Сделай Сам Свою Работу на 5

Ее место в учебном процессе





А.П. Цуркин

В.И. Тюрин

Ю.Н. Сычёв

 

Безопасность

Жизнедеятельности

 

 

Учебное пособие

 

 
Москва, 2012


 

 


 

Оглавление

 

Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе ............................6

 

Введение..................................................................................................................9

 

Тема 1. Человек и среда обитания. Характерные состояния

системы «человек – среда обитания» ..............................................17

1.1. Критерии оценки тяжести труда ........................................................ 17

1.2. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности.............. 19

Контрольные вопросы.................................................................................. 24

Задачи ................................................................................................................ 24

Тесты ................................................................................................................. 26

 

Тема 2. Основы физиологии труда и комфортные

условия жизнедеятельности в техносфере........................................ 30

2.1. Сенсорная система человека .................................................................. 30

2.2. Классификация негативных факторов среды

обитания человека.................................................................................... 32



2.3. Техносфера как зона действия повышенных и высоких

уровней энергии ...................................................................................... 35

2.4. Вредные вещества .................................................................................... 37

2.5. Освещённость .......................................................................................... 42

2.6. Механические колебания. Вибрация................................................. 43

2.7. Шум............................................................................................................ 51

2.8. Излучения................................................................................................. .54

2.9. Электрический ток ................................................................................. 61

Контрольные вопросы.................................................................................. 73

Задачи ................................................................................................................ 74

Тесты ................................................................................................................. 80

 

Тема 3. Негативные факторы при работе на ПЭВМ ......................... 91

3.1. Проблемы, связанные с электромагнитным излучением ........... 93

3.2. Негативные факторы при работе на ПЭВМ и защита от них.........94

Контрольные вопросы................................................................................ 102



Тесты ............................................................................................................... 103

 

Тема 4. Безопасность и экологичность технических

Систем. Идентификация травмирующих

и вредных факторов ................................................................... …108

4.1. Понятие и оценка риска ..................................................................... 108

4.2. Методы и способы повышения безопасности

технологических процессов ............................................................... 112

 


 

4.3. Виды загрязнений окружающей среды........................................... 114

4.4. Роль государства и правовая сторона в охране

окружающей среды .............................................................................. 118

Контрольные вопросы................................................................................ 120

Задачи ............................................................................................................. 121

Тесты ............................................................................................................... 121

 

Тема 5. Управление безопасностью жизнедеятельности .......................... 126

5.1. Основные термины и понятия охраны труда................................ 126

5.2. Документы, регламентирующие обеспечение

безопасности жизнедеятельности..................................................... 128

5.3. Организационные основы управления безопасностью

жизнедеятельности............................................................................... 131

5.4. Несчастные случаи на производстве................................................ 139

5.5. Международное сотрудничество...................................................... 142

Контрольные вопросы................................................................................ 142

Задачи .............................................................................................................. 143

Тесты ............................................................................................................... 146

 

Тема 6. Чрезвычайные ситуации мирного времени................................... 149



6.1. Характеристика и классификация ЧС ............................................ 149

6.2. Природные ЧС (стихийные бедствия) ............................................ 151

6.3. Техногенные ЧС.................................................................................... 160

6.4. Социальные ЧС..................................................................................... 175

6.5. Экологические ЧС................................................................................ 187

6.6. Биологические ЧС................................................................................ 188

Контрольные вопросы................................................................................ 189

Тесты ............................................................................................................... 189

 

Тема 7. Опасные привычки ......................................................................... 200

7.1. Наркомания ........................................................................................... 200

7.2. Алкоголизм ............................................................................................ 205

7.3. Табакокурение....................................................................................... 209

 

Тема 8. Чрезвычайные ситуации военного времени....................................213

8.1. Классификация войн ........................................................................... 213

8.2. Ядерное оружие .................................................................................... 214

8.3. Химическое оружие.............................................................................. 221

8.4. Биологическое (бактериологическое) оружие............................... 224

8.5. Обычное оружие................................................................................... 225

Контрольные вопросы................................................................................ 226

Задачи ............................................................................................................. 227

Тесты ............................................................................................................... 234

 


 

Тема 9. Защита населения и территорий в ЧС ................................. ……241

9.1. Гражданская оборона РФ.................................................................... 241

9.2. Организация единой государственной системы

предупреждения ликвидации ЧС (РСЧС)......................................245

9.3. Устойчивость функционирования общей экономики................266

9.4. Ликвидация последствий ЧС..............................................................267

9.5. Защита населения в ЧС ........................................................................ 269

Контрольные вопросы................................................................................ 274

Тесты ............................................................................................................... 274

 

Приложения .................................................................................................... 281

Приложение 1. Основы медицинских знаний ............................................ 281

Действия при оказании первой медицинской помощи........................281

Заболевания сердечно-сосудистой системы ...........................................281

Как проверить пульс ....................................................................................284

Непрямой массаж сердца.............................................................................284

Правила наложения бинтовых повязок ................................................. 285

Приложение 2. Индивидуальные средства защиты.....................................290

 

Справочный материал для решения задач ..............................................294

Итоговый тест ............................................................................................... 300

Итоговые вопросы ....................................................................................... 305

Темы эссе и рефератов ............................................................................... 306

Термины и определения ............................................................................ 309

Список рекомендуемой литературы ...................................................... 311

 


 

  Безопасность жизнедеятельности
Цели и задачи дисциплины,

ее место в учебном процессе

 

 

Цели изучения дисциплины

Целью дисциплины является формирование у студентов

представления о неразрывном единстве эффективной профес-

сиональной деятельности с требованиями к безопасности и за-

щищенности человека, целей представления об основах воен-

ной службы и медицинских знаний. Реализация этих целей га-

рантирует сохранение работоспособности и здоровья человека,

готовит его к действиям в экстремальных ситуациях, а также

позволяет целенаправленно подготовиться к выполнению во-

енного долга и к успешному освоению программы начальной

военной подготовки и основам медицинских знаний.

 

Задачи изучения дисциплины

Задачами изучения дисциплины является приобретение

студентами теоретических знаний и практических навыков,

необходимых для:

· создания комфортного (нормативного) состояния среды

обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

· идентификации негативных воздействий среды обитания

естественного и антропогенного происхождения; разработки и

реализации мер защиты человека и среды обитания от нега-

тивных воздействий проектирования и эксплуатации техники,

технологических процессов и объектов экономики в соответст-

вии с требованиями по безопасности и экологичности;

· обеспечения устойчивости функционирования объектов

и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

· прогнозирования развития и оценки последствий чрез-

вычайных ситуаций;

· принятия решения по защите производственного персо-

нала и населения от возможных последствий аварий, катаст-

роф, стихийных бедствий и применение современных средств

поражения, а также мер по ликвидации их последствий;

 


 

Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

 

· освоения программы начальной военной подготовки в

войсках и медицинских знаний.

 

В процессе изучения дисциплины студенты должны:

Иметь представление:об источниках опасностей и ме-

рах их идентификации, предупреждения и пресечения, а

также обеспечения комфортных условий жизнедеятельности,

а также об основах военной службы медицинских знаний.

Знать:

· основы физиологии труда и комфортные условия жиз-

недеятельности;

· классификацию негативных факторов среды обитания и

их взаимодействия на человека;

· идентификацию опасностей технических систем и за-

щиту от них;

· правовые нормативно-технические основы обеспечения

безопасности жизнедеятельности;

· поражающие и вредные факторы в условиях чрезвычай-

ных ситуаций;

· принципы обеспечения устойчивости объектов, эконо-

мики и оценки последствий при чрезвычайных ситуациях;

· методы защиты населения и проведение ликвидаций

последствий в чрезвычайных ситуациях;

· средства обеспечения личной безопасности;

· основы медицинских знаний;

· основы военной службы и обороны государства.

Уметь:

· проводить контроль параметров негативных воздействий;

· применять средства защиты от негативных воздействий

окружающей среды;

· разрабатывать, организовать и внедрять мероприятия по

защите производственного персонала и населения от нега-

тивных воздействий в чрезвычайных ситуациях и повышению

экологичности и безопасности производственной среды;

· сохранять и укреплять здоровье юношей допризывного

возраста.

 


Владеть(быть в состоянии продемонстрировать):

· навыками обеспечения безопасности жизнедеятельности;

· основными приемами качественного и количественного

анализа опасных антропогенных факторов;

· научными норманизационными мерами ликвидаций

последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других

чрезвычайных ситуаций;

· основными методами защиты производственного персо-

нала и населения от возможных последствий аварий, катаст-

роф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Быть в состоянии продемонстрировать знания законода-

тельных и правовых актов в области безопасности и охраны

окружающей среды, требованиями к безопасности техниче-

ских регламентов в сфере профессиональной деятельности,

способы и технологии защиты в чрезвычайных ситуациях,

терминологий аппарата в области безопасности.

 

Список дисциплин, для изучения которых необходи-

мы знания данного курса:

1. Экология.

2. Экологические основы природопользования.

3. Электротехника и электроника.

4. Электроника и схемотехника.

 


 

  Введение
Введение

 

Аксиома о потенциальной безопасности – основной по-

стулат БЖ: потенциальная опасность является универсальным

свойством процесса взаимодействия человека со средой оби-

тания. Эта аксиома предопределяет, что все действия человека

и все компоненты среды обитания обладают способностью

создавать опасные и вредные факторы. В настоящее время из-

вестен большой перечень негативных факторов. К вредным

факторам относятся: запылённость и загазованность воздуха,

шум, вибрация, электромагнитные поля, ионизирующее из-

лучения, неправильное освещение, тяжёлый физический

труд, токсичные вещества; опасные факторы: огонь, ударная

волна, электрический ток, отравляющие вещества, острое ио-

низирующее излучение и др.

Критерием реализации опасности является риск, опреде-

ляемый вероятностью проявления опасности и вероятностью

присутствия человека в зоне действия опасности. Современные

технические средства должны иметь вероятность воздействия

опасных факторов на человека на уровне 10-6 – 10-8 1/год и ме-

нее при всех видах взаимодействия на систему (отказы техни-

ки, ошибки оператора, стихийные явления).

Глобальные проблемы безопасности жизнедеятельности.

Под глобальными проблемами понимают всеобщие, по

охвату, силе и интенсивности, имеющие планетарный мас-

штаб затруднения и противоречия во взаимоотношениях

природы и общества, государства, мирового сообщества и че-

ловека. Эти проблемы в незначительном виде существовали

раньше, но в основном возникли на современном этапе в ре-

зультате отрицательного хода деятельности людей, естествен-

ных процессов и, в значительной степени, как последствия

глобализации.

Человечество в конце XXвека вступило в новую эпоху

своего развития, и глобальные проблемы были осознаны по-

настоящему только в этом веке, когда резко возросла вызвав-

шая глобализацию взаимозависимость стран и народов, а не-

разрешенность проблем проявилась особенно явственно и

разрушительно. Это время характеризуется бурным ростом

 


информационных связей, глобализацией социальных процес-

сов, унификацией национальных культур, повсеместной де-

мократизацией общества, падением духовного уровня людей

и рядом других признаков, но, прежде всего, появлением но-

вых глобальных угроз.

Сегодня нельзя говорить о том, что полностью исчезли

старые традиционные виды угроз и проблем. Более того, воз-

никли новые опасности, обострились проблемы обеспечения

безопасности. Сейчас угроза исходит и от тех технологий, ко-

торые человечество создавало для своего же благополучия.

Эти новые угрозы увеличили риски возникновения катастроф

и стихийных бедствий и аварий настолько, что проблемы

обеспечения безопасности стали сейчас и на ближайшее бу-

дущее приоритетными. В связи с тем, что в XXIвеке ожидается

усиление процессов глобализации, особое внимание сейчас

уделяется глобальным проблемам человечества, то есть тем,

что выходят за рамки одного какого-либо государства, а явля-

ются проблемами всего мира.

В настоящее время к числу глобальных забот относят

большое число проблем различной природы. Классифициро-

вать их трудно по причине взаимовлияния и одновременной

принадлежности к нескольким сферам жизнедеятельности.

Достаточно условно глобальные проблемы можно подразде-

лить на проблемы природного характера, а именно природ-

ных катастроф и изменения цикличности природных явле-

ний; также экологические, то есть проблемы связанные с за-

грязнением суши, гидросферы и атмосферы, сведением лесов,

изменением климата, истощением озонового слоя атмосферы,

опустыниванием, исчезновением отдельных биологических

видов, имеющих своим результатом нарушение биогеохими-

ческого круговорота, ведущего к возможной экологической

катастрофе; а также проблема техногенных катастроф (техно-

генной безопасности), которая имеет смешанный технологи-

ческий и социально-экономический характер.

Одну из главных опасностей для человека представляет

перенаселение, связанное с демографическим взрывом в сла-

боразвитых странах и увеличением продолжительности жиз-

ни в развитых. Если в конце XIXвека численность жителей

 


Земли составляла примерно 1 миллиард человек, то только за

один XXвек численность возросла в 6 раз и к 2000 г. достигла

около 6 млрд человек, к 2050 году, по прогнозу, это число мо-

жет увеличиться до 12 млрд. Годовой прирост населения в

мире увеличивается с каждым годом.

Демографический взрыв усиливает опасность для биосфе-

ры Земли. Ускоренными темпами осуществляются вырубка леса,

опустынивание земель, загрязнение почвы, воды, воздуха. Са-

мыми страшными следствиями этого по сути необратимого

процесса могут стать голод и экологические катастрофы.

Еще одна серьезная опасность для человечества обуслов-

лена энергетической проблемой. Недостаток энергии ощуща-

ется уже сегодня, а удовлетворение все возрастающей потреб-

ности в ней чревато тем, что, во-первых, управление мощны-

ми энергетическими потоками становится опасным, а во-

вторых, истощаются невозобновляемые природные ресурсы.

По оценкам специалистов, залежей нефти и газа при сущест-

вующих темпах их потребления хватит лишь на 50–70 лет,

а каменного угля – примерно на 300 лет.

Все указанные проблемы обостряют межгосударствен-

ные отношения и отношения между различными регионами

мира, способствуют росту международного терроризма, воз-

никновению военных конфликтов, создают угрозу ракетно-

ядерной войны.

Глобальный масштаб приобретают сегодня и опасности

в информационной сфере, которые проявляются в стремле-

нии ряда стран доминировать в мировом информационном

пространстве, а также в разработке концепции информаци-

онных войн. Так, США разрабатывают космическую систему

TeLe-desik, состоящую из 840 спутников, которые, передавая

на всю планету и отдельные ее регионы целенаправленную

информацию и модулированные излучения, способны осу-

ществлять информационную агрессию: внедрение вирусов в

компьютерные программы, выведение из строя различных

систем управления, компьютерных сетей и т.д., а также воз-

действовать на психофизиологическое и эмоциональное со-

стояние людей. Для этой же цели может использоваться миро-

вая информационная система Интернет.

 


Следует также отметить нарастание глобальных соци-

альных опасностей, способных погубить отдельные страны и

мировое сообщество в целом. Источниками этих опасностей

являются несовершенство глобальной социальной структуры,

то есть различные цивилизации, социально-политические

системы, социальное положение, темпы развития, географи-

ческое положение, уровни военной мощи, развития, жизни,

расовый и национальный состав населения, соответствующие

ей отношения, политика отдельных стран и влиятельных ме-

ждународных организаций.

Все указанные проблемы тесно взаимосвязаны между со-

бой и представляют серьезную опасность для человечества,

поэтому решать их необходимо комплексно и в рамках всего

мирового сообщества. Основная масса глобальных проблем в

настоящее время своих решений не находит. Это происходит,

прежде всего, из-за естественной и резкой ограниченности

земных ресурсов, их фатальной конечности. Кроме того, ра-

дикального решения глобальных проблем найти не удается

из-за их колоссальной сложности, огромного масштаба и от-

сутствия в отдельных странах и у мирового сообщества в це-

лом необходимых ресурсов и политической воли; из-за конъ-

юнктурных животрепещущих потребностей текущей жизни,

отвлекающих от более далеких перспектив; из-за противоре-

чий между странами и неравноправия между ними.

Пути решения проблем, конечно, есть, но они не совер-

шенны. Возникновение глобальных опасностей от применения

технологий практически любой мощности принципиально ме-

няет ситуацию с поиском мер безопасности в каждом частном

случае. В новой эпохе действия субъектов безопасности в преде-

лах частной задачи отражаются на безопасности всех взаимо-

вложенных объектов безопасности. Именно поэтому учёными за

основу мер безопасности в современных условиях выдвинут об-

щий принцип для субъектов безопасности всех уровней: «дейст-

вуя локально, мыслить глобально». Этот принцип важен для ка-

ждой личности, так как её локальные действия сливаются с дей-

ствиями других в единый поток деятельности общества.

Направленность этого потока определяется общим характером

мышления, мировоззрения и целей деятельности людей.

 


К сожалению, пока что не только в массовом сознании, но

и практически у всех политиков сохраняются наивные пред-

ставления о том, что всё как-нибудь образуется, будущее не по-

требует коренной перестройки всех сформировавшихся струк-

тур цивилизации – экономических, политических, культурных,

религиозных. Такие представления поддерживаются последо-

вателями Д.И. Менделеева, заявившего в начале XXвека о том,

что Земля сможет прокормить до 8 млрд человек, если на её по-

верхности выращивать самые урожайные сельскохозяйствен-

ные культуры. К их числу относился даже В.И. Вернадский, по-

считавший, что при использовании энергии атомного ядра это

может быть даже больше 22,5 млрд человек. Современные оп-

тимисты, исходя из таких же вычислений, но с учётом резуль-

татов «зелёной революции»и повышения урожайности сель-

скохозяйственных культур, называют возможную численность

народонаселения Земли после неизбежной стабилизации в

12-14 млрд человек. Этот привлекательный сценарий будущего

предрекают и апологеты синергетики (С.П.Капица и др.) Про-

блема, по их мнению, заключается лишь в благополучном раз-

решении межнациональных конфликтов (без применения тех-

нологий взаимного уничтожения глобальной мощности) при

«демографическом переходе»к стабилизации численности на-

родонаселения стран с разным уровнем развития.

Однако, как показали фундаментальные исследования

экологов (В.Г. Горшков и др.), биосфера способна выдерживать

антропогенное давление не более 1 млрд человек, и то – при

разумном ограничении потребностей. В математических моде-

лях оптимистов не учтены пределы устойчивости биосферы к

«возмущениям»в виде антропогенного давления и её «хозяйст-

венная ёмкость», определяющая способность регенерировать

отходы человеческой жизнедеятельности. Давление даже суще-

ствующих сегодня 6 млрд неизбежно ведёт к экологической ка-

тастрофе. Критическим, по-видимому, будет следующее об-

стоятельство: наступят ли предвестники биосферной катаст-

рофы, достаточно убедительные для политиков и большинства

населения, до начала необратимых процессов деградации био-

сферы или же они будут восприняты, когда времени и шансов

на предотвращение катастрофы не останется.

 


Чтобы избежать катастрофы, человечеству необходимо

заранее, сознательно и ответственно перейти на режим устой-

чивого развития, принять за основы жизнедеятельности новые

принципы. Реалистичное представление о будущем должно

предотвратить обманчивый необоснованный оптимизм и

предопределить углубление соответствующих научных ис-

следований и самые решительные действия на опережение:

надёжное обеспечение безопасности жизнедеятельности, соз-

дание гражданского общества, готового преодолеть самые

серьезные трудности.

Сценарии будущего представляют альтернативу -ката-

строфа или устойчивое развитие. Переход к устойчивому раз-

витию требует незамедлительных действий по изменению це-

лей и характера жизнедеятельности.

Такие изменения надо проводить как на глобальном

уровне, так и каждому человеку изменить свое мировоззрение,

без этого невозможно решение никаких проблем.

Преобразование мировоззрения должно изменить систе-

му ценностей и целей жизнедеятельности людей. Прежде всего,

это уход от ценностей, формируемых потребительской психо-

логией, уход от идеи «максимального удовлетворения непре-

рывно растущих материальных потребностей», уход от всеси-

лия денег. В целом, это принятие ограничений, связанных с

применением технологий, с необходимостью стабилизации

численности населения планеты, с выбором стратегий разви-

тия. А всем субъектам при принятии решений необходимо

иметь в виду интересы объектов безопасности всех уровней.

К обозначению основ необходимых изменений в мировоз-

зрении целесообразно добавить формулировку первоочередных

задач общества: во-первых, восстановление в личном и общест-

венном сознании понятия базовых потребностей, то есть иметь

какие-то запреты, иначе в ближайшем будущем могут закон-

читься любые ресурсы. Во-вторых, переключение сознания с за-

щиты, как преобладающей меры безопасности, на сбалансиро-

ванное применение всех способов обеспечения безопасности.

Решение глобальных проблем безопасности жизнедея-

тельности возможно только при преобразовании мировоззре-

ния людей с осознанием необходимости ограничений

 


Программа «Повестка дня на XXI век», принятая в 1992 г.

на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро, предлагает прави-

тельствам и местным властям научно обоснованные рекомен-

дации по предотвращению ухудшения состояния воздуха, во-

ды и почвы, по сохранению лесов и разнообразия форм жиз-

ни. В ней рассматриваются вопросы бедности и чрезмерного

потребления ресурсов, здравоохранения и образования, про-

блемы городов и сельских районов. Отводится своя роль каж-

дому: правительствам, деловым людям, ученым, коренным

народам, женщинам, молодежи и детям. Программа возлагает

основную ответственность за принятие необходимых мер на

правительства, но указывает, что они должны тесно сотруд-

ничать с международными организациями, деловыми круга-

ми, региональными, провинциальными и местными властями,

а также с общественными организациями. Только партнер-

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.