Сделай Сам Свою Работу на 5

Аттестация рабочих мест по условиям труда





Ст. 212 ТК РФ «Работодатель обязан обеспечить проведе-

ние аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей

сертификацией работ по охране труда в организации».

Правила аттестации рабочих мест отражены в следую-

щих документах:

· Постановление Минтруда РФ от 14 марта 1997г №12

«Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест

по условиям труда»;

· Руководство Р 2.2.755-99 «Гигиенические критерии оцен-

ки и классификации условий труда по показателям вредности

и опасности факторов производственной среды, тяжести и

напряжённости трудового процесса»;

· Методические указания Минтруда РФ от 30 июля 1999 г.

№МУ от РМ 02-99 «Оценка травмобезопасности рабочих мест

для целей их аттестации по условиям труда»;

· Распоряжение вице-мэра Москвы от 23.06.2004 №10-РИМ

«Рекомендации по проведению аттестации рабочих мест по

условиям труда в организациях г. Москвы».

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится

руководителями организации не реже одного раза в 5 лет и

включает:

· определение фактических условий труда по факторам

производственной среды и трудового процесса инструмен-



тальными, лабораторными и эргономическими методами ис-

следований;

· проверку соответствия производственного оборудования,

приспособлений и инструмента, а также средств обучения и ин-

структажа требованиям нормативных правовых актов;

· определение фактической обеспеченности работников

средствами индивидуальной защиты, а также эффективности

этих средств.

Для проведения аттестации рабочих мест издаётся при-

каз и создаётся аттестационная комиссия, которая:

· формирует необходимую нормативно-справочную базу

для проведения аттестации рабочих мест;

 


· составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттеста-

ции с выделением аналогичных рабочих мест;

· для каждого рабочего места составляет перечень производ-

ственных факторов, подлежащих инструментальной оценке.

После проведения аттестации составляется оценка усло-

вий труда на рабочих местах. Далее оформляются результаты

оценки условий труда в картах аттестации рабочих мест, со-

ставляются ведомости рабочих мест и составляется сводная



ведомость. Документы аттестации рабочих мест по условиям

труда хранятся 45 лет.

 

Инструктаж

Чтобы не пострадать от воздействия опасных факторов

производства, необходимо соблюдать меры безопасности. Для

этого проводится инструктаж по мерам безопасности.

Все виды инструктажа и проверки знаний, а также до-

пуск к самостоятельной работе фиксируется в журнале реги-

страции с подписью инструктируемого и инструктирующего.

Вводный инструктаж проводится инженером по охране

труда или лицом, назначенным приказом со всеми принимае-

мыми на работу (независимо от их образования, стажа работы

или должности), а также с командированными, учащимися и

студентами, прибывшими на практику, а в учебных заведени-

ях -передначалом лабораторных и практических работ.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится руко-

водителем работ (мастером) со всеми принятыми на предпри-

ятие, переводимыми из одного подразделения в другое, коман-

дированными, учащимися и студентами, прибывшими на прак-

тику, с работниками, выполняющими новую для них работу.

Повторный инструктаж проходят все работники незави-

симо от квалификации, образования и стажа работы, не реже

чем через 6 месяцев, с целью повышения уровня знаний пра-

вил и инструкций по охране труда, индивидуально или с

группой работников одной профессии, бригады по програм-

ме первичного инструктажа, на рабочем месте, мастером или

руководителем.

 


Внеплановый инструктаж проводят при:

· изменении правил по охране труда;

· изменении технологического процесса;



· замене, модернизации оборудования и других факторов,

влияющих на безопасность труда;

· нарушении работниками требований безопасности тру-

да, которые могут привести или привели к травме, аварии,

взрыву или пожару;

· перерывах в работе – для работ с повышенными требо-

ваниями к безопасности труда более чем на 30 календарных

дней, а для остальных работ – 60 дней.

Целевой инструктаж проводят с работниками перед про-

изводством разовых работ, а также перед работами, на кото-

рые оформляется наряд-допуск. Проведение этого инструк-

тажа фиксируется в наряде-допуске или в документе, разре-

шающем работу. Наряд-допуск на производство работ

повышенной опасности должен выдаваться ответственным

руководителем работ, где имеется или может возникнуть про-

изводственная опасность.

 

Профессиональный отбор

Проблема профессионального отбора людей, пригодных

к выполнению отдельных видов деятельности, обострилась в

связи с техническим прогрессом.

Профессиональный отбор – это система методов и средств,

решающих задачу выбора профессии в соответствии с инди-

видуальными особенностями человека.

Усложнение техники увеличивает противоречие между

требованиями, предъявляемыми производственным процес-

сом, и способностями людей, что, в свою очередь, вызывает

повышенный интерес к «человеческому фактору». Это проти-

воречие требует решения двух задач: создание такой техники,

которая свела бы к минимуму появление ошибок, и учет ин-

дивидуальных особенностей человека с целью определения

его пригодности к работе с данной техникой.

Опыт и ряд исследований показывают, что часто лица,

не обладающие достаточными способностями к определен-

 


ному виду деятельности, не только значительно дольше дру-

гих и с большими трудностями овладевают этой деятельно-

стью, но и работают хуже других (чаще допускают ошибки и

просчеты, являются виновниками аварий, обладают меньшей

надежностью в работе).

По данным исследований, несоответствие индивидуаль-

ных особенностей работника требованиям профессии на

транспорте является причиной 80% несчастных случаев, а в

промышленности – 43%.

Все профессии подразделены на две категории:

1) первая категория – профессии, требующие абсолютной

профессиональной пригодности;

2) вторая категория – профессии, требующие относитель-

ной профессиональной пригодности.

Требования профессий второй категории доступны

практически каждому человеку. Исследования показали, что в

большинстве случаев этими профессиями успешно овладева-

ют люди самых различных качеств на основе выработки ин-

дивидуального стиля деятельности.

Профессии первой категории предъявляют повышенные

требования, которым удовлетворяют только люди, обладаю-

щие специальными индивидуальными качествами. Это спе-

циалисты, ошибочные действия которых могут привести к

возникновению чрезвычайных ситуаций. Характерной про-

фессией первой категории считается профессия оператора

технических систем.

Аппаратура и оборудование не обладают такой степе-

нью надежности, чтобы функционировать без человеческого

контроля. На предприятии даже высокой степени автомати-

зации может возникнуть ситуация, при которой вмешательст-

во человека станет совершенно необходимым.

Поэтому центральным звеном практически всех челове-

ко-машинных комплексов остается человек-оператор.

Сбой или отказ аппаратуры, ошибки оперативного пер-

сонала сопряжены с весьма дорогостоящими последствиями, а

подчас и катастрофическими, плата за которые неуклонно

продолжает расти.

 


Среди рабочих качеств оператора отмечаются следующие:

· долговременная выносливость, в основе которой лежит

устойчивость нервной системы;

· выносливость к экстренному напряжению и перенапря-

жению;

· помехоустойчивость к действию фактора внешней среды;

· переключаемость внимания.

В настоящее время сложились два этапа профессиональ-

ного отбора оператора технических систем:

1) выясняются медицинские противопоказания к данной

профессии;

2) определяется степень пригодности обследуемых лиц к

функциональной деятельности на основе соответствия пси-

хофизиологических и личностных качеств установленным

критериям профессиональной пригодности.

Выявление значимых психофизиологических и лично-

стных качеств осуществляется методом профессиографии.

Профессиография– это детальное описание профессии,

в котором определены цели и задачи труда, условия труда и

основные производственные функции.

Общая структура психологического отбора кандидата на

должность оператора состоит из четырех оценок:

· оценка особенностей характера -диагностикаформ по-

ведения человека в различных ситуациях, которые могут по-

ложительно либо негативно влиять на эффективность про-

фессиональной операторской деятельности;

· оценка психических функций -диагностика способно-

стей к контролю за изменяющимся зрительным полем и соб-

ственными действиями, к восприятию, переработке большого

объема информации и принятию решения в условиях лимита

времени;

· оценка психофизиологических процессов -диагностика

способностей эффективно и надежно работать в стрессовых

условиях (аварийная ситуация, нарушение технологического

процесса);

· оценка командного взаимодействия -способность кан-

дидата работать в команде, управлять группой, сохранять вы-

 


сокую эффективность и мотивацию при длительных психиче-

ских нагрузках.

Исследования показали, что ошибочные действия или

бездействия операторов в сложных и ответственных ситуаци-

ях находятся в определенной связи с состоянием нервной сис-

темы человека.

При оценке надежности человека-оператора рекоменду-

ется учитывать факторы условий труда. Одной из причин

снижения профессиональной надежности оператора является

превышение на рабочем месте допустимых уровней вредных

производственных факторов, которые приводят к снижению

физических, психических и физиологических возможностей.

Степень их влияния зависит от интенсивности и продолжи-

тельности неблагоприятного действия производственных

факторов, а также от характеристик используемых коллектив-

ных и индивидуальных средств защиты.

Особое внимание следует уделить изучению деятельно-

сти оператора при аварийном режиме. При возникновении

такой ситуации от оператора требуется:

· быстрая реакция;

· логическое мышление при решении сложнейших задач;

· точные и правильные действия.

Стресс дезорганизует психику далеко не каждого чело-

века. Люди с сильным типом нервной системы в состоянии

стресса могут испытывать даже некоторый душевный и ин-

теллектуальный подъем и обретают способность мгновенно

решать такие трудные задачи, выполнять такие сложные дей-

ствия, какие им не по силам при спокойной работе.

Исследования показали, что в аварийной обстановке не-

которые операторы способны выполнять свои обязанности не

снижая качество работы, однако именно эти люди очень под-

вержены монотонии. И наоборот, операторы с неустойчивой

нервной системой хорошо справляются с однообразной, мо-

нотонной работой, а в аварийной ситуации теряются.

В настоящее время отечественная промышленность вы-

пускает большое количество психодиагностических приборов,

 


предназначенных для профессионального отбора операторов

технических систем.

Например, комплекс УПДК-МК предназначен для опреде-

ления надежности работы операторов автоматизированных сис-

тем (операторов ЭВМ,локационных станций, диспетчеров, кас-

сиров и т.п.), работников охраны, водителей транспортных

средств, военнослужащих спецподразделений, работников

управленческого аппарата с высоким уровнем ответственности

при принятии решения, для профессионального отбора или

подбора, а также формирования производственных коллекти-

вов, при решении кадровых вопросов, для оценки предсменного

или предрейсового функционального состояния работников.

Прибор используется с целью повышения эффективно-

сти и надежности работы персонала, а также повышения

безопасности движения психологическими и психофизиоло-

гическими средствами за счет:

· выявления лиц, профессионально непригодных для ра-

боты;

· выявления лиц, непригодных к работе по новым, услож-

ненным технологиям из-за недостаточной психологической

надежности;

· выявления лиц, функционально недостаточно готовых к

предстоящей работе;

· выявления лиц, имеющих выраженные проявления пси-

хической дезадаптации и сложности в межличностных взаи-

моотношениях;

· правильного формирования малых коллективов и

групп.

Прибор позволяет проводить исследование по следую-

щим методикам:

· определение бдительности (готовность к экстренному

действию в условиях монотонно действующих факторов);

· оценка кардиосистемы;

· определение электрокожного сопротивления (кожно-

гальванической реакции);

· определение критической частоты слияния световых

мельканий;

 


· оценка «чувства времени»(временных интервалов);

· определение времени простой двигательной реакции;

· определение времени сложной двигательной реакции;

· оценка реакции на движущийся объект;

· определение индивидуального психомоторного темпа;

· стрессоустойчивость;

· переключение внимания и эмоциональная устойчивость;

· определение личностных особенностей по вербальным

(MMPI, Лири) и цветовому (Люшер) тестам;

· психофизиологическая совместимость в группе

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.