Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные положения экономической теории прав собственности. Внешние эффекты и их классификация. Теорема Коуза





Экономическая теория прав собственности разработана американским ученым Р.Коузом. В этой теории рассматривается проблема спецификации прав собственности, их обмена и продажи. Теоретической основой данного решения является известная теорема Р.Коуза (точнее, Коуза-Стиглера, поскольку именно Стиглеру принадлежит само это выражение и его исходная формулировка), которая гласит: при нулевых трансакционных издержках и четком установлении (спецификации) прав собственности, независимо от того, как эти права собственности распределены между экономическими субъектами, частные и социальные издержки будут равны. Другими словами, эффективное размещение ресурсов будет достигаться независимо от того каким конкретным лицам принадлежат права собственности на эти ресурсы (и соответственно на внешний эффект производства или потребления); достаточно только, чтобы издержки на установление и защиту прав собственности, ведение переговоров и достижение соглашения по перераспределению этих прав были бы незначительны. В результате таких переговоров все неучтенные ранее в рыночных расчетах ресурсы получают денежную оценку, и их собственником становится (или остается) тот экономический субъект, которому этому наиболее выгодно. Классический пример подобного решения о взаимоотношениях владельца земельного участка и скотовода приведен в широко известной книге Р. Коуза «Фирма. Рынок. Право» (пример со скотоводом и земледельцем).



Теорема Коуза имеет прикладное значение для решения проблемы внешних эффектов (экстерналий).

В неоклассической экономической теории внешние эффекты–экстерналии (externalities) рассматриваются как форма проявления «провала» рынка.

Причиной существования внешних эффектов является то обстоятельство, что все люди живут в одном мире, используют одни и те же ограниченные ресурсы, и в процессе этого использования вольно или невольно воздействуют на окружающих. Т.е., процесс производственного или частного (индивидуального) потребления благ, как правило, имеет побочный результат, не учтенный в цене блага при заключении сделки между продавцом и покупателем. Наличие экстерналии свидетельствует о том, что в цене продукта не учитываются абсолютно всевыгоды или убытки, связанные с его производством или потреблением. Проще говоря, внешний эффект — это любой (положительный или отрицательный) побочный результат производства или потребления, выступающий в виде полезности или затрат, которые бесплатнополучает (несет) третье лицо, не участвующее в сделке. В этом смысле существование внешних эффектов трактуется как следствие неэффективной работы механизма свободного ценообразования, который, как известно, способен автоматически обеспечить наилучшую структуру распределения благ в экономике. Наличие никем неоплаченных (или некомпенсированных) положительных или отрицательных результатов производства или потребления свидетельствует о том, что эта структура не является оптимальной. Т.е., в случае наличия внешнего эффекта имеет место либо перепроизводство («перепотребление»), либо недопроизводство (недопотребление) блага



Провалы рынка, связанные с экстерналиями, проявляются, как известно, в возникновении различия между частными (внутренними) и общественными (социальными)издержками (в случае отрицательных экстерналий) и частными и общественными (социальными) выгодами (в случае положительных экстерналий).

Напомним, что общие общественные издержки — TSC представляют собой сумму общих частных издержек — ТРС и общих экстерналий — ТЕС.

TSC = ТРС + ТЕС.

Соответственно, предельные частные издержки (МРС), предельные внешние издержки (МЕС) и предельные социальные издержки (MSC) — это прирост частных, внешних и социальных издержек, вызванный увеличением производства или потребления данного продукта на некоторую величину (DQ):



MPC = D PC/DQ,

MEC = D EC/DQ,

MSC = D SC/DQ.

Рис. 13.1. Модель общих социальных, частных затрат и внешних эффектов

 

Рис. 13.2. Модель предельных общественных,

частных затрат и внешних эффектов

 

Поскольку те лица, которые несут внешние издержки, непосредственно не участвуют в купле-продаже данного блага, эти их затраты не учитываются при заключении данных сделок. В результате, равновесная рыночная цена блага, производимого, или потребляемого с внешними эффектами оказывается ниже, а объем данного блага производства выше, чем необходимо, исходя из требования оптимальности.

 
 


Рис. 13.3. Результаты негативной экстерналии

 

Как видно на рис. 13.3, в результате действия внешних эффектов, налицо недооценка (занижение цены РP < PS), и перепроизводство (избыточный выпуск продукта QP > QS).

Аналогично, общая социальная выгода — TSB, складывается из общей частной выгоды — ТРВ и выгоды всех третьих лиц (общих положительных экстерналий) — ТЕВ.

Соответственно определяются и предельные параметры выгод. Так, предельная частная выгода (МРВ) — есть прирост частной выгоды, вызванный увеличением производства (потребления) блага на величину DQ; предельная социальная выгода (MSB) — прирост социальной выгоды, вызванный увеличением производства (потребления) блага на величину DQ; предельная внешняя выгода (МЕВ) – прирост внешней выгоды, вызванный увеличением производства (потребления) блага на величину DQ.

МРВ = РВ / DQ,

MSB = SB / DQ,

МЕВ = ЕВ / DQ.

Рис. 13.4. Модель общих частных общественных выгод и внешних эффектов

 

Рис. 13.5. Модель предельных частных общественных выгод и внешних эффектов

 

В результате существования внешних выгод оптимальные параметры рынка данного продукта также искажаются. Однако в отличие от ситуации с внешними издержками, имеет место недооценка (занижение цены РР < PS) и недопроизводство (недостаточный выпуск (QP < QS) данного продукта.

 

Рис. 13.6. Рынок продукта с учетом внешних выгод

 

Как видно из рисунка 13.6, существование внешних выгод также как и внешних издержек, ведет к неэффективному размещению благ в экономике. В данном случае это выражается в том, что при производстве данного продукта используется недостаточное по сравнению с оптимальным, количество ресурсов. Общественные потери от существования любых видов экстерналий (как внешних потерь, так и внешних выгод) показаны на рис. 13.3 и 13.6 заштрихованной площадью. В этом смысле между положительными и отрицательными внешними эффектами не существует разницы, т.е. в любом случае это — искажение оптимальной структуры производства и потребления. И то, и другое отрицательно влияет на экономику и свидетельствует о несовершенстве рыночного механизма.

В реальной экономической практике существует огромное количество разнообразных внешних эффектов. Экономическая теория классифицирует их по ряду признаков:

1. По «знаку» внешних эффектоввыделяют (как уже было фактически обозначено выше) положительные и отрицательные внешние эффекты.Примеры отрицательных внешних эффектов широко распространены. Наиболее популярный — загрязнение окружающей среды в результате производственной деятельности предприятия. Загрязнение акватории озера Байкал отходами производства БЛПК, в результате чего изменяется биологическая среда озера и территории вокруг него, исчезают эндемичные виды рыб и животных, появляется нехарактерная для региона растительность; изменение генной структуры новорожденных в г. Братске в результате превышающей в раз концентрации выбросов в атмосферу вредных отходов производства БрАЗа и БЛПК и т.п. Примером положительного внешнего эффекта может служить известный по кинофильму С.Герасимова «У озера» ДК «Современник» в г. Ангарске, построенный Ангарским электролизно-химическим комбинатом. Этим «очагом» культуры сейчас может пользоваться любой горожанин, получая удовольствие от его со вкусом декорированных интерьеров.

2. По направлению действиявнешние эффекты могут быть разделены на следующие четыре группы[32]:

2.1. «Производство-производство».Этот эффект проявляется в том случае, если имеет место воздействие побочных результатов одного производства на другое. Отрицательный пример: Отходы производства БЛПК, сливаемые в озеро Байкал снижают производственные возможности предприятий, занимающихся промыслом байкальского омуля. Положительный пример: АНХК, находящийся за пределами городской черты заасфальтировал трассу, ведущую к комбинату, на ее обочинах расположились торговые предприятия, доступ к которым значительно облегчился, приток покупателей увеличился.

2.2. «Производство–потребление».Действие этого эффекта испытывают
потребители (домашние хозяйства) по ходу осуществления производственной активности предприятий. Отрицательный пример: обрушение 9-этажного жилого дома в г. Санкт-Петербурге 4 июня 2002 г. в результате проведения ремонтно-строительных работ в подвале этого дома. Положительный: завод в маленьком поселке ремонтирует дорогу, по которой «заодно» ездят и местные жители.

2.3. «Потребление–производство». Отрицательный эффект: Иркутская область на протяжении нескольких лет держит первенство в России по количеству лесных пожаров, уничтожающих гигантские площади промысловой древесины. Подавляющее число этих пожаров — следствие разнообразных форм отдыха местных жителей. Или другой пример: ставший в одночасье «модным» писатель, обеспечит значительные доходы его издателю, независимо от объективной ценности его литературных произведений.

2.4. «Потребление–потребление».Отрицательный эффект: полезность индивида уменьшается, если его сосед регулярно выставляет собственный бытовой мусор на лестничную клетку, или очень громко хлопает металлической дверью подъезда. Положительный: цветник, разбитый, заботливым соседом под окнами собственной квартиры, «радует глаз» всех соседей, увеличивая их уровень полезности от потребления собственного жилья в коммунальном доме.

3. По особенностям возникновения[33]внешние эффекты могут быть потребительскими, технологическими, или денежными.Потребительские внешние эффекты имеют место тогда, когда третья сторона, бесплатно получающая тот или иной внешний эффект, является потребителем (домашним хозяйством) (примеры 2.2, 2.4). Получателями технологических внешних эффектов являются фирмы. Технологический внешний эффект–экстерналия, возникающая вследствие существования технологической зависимости выпуска одного экономического агента от объема производимых товаров или услуг другого экономического агента. Денежный внешний эффект–экстерналия, возникающая вследствие влияния на величину дохода, или издержек одного экономического агента объемов производства, ценовой политики, рекламы и других приемов конкуренции другого экономического агента. Примером такого типа экстерналии может служить ситуация снижения объемов продаж «Обычного» стирального порошка, производимого Ангарским заводом бытовой химии в результате активной рекламы «Тайда» или «Ариэля».

4. По характеристике контрактных отношенийвыделяют вертикальные и горизонтальныеэкстерналии. Примером горизонтального внешнего эффекта может служить широко распространенная система франчайзинга. Франчайзинг — форма контрактного соглашения, в рамках которого одна фирма предоставляет права на использование своего имени другой фирме наряду с поставкой информации, «ноу-хау» в производстве товаров (услуг), оказании технической помощи в продвижении товара на рынке. Одновременно, фирма, чье имя используется, организует систему контроля за оператором (франчайзи) с целью обеспечения приемлемого качества оказываемых услуг. Поскольку имя фирмы, обладающей репутацией, снижает неопределенность качества услуг, предоставляемых потребителям, то оно является общественным благом для всех операторов. Существование такого общественного блага порождает известную проблему «безбилетника», которая в данном случае приобретает внешний вид положительной экстерналии для фирмы–оператора, который может позволить себе снизить качество предоставляемой услуги. При этом, выгоду от этих действий получает он один, а издержки распределяются между всему участниками системы франчайзинга.

В системе франчайзинга возникает также и вертикальный внешний эффект, поскольку даже если франчайзиг осуществляется на одной территории, оппортунистическое поведение франчайзера, или оператора, оказывает неблагоприятное влияние на доходы партнера. В частности, оператор может обладать преимуществами в информации относительно условий спроса на своей территории. Это создает возможности присвоения ренты за счет снижения качества услуг, объясняя сокращающиеся объемы реализации ухудшением условий спроса1.

Итак, сущность проблемы внешних эффектов заключается в неэффективном размещении и использовании ресурсов и продуктов в экономике вследствие расхождения частных и общественных издержек, либо частной и общественной выгоды.

Принцип решения проблемы внешних эффектовзаключается, поэтому, в достижении равенства предельных общественных издержек предельной общественной выгоде: МSC = MSB. Поскольку MSC = МРС + МЕС, a MSB +MPB + МЕВ, то МРС MFC +MEC = МРВ + МЕВ.

При отрицательных внешних эффектах МЕВ » 0 и МРВ = MSB, тогда решение проблемы экстерналий в принципе выглядит так:

МРС + МЕС = MSB.

При положительных внешних эффектах МЕС » 0 и МРС = MSC, поэтому решение проблемы позитивных экстерналий в принципе таково:

MSC = MPB + МЕВ.

Экономический смысл решения проблемы экстерналийсостоит в том, что в ходе этого решения бывшие внешние эффекты оцениваются участниками сделки как их внутренние издержки (выгоды). В этом случае работа рыночного механизма меняет цены и объемы производства соответствующих благ, а это, в свою очередь вносит коррективы в распределение продуктов и ресурсов, которое становится эффективным. Этот процесс носит название интернализации(internus (лат.) — внутренний) внешних эффектов(т.е. превращение внешних издержек во внутренние).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.