Роль государства и правовая сторона
В охране окружающей среды
В целях защиты окружающей среды и предоставления
конституционного права гражданам на благоприятную окру-
жающую среду, а также получения достоверной информации
о ее состоянии и возмещения ущерба по экологическим пра-
вонарушениям работают и действуют меры природоохрани-
тельного законодательства. Выделяется раздел международно-
го права и внутригосударственной охраны природы, вклю-
чающий в себя юридические основы охраны природных
ресурсов и среды существования жизни в целом.
Международные принципы– это основа правового ре-
гулирования вышеупомянутой сферы жизни, и она имеет не-
посредственное влияние в сфере потребления человеком ре-
сурсов окружающей среды:
· нормы и аспекты по охране окружающей среды, являю-
щейся общезначимой для человечества заботой, закреплены
во многих договорах -в преамбуле Международной конвен-
ции по регулированию китобойного промысла (1946 г.), в пре-
амбуле Конвенции по предотвращению загрязнения моря
сбросами отходов и других материалов (1972 г.), и т.д.;
· окружающая среда вне государственных границ также
является общезначимым достоянием всего человечества (мор-
ское право, 1982 г.);
· практикуется свобода использования и исследования
окружающей среды и ее компонентов и аспектов (договор об
Антарктике (1959 г.), Конвенции ООН по морскому праву);
· рациональное применение ресурсов окружающей среды
(Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открыто-
го моря, 1958 г.);
· содействие с международным сотрудничеством в исследо-
вании и потреблении ресурсов окружающей среды (Конвенция
об охране природы в южной части Тихого океана (1976 г.), Кон-
венция по морскому праву, 1982 г.);
· взаимная зависимость мира, охраны, развития окру-
жающей среды, обеспечения человеческих прав и фундамен-
тальных свобод (Конвенция ООН по правам человека (1968 г.),
Стокгольмская декларация РИО-92 по окружающей среде).
В Российской Федерации в настоящее время существует
и действует Федеральная служба по надзору в сфере приро-
допользования – федеральный орган исполнительной власти,
следящий и осуществляющий функции по надзору и контро-
лю в сфере пользования природой. Вместе с этим органом го-
сударственной власти функционирует Федеральная служба
по экологическому, технологическому и атомному надзору,
которая представляет собой:
· специально уполномоченный орган в области промыш-
ленной безопасности;
· орган государственного регулирования безопасности
при использовании атомной энергии;
· орган государственного энергетического и горного над-
зора;
· специально уполномоченный орган в области экологи-
ческой экспертизы в установленной сфере деятельности.
Также сейчас существует ряд законов об охране окружающей
среды:
· ФЗ от 21.11.1995 г. «Об использовании атомной энергии»;
· ФЗ от 02.05.1997 г. «Об уничтожении химического оружия»;
· ФЗ от 19.07.1997 г. «О безопасном обращении с пестици-
дами и агрохимикатами»;
· ФЗ от 02.05.1998 г. «Об экологической экспертизе»;
· ФЗ от 19.07.1998 г. «О гидрометеорологической службе»;
· ФЗ от 04.05.1999 г. «Об охране атмосферного воздуха».
Санитарные нормы и правила Министерства здраво-
охранения и социального развития тоже обеспечивают охрану
окружающей среды, необходимое качество природных средств,
таких как почвы, воздух, воды. Система стандартов «Охрана
природы»является основным видом нормативных правовых
актов по охране окружающей среды.
Основными задачами стандартизации в области охраны
природы в соответствии с ГОСТ 17.0.0.01-76 являются:
· обеспечение сохранности природных комплексов;
· содействие восстановлению и рациональному использо-
ванию природных ресурсов;
· содействие сохранению равновесия между развитием
производства и устойчивостью окружающей природной сре-
ды (ОПС);
· совершенствование управления качеством ОПС в инте-
ресах человечества.
К актам, регулирующим охрану природы, относятся: зако-
ны и другие нормативные акты субъектов Российской Федера-
ции (например, Закон города Москвы «О защите зеленых наса-
ждений»), указы и распоряжения Президента Российской Феде-
рации и постановления Правительства Российской Федерации
(например, Постановление Правительства «О порядке органи-
зации мероприятий по предупреждению и ликвидации разли-
вов нефти и нефтепродуктов на территории РФ»).
Контрольные вопросы
1. Аксиома о потенциальной опасности деятельности.
2. Последствия действия опасностей.
3. Качественный и количественный анализ опасностей.
4. Как моделируются нежелательные события с помощью
диаграммы «дерево причин», «дерево событий»и «дере-
во отказов»?
5. Риск, виды риска. Как делятся, в зависимости от уровня
риска, все виды профессиональной деятельности?
6. Методы и средства повышения безопасности технологи-
ческих систем.
7. Экспертиза и контроль экологичности, контроль безо-
пасности технических систем.
8. Методы и средства повышения безопасности технологи-
ческих процессов?
9. Классификация и основа применения экобиозащитной
техники.
Задачи
Задача 1. Определить риск гибели человека на произ-
водстве в нашей стране за один год, если ежегодно погибает
семь тысяч человек, а численность рабочих составляет 70 млн
человек.
Задача 2. Каждый год в стране погибает 500000 человек.
Определить риск гибели жителей страны, если в стране 150 млн
человек.
Задача 3. Определить риск в стране, связанный с ДТП, ес-
ли ежегодно погибает 30000 человек. Население страны 150 млн
человек.
Тесты
1. Атмосферный воздух загрязняется:
а) предприятиями черной и цветной металлургии;
б) нефтяной и химической промышленностью;
в) энергетическими предприятиями;
г) всеми вышеперечисленными.
2. Гидросфера загрязняется:
а) древесной и целлюлозной промышленностью;
б) нефтью и нефтепродуктами;
в) кислотными дождями;
г) всеми вышеперечисленными.
3. Почва загрязняется:
а) промышленностью;
б) сельским хозяйством;
в) АЭС;
г) все вышеперечисленные.
4. Главное в идентификация опасных и вредных факторов:
а) установление причин появления опасностей;
б) номенклатура опасностей;
в) вероятность появления опасностей;
Морфологический способ отражения событий произво-
дится с помощью:
а) дерево причин;
б) дерево событий;
в) дерево отказов;
г) все вышеперечисленные.
К основным нормативно-техническим документам, рег-
ламентирующим вопросы БЖ, относятся:
а) СН,СанПиН;
б) НРБ;
в) СНиП;
г) все вышеперечисленное.
7. ССБТ это:
а) система стандартов безопасности труда;
б) система стандартов охраны природы;
в) компания государственных стандартов безопасности в
ЧС.
В каком документе рассматриваются несчастные случаи
на производстве, подлежащие расследованию и учету:
а) Трудовой кодекс РФ;
б) Постановление министерства труда РФ;
Для оценки состояния травматизма на производстве
коэффициент частоты (Кч) равен:
а) 1000 Т/р;
б) 1000 р/т;
в) 500 т/р.
Для оценки состояния травматизма на производстве
коэффициент тяжести (Кт) равен:
а) Д/Т;
б) Т/ Д;
в) Т · Д.
Интегральную оценку уровня производственного трав-
матизма проводят по формуле:
а) Кч · Кт;
б) Кч/Кт;
в) 1/(Кч · Кт).
В каком документе рассматриваются формы доку-
Ментов, необходимых для расследования и учета несча-
стных случаев на производстве:
а) Трудовой кодекс РФ;
б) Постановление Минтруда РФ от 24.11.2002 №73;
Какие случаи на производстве, подлежат расследова-
нию:
а) травма;
б) обморожение;
в) ожог;
г) тепловой удар;
д) поражение электрическим током, молнией, излучением;
е) все вышеперечисленное;
14. Виды несчастных случаев на производстве:
а) легкий;
б) тяжелый;
в) групповой;
г) со смертельным исходом;
д) все вышеперечисленные.
При авариях с числом погибших 15 человек расследование
проводится комиссией, состав которой утверждается:
а) работодателем;
б) Правительством РФ;
в) Санэпидемиалогической службой РФ;
Расследование легкого несчастного случая на производ-
стве, проводится комиссией в течении:
а) двух дней;
б) одного дня;
в) трех дней;
Расследование группового, тяжелого несчастного слу-
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|