Правовые, нормативно-технические основы управления
безопасностью жизнедеятельности:
· правовой основой законодательства в области обеспече-
ния безопасности жизнедеятельности является Конституция
РФ. Гарант Конституции – Президент;
· законы и постановления, принятые представительными
органами РФ и входящих в неё республик;
· подзаконные акты: указы президентов, постановления,
принимаемые местными органами власти и специально
уполномоченными на то органами;
· Закон РФ «Об охране окружающей природной среды»;
· основные законодательства по охране труда;
· кодекс законов о труде;
· основные законодательства по охране труда;
· Закон РФ «О защите населения и территорий от ЧС
природного и техногенного характера»;
· Закон РФ «О пожарной безопасности»;
· подзаконный акт «О единой государственной системе
предупреждения и ликвидации ЧС»;
· НРБ – нормы радиационной безопасности;
· СНиП – строительные нормы и правила;
· СН и СанПин.
Система нормативных правовых актов (НПА), содержа-
щих государственные нормативные требования охраны труда:
· правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопас-
ности эксплуатации (ПУБЭ),инструкции по безопасности (ИБ);
· государственные стандарты системы стандартов безо-
пасности труда (ГОСТР ССБТ);
· отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р О), отрасле-
вые типовые инструкции по охране труда (ТИРО);
· межотраслевые правила по охране труда (ПОТР М), меж-
отраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИР М);
· строительные нормы и правила (СНиП),своды правил по
проектированию и строительству (СП).СНиП 12-03-2001. «Безо-
пасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»;
· государственные санитарно-эпидемиологические правила
и нормативы: санитарные правила (СП);гигиенические норма-
тивы (ГН); санитарные правила и нормы СанПиН;санитарные
нормы (СН).СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. «Гигиенические требова-
ния к персональным электронно-вычислительным машинам и
организации работы. ГН 2.2.5.1313-03 «Предельно допустимые
концентрации (ПДК)вредных веществ в воздухе рабочей зоны».
Законодательство РФ об охране труда
Государственные нормативные требования охраны тру-
да прописаны в Трудовом кодексе РФ (Раздел X«Охрана тру-
да»), ФЗ от 30.12.2001 г. №197-ФЗ, Федеральном законе «Об ос-
новах охраны труда в РФ»(от 17.07.1999 г. №181-ФЗ), Законе г.
Москвы «Об охране труда в г. Москве»от 14.03.2001 г. №7.
Требования охраны труда являются обязательными для
исполнения физическими и юридическими лицами любых
видов деятельности (ст. 3 ФЗ «Об основах охраны труда в
РФ»от 17.07.1999 г. №181-ФЗ).
Кроме того, установлена Постановлением Правительства
РФ от 23 мая 2000 г. №399 система нормативных правовых ак-
тов, которые содержат государственные нормативные требо-
вания охраны труда. К законодательствам РФ об охране труда
относятся также указы Президента РФ, нормативно-правовые
акты Правительства РФ, Министерства здравоохранения и со-
циального развития РФ и других министерств и ведомств.
Государственные нормативные требования охраны тру-
да распространяются на:
· работников, состоящих с работодателями в трудовых от-
ношениях;
· военнослужащих, направляемых на работу в организации;
· обучающихся образовательных учреждений, проходящих
производственную практику, и др.
Рис. 7. Система стандартов безопасности труда
Нормативно-техническая документация. Комплекс
Государственных стандартов БЖ в ЧС (БЧС)
Основные цели:
· предупреждение и ликвидации ЧС на всех уровнях;
· время проведения мероприятий по предупреждению и
ликвидации ЧС эффективно использовать и максимально эко-
номить трудовые и материальные резервы.
Основные задачи:
· установление методов наблюдений, прогнозирования,
предупреждения и ликвидации ЧС,способы обеспечения безо-
пасности населения и объектов народного хозяйства.
· установление основных положений по мониторингу, про-
гнозированию и предотвращению ЧС;
· установление уровней поражающих воздействий, степени
опасности источников ЧС;
· установление терминологии в области обеспечения безо-
пасности в ЧС,номенклатуры и классификация ЧС,источников
ЧС,поражающих факторов.
Организационные основы
Управления БЖ
Мониторинг
1) Санитарно-токсический мониторинг – наблюдение за
состоянием качества окружающей среды, главным образом за
степенью загрязнения природных ресурсов вредными вещест-
вами и влиянием этого процесса на человека, животный и рас-
тительный мир, а также определение наличия шумов, аллер-
генов, пыли, патогенных микроорганизмов, неприятных запа-
хов, сажи; контроль за содержанием в атмосфере оксидов серы
и азота, оксида углерода, соединений тяжелых металлов, за
качеством водных объектов, степенью загрязнения их различ-
ными органическими веществами, нефтепродуктами.
2) Экологический мониторинг – определение изменений в
экологических системах (биогеоценозах), природных ком-
плексах и их продуктивности, а также выявление динамики
запасов полезных ископаемых, водных, земельных и расти-
тельных ресурсов.
3) Биосферный мониторинг осуществляется в рамках гло-
бальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС)
на базе международных биосферных станций, восемь из ко-
торых располагаются у нас в стране.
4) Санитарно-токсический мониторинг осуществляется
службами Министерства здравоохранения РФ, Министерства
природных ресурсов РФ, Государственного комитета РФ по
охране окружающей среды, Росгидрометом России.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|