное изучение причин дорожно-транспортных происшествий, проводимое на государственном уровне; организацию дорожного движения в городах, установления обязанности соответствующих органов исполнительной власти разрабатывать и реализовывать федеральные, региональные, местные целевые программы повышения безопасности дорожного движения. Должно быть предусмотрено создание федерального специализированного фонда безопасности дорожного движения, как важного источника финансирования программ и целевых мероприятий повышения безопасности дорожного движения.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг. Федеральная программа. М. , 2005.

Правила дорожного движения Российской Федерации. М. , 2009.

О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ. Приказ МВД РФ № 410 от 08 июня 1999 г.

Об утверждении наставления по работе дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ. Приказ МВД РФ № 297 от 20 апреля 1999 г.

Об утверждении инструкции по организации работы по оформлению и рассмотрению материалов о ДТП с пострадавшими, выполнению неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Приказ ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области № 928 от 17 июля 2003 г.

Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: материалы пятой международной научно-практической конференции 26 апреля 2007 г. МВД РФ БЮИ. Барнаул, 2007.

Барышников М. В. Административно-правовой статус участников дорожного движения. Дисс. к. ю. н. М. , 2007.

Горбачёва О. В. Правовое регулирование деятельности органов МЧС России в сфере обеспечения техногенной безопасности. СПб. , 2008.

Государственная система профилактики правонарушений: современное состояние и перспективы развития: Материалы межведомственной научно-практической конференции (31. 10. 2007 г. ). М. : ВНИИ МВД России, 2008.

Гусев А. П. Дорога: аварии, штрафы, страховка. Ростов-на-Дону, 2006.

Данилов Е. П. Автомобильные дела: административные, уголовные, гражданские, экспертизы 3-е издание испр. . М. , 2005.

Добряков С. А. Административно-правовые меры защиты служебной информации, используемой подразделениями ГИБДД в правоохранительной деятельности. Дисс. к. ю. н. М. , 2008.

Комментарий к Правилам дорожного движения Российской Федерации. М. , 2009.

Евтюков С. А. Расследования и экспертиза дорожно-транспортных происшествий. СПб. , 2005.

Применение дорожных знаков для введения зонального ограничения максимальной скорости движения, остановки и стоянки, обозначения границ пешеходной зоны: методические рекомендации МВД РФ ДОБДД, МВД РФ НИЦ БДД. М. , 2006.

Ставцев В. Г. Меры оперативно-розыскного предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений на объектах железнодорожного транспорта. Дисс. к. ю. н. СПб. , 2008.


 

Учебное издание

 

Коллектив авторов

Под редакцией:

Кудин Василий Анатольевич,

кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист

Российской Федерации;

Лукичев Олег Васильевич,

кандидат юридических наук, профессор, заслуженный юрист

Российской Федерации

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.