Ее место в учебном процессе
А.П. Цуркин
В.И. Тюрин
Ю.Н. Сычёв
Безопасность
Жизнедеятельности
Учебное пособие
Москва, 2012
Оглавление
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе ............................6
Введение..................................................................................................................9
Тема 1. Человек и среда обитания. Характерные состояния
системы «человек – среда обитания» ..............................................17
1.1. Критерии оценки тяжести труда ........................................................ 17
1.2. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности.............. 19
Контрольные вопросы.................................................................................. 24
Задачи ................................................................................................................ 24
Тесты ................................................................................................................. 26
Тема 2. Основы физиологии труда и комфортные
условия жизнедеятельности в техносфере........................................ 30
2.1. Сенсорная система человека .................................................................. 30
2.2. Классификация негативных факторов среды
обитания человека.................................................................................... 32
2.3. Техносфера как зона действия повышенных и высоких
уровней энергии ...................................................................................... 35
2.4. Вредные вещества .................................................................................... 37
2.5. Освещённость .......................................................................................... 42
2.6. Механические колебания. Вибрация................................................. 43
2.7. Шум............................................................................................................ 51
2.8. Излучения................................................................................................. .54
2.9. Электрический ток ................................................................................. 61
Контрольные вопросы.................................................................................. 73
Задачи ................................................................................................................ 74
Тесты ................................................................................................................. 80
Тема 3. Негативные факторы при работе на ПЭВМ ......................... 91
3.1. Проблемы, связанные с электромагнитным излучением ........... 93
3.2. Негативные факторы при работе на ПЭВМ и защита от них.........94
Контрольные вопросы................................................................................ 102
Тесты ............................................................................................................... 103
Тема 4. Безопасность и экологичность технических
Систем. Идентификация травмирующих
и вредных факторов ................................................................... …108
4.1. Понятие и оценка риска ..................................................................... 108
4.2. Методы и способы повышения безопасности
технологических процессов ............................................................... 112
4.3. Виды загрязнений окружающей среды........................................... 114
4.4. Роль государства и правовая сторона в охране
окружающей среды .............................................................................. 118
Контрольные вопросы................................................................................ 120
Задачи ............................................................................................................. 121
Тесты ............................................................................................................... 121
Тема 5. Управление безопасностью жизнедеятельности .......................... 126
5.1. Основные термины и понятия охраны труда................................ 126
5.2. Документы, регламентирующие обеспечение
безопасности жизнедеятельности..................................................... 128
5.3. Организационные основы управления безопасностью
жизнедеятельности............................................................................... 131
5.4. Несчастные случаи на производстве................................................ 139
5.5. Международное сотрудничество...................................................... 142
Контрольные вопросы................................................................................ 142
Задачи .............................................................................................................. 143
Тесты ............................................................................................................... 146
Тема 6. Чрезвычайные ситуации мирного времени................................... 149
6.1. Характеристика и классификация ЧС ............................................ 149
6.2. Природные ЧС (стихийные бедствия) ............................................ 151
6.3. Техногенные ЧС.................................................................................... 160
6.4. Социальные ЧС..................................................................................... 175
6.5. Экологические ЧС................................................................................ 187
6.6. Биологические ЧС................................................................................ 188
Контрольные вопросы................................................................................ 189
Тесты ............................................................................................................... 189
Тема 7. Опасные привычки ......................................................................... 200
7.1. Наркомания ........................................................................................... 200
7.2. Алкоголизм ............................................................................................ 205
7.3. Табакокурение....................................................................................... 209
Тема 8. Чрезвычайные ситуации военного времени....................................213
8.1. Классификация войн ........................................................................... 213
8.2. Ядерное оружие .................................................................................... 214
8.3. Химическое оружие.............................................................................. 221
8.4. Биологическое (бактериологическое) оружие............................... 224
8.5. Обычное оружие................................................................................... 225
Контрольные вопросы................................................................................ 226
Задачи ............................................................................................................. 227
Тесты ............................................................................................................... 234
Тема 9. Защита населения и территорий в ЧС ................................. ……241
9.1. Гражданская оборона РФ.................................................................... 241
9.2. Организация единой государственной системы
предупреждения ликвидации ЧС (РСЧС)......................................245
9.3. Устойчивость функционирования общей экономики................266
9.4. Ликвидация последствий ЧС..............................................................267
9.5. Защита населения в ЧС ........................................................................ 269
Контрольные вопросы................................................................................ 274
Тесты ............................................................................................................... 274
Приложения .................................................................................................... 281
Приложение 1. Основы медицинских знаний ............................................ 281
Действия при оказании первой медицинской помощи........................281
Заболевания сердечно-сосудистой системы ...........................................281
Как проверить пульс ....................................................................................284
Непрямой массаж сердца.............................................................................284
Правила наложения бинтовых повязок ................................................. 285
Приложение 2. Индивидуальные средства защиты.....................................290
Справочный материал для решения задач ..............................................294
Итоговый тест ............................................................................................... 300
Итоговые вопросы ....................................................................................... 305
Темы эссе и рефератов ............................................................................... 306
Термины и определения ............................................................................ 309
Список рекомендуемой литературы ...................................................... 311
Безопасность жизнедеятельности
| Цели и задачи дисциплины,
ее место в учебном процессе
Цели изучения дисциплины
Целью дисциплины является формирование у студентов
представления о неразрывном единстве эффективной профес-
сиональной деятельности с требованиями к безопасности и за-
щищенности человека, целей представления об основах воен-
ной службы и медицинских знаний. Реализация этих целей га-
рантирует сохранение работоспособности и здоровья человека,
готовит его к действиям в экстремальных ситуациях, а также
позволяет целенаправленно подготовиться к выполнению во-
енного долга и к успешному освоению программы начальной
военной подготовки и основам медицинских знаний.
Задачи изучения дисциплины
Задачами изучения дисциплины является приобретение
студентами теоретических знаний и практических навыков,
необходимых для:
· создания комфортного (нормативного) состояния среды
обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
· идентификации негативных воздействий среды обитания
естественного и антропогенного происхождения; разработки и
реализации мер защиты человека и среды обитания от нега-
тивных воздействий проектирования и эксплуатации техники,
технологических процессов и объектов экономики в соответст-
вии с требованиями по безопасности и экологичности;
· обеспечения устойчивости функционирования объектов
и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;
· прогнозирования развития и оценки последствий чрез-
вычайных ситуаций;
· принятия решения по защите производственного персо-
нала и населения от возможных последствий аварий, катаст-
роф, стихийных бедствий и применение современных средств
поражения, а также мер по ликвидации их последствий;
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
· освоения программы начальной военной подготовки в
войсках и медицинских знаний.
В процессе изучения дисциплины студенты должны:
Иметь представление:об источниках опасностей и ме-
рах их идентификации, предупреждения и пресечения, а
также обеспечения комфортных условий жизнедеятельности,
а также об основах военной службы медицинских знаний.
Знать:
· основы физиологии труда и комфортные условия жиз-
недеятельности;
· классификацию негативных факторов среды обитания и
их взаимодействия на человека;
· идентификацию опасностей технических систем и за-
щиту от них;
· правовые нормативно-технические основы обеспечения
безопасности жизнедеятельности;
· поражающие и вредные факторы в условиях чрезвычай-
ных ситуаций;
· принципы обеспечения устойчивости объектов, эконо-
мики и оценки последствий при чрезвычайных ситуациях;
· методы защиты населения и проведение ликвидаций
последствий в чрезвычайных ситуациях;
· средства обеспечения личной безопасности;
· основы медицинских знаний;
· основы военной службы и обороны государства.
Уметь:
· проводить контроль параметров негативных воздействий;
· применять средства защиты от негативных воздействий
окружающей среды;
· разрабатывать, организовать и внедрять мероприятия по
защите производственного персонала и населения от нега-
тивных воздействий в чрезвычайных ситуациях и повышению
экологичности и безопасности производственной среды;
· сохранять и укреплять здоровье юношей допризывного
возраста.
Владеть(быть в состоянии продемонстрировать):
· навыками обеспечения безопасности жизнедеятельности;
· основными приемами качественного и количественного
анализа опасных антропогенных факторов;
· научными норманизационными мерами ликвидаций
последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других
чрезвычайных ситуаций;
· основными методами защиты производственного персо-
нала и населения от возможных последствий аварий, катаст-
роф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
Быть в состоянии продемонстрировать знания законода-
тельных и правовых актов в области безопасности и охраны
окружающей среды, требованиями к безопасности техниче-
ских регламентов в сфере профессиональной деятельности,
способы и технологии защиты в чрезвычайных ситуациях,
терминологий аппарата в области безопасности.
Список дисциплин, для изучения которых необходи-
мы знания данного курса:
1. Экология.
2. Экологические основы природопользования.
3. Электротехника и электроника.
4. Электроника и схемотехника.
Введение
Аксиома о потенциальной безопасности – основной по-
стулат БЖ: потенциальная опасность является универсальным
свойством процесса взаимодействия человека со средой оби-
тания. Эта аксиома предопределяет, что все действия человека
и все компоненты среды обитания обладают способностью
создавать опасные и вредные факторы. В настоящее время из-
вестен большой перечень негативных факторов. К вредным
факторам относятся: запылённость и загазованность воздуха,
шум, вибрация, электромагнитные поля, ионизирующее из-
лучения, неправильное освещение, тяжёлый физический
труд, токсичные вещества; опасные факторы: огонь, ударная
волна, электрический ток, отравляющие вещества, острое ио-
низирующее излучение и др.
Критерием реализации опасности является риск, опреде-
ляемый вероятностью проявления опасности и вероятностью
присутствия человека в зоне действия опасности. Современные
технические средства должны иметь вероятность воздействия
опасных факторов на человека на уровне 10-6 – 10-8 1/год и ме-
нее при всех видах взаимодействия на систему (отказы техни-
ки, ошибки оператора, стихийные явления).
Глобальные проблемы безопасности жизнедеятельности.
Под глобальными проблемами понимают всеобщие, по
охвату, силе и интенсивности, имеющие планетарный мас-
штаб затруднения и противоречия во взаимоотношениях
природы и общества, государства, мирового сообщества и че-
ловека. Эти проблемы в незначительном виде существовали
раньше, но в основном возникли на современном этапе в ре-
зультате отрицательного хода деятельности людей, естествен-
ных процессов и, в значительной степени, как последствия
глобализации.
Человечество в конце XXвека вступило в новую эпоху
своего развития, и глобальные проблемы были осознаны по-
настоящему только в этом веке, когда резко возросла вызвав-
шая глобализацию взаимозависимость стран и народов, а не-
разрешенность проблем проявилась особенно явственно и
разрушительно. Это время характеризуется бурным ростом
информационных связей, глобализацией социальных процес-
сов, унификацией национальных культур, повсеместной де-
мократизацией общества, падением духовного уровня людей
и рядом других признаков, но, прежде всего, появлением но-
вых глобальных угроз.
Сегодня нельзя говорить о том, что полностью исчезли
старые традиционные виды угроз и проблем. Более того, воз-
никли новые опасности, обострились проблемы обеспечения
безопасности. Сейчас угроза исходит и от тех технологий, ко-
торые человечество создавало для своего же благополучия.
Эти новые угрозы увеличили риски возникновения катастроф
и стихийных бедствий и аварий настолько, что проблемы
обеспечения безопасности стали сейчас и на ближайшее бу-
дущее приоритетными. В связи с тем, что в XXIвеке ожидается
усиление процессов глобализации, особое внимание сейчас
уделяется глобальным проблемам человечества, то есть тем,
что выходят за рамки одного какого-либо государства, а явля-
ются проблемами всего мира.
В настоящее время к числу глобальных забот относят
большое число проблем различной природы. Классифициро-
вать их трудно по причине взаимовлияния и одновременной
принадлежности к нескольким сферам жизнедеятельности.
Достаточно условно глобальные проблемы можно подразде-
лить на проблемы природного характера, а именно природ-
ных катастроф и изменения цикличности природных явле-
ний; также экологические, то есть проблемы связанные с за-
грязнением суши, гидросферы и атмосферы, сведением лесов,
изменением климата, истощением озонового слоя атмосферы,
опустыниванием, исчезновением отдельных биологических
видов, имеющих своим результатом нарушение биогеохими-
ческого круговорота, ведущего к возможной экологической
катастрофе; а также проблема техногенных катастроф (техно-
генной безопасности), которая имеет смешанный технологи-
ческий и социально-экономический характер.
Одну из главных опасностей для человека представляет
перенаселение, связанное с демографическим взрывом в сла-
боразвитых странах и увеличением продолжительности жиз-
ни в развитых. Если в конце XIXвека численность жителей
Земли составляла примерно 1 миллиард человек, то только за
один XXвек численность возросла в 6 раз и к 2000 г. достигла
около 6 млрд человек, к 2050 году, по прогнозу, это число мо-
жет увеличиться до 12 млрд. Годовой прирост населения в
мире увеличивается с каждым годом.
Демографический взрыв усиливает опасность для биосфе-
ры Земли. Ускоренными темпами осуществляются вырубка леса,
опустынивание земель, загрязнение почвы, воды, воздуха. Са-
мыми страшными следствиями этого по сути необратимого
процесса могут стать голод и экологические катастрофы.
Еще одна серьезная опасность для человечества обуслов-
лена энергетической проблемой. Недостаток энергии ощуща-
ется уже сегодня, а удовлетворение все возрастающей потреб-
ности в ней чревато тем, что, во-первых, управление мощны-
ми энергетическими потоками становится опасным, а во-
вторых, истощаются невозобновляемые природные ресурсы.
По оценкам специалистов, залежей нефти и газа при сущест-
вующих темпах их потребления хватит лишь на 50–70 лет,
а каменного угля – примерно на 300 лет.
Все указанные проблемы обостряют межгосударствен-
ные отношения и отношения между различными регионами
мира, способствуют росту международного терроризма, воз-
никновению военных конфликтов, создают угрозу ракетно-
ядерной войны.
Глобальный масштаб приобретают сегодня и опасности
в информационной сфере, которые проявляются в стремле-
нии ряда стран доминировать в мировом информационном
пространстве, а также в разработке концепции информаци-
онных войн. Так, США разрабатывают космическую систему
TeLe-desik, состоящую из 840 спутников, которые, передавая
на всю планету и отдельные ее регионы целенаправленную
информацию и модулированные излучения, способны осу-
ществлять информационную агрессию: внедрение вирусов в
компьютерные программы, выведение из строя различных
систем управления, компьютерных сетей и т.д., а также воз-
действовать на психофизиологическое и эмоциональное со-
стояние людей. Для этой же цели может использоваться миро-
вая информационная система Интернет.
Следует также отметить нарастание глобальных соци-
альных опасностей, способных погубить отдельные страны и
мировое сообщество в целом. Источниками этих опасностей
являются несовершенство глобальной социальной структуры,
то есть различные цивилизации, социально-политические
системы, социальное положение, темпы развития, географи-
ческое положение, уровни военной мощи, развития, жизни,
расовый и национальный состав населения, соответствующие
ей отношения, политика отдельных стран и влиятельных ме-
ждународных организаций.
Все указанные проблемы тесно взаимосвязаны между со-
бой и представляют серьезную опасность для человечества,
поэтому решать их необходимо комплексно и в рамках всего
мирового сообщества. Основная масса глобальных проблем в
настоящее время своих решений не находит. Это происходит,
прежде всего, из-за естественной и резкой ограниченности
земных ресурсов, их фатальной конечности. Кроме того, ра-
дикального решения глобальных проблем найти не удается
из-за их колоссальной сложности, огромного масштаба и от-
сутствия в отдельных странах и у мирового сообщества в це-
лом необходимых ресурсов и политической воли; из-за конъ-
юнктурных животрепещущих потребностей текущей жизни,
отвлекающих от более далеких перспектив; из-за противоре-
чий между странами и неравноправия между ними.
Пути решения проблем, конечно, есть, но они не совер-
шенны. Возникновение глобальных опасностей от применения
технологий практически любой мощности принципиально ме-
няет ситуацию с поиском мер безопасности в каждом частном
случае. В новой эпохе действия субъектов безопасности в преде-
лах частной задачи отражаются на безопасности всех взаимо-
вложенных объектов безопасности. Именно поэтому учёными за
основу мер безопасности в современных условиях выдвинут об-
щий принцип для субъектов безопасности всех уровней: «дейст-
вуя локально, мыслить глобально». Этот принцип важен для ка-
ждой личности, так как её локальные действия сливаются с дей-
ствиями других в единый поток деятельности общества.
Направленность этого потока определяется общим характером
мышления, мировоззрения и целей деятельности людей.
К сожалению, пока что не только в массовом сознании, но
и практически у всех политиков сохраняются наивные пред-
ставления о том, что всё как-нибудь образуется, будущее не по-
требует коренной перестройки всех сформировавшихся струк-
тур цивилизации – экономических, политических, культурных,
религиозных. Такие представления поддерживаются последо-
вателями Д.И. Менделеева, заявившего в начале XXвека о том,
что Земля сможет прокормить до 8 млрд человек, если на её по-
верхности выращивать самые урожайные сельскохозяйствен-
ные культуры. К их числу относился даже В.И. Вернадский, по-
считавший, что при использовании энергии атомного ядра это
может быть даже больше 22,5 млрд человек. Современные оп-
тимисты, исходя из таких же вычислений, но с учётом резуль-
татов «зелёной революции»и повышения урожайности сель-
скохозяйственных культур, называют возможную численность
народонаселения Земли после неизбежной стабилизации в
12-14 млрд человек. Этот привлекательный сценарий будущего
предрекают и апологеты синергетики (С.П.Капица и др.) Про-
блема, по их мнению, заключается лишь в благополучном раз-
решении межнациональных конфликтов (без применения тех-
нологий взаимного уничтожения глобальной мощности) при
«демографическом переходе»к стабилизации численности на-
родонаселения стран с разным уровнем развития.
Однако, как показали фундаментальные исследования
экологов (В.Г. Горшков и др.), биосфера способна выдерживать
антропогенное давление не более 1 млрд человек, и то – при
разумном ограничении потребностей. В математических моде-
лях оптимистов не учтены пределы устойчивости биосферы к
«возмущениям»в виде антропогенного давления и её «хозяйст-
венная ёмкость», определяющая способность регенерировать
отходы человеческой жизнедеятельности. Давление даже суще-
ствующих сегодня 6 млрд неизбежно ведёт к экологической ка-
тастрофе. Критическим, по-видимому, будет следующее об-
стоятельство: наступят ли предвестники биосферной катаст-
рофы, достаточно убедительные для политиков и большинства
населения, до начала необратимых процессов деградации био-
сферы или же они будут восприняты, когда времени и шансов
на предотвращение катастрофы не останется.
Чтобы избежать катастрофы, человечеству необходимо
заранее, сознательно и ответственно перейти на режим устой-
чивого развития, принять за основы жизнедеятельности новые
принципы. Реалистичное представление о будущем должно
предотвратить обманчивый необоснованный оптимизм и
предопределить углубление соответствующих научных ис-
следований и самые решительные действия на опережение:
надёжное обеспечение безопасности жизнедеятельности, соз-
дание гражданского общества, готового преодолеть самые
серьезные трудности.
Сценарии будущего представляют альтернативу -ката-
строфа или устойчивое развитие. Переход к устойчивому раз-
витию требует незамедлительных действий по изменению це-
лей и характера жизнедеятельности.
Такие изменения надо проводить как на глобальном
уровне, так и каждому человеку изменить свое мировоззрение,
без этого невозможно решение никаких проблем.
Преобразование мировоззрения должно изменить систе-
му ценностей и целей жизнедеятельности людей. Прежде всего,
это уход от ценностей, формируемых потребительской психо-
логией, уход от идеи «максимального удовлетворения непре-
рывно растущих материальных потребностей», уход от всеси-
лия денег. В целом, это принятие ограничений, связанных с
применением технологий, с необходимостью стабилизации
численности населения планеты, с выбором стратегий разви-
тия. А всем субъектам при принятии решений необходимо
иметь в виду интересы объектов безопасности всех уровней.
К обозначению основ необходимых изменений в мировоз-
зрении целесообразно добавить формулировку первоочередных
задач общества: во-первых, восстановление в личном и общест-
венном сознании понятия базовых потребностей, то есть иметь
какие-то запреты, иначе в ближайшем будущем могут закон-
читься любые ресурсы. Во-вторых, переключение сознания с за-
щиты, как преобладающей меры безопасности, на сбалансиро-
ванное применение всех способов обеспечения безопасности.
Решение глобальных проблем безопасности жизнедея-
тельности возможно только при преобразовании мировоззре-
ния людей с осознанием необходимости ограничений
Программа «Повестка дня на XXI век», принятая в 1992 г.
на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро, предлагает прави-
тельствам и местным властям научно обоснованные рекомен-
дации по предотвращению ухудшения состояния воздуха, во-
ды и почвы, по сохранению лесов и разнообразия форм жиз-
ни. В ней рассматриваются вопросы бедности и чрезмерного
потребления ресурсов, здравоохранения и образования, про-
блемы городов и сельских районов. Отводится своя роль каж-
дому: правительствам, деловым людям, ученым, коренным
народам, женщинам, молодежи и детям. Программа возлагает
основную ответственность за принятие необходимых мер на
правительства, но указывает, что они должны тесно сотруд-
ничать с международными организациями, деловыми круга-
ми, региональными, провинциальными и местными властями,
а также с общественными организациями. Только партнер-
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|